Разделы презентаций


ДЕТСКАЯ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: младенчество, раннее детство, дошкольный

Содержание

Детство - это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития.Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 ДЕТСКАЯ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ:

младенчество,
раннее детство,
дошкольный возраст
Составила:

Пехташева Татьяна Ивановна
Педагог-психолог

ДЕТСКАЯ  ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: младенчество, раннее детство, дошкольный возрастСоставила: Пехташева Татьяна ИвановнаПедагог-психолог

Слайд 2Детство - это период
парадоксов и противоречий,
без которых невозможно


представить себе процесс развития.
Детство - период, продолжающийся от новорожденности до

полной социальной и психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества.

Нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие.

Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

Детство - это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития.Детство - период, продолжающийся

Слайд 3ХАРАКТЕРИСТИКА
ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ ЖИЗНИ
Сенильность
(глубокая старость)
детство
отрочество
юность
молодость
Зрелость
старость

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ  ПЕРИОДОВ  ЖИЗНИСенильность (глубокая старость)детствоотрочествоюностьмолодостьЗрелость старость

Слайд 4Наука о психическом развитии ребенка - детская психология - зародилась

как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века.
Детская психология тем

и отличается от всякой

другой психологии, что она имеет дело с особыми единицами анализа - это возраст, или период развития.
Наука о психическом развитии ребенка - детская психология - зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX

Слайд 5Возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не

календарная дата.
Возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий


свою структуру и динамику.
Л. С. Выготский

Хронологический и психологический возраста
не совпадают.

Хронологический или паспортный возраст - лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

Возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не календарная дата.Возраст – это относительно замкнутый цикл

Слайд 6Хронологический
(количество прожитых лет от рождения)
Биологический
(определенная ступень созревания организма)
Психологический (место индивида

в системе общественных отношений, новообразования)

Социальный (характеристики
соц. функций, осуществляемых человеком

в обществе)

Профес-сиональный (стаж, опыт, ступень профес-ого развития)

Хронологический(количество прожитых лет от рождения)Биологический(определенная ступень созревания организма)Психологический (место индивида в системе общественных отношений, новообразования)Социальный (характеристики соц.

Слайд 7Детская психология - учение о периодах детского развития, их смене

и переходах от одного возраста к другому.
Предмет
детской психологии

- раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития
и причин перехода
от одного периода
к другому.

Подобно тому, как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог должен сказать: правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, а если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их следует компенсировать. Все это можно сделать только на основе глубокой и точной теории, вскрывающей конкретные механизмы и динамику развития
психики ребенка.

Детская психология - учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому.

Слайд 8ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
0-1 младенчество
1-3 ранний возраст
3-7 дошкольный возраст
7-11

младший школьный возраст
11-15 подростковый возраст
15-17 ранняя юность
17-21 поздняя юность
21-35 1-й

период зрелого возраста
35-60 2-й период зрелого возраста
60-75 пожилой возраст
75-90 старческий возраст
свыше 90 долгожители
ВОЗРАСТНАЯ  ПЕРИОДИЗАЦИЯ0-1  младенчество1-3  ранний возраст3-7 дошкольный возраст7-11 младший школьный возраст11-15 подростковый возраст15-17 ранняя юность17-21

Слайд 9ЗАКОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:
Детское
развитие
имеет сложную организацию во времени:

свой ритм, который не совпадает
с ритмом времени, и свой

темп, который меняется в разные
годы жизни.

Закон метаморфозы
в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений.

Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.

Закон развития высших психических функций.

ЗАКОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом

Слайд 10ПЕРВЫЙ КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –
ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ
Кризис новорожденности -

промежуточный период между внутриутробным и внеутробным
образом жизни.
Переход к

новому типу функционирования обеспечивается только взрослым.

Этот период характеризуется катастрофическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка.

Ребенок 80% времени суток спит.. Сон еще не смещен на ночное время и имеет полифункциональный характер. Ребенок спит полубодрствуя.
20% времени ребенок бодрствует,, но само бодрствование пока носит полудремотный характер. Процесс правильного чередования сна и бодрствования формируется под влиянием условия воспитания - со временем периоды бодрствования начинают совпадать с моментами кормления.

с ней физиологически, и составляет период новорожденности.

Период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан

ПЕРВЫЙ КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИКризис новорожденности - промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом

Слайд 11Первый объект,, который ребенок выделяет из окружающей действительности - человеческое

лицо. Глазки ребенка, которые впервые начинают конвергировать (сводить воедино) на

лице матери, и улыбка на лице матери - служат показателями выделения объекта.

Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности - комплекс оживления.

Комплекс оживления - это не просто реакция, это - попытка воздействовать на взрослого.

Появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности.

Медицинский критерий конца периода новорожденности - приобретение ребенком первоначального веса, с которым он родился, что свидетельствует о том, что физиологические системы жизнедеятельности функционируют нормально.

Первый объект,, который ребенок выделяет из окружающей действительности - человеческое лицо. Глазки ребенка, которые впервые начинают конвергировать

Слайд 12МЛАДЕНЧЕСТВО
— особая пора в развитии ребенка.
Социальная ситуация развития на

первом году жизни складывается из 2-х моментов.
Жизнь младенца целиком и

полностью зависит от ухаживающего за ним взрослого. Такая опосредованность позволяет считать ребенка максимально социальным.

