Слайд 1Семинар 1. США : проблемы и вызовы.
Проблемы экономики.
Социальные проблемы.
Партийно-политическая система.
Слайд 2США: самый мощный экономический потенциал
Высокая трудовая этика населения США
Высокоразвитое
предпринимательство Малый бизнес в США: 49% рабочей силы и 50%
ВВП
Слайд 3США: Проблемы экономики
Зб. Бжезинский. Стратегический взгляд. Америка и глобальный кризис.
– М., АСТРЕЛЬ, 2012.
Джек Мэтлок, мл. (амер. дипломат, посол в
СССР в 1987-1991) «Сверхдержавные иллюзии. Как мифы и ложные идеи завели Америку не в ту сторону – и как вернуться в реальность» - М., «Международные отношения», 2011.
Слайд 4Зб. Бжезинский («Стратегический взгляд. Америка и глобальный кризис»)
«…в новой
исторической картине, где Америка оказалась на вершине мира, ее внутриполитические
недостатки уже не могли ускользнуть от пристального критического внимания. Массовая идеализация Америки сменилась более скептической оценкой…Америку одолевают серьезные функциональные проблемы»
Слайд 5США: Проблемы экономики
Расходы на науку
Рост в Китае и Японии
По
доле ВВП на НИОКР США делит 9 – 10 место
с Австрией, уже уступая Израилю, Южной Корее, Финляндии, Японии и Швеции, Германии, Швейцарии, Дании
Слайд 6Проблемы управления экономикой
РП: рынок регулирует экономику, поддерживает ее равновесное состояние
ДП
(кейнсианство): активное государственное регулирование; проведение социально ориентированной реформ (здравоохранение, более
справедливая налоговая политика)
Слайд 7США: социальные проблемы
Высокий уровень экономического развития обеспечивает один из самых
высоких уровней жизни.
По ИЧР – 5-е место (после Норвегии,
Австралии, Швейцарии, Нидерландов – 2013 год)
Слайд 8США: социальные проблемы
Растущее неравенство доходов
США
Стагнация социальной мобильности
Образование
Проблемы бедности и социального
страхования
Проблемы здравоохранения
Миграция
Безработица
Слайд 9США: социальные проблемы
растущее неравенство доходов
США – самая несправедливая из крупных
стран мира:
в 2007 году на долю 1% самых зажиточных семей
приходилось 33,8% национального дохода;
на нижние 50% - 2,5%
Состояние трех богатейших людей планеты – американских бизнесменов Б. Гейтса, П. Аллена, У. Баффита превышает ВНП наименее развитых стран с населением 600 млн. человек.
Слайд 10США: социальные проблемы
Очень слабые познания населения США об остальном мире
Система
школьного образования
Слайд 11США: социальные проблемы
Миграция Вызовы в этой сфере:
- масштабные сдвиги в
этнической и расовой структуре населения, способные существенно изменить сложившиеся социально-культурные
институты общества, в том числе и такие базовые, как доминирующий язык, религиозные предпочтения, трудовая этика. Ежегодно в США въезжает только легальных мигрантов 1 млн.
Слайд 12США: социальные проблемы / миграция
Прогнозы Бюро переписи населения :
изменение в
структуре населения: если в 2012 белое население составляло 63%, а представители расовых и национальных меньшинств 37%, то к 2060 году соотношение станет 43% (белые) к 57%.
самая многочисленная группа мигрантов – латиноамериканцы (53% все мигрантов), их нарастание влечет за собой смену доминирующего языка
проблема нелегальной миграции; в 2011 году численность нелегальных мигрантов составляла 11, 1 млн человек
иммиграция имеет последствием вызовы в системе соцобеспечения, бедности, теневой сферы экономики т.е. криминализация экономики и общества, образования, рост этнических конфликтов.
