Слайд 1Современные эмпирические исследования характера
Выполнили студенты
2 курса ПСД 341710
Истоцкая Татьяна
Немирова Татьяна
Заварин Андрей
Слайд 2Исследование субъектности у людей с разным типом характера (А. А. Бердникова)
Актуальна проблема
понимания выраженности особенностей субъектности в разных типах характера, т. е.
понимания индивидуального и типического в субъектности применительно к типологии характера.
Задача – изучение особенностей субъектности у людей с разным типом характера.
Слайд 3Теоретическое обоснование проблемы исследования
Автор считает необходимым раскрыть типы субъектности, которые
будут отличаться предположительно друг от друга выраженностью каждой из характеристик
субъектности.
Слайд 4Методы исследования
Выборку составили 103 человека в возрасте от 25 до
40 лет, проживающие на территории Москвы и Московской области. Сбор
данных проводился с февраля по май 2012 г.
Слайд 5Методики исследования
ОСО (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев) – тест
опросник самоотношения
опросники для самооценки настойчивости, терпеливости, упорства (Е. П. Ильин,
Е. К. Фещенко)
четырехмодальностный эмоциональный опросник (Л. А. Рабинович)
шкала оптимизма активности (Е. П. Ильин)
ОМО (А. А. Рукавишников) – опросник межличностных отношений
СЖО (Д. А. Леонтьев) – тест «Смысложизненные ориентации»
методики А. И. Крупнова «Общительность», «Любознательность», «Ответственность»
методика УРСЛ (М. А. Щукина)
методика «Оценка рефлексивности»
Слайд 6Типы характера
«закрыто-зависимый» - наиболее пассивен, репродуктивен и объектен
«устойчиво-социальный» - тип
более активен, креативен и субъектен, чем первый тип, но менее,
чем третий
«открыто-зрелый» - наиболее, чем остальные, субъектен, активен и креативен
Слайд 8
Особенности взаимосвязей между компонентами структуры субъектности для каждого из типов
«ядра» характера
Факторы субъектности:
Для 1 кластера - «опосредованность–непосредственность» и «креативность–репродуктивность»
Для 2
кластера - «самоценность–ничтожность»
Для 3 кластера - «опосредованность–непосредственность» и рефлексия общения
Слайд 9Вывод
В данном исследовании определено, что наибольшая субъектность присуща «открыто-зрелому» типу
характера, а наименьшая субъектность, которая, иначе говоря, является объектностью, соответствует
«закрыто-зависимому» типу характера. «Устойчиво-социальный» тип характера занимает промежуточное положение в полюсе «объектность–субъектность» среди данных типов характера.
Слайд 10Эмпирическое исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности и поведения в коллективе
студентов ВУЗа
Цель исследования – изучить взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей личности
студентов и их поведения в коллективе;
Объект исследования – индивидуально-типологические особенности студентов;
Предмет исследования – индивидуально-типологические особенности студентов с различными типами поведения;
Гипотеза – существует взаимосвязь между индивидуально-типологическими особенностями личности и поведением в коллективе студентов ВУЗа;
Выборка составила 42 студента 2 курса в возрасте от 18 до 20 лет.
Слайд 11Тест «Формула Темперамента» (А. Н. Белов)
служит для определения преобладающего типа
темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов
ПРОЦЕДУРА ДИАГНОСТИКИ
Испытуемому
последовательно предъявляют четыре карточки, на каждой из которых выписаны по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента
Инструкция
«Отметьте знаком «+» те качества в «паспорте» темперамента, которые для вас обычны, повседневны.
В сомнительных случаях ничего не ставьте».
Результаты:
45,5% - холерический тип темперамента
27,3% – флегматики
18,2% - сангвиники
9% - меланхолики
Слайд 12Методика Я. Стреляу
используется для изучения трех основных характеристик нервной системы: уровня
(силы) процессов возбуждения, уровня (силы) процессов торможения, уровня подвижности нервных
процессов.
Инструкция.
Предлагаемые вопросы относятся к различным свойствам темперамента. Ответы на эти вопросы не могут быть хорошими или плохими, так как каждый темперамент обладает своими достоинствами. Отвечать на вопросы следует в той последовательности, в которой они расположены, не возвращаясь к ранее данным ответам. На каждый вопрос следует дать один из трех ответов: "да", "нет", или "не знаю". Ответ "не знаю" следует давать тогда, когда трудно остановиться на "да" или "нет".
Слайд 13Тест - опросник Г. Шмишека
Предназначен для диагностики типа акцентуации личности,
опубликован Г. Шмишеком в 1970 г. и является модификацией "Методики
изучения акцентуаций личности К. Леонгарда». 88 вопросов: да/нет
С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности (по классификации К.Леонгарда):
Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.
Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.
Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.
Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.
Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.
Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.
Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали.Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния.
Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.
Максимальный показатель по каждому типу акцентуации - 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов.
Слайд 14Результаты по тесту Шмишека
Гипертермический тип – 36,3%
Застревающий тип – 18,2%
Циклотимный тип – 18,2%
Демонстративный тип – 9%
Возбудимый тип – 9%
Экзальтированный
тип – 9%
Слайд 15Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954
г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и
идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах
С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке
Вам предлагается список характеристик. Следует внимательно прочесть каждую и решить, соответствует ли она вашему представлению о себе. Если соответствует, то пометьте ее знаком «плюс» или напишите напротив нее «да». Если не соответствует – ничего не пишите.
«Диагностика межличностных отношений»
(Т. Лири)
Слайд 16Результаты по методике Лири
Авторитарный тип – 18,2%
Эгоистичный тип –
18,2%
Агрессивный тип – 18,2%
Подозрительный тип – 9,1%
Подчиняемый тип – 18,8%
100%
студентов экспериментальной группы имеют низкий уровень выраженности зависимого типа отношения к окружающими
Дружелюбный тип – 18,2%
Альтруистический тип – 9,1%
Слайд 17Статистический анализ результатов
прямая корреляционная связь на уровне 0,05% между выраженностью
холерического типа темперамента и авторитарным типом отношения к окружающим (r=0.310)
прямая
корреляционная связь на уровне 0,05 между гипертермическим типом характера и эгоистичным типом отношения к окружающим (r=0,353), а также на уровне 0,01 между гипертермическим типом характера и авторитарным типом отношения к окружающим (r=0,545)
взаимосвязь между уровнем выраженности холерического типа темперамента и авторитарным типом отношению к окружающим на уровне 0,05.
Слайд 18Список использованных источников
Бердникова, А. А. Исследование субъектности у людей с
разным типом характера [Текст] / А. А. Бердникова // Знание.
Понимание. Умение. – 2013. – №4. – С. 299–303.
Петухова, Л. П. Эмпирическое исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности и поведения в коллективе студентов ВУЗа / Л. П. Петухова, Е. В. Елисеева // Современные исследования социальных проблем. - 2016. - №3. С. 1-9.