Ребенок лишен основного средства общения — речи. Всей организацией жизни ребенок принужден к максимальному общению со взрослым, но это общение своеобразное — бессловесное.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальными возможностями общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

МЛАДЕНЧЕСТВО— особая пора в развитии ребенка. Социальная ситуация развития на первом году жизни складывается из 2-х моментов.Жизнь

Слайд 13Начало младенческого возраста совпадает с окончанием кризиса новорождённости. Поворотный пункт

находится между 2-м и 3-м месяцами жизни ребенка и знаменуется

выделением взрослого человека как центрального элемента окружающей действительности.

Улыбка:
первые улыбки могут фиксироваться на 1-й неделе 2-го месяца жизни.

Вокализации: ребенок гулит, гукает,
лепечет, вскрикивает навстречу взрослому.

Двигательные реакции, оживление: открывается «комплекс оживления».

3 компонента:

За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство.
Оно охватывает возраст от 1 года до 3 лет
и заканчивается кризисом 3-х лет.

Начало младенческого возраста совпадает с окончанием кризиса новорождённости. Поворотный пункт находится между 2-м и 3-м месяцами жизни

Слайд 14На грани между возрастами
в кризисе первого года жизни фиксируется

ряд противоречий — как предпосылки перехода на качественно новую ступень

развития.

Важнейшим новообразованием возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой.

Новый тип деятельности — предметная деятельность, направленная на активное усвоение общественно выработанных способов действия с предметами (второе основное новообразование раннего детства).

Третье важное новообразование — развитие самостоятельной ходьбы, которую ребенок начал осваивать к концу младенчества.

На грани между возрастами в кризисе первого года жизни фиксируется ряд противоречий — как предпосылки перехода на

Слайд 15Основной, ведущий тип деятельности ребенка в младенческом возрасте – эмоционально-непосредственное

общение, предметом которого для ребенка
является взрослый человек.
Первая потребность,

которая формируется у ребенка,- это потребность в другом человеке. Только развиваясь рядом с взрослым человеком, ребенок сам может
стать человеком.

Дефицит общения в младенческом возрасте оказывает отрицательное влияние на все последующее психическое развитие ребенка. События первого года жизни формируют у ребенка "основу доверия" или недоверия в отношении внешнего мира. Отсутствие любви между окружающими ребенка людьми и любви к ребенку, по мнению исследователей, "окрасит решение всех возрастных задач, которые будут возникать перед ребенком на последующих этапах развития".

Основной, ведущий тип деятельности ребенка в младенческом возрасте – эмоционально-непосредственное общение, предметом которого для ребенка является взрослый

Слайд 16Период младенчества состоит из двух подпериодов:
I подпериод - до

5,6 месяцев, II подпериод - от 5,6 до 12 месяцев.


Происходит чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных механизмов, элементарных форм будущих ориентировочных реакций: сосредоточение, слежение, круговые движения.
В 4 месяца появляется реакция на новизну, которая заключается в длительности удержания взгляда на новом предмете.
Появляются реакции на голос матери. Развивается тактильная чувствительность, которая имеет важное значение для возникновения акта хватания и обследования предмета.
Возникают первые призывы - попытки привлечь взрослого с помощью голоса, что свидетельствует о перестройке голосовых реакций в поведенческие акты.

II подпериод связан с возникновением акта хватания - первого организованного, направленного действия. Он рождается как совместная деятельность
ребенка со взрослым.
Акт хватания - это поведенческий акт, а поведение предполагает обязательное участие ориентировки. Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету.
Акт хватания имеет чрезвычайное значение для психического развития ребенка. С ним связано возникновение предметного восприятия. Благодаря акту хватания развивается рука: возникает противопоставление большого пальца.

Период младенчества состоит из двух подпериодов: I подпериод - до 5,6 месяцев, II подпериод - от 5,6

Слайд 17К концу младенческого возраста (10-11 до 14 месяцев) возникает этап

функциональных действий: это более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, но

если раньше ребенок выполнял действие одним показанным ему способом и на одних и тех же предметах, то теперь он пытается воспроизвести действие на всех возможных объектах.

Манипулирование ребенка с игрушками - это скрытая совместная деятельность. Здесь взрослый присутствует не непосредственно, а опосредованно, будучи как бы запрограммированным в игрушке.

Хватание, направление к предмету стимулирует возникновение сидения. Когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются предметы, к которым притронуться нельзя. Снова проявляется закон опережающего знакомства ребенка с миром, опережающей ориентировки. Ребенок тянется к предмету, он привлекателен, но получить его можно только с помощью взрослого.
Благодаря этому, общение приобретает другой характер, оно становится общением по поводу предметов.

К концу младенческого возраста (10-11 до 14 месяцев) возникает этап функциональных действий: это более совершенные действия нанизывания,

Слайд 19НОВООБРАЗОВАНИЯ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
Ходьба - первое из основных новообразований младенческого возраста,

знаменующих собой разрыв старой ситуации развития.
Второе основное новообразование этого

возраста - появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким. Исследователи называют ее "языком нянь". Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась.

Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание - предметная деятельность.

НОВООБРАЗОВАНИЯ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТАХодьба - первое из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Второе

Слайд 20РАННИЙ ВОЗРАСТ
В раннем возрасте, особенно в первой его половине, ребенок

только начинает входить в мир социальных отношений. В этот период

мотивы его поведения, как правило, не осознаны и не выстроены в систему по степени их значимости. Лишь постепенно внутренний мир ребенка приобретает определенность и устойчивость. Ребенок не может сразу усвоить то отношение к людям и вещам, которого от него ожидают.

Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения со взрослыми, происходящее в связи с вхождением в мир постоянных предметов, с овладением предметной деятельностью.

Если с детьми общаются мало, ограничиваясь уходом за ними, то они резко отстают в развитии речи. Если взрослые в общении с ребенком пытаются ловить каждое желание ребенка, исполнять все, что он хочет, по первому жесту, ребенок может долго обходиться без речи.

Когда взрослые вынуждают ребенка говорить внятно, по возможности ясно оформлять словами свои желания и только в этом случае исполняют их.

РАННИЙ ВОЗРАСТВ раннем возрасте, особенно в первой его половине, ребенок только начинает входить в мир социальных отношений.

Слайд 21СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Ребенок в возрасте от полутора до

трех лет чрезвычайно быстро овладевает речью благодаря психологической включенности в

общение со взрослыми. Он внимательно слушает разговоры взрослых. Удовольствие, которое получает ребенок от слушания, побуждает его всякий раз приближаться к общающимся взрослым и настораживать свой слух. В то же время ребенок в этом возрасте активизирует свое речевое общение, постоянно обращаясь к взрослому. Ребенок «льнет» к взрослому, задает ему вопросы, пытается понять ответы.

Общение в раннем возрасте состоит и в постоянном обращении ребенка за помощью, и в оказании сопротивления предложениям со стороны взрослого. Ребенок открывает для себя, что он является источником своей воли, вот и начинает опробовать свою волю в общении со своими близкими, со взрослыми и сверстниками.

СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕРебенок в возрасте от полутора до трех лет чрезвычайно быстро овладевает речью благодаря

Слайд 22СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Ребенок именно в раннем возрасте осваивает

приемы привлечения и удержания внимания взрослых. Ребенок умеет хорошо рефлексировать

на реакции взрослых и тут же сам исправляет свои неудачные промахи. Ребенок умеет выражать чувство привязанности и симпатии, также может выразить чувство неудовольствия. Правда, все эти возможности приемлемого общения могут не использоваться, когда малыш утомился, когда он не понят, когда его проигнорировали и выказали невнимание.

Умея быть достаточно терпеливым для своего возраста и умея подождать, ребенок все-таки не может переносить сильных испытаний временем ожидания внимания со стороны значимого взрослого, не может пережить некорректного к себе отношения.
Он может разом дать регрессивную реакцию.

В раннем возрасте дети начинают пристально интересоваться друг другом, они наблюдают, обмениваются игрушками, пытаются демонстрировать друг другу свои достижения и даже соревноваться.

СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕРебенок именно в раннем возрасте осваивает приемы привлечения и удержания внимания взрослых. Ребенок

Слайд 23Ранний возраст – возраст интенсивного развития восприятия.
Точность восприятия велика, но

само восприятие своеобразно. Оно, во-первых, фиксирует какое-то одно качество объекта,

и в последующем ребенок ориентируется на это качество при узнавании объекта. Во-вторых, восприятие ребенка раннего возраста аффективно окрашено и тесно связано с практическим действием.

На третьем году в умственном развитии ребенка происходит важный сдвиг, имеющий огромное значение для последующего овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности, - начинает формироваться знаковая (или символическая) функция сознания. Знаковая функция состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого. При этом вместо действий с предметами выполняются действия с их заместителями, результат же относится к самим предметам.

Ранний возраст – возраст интенсивного развития восприятия.Точность восприятия велика, но само восприятие своеобразно. Оно, во-первых, фиксирует какое-то

Слайд 24Воображение в раннем возрасте работает скорее как механизм, а не

как активная деятельность: оно обычно возникает непроизвольно, без специального намерения,

под влиянием интереса и эмоций.

В своих играх ребенок обычно воспроизводит действия и ситуации, заимствованные от взрослых, не строя собственного замысла. Типичное проявление ребенка в деятельности: рисуя или конструируя, он исходит из усвоенных прежде действий, и только полученный результат «требует» от него соответствующего образа.

Ребенок раннего возраста склонен устанавливать «прямое замыкание» между тем, о чем он слышит от взрослого, и образами реальных предметов, сформированными в личном опыте. Слушая сказку про деда и бабу, он тут же вспоминает собственных дедушку и бабушку, а слушая про волка, представляет конкретное изображение на картинке.
К концу раннего возраста ребенок нередко стремится «сочинять» собственные сказки, рассказы. Это, однако, не более чем мозаичное варьирование собственным опытом.

Воображение в раннем возрасте работает скорее как механизм, а не как активная деятельность: оно обычно возникает непроизвольно,

Слайд 25ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
В раннем возрасте память ребенка развивается

чрезвычайно интенсивно. За первые три года ребенок осваивает действия, которые

ориентируют его в собственной телесной активности в отношении к самому себе и к окружающему миру. За это же время ребенок проходит путь от бессловесного новорожденного до говорящего общающегося человека: достаточно вспомнить так называемый сензитивный период речи 5 (с 1 года 6 мес. до 3 лет), когда дети овладевают родным языком.

В усвоении первоначального опыта принимают участие двигательная, эмоциональная и образная память. Преобладают в этот период двигательная и эмоциональная память. Память в раннем возрасте становится ведущей функцией, она принимает участие в развитии всех видов познания.