Слайд 13США: социальные проблемы
Реформа медицинского страхования
Закон 21 марта 2010 года «Закон
о доступном страховании для Америки»
32 млн из 36 млн, не
имеющих доступа к медицинскому обслуживанию
Голосование в конгрессе решили 7 голосов
Слайд 14США: социальные проблемы
В США существует система социального вспомоществования (помимо социального
страхования): помощь малоимущим: денежная, продовольствием, медицинской, в оплате жилья, образования,
индейцам, ветеранам и пр.
Безработица: с 10% в 2010, в январе 2015 – 5,3%
Слайд 15США: проблемы партийно-политического развития
Политическая система США
Партийно-политическая система: проблемы
Слайд 16США: проблемы партийно-политического развития
«все более
буксующая и партизанящая политическая система»:
выборы – игра и соревнование
политтехнологий
партийное противостояние никогда не было таким острым, подчас непреодолимым
Слайд 17Политические партии США
Совпадение позиций в период 70-х и 80-х
Падение авторитета
в глазах электората
Рост независимых (до 38%)
Поиски нового в программах
для привлечения электората
Результаты поисков: радикализация партийных программ и поляризация общества; рост независимых
Слайд 18Политические партии США
РП и ДП располагают примерно одинаковым электоратом, равным
числом сторонников
РП «поправела», ее основу стали составлять право-консерваторы:
белые
евангелисты; фермеры; южане и белые семейные мужчины
География сторонников РП: центр, юг, юго-запад
Слайд 19Политические партии США
Основа электората ДП:
афроамериканцы;
испаноговорящее население;
женщины с
высшим образованием;
профсоюзные активисты;
малорелигиозное белое население
География: Западное и
Восточное побережье
Слайд 20Политические партии США
Внешняя политика стала сферой внимания американского обывателя с
2001 года
поддержка американского курса, но отрицание роста военного бюджета и
долгового бремени.
на короткое время ВП даже объединила электорат обеих партий – но до превращения войны в долговременную и догоростоящую.
Слайд 21Политические партии США
Расхождение по ВП:
республиканцы за превентивные односторонние действия
демократы – за сотрудничество с международными институтами (за это Обама
и получил «Нобелевку»)
Слайд 22Политические партии США
Радикализация партий
Радикализация РП и ДП привела к политической
поляризации американского общества
Рост независимых продолжается (сохраняется на уровне 37-38%)
Слайд 23США: проблемы внешней политики
«Если администрация Клинтона упускала возможности, то его
преемник превратил их в опасные угрозы. За шестнадцать лет правления
Билла Клинтона и Джорджа Буша-младшего Америка из страны, вызывавшей, согласно проведенным многочисленным опросам, наибольшее восхищение, превратилась в страну, вызывающую наибольший страх» (Дж. Мэтлок)
Слайд 24США
У. Фулбрайт: «Только нация, которая находится в мире сама с
собой, как со своими грехами, так и с достижениями, способна
на великодушие и понимание других… Когда нация могущественна, но ей не достает уверенности в себе, ее поведение может представлять опасность как для нее самой, так и для других.» США: состояние, вызовы, проблемы, решения («США и Канада…», №3, 2014)
Слайд 25Семинар 2. Германия: проблемы и вызовы.
Проблемы экономики.
Социальные проблемы.
Партийно-политическая
система.
Слайд 26Германия: достижения «славного тридцатилетия»
Трансформация индустриального общества в постиндустриальное / «Новая
экономика»
Устойчивость и динамизм сохранялись до конца 90-х годов
За
германской экономикой сохраняется ведущее место в мировой экономике.
Высокий уровень и высокое качество жизни
Слайд 28Германия: проблемы экономики
Кризисные явления с конца 90-х годов усилились в
начале нового века
Кризис модели социального государства / европейская модель рыночной
экономики
Слайд 29Безработица
март 2015
количество безработных в 28 государствах Европейского Союза насчитывало 23млн.
748тыс ( 9,8%) , из которых 18млн.105тыс (11,3%) не имели
работы в 19 странах Еврозоны.
Наименьший уровень безработицы отмечен в Германии — 4,7%, наивысший — в Греции (25,7%) и Испании (23,0%).
