Слайд 1
Детский фольклор
Выполнила:
Лариса Ивановна Черемисинова
Слайд 2ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР
Детский фольклор – свод произведений фольклора, адресованного детям.
В состав
детского фольклора входят:
произведения, которые слагались специально для воспитания и развития
детей;
произведения, вошедшие в репертуар детей из репертуара взрослых;
собственное творчество детей.
Слайд 3ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР
Отличительные черты детского фольклора:
тесная связь с народной педагогикой,
учет психологических
и возрастных особенностей детей,
направленность на комплексное, всестороннее развитие личности.
Слайд 4Детский фольклор
Детский фольклор содержит народную мудрость, хранит и передает способы
воспитания и развития ребенка.
Детский фольклор знакомит с миром детей,
с их интересами, играми, потребностями, традициями.
Он отражает разные стороны жизни детей: как они развлекались, как развивались физически и нравственно, как участвовали в жизни взрослых.
Слайд 5Определите смысл пословиц
«Учи ребенка, пока поперек лавки лежит, а коли
вдоль ляжет, поздно будет».
«Яблоко от яблони недалеко падает».
Подберите
узбекские пословицы о воспитании.
Слайд 6ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР
Детский фольклор поучает и смешит одновременно.
В нем очень
много остроумного юмора, озорства, шутки, порой, небезобидной. Например, в прозвищах,
дразнилках, поддёвках, закличках и др.
Слайд 7ПРИМЕР ПОДДЁВКИ
Немец-перец, Пощипай
Ехали на лодке.
Немец-перец потонул,
Кто
остался в лодке?
- «Пощипай»!
(ответившего начинают щипать).
Слайд 8ИГРА-ПОДДЕВКА
Можно поиграть, как играли дети в старину. Например, игра-поддевка «У
царя был дворец…».
Я ведущий. Я буду говорить фразу, а
вы повторяете ее за мной, а перед нею добавляете слово «яско».
Договорились? Начинаем.
Слайд 9ПРИМЕР ПОДДЁВКИ
Ведущий: -У царя был дворец.
Все:
- Яско, дворец.
Ведущий: - Во дворце был парк.
Все:
- Яско, парк.
Ведущий: - В парке было болото.
Все: - Яско, болото.
Ведущий: - В болоте была тина.
Все: - Яско, тина.
Слайд 10УРОК ПОДДЁВОК
Такие жанры проверяют человека на сообразительность, помогают развивать чувство
юмора, чувство языка, учат предугадывать ход развития мысли собеседника.
Слайд 11Основные группы детского фольклора
Материнский фольклор (поэзия пестования).
Бытовой фольклор.
Потешный фольклор.
Игровой фольклор.
Слайд 12Материнский фольклор
(поэзия пестования)
Основные жанры:
колыбельные песни,
пестушки,
потешки,
прибаутки.
Слайд 13СПЕЦИФИКА
КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН
Основное назначение – убаюкивание ребенка. (От слова «колыбать»,
колебать, «зыбать»).
Монотонный ритм.
Колыбельная песня – первичная форма освоения мира ребенком.
В
ней отражен мир матери.
Музыкальное и речевое развитие ребенка.
Слайд 14ПРИМЕРЫ
КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН
Я качаю, зыбаю,
Отец ушел за рыбою,
Мать ушла
коров доить,
Сестра ушла пеленки мыть.
Зыбаю, колыбаю,
Отец ушел за рыбою,
Мать ушла
коров доить,
А дедушка дрова рубить
https://www.youtube.com/watch?v=kaMTTe5VIJI
Слайд 15Колыбельная песня
Дедушка дрова рубить
Да бабушка – уху варить.
Будем рыбоньку варить
Да
будем внученьку кормить.
Сестричка по ягодки
По ягодки, по сладеньки,
Будем Митеньку (
Машеньку ) кормить
Да будем рыбоньку варить
Детка спи да ты усни
Да угомон тебя возьми (2. р.)
Слайд 16Пестушки
Потягунюшки —
Порастунюшки,
Поперёк — толстунюшки,
А в ножках — ходунюшки,
А в ручки
— хватунюшки,
А в роток — говорок,
А в голову — разумок.
—
Эй, кузнец-молодец!
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять!
— Отчего ж не подковать!
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз! Два! И готово!
Слайд 17Потешки
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила,
Этому дала,
Этому дала,
— А ты где был?
Дров не
рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.
Мальчик с пальчик, где
ты был?
С этим братцем — в лес ходил.
С этим братцем — щи варил.
С этим братцем — кашу ел.
С этим братцем — песни пел!
Слайд 18Прибаутки
Основные черты:
Шутливое содержание,
Яркие образы,
Рифма,
Смысловые и звуковые повторы,
Обилие фантастических элементов
(небыличных)
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка!
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать
не даешь?