Память в раннем возрасте полностью непроизвольна: специальных действий с целью запомнить или припомнить что-либо ребенок не выполняет.
Для запоминания имеет значение частота повторения действий. Только повторяющиеся действия, формируют и поддерживают запечатления, ложащиеся в основу долговременной памяти ребенка.
Именно в раннем возрасте ребенок вступает на путь развития собственно человеческой памяти.

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕВ раннем возрасте память ребенка развивается чрезвычайно интенсивно. За первые три года ребенок

Слайд 26ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста

является то, что он действует, не задумываясь, под влиянием возникающих

в данный момент чувств и желаний. Эти чувства и желания вызываются, прежде всего, непосредственным окружением ребенка, тем, что попадается ему на глаза. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств.

В связи с формированием устойчивых представлений о предметах начинают возникать чувства и желания, связанные с предметами, о которых ребенок помнит, хотя и не видит их перед собой в данный момент. Установление связи чувств и желаний с представлениями делает поведение ребенка более целенаправленным, создает основу для развития речевой регуляции поведения

Уже в младенчестве у детей начинают формироваться любовь, симпатия к близким людям. Примерно к середине второго года, если ребенок общается с другими детьми, чувство симпатии переносится на них.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕОтличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что он действует, не задумываясь,

Слайд 27Пропорции головы 2-3х летнего ребенка
В раннем возрасте лицо ребенка интенсивно

развивается конституционно и мимически. Лицо заметно меняет свои пропорции -

круглая форма лица начинает постепенно переходить в овальную, что связано с изменением лицевого черепа, с преобразованием челюстей, когда появляется два ряда мелких зубиков. Высота лица от корня носа до нижнего края подбородка увеличивается с 39 до 81 мм.

Телесная поддержка ребенка субъективно для него выступает как признание его ценности, а в раннем возрасте ребенок уже начинает стремиться к признанию.
Начиная с полутора лет, оценка поведения ребенка взрослыми становится одним из важных источников его чувств.
Возможность сознательно управлять своим поведением у ребенка раннего возраста крайне ограничена. Ему очень трудно удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания и еще труднее выполнить непривлекательное действие
по предложению взрослого.

Пропорции головы 2-3х летнего ребенкаВ раннем возрасте лицо ребенка интенсивно развивается конституционно и мимически. Лицо заметно меняет

Слайд 28Ребенок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет

себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложится в

основу его личности. Ребенок отстаивает право на свое имя и протестует, если его называют другим именем.

С имени собственного ребенок раннего возраста начинает свое общение с окружающими, когда овладевает речью настолько, что может выразить свои желания и высказать оценку своей персоне.

В раннем возрасте ребенок переживает качественное преобразование себя как субъекта, наконец осознающего себя в единстве и тождественности своего «Я».
Осознание себя как отдельного субъекта, как уникального «Я» происходит через телесные чувствования, «образ» тела, визуальный образ своего отражения в зеркале, через переживание своего волеизъявления и свою способность выделять себя как источник своих воли, эмоций
и воображения.

Ребенок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя

Слайд 29Общение взрослого с ребенком дает ему возможность начать осознавать себя

как отдельного человека. Это происходит в период с двух с

половиной до трех лет. Это случается не в «один прекрасный момент», а постепенно.

Ребенок раннего возраста отношение к самому себе заимствует у взрослых. Поэтому он нередко беседует с собой, как с посторонним: уговаривает, ругает, благодарит. Слитность с другими людьми, которую испытывает ребенок, можно наблюдать именно в раннем возрасте. Однако эмоционально переживаемое отторжение от других, обособление, выражаемое подчас в агрессии, также можно наблюдать в раннем возрасте, когда уникальное «Я» начинает «прорастать» сквозь синкретичное восприятие мира предметов и человеческих отношений.

К концу третьего года и под влиянием возрастающей практической самостоятельности происходит осознание себя как источника разнообразных желаний и действий, отделенного от других людей. В общении со взрослыми он научается отделять себя от других людей.

Общение взрослого с ребенком дает ему возможность начать осознавать себя как отдельного человека. Это происходит в период

Слайд 30Отделение себя
от других людей,
сознание собственных возможностей через чувство

овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к появлению нового

типа отношения ребенка к взрослому. Он начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться теми же правами,
что и взрослые: выполнять
такие же действия, быть таким же
независимым
и самостоятельным.

Желание быть
самостоятельным выражается не только в предлагаемых взрослым формах («Сделай это сам. Ты уже большой и можешь это сделать»), но и в упорном стремлении поступить так, а не иначе, ощутив прелесть и возбуждающую тревогу от волеизъявления. Эти чувства столь захватывающи, что ребенок открыто противопоставляет свои желания ожиданиям взрослых.

Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят

Слайд 31Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до

сих пор между ребенком и взрослым.
К концу раннего возраста

возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для

ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действии и отношений в окружающем мире.

Феномен "Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

Что скрыто за феноменом "Я сам"?
Д. Б. Эльконин предполагает, что у ребенка возникают и приобретают собственную динамику развития какие-то желания.

К концу раннего возраста желания ребенка становятся обобщенными и аффект тем сильнее, чем с более обобщенными желаниями он связан.

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К

Слайд 32ВАЖНЫЕ СИМПТОМЫ КРИЗИСА 3-х ЛЕТ,
выделенные и описанные немецким психологом
Эльзой

Келер
Негативизм. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых.
Упрямство.
Состоит

в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении.

Строптивость.
Это протест против порядков, которые существуют дома.

Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам все хочет делать.

Обесценивание взрослых.
Он психологически отделяется от близких взрослых.