Наибольшее снижение числа безработных отмечено в Ирландии (с 12% до 9,8%), Испании (с 25,1% до 23,0%) и Польше (с 9,6% до 7,7%).
Наибольший прирост безработных произошел в Хорватии (с 17,3% до 18,2%), Финляндии (с 8,4% до 9,1%), Италии (с 12,4 до 13%), Франции (с 10,1 до 10,6%) и Бельгии (с 8,4% до 8,5%).
Слайд 30Безработица
март 2015
Ситуация с занятостью молодежи (граждане до 25 лет) остается
одной и самых важных социально-экономических проблем в странах Европейского Союза
на современном этапе.
В ЕС 20,9%, в еврозоне — 22,7%.
Наименьший уровень безработных среди молодежи в марте 2015г был зафиксирован в Германии (7,2%), Австрии (10,5%), Дании и Голландии (по 10,8%).
Наибольшее число молодых безработных отмечено в Греции (50,1%), Хорватии (45,5%) и Италии (43,1%).
Слайд 31Германия: социальные проблемы
Демографические проблемы
Миграция
Безработица
Экологические проблемы
Слайд 32Политические партии в современных условиях
Усиление тенденции абсентеизма
Результаты выборов: разрыв между
победителями и побежденными становится все менее значимым
Сокращение численности ПП
Ослабление влияния
партийной прессы
Сокращение источников партийного финансирования
Коррупционные скандалы, связанные с незаконным финансированием партий
Конфликтное состояние взаимоотношений властей и значительной части населения (граждан, электората), даже при условии принадлежности тех и других к одной и той же партии
Коррупционные скандалы, связанные с незаконным финансированием партий
Конфликтное состояние взаимоотношений властей и значительной части населения (граждан, электората), даже при условии принадлежности тех и других к одной и той же партии
Слайд 33Причины
Экономический кризис, из которого до сих пор ни одна
партия не предложила адекватного выхода.
Кризис наложился на трансформации, вызванные интеграционными
и глобализационными процессами
Слайд 34Политические партии в современных условиях
Обозначился сбой в сложившейся системе партийных
координат: правые – левые – центр
Утрачивает свою значимость термин «центр»
Политический
курс перестал соответствовать привычному спектру
Слайд 35Политические партии в современных условиях
Размежевание среди ПП Европы происходит по
двум главным направлениям:
просистемные партии (консерваторы, либералы, социал-демократы, «зеленые»)
антисистемные партии («Левая»,
НДПГ, АдГ и др.)
Слайд 36Политические партии в современных условиях
Электоральный спад социал-демократии
В оппозиции с 2006
года
Слайд 37Политические партии в современных условиях
ХДС/ХСС: антикризисные программы ведут к дальнейшему
ослаблению их позиций в обществе
Слайд 38Германия: проблемы партийно-политического развития
около 70 партий и избирательных союзов
«Народные» партии
– ХДС; ХСС; СДПГ (формируют федеральное правительство)
К «народным» приближаются СвДП
(утрачивающая статус) и «Зеленые».