Протест-бунт,
который проявляется в частых ссорах
с родителями.

Деспотизм.
Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.

ВАЖНЫЕ СИМПТОМЫ КРИЗИСА 3-х ЛЕТ,выделенные и описанные немецким психологом Эльзой Келер Негативизм. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным

Слайд 33В отечественной психологии

дошкольным детством принято считать период от 3 до 7 лет.
В

этом возрасте у детей укрепляется костно-мышечная система, улучшается координация движений. Заметно усиливается регулирующая функция коры — дошкольники уже не столь импульсивны и несдержанны, как в раннем детстве, могут тормозить свои непосредственные побуждения. К 7 годам вес мозга достигает в среднем 1350 г.

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности.

Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

В отечественной психологии        дошкольным детством принято считать период от 3

Слайд 34Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени

дети этого возраста проводят в играх, причем от трех до

шести-семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития:

игра-манипулирование с предметами,
индивидуальная предметная игра конструктивного типа,
коллективная сюжетно-ролевая игра,
индивидуальное и групповое творчество,
игры-соревнования,
игры-общение,
домашний труд.

Примерно за год или два до поступления в школу к названным видам деятельности добавляется еще один — учебная деятельность.

Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем

Слайд 35Определенные этапы последовательного совершенствования игр можно проследить, условно разделив в

аналитических целях дошкольное детство на три периода:
младший
дошкольный
возраст
(3—4

года)

средний
дошкольный
возраст
(4—5 лет)

старший
дошкольный
возраст
(5—6 лет)


Если по какой-то причине распадается совместная игра, разлаживается и процесс общения.

Игра способствует становлению произвольного поведения ребенка.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка.

Игра способствует развитию познавательной сферы ребенка.

Определенные этапы последовательного совершенствования игр можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода:младший

Слайд 36СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Младшие дошкольники чаще
играют в одиночку, но

уже фиксируются объединения группами в 2–3 ребёнка. Продолжительность такого объединения

3–5 минут, после чего дети одной микрогруппы могут присоединиться к другим микрогруппам.

К 4–5 годам, игровые микрогруппы, как правило, охватывают от 2 до 5 детей. Продолжительность совместной игры иногда доходит до 40–50 минут, но чаще составляет около 15–20 минут.. В дальнейшем, количество детей – участников игровых микрогрупп может существенно возрастать.

В 4-5 лет и в 5-6 лет, обычно, игра начинается одним ребёнком, а затем к нему присоединяются другие дети. Возникают игры с общим сюжетом. В среднем и в старшем дошкольном возрасте дети уже могут успешно согласовывать свои игровые действия, заранее распределять игровые роли и обязанности.

У детей 6-7 лет имеет место детальное предварительное планирование игры, имеется распределение игровых ролей до начала игры и коллективный подбор игрушек и игровых предметов. Детские игровые группы становятся более многочисленными и долговременными.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВМладшие дошкольники чащеиграют в одиночку, но уже фиксируются объединения группами в 2–3 ребёнка.

Слайд 37РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: РЕЧЬ
РЕЧЬ
Ребенок узнает неверно сказанные слова.

Интенсивно растет словарный состав речи.
Ребенок 3-5 лет верно понимает

значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно.

Отмечается
появление эгоцентрической речи, а затем развитие речи «про себя» или внутренней речи.

Этап планирования становится внутренним, эгоцентрическая речь постепенно замещается внутренней речью.

Появляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи — монологическая речь.

Предпосылки формирования у детей дошкольников письменной речи.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВВ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: РЕЧЬРЕЧЬРебенок узнает неверно сказанные слова. Интенсивно растет словарный состав речи. Ребенок 3-5

Слайд 38Особенности развития речи в дошкольном возрасте:
Речь «отрывается» от конкретной ситуации,

теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
Появляются связные формы речи,


возрастает её выразительность;

Ребёнок постигает законы родного языка в процессе речевой деятельности;

Ребёнок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

Речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

Речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к речи как выражению мысли.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:Речь «отрывается» от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;Появляются

Слайд 39РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие в дошкольном возрасте

утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются.

Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
В нём выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие превращается в особую, целенаправленную познавательную деятельность;

Зрительное восприятие становится одним из ведущих видов восприятия. Происходит активное освоение сенсорных эталонов;

Совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, временную последовательность событий.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВВ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: ВОСПРИЯТИЕ Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и

Слайд 40РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: ВНИМАНИЕ
ВНИМАНИЕ
В дошкольном возрасте существует и

интенсивно развивается и используется универсальное средство осуществления внимания – речь.

Ребёнок организует своё внимание на предстоящей деятельности, формулируя свои действия словесно, ориентируясь на то, что говорит в этих случаях взрослый.

значительно возрастают концентрация, объём и устойчивость внимания, интенсивно формируются другие свойства внимания;
складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, формирования познавательных интересов;
внимание становится опосредованным;
внимание связано с интересами ребенка к деятельности (в деятельности);

появляются элементы послепроизвольного внимания.

В дошкольном возрасте для развития внимания свойственно следующее:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВВ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: ВНИМАНИЕВНИМАНИЕВ дошкольном возрасте существует и интенсивно развивается и используется универсальное средство осуществления

Слайд 41РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: ПАМЯТЬ
ПАМЯТЬ
Память в этом возрасте приобретает

доминирующую функцию среди других познавательных процессов.
Память дошкольника имеет ряд

специфических особенностей.

У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания.

У детей младшего и среднего дошкольного возраста хорошо развита механическая память. Дети легко запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное, услышанное, но только при условии, если оно вызвало у них интерес, и сами дети были заинтересованы в том, чтобы что-то запомнить или припомнить.

В старшем дошкольном возрасте память, все больше познавательно объединяясь с мышлением и речью, приобретает истинно интеллектуальный характер, формируются элементы
словесно-логической памяти.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВВ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: ПАМЯТЬПАМЯТЬПамять в этом возрасте приобретает доминирующую функцию среди других познавательных процессов. Память

Слайд 42РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: ВООБРАЖЕНИЕ
ВООБРАЖЕНИЕ
К концу дошкольного возраста воображение

ребенка становится сознательно управляемым.
Воображение детей младшего и среднего дошкольного

возраста формируется в игровой и конструктивной деятельности, активно развивается в общении детей со сверстниками и взрослыми.
Воображение, будучи особой познавательной деятельностью,
в среднем дошкольном возрасте пошагово переходит в фантазирование.
Ребёнок старшего дошкольного возраста осваивает приёмы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость
в наглядной опоре для их создания.

замысел в форме наглядной модели;
образ воображаемого объекта;
образ действия с объектом.

Формируются следующие познавательные действия воображения:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВВ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: ВООБРАЖЕНИЕВООБРАЖЕНИЕК концу дошкольного возраста воображение ребенка становится сознательно управляемым. Воображение детей младшего

Слайд 43РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ДВ):
МЫШЛЕНИЕ
Развитие мышления в ДВ определяется

поступательным переходом
от наглядно-действенного мышления, характерного
для младшего дошкольного возраста,

к наглядно-образному
мышлению, постепенно становящемуся ведущим в среднем ДВ.

В старшем дошкольном возрасте доминирует
наглядно-образное мышление.

В конце дошкольного возрастного периода начинается постепенный переход к вербально-логическому (словесно-планировочному) мышлению.

Основным видом мышления, в течение дошкольного периода, тем не менее, является наглядно-образное мышление.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВВ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ДВ):МЫШЛЕНИЕРазвитие мышления в ДВ определяется поступательным переходом от наглядно-действенного мышления, характерного для

Слайд 44Этапы развития мышления
от младшего до старшего дошкольного возраста:


1. Ребенок еще не в состоянии действовать в уме, но

уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане.
2. В процесс решения задачи ребенком уже включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. В основном же ребенок по-прежнему решает задачи «руками и глазами», хотя в речевой форме им может быть сформулирован результат выполненного практического действия.

3. Задача решается в образном плане через манипулирование образами объектов. Здесь осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, направленных на решение поставленной задачи. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделенного еще от выполнения реального практического действия.

Этапы развития мышления от младшего до старшего дошкольного возраста: 1. Ребенок еще не в состоянии действовать в

Слайд 45Этапы развития мышления
от младшего до старшего дошкольного возраста:

4.

Задача решается ребенком по заранее составленному и внутренне представленному плану.


В его основе — память и опыт, накопленные
в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задач.


5. Задача решается во внутреннем плане (в уме) с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами.
6. Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения
к практическим
действиям с предметами.

Этапы развития мышления от младшего до старшего дошкольного возраста: 4. Задача решается ребенком по заранее составленному и

Слайд 46Важным показателем когнитивного развития дошкольника является сформированность его самосознания
САМОСОЗНАНИЕ

-
архиважное когнитивное и личностное новообразование дошкольного детства.

Появляется осознание

себя во времени, личное сознание, рефлексия. Осознаёт свои физические возможности, свои умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.

Усвоение социальных норм предполагает:

ребёнок постепенно начинает понимать
и осмысливать значение норм и правил поведения
в обществе;

у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения;

ребёнок проникается определенным эмоциональным отношением к социальным
нормам.

Важным показателем когнитивного развития дошкольника является  сформированность его самосознанияСАМОСОЗНАНИЕ -архиважное когнитивное и личностное новообразование дошкольного детства.

Слайд 47Дети с адекватными представлениями о себе воспитываются в семьях, где

родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические

и умственные данные, но не считают уровень их развития более высоким, чем у большинства их сверстников. Таких детей родители чаще поощряют не подарками, а тем, что осуществляют желаемую ребёнком совместную деятельность и совместное времяпрепровождение.

Дети с заниженными представлениями о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

Детей с завышенными представлениями о себе в семьях считают гораздо более развитыми по сравнению с их сверстниками; этих детей родители очень часто поощряют, чаще всего – именно подарками, очень хвалят при других детях и взрослых и очень редко как-либо наказывают, даже в форме выговора. Родители уверены в том, что в школе эти дети будут только отличниками, что и внушают им.

Дети с адекватными представлениями о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно

Слайд 48ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ
СФЕРА
Для дошкольного детства характерна устойчивость эмоционально-чувственной сферы. Дошкольному возрасту

присуща спокойная эмоциональность, заметно отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов

по незначительным поводам. Чувства становятся более осознанными, обобщёнными, разумными, произвольными, внеситуативными.

Формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Эмоции постепенно приобретают прогнозирующий, предвосхищающий характер. Начинают выполнять
регулятивную функцию.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать свои поступки с точки зрения норм морали, подчинять
своё поведение этим
нормам.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРАДля дошкольного детства характерна устойчивость эмоционально-чувственной сферы. Дошкольному возрасту присуща спокойная эмоциональность, заметно отсутствие сильных аффективных

Слайд 49Общая тенденция в процессе развития волевой сферы психики сводится к

психической организации и содержательному структурированию базовой формы волевой саморегуляции –

волевому навыку самоограничения в поведенческих действиях.