Численность (2013):
ХДС – 467,1 тысяч
СДПГ – 473,7 тысяч
«Зеленые» - 61,4 тысячи (в 1990 – 41,3 тысячи)
Слайд 39Германия: проблемы партийно-политического развития
Партии, реально претендующие на вхождение в бундестаг:
Союз-90/Зеленые
(уже входили, в том числе в правительство)
«Левая» (в земельные
органы власти);
СвДП (в коалиции с «народными»);
АдГ (Альтернатива для Германии)
Слайд 40Германия: проблемы партийно-политического развития
«Малые» партии:
Способны более гибко реагировать на
ожидания избирателей на местном уровне, поэтому они располагают большими возможностями
именно в местных выборах
Партии, проходящие в земельные парламенты или только в Европарламент
Пока не смогли ни разу возглавить федеральное правительство
Слайд 41Германия: проблемы партийно-политического развития
Партии без полноценной программы, с одной-двумя идеями
Партии
политиков-популистов
Слайд 42Германия: проблемы партийно-политического развития
Партии без полноценной программы:
«Пираты»
«Партия защиты животных»,
«Семейная партия Германии»,
НДПГ,
Партия Труда, Партия права, благополучия животных,
Партия элитного развития,
Партия демократической инициативы»
Слайд 43Германия: проблемы партийно-политического развития
Партии политиков-популистов
(обе – местного уровня)
«Граждане в гневе»,
«Партия государственно-правового наступления»
Слайд 44Германия: проблемы партийно-политического развития
В ФРГ проявляется все определеннее тренд, уже
ставший нормой в остальной Европе: сокращается число постоянных избирателей каждой
партии, поэтому состав парламентов становится все более пестрым и создавать коалиции все сложнее (раньше коалиции формировались путем присоединения к крупным партиям более слабых партнеров)
Слайд 45Выборы в марте 2016 г. Баден-Вюртемберге, Саксонии-Анхальт, Рейнланд-Пфальц.
явка выше, чем
5 лет назад
однако, значительная доля голосовавших поддержала АдГ:
каждый пятый в
С-А, что позволило АдГ преодолеть 24% планку, что никогда прежде не удавалось право-популистским партиям;
15% в Б-В,
таким образом, в парламенты всех трех земель вошла партия евроскептиков
Слайд 46Выборы в марте 2016 г. Баден-Вюртемберге, Саксонии-Анхальт, Рейнланд-Пфальц.
теряет поддержку ХДС
(кризис беженцев и политика кабинета Меркель)
теряет позиции СДПГ, некогда крупная
«народная» партия: избиратели признаются, что они перестали понимать, какие ценности отстаивает СДПГ
Слайд 47Проблема партийно-политического руководства
Особенности политического стиля немецкого канцлера:
Выжидательная позиция в отношении
надвигающихся проблем (греческий кризис; беженцы летом 2015)
Реагирование на проблемы, но
не работа на опережение;
Попытки избежать непопулярных решений, которые могут повлиять на ее рейтинг; понизить рейтинг и привести к утрате власти;
Краткосрочное и среднесрочное политическое мышление;
Дефицит стратегического визионерства.
В целом, считается, что Меркель никогда не хватит мужества ради важного проекта рисковать своей популярностью и властью. Мартин Шульц называет А. Меркель «краткосрочным кризисным менеджером».
Слайд 48Семинар 3. Франция: проблемы и вызовы.
Проблемы экономики.
Социальные проблемы.
Партийно-политическая
система.
Слайд 49Семинар 4. Великобритания: проблемы и вызовы.
Проблемы экономики.
Социальные проблемы.
Партийно-политическая
система.
Слайд 50Великобритания: Проблемы экономики
Правление консерваторов (Дж. Мэйджор) и лейбористов (Т. Блэр)
закрепило успехи, достигнутые в период «нео-консервативной революции» М. Тэтчер. Вплоть
до начала современной рецессии (конец 2008 года) экономика Великобритании развивалась достаточно стабильно.
Переход к постиндустриальному обществу (75% ВВП в секторе услуг).
Слайд 51Великобритания: Проблемы экономики
Проблемы государственного регулирования социально-экономическим развитием
Преодоление последствий финансового и
экономического кризиса
Государственный долг и дефицит бюджета
Экология
Слайд 52ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (данные ЦРУ за
2015) Топ-50
США - 19
ЕС - 44
Германия - 29
Франция 38
Великобритания 40
Слайд 53Великобритания: социальные проблемы
Безработица
Демография
Миграция
Слайд 54Политические партии
Консервативная партия
Лейбористская партия
Шотландская национальная партия
Либеральные демократы
Демократическая юнионистская партия
Шинн Фейн
Партия
Уэльса
Социал-демократическая и лейбористская партия
Партия независимости Соединенного Королевства
Зеленая партия Англии и
Уэльса
Слайд 55Выборы 2010
Предвыборная программа Консервативной партии
поддержка курса фунта стерлингов,
активная поддержка
бизнеса,
реформирование банковской системы,
снижение безработицы,
реформированиесистемы образования и Национальной
системы здравоохранения,
развитие «зелёной экономики» и высокотехнологичной отрасли с целью сделать Великобританию ведущим экспортёром высокотехнологичной продукции в Европе
активная борьба с преступностью,
реформы системы местного самоуправления,
лимитирование притока иммигрантов в страну,
усиление позиции Великобритании на мировой арене и активно отстаивать национальные интересы.
Слайд 56Выборы 2010
Предвыборная программа Лейбористской партии
поддержка восстановления экономики и поощрение высокотехнологичного
сектора экономики,
общественный контроль деятельности банков,
создание высокоскоростных железных дорог,
реформирование
системы поддержки безработных с целью недопущения жизни на пособия после 6 месяцев нахождения без работы,
увеличение финансирования системы образования и улучшение работы Национальной системы здравоохранения,
снижение преступности, поддержка спорта и культуры
ограничение вредных выбросов в атмосферу,
Проведение референдума по реформированию британского парламента (в частности, Палаты лордов),
перевооружение армии и активной внешней политики.
Слайд 57Выборы 2010
Предвыборная программа Либеральных демократов
обещание широкого снижения налогов (в том
числе отмена подоходного налога для первых заработанных 10 000 фунтов),
перераспределения бюджетных расходов и целый ряд других мер, направленных на стабилизацию экономики, увеличение экономического роста и рост благосостояния британцев.
интенсивное развитие высоких технологий и «зелёной экономики» в целом,
контроль за иммиграцией,
развитие общественного транспорта (прежде всего, экологически чистого) и объединение усилий мирового сообщества по борьбе с изменением климата.
Слайд 58Выборы 2010
6 мая
По мажоритарной избирательной системе на выборах было избрано
649 депутатов из 650
306 депутатских мандатов получила Консервативная партия,
258 — Лейбористская партия,
57 — Либеральные демократы.
28 мест получили остальные партии.
По итогам выборов ни одна из партий не обладала большинством в Палате общин и не имела возможности сформировать однопартийное правительство, что потребовало от ведущих политических сил проведения сложных переговоров с целью создания коалиции.
Зелёная партия Англии и Уэльса и Партия «Альянс» впервые вошли в состав парламента.
Слайд 59Выборы 2015
Успех в 2014 году на майских выборах в Европарламент
крайне правой британской Партии независимости, выступающей за резкое ограничение миграции,
продемонстрировал, что вопрос об ограничении притока иностранцев в значительной степени беспокоит жителей Объединенного Королевства.
на поле «правых» стала играть Консервативная партия во главе с Дэвидом Кэмероном, который обещал в случае победы его партии на предстоящих в мае выборах поднять вопрос о проведении в 2017 году или даже раньше референдума по вопросу о выходе Великобритании из Евросоюза.
Слайд 61Выборы 2015
По итогам выборов Консервативная партия получила большинство мест в
Палате общин (331 место из 650), что обеспечило ей возможность
для формирования однопартийного правительства.
Слайд 62Выборы 2015
8 мая в отставку подали лидер Лейбористской партии Эд
Милибэнд, лидер Либеральных демократов Ник Клегг[ и лидер Партии независимости
Найджел Фараж.
Слайд 63Евроскептицизм в Великобритании
Отношение к ЭВС
Референдум по отношению к ЕС
Слайд 64Евроскептицизм в Великобритании
проект реформ ЕС от Д. Кэмерона
защита единого рынка
Великобритании и других стран, не входящих в зону евро; создание
более конкурентоспособного ЕС;
освобождение Великобритании от участия в процессе движения к «как можно более тесному союзу»;
блокирование для прибывших в ЕС мигрантов доступа к привилегиям, предназначенным для работающих лиц;
«механизм пересмотра парламентами европейских законопроектов»: право Великобритании «отсрочить на срок до четырех лет подключение вновь прибывших иностранных мигрантов к социальной системе страны».