Психологическая
волевая саморегуляция (ПВС)

В младшем
дошкольном возрасте ПВС сформирована только на первичном уровне сдерживания ребёнком своего желания нарушить незначительное
число бытовых
запретов-табу.

В среднем дошкольном
возрасте ПВС выходит на более высокий уровень, превращаясь в умение ребёнка ограничивать себя
в достаточно широком
перечне запретов
и требований.

В старшем
дошкольном возрасте
развитие ПВС переходит
на более осознанный уровень,
у детей появляется сознательное желание действовать по принятым в микросоциуме и мезосоциуме правилам
поведения.

Общая тенденция в процессе развития волевой сферы психики сводится к психической организации и содержательному структурированию базовой формы

Слайд 50ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА
Очень важным личностным
проявлением, формирующимся в дошкольном

возрасте, считается иерархия (соподчинение) мотивов. Оно появляется в начале дошкольного

возраста и затем последовательно развивается.

Именно с этими изменениями в потребностно-
мотивационной сфере личности ребёнка учёные связывают
начало «взрослого» становления его личности.

Регулировать своё поведение дошкольнику помогает имеющийся в его представлениях образ поведения другого человека (взрослого, другого ребёнка). Сначала ребёнку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а, оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития внутреннего плана представлений, ребёнок начинает руководствоваться осознанными мотивами.

Появляются мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием. Формируются мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества. Развиваются мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами. Особенно значимы, с позиций развития личности дошкольника, мотивы интереса к содержанию деятельности и мотивация достижения.

ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА  Очень важным личностным проявлением, формирующимся в дошкольном возрасте, считается иерархия (соподчинение) мотивов. Оно появляется

Слайд 51Основные психологические
новообразования
дошкольного
возраста
1.Возникновение первого схематичного
абриса

цельного
детского мировоззрения.
2.Возникновение первичных этических инстанций "Что такое хорошо

и что
такое плохо".

3. Возникновение соподчинения мотивов. Преобладание обдуманных
действий над
импульсивными.

4. Возникновение произвольного поведения (поведения, опосредованного определенным представлением).

5. Возникновение личного дознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми.

6. Возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало
самооценки).

Основные психологические новообразования дошкольного возраста1.Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. 2.Возникновение первичных этических инстанций

Слайд 52Переходный период от дошкольного
к младшему школьному возрасту знаменуется наступлением


возрастного кризиса 7 лет.
Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения

в поведении ребенка: он начинает манерничать, кривляться, бросается в глаза демонстративность. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения. За этими внешне негативными проявлениями скрываются глубокие изменения в психической жизни ребенка, которые и составляют основной психологический смысл кризиса 7 лет.

У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим. Потеря непосредственности связана с тем, что между желанием что-то сделать и действием «вклинивается» интеллектуальный момент: ребенок начинает размышлять, прежде чем действовать, пытается оценить свой поступок с точки зрения его результата, возможных отдаленных последствий и пр. Тем самым поведение ребенка перестает быть импульсивным и становится опосредствованным и произвольным.

Происходят изменения в эмоционально-мотивационной сфере. Впервые возникает обобщение переживаний. Череда успехов или неудач, каждый раз переживаемых ребенком, приводят к формированию устойчивых аффективных комплексов чувства неполноценности, ущемленного самолюбия, чувства собственной значимости, умелости, компетентности.
Наиболее устойчивые из них, подкрепляясь событиями и оценками со стороны окружающих, будут влиять на формирование самооценки ребенка, уровень его притязаний. Именно на них он начинает теперь ориентироваться в своих действиях и поступках.

Переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту знаменуется наступлением возрастного кризиса 7 лет. Внешними проявлениями кризиса

Слайд 53Кризис 7 лет является периодом рождения социального «Я».


Весь

ход психического развития ребенка приводит к тому, что у детей

появляется отчетливое стремление занять новое, более взрослое положение в жизни - потребность к осуществлению общественно значимой деятельности. Этот новый уровень развития самосознания связан с появлением внутренней позиции. Это центральное личностное образование, которое теперь начинает определять всю систему отношений ребенка.

Дети-одногодки могут находиться в психологически разных возрастных группах: дети, не прошедшие кризис 6-7 лет, по сути еще являются дошкольниками; дети, преодолевшие кризис со всеми его потерями и приобретениями, готовы вступить в новый возрастной этап. Это во многом и составляет суть проблемы психологической готовности детей к школе.



Кризис 7 лет не имеет четко выраженных границ и не связан с формальным достижением ребенком соответствующего паспортного возраста. У современных детей верхняя граница кризиса смещается к 6 годам, поэтому правомерно вести речь о кризисе 6-7 лет. При этом у детей, являющихся сверстниками, период кризиса может не совпадать во времени. Это может быть связано с особенностями общего психического и психофизического развития ребенка, характером его социального окружения, особенностями воспитания.

Кризис 7 лет является периодом рождения социального «Я».  Весь ход психического развития ребенка приводит к тому,

Слайд 54Эльконин
Даниил
Борисович
Выготский
Лев
Семенович
Там и тогда, где и когда

появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит

в новый возраст.

До тех пор, пока не начали обучать ребенка
в логике программы, до тех пор еще нет готовности к обучению; обычно готовность к школьному обучению складывается к концу первого полугодия первого года обучения школе.

Первое требование, которое надо учитывать при поступлении в школу - никогда не следует измерять готовность к школьному обучению по формальному уровню умений и навыков, таких как чтение, письмо, счет.

Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности.

Эльконин Даниил БорисовичВыготский Лев СеменовичТам и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и

Слайд 5515 ГЕНИАЛЬНЫХ ЦИТАТ
ЛЮДМИЛЫ ПЕТРАНОВСКОЙ
Тот, к кому ребёнок привязан, утешает

и придаёт ему сил просто фактом своего присутствия.
Хотите, чтобы

ребёнок справлялся с жизнью? Значит, всё детство утешайте, обнимайте, принимайте его чувства. Не говорите «Не плачь!», не стремитесь сразу отвлечь и развлечь. Помогайте ему проживать стресс, оставаясь живым, и выходить из него, а не глотать неприятные чувства и отмораживаться.
Нам кажется, что тот, кто закалён невзгодами с детства, будет лучше справляться с ними и потом. Это не так. Исследования показывают, что лучше справляются с трудностями те, у кого было счастливое детство и благополучная семья. Их психика имеет запас прочности,
в стрессе она сохраняет способность быть гибкой и изобретательной, они обращаются за помощью и способны утешиться сами.
Решать, что делать прямо сейчас с вашим собственным малышом, который плачет, дерётся или испуган – только вам, и если ваша интуиция, движимая любовью и заботой, говорит не то, что книга – слушайте интуицию.
Важно оставаться для ребёнка родителями, а родитель – это тот, кто заботится.
15 ГЕНИАЛЬНЫХ ЦИТАТЛЮДМИЛЫ ПЕТРАНОВСКОЙ Тот, к кому ребёнок привязан, утешает и придаёт ему сил просто фактом своего

Слайд 5615 ГЕНИАЛЬНЫХ ЦИТАТ
ЛЮДМИЛЫ ПЕТРАНОВСКОЙ
Хотите, чтобы он (ребёнок) умел просить

прощения? Просите сами, покажите пример выхода из ссоры и признания

ошибок. Если
с привязанностью всё будет в порядке – у него включится подражание и он тоже научится, сам, без нравоучений.
Привычка эмоционально разряжаться через ребёнка – если вы срываетесь часто – это просто дурная привычка, своего рода зависимость.
И эффективно справляться с ней нужно так же, как с любой другой вредной привычкой: не «бороться с», а «научиться иначе», постепенно пробуя и закрепляя другие модели.
Устраивайте себе «тайм-ауты», маленькие перерывы до того, как придёт невыносимая усталость. Поставьте детям мультик и спокойно выпейте кофе или примите душ. Забудьте про грозные предупреждения врачей, что телевизор дольше 15 минут в день – это очень вредно. Поверьте, мама в состоянии нервного истощения гораздо вреднее, чем телевизор.
Если мы учим детей не врать, а сами врём, требуем не курить, а сами курим, велим не обижать маленьких и слабых, а сами ребёнка лупим, не стоит питать иллюзии относительно результата.
Наши недостатки есть продолжение наших достоинств, и наоборот. Почему-то мы охотно признаём это по отношению к самим себе, но забываем, когда речь идёт о детях.
15 ГЕНИАЛЬНЫХ ЦИТАТЛЮДМИЛЫ ПЕТРАНОВСКОЙ Хотите, чтобы он (ребёнок) умел просить прощения? Просите сами, покажите пример выхода из

Слайд 5715 ГЕНИАЛЬНЫХ ЦИТАТ
ЛЮДМИЛЫ ПЕТРАНОВСКОЙ
Почему-то многим взрослым кажется, что если

ребёнок не бросает мгновенно всё, чем был занят, и не

бежит выполнять их поручение, это признак неуважения. На самом деле неуважение - это обращаться к человеку не с просьбой, а с приказом, не интересуясь его планами и желаниями (исключение составляют только ситуации чрезвычайные, связанные с безопасностью).
Что самое-самое главное в деле воспитания детей? А самое главное – это, конечно, родитель и его собственное состояние. Психологи обожают приводить в пример пункт из инструкции о безопасности полетов: «В случае разгерметизации салона сначала наденьте кислородную маску на себя, затем на ребёнка». Потому что, если вы не сможете нормально дышать, ребёнку уж точно никто и ничто не поможет.
Не стоит жертвовать общением с ребёнком ради того, чтобы «дать ему всё самое лучшее». Лучше вас и ваших объятий на свете всё равно ничего нет, доверие и душевное спокойствие ребёнка не купишь ни за какие деньги.
Важно, чтобы в процессе столкновений с вами ребёнок получал разный тип ответных реакций. Чтобы когда-то ему уступали, а когда-то не уступали, чтобы когда-то переводили в игру, а когда-то договаривались, а когда-то ещё по-другому, чтобы как в жизни, были разные варианты.
Самое лучшее, что мы можем сделать для развития своих детей в нежном возрасте – не мешать им играть. Иногда участвовать в играх, иногда превращать в игру домашние дела или прогулки, иногда просто не трогать его, если он увлечён.
15 ГЕНИАЛЬНЫХ ЦИТАТЛЮДМИЛЫ ПЕТРАНОВСКОЙ Почему-то многим взрослым кажется, что если ребёнок не бросает мгновенно всё, чем был

Слайд 58СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика