Слайд 1Детство
без жестокости и насилия
Слайд 2Ребёнок должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости
и эксплуатации.
(Принцип 9 Декларации прав ребёнка. )
Слайд 3 Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана
с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их
основными потребностями:
негативно влияет на психическое развитие ребенка;
нарушает его социализацию;
порождает безнадзорность и правонарушения;
дети, перенесшие насилие в будущем тоже могут стать насильниками.
Факторы риска
1. Особенности детей – жертв насилия:
нежеланный или нелюбимый
ребенок в семье;
наличие у ребенка физических и умственных недостатков, врожденные уродства;
сходство с нелюбимым родственником;
«трудный» ребенок;
одаренный или талантливый ребенок.
Слайд 52. Социальное неблагополучие семьи
неполная, многодетная или конфликтная семья;
кто-то в семье
болен алкоголизмом или наркоманией;
стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти
или потери близкого человека, чрезмерной занятости, конфликтов в семье;
низкий уровень образования родителей;
юные родители с неадекватными родительскими навыками;
использование в качестве наказания физического и психического насилия.
Слайд 6
3. Состояние здоровья родителей
психические заболевания (психоз, депрессия);
умственная отсталость;
критические состояния (нервные
потрясения);
наличие в прошлом в семье случаев жестокого обращения;
родители сами в
детстве подвергались жестокому обращению.
Слайд 7Жестокое обращение с детьми –
действия (или бездействие) родителей, воспитателей
и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.
Слайд 8Формы жестокого обращения:
физическое насилие;
сексуальное насилие;
психическое (эмоциональное насилие)
моральная жестокость (пренебрежение
основными нуждами ребенка).
Слайд 9НАСИЛИЕ – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание
контроля силой над другим человеком
Слайд 10Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку родителями (законными представителями) повреждений,
ведущих к нарушению физического и психического здоровья, отставанию в развитии,
смерти.
Слайд 11Внешний вид ребенка при физическом насилии:
Задержка развития (отставание в весе
и росте), малоподвижность
Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня,
сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);
Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
Слайд 12 Основные виды травм:
Раны и синяки (разные по времени
и возникновению, в разных частях тела одновременно, непонятного происхождения)
На
голове – кровоизлияния в глазное яблоко, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
Ожоги (топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами)
Слайд 13 Укусы (следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по
контуру зубной арки, типично наличие кровоподтёков)
Синдром тряски ребёнка (возникает,
когда взрослый, схватив ребёнка за плечи, сильно трясёт его взад и вперёд, при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияния в мозг или ушиб мозга, у ребёнка наблюдается кровоизлияния в глазах, тошнота, рвота, потеря сознания)
Слайд 14Особенности психического состояния и поведения детей и
подростков
Боязнь идти домой после школы;
Одиночество, отсутствие друзей;
Скрывает причину повреждений и
травм;
Побеги из дома;
Криминальное или антиобщественное поведение;
Употребление алкоголя, наркотиков, суицидальные попытки.
Слайд 15Сексуальное насилие –
любой контакт или взаимодействие, в котором ребёнок
сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Спектр сексуальных действий
при этом: вуаеризм, эксгибиционизм, эксплуатация ребенка для порнографических целей, вовлечение в проституцию)
Слайд 16Психическое состояние и поведение ребёнка:
низкая успеваемость;
уединение, ухудшение отношений
со сверстниками;
низкая самооценка, депрессивные состояния;
побеги из дома;
угрозы
или попытки самоубийства;
Беспорядочные половые связи, проституция;
Может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым
Может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий
Может жаловаться на физическое нездоровье
Слайд 17Психическое (эмоциональное) насилие- периодическое или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов)
на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера
или же тормозящее развитие личности.
Слайд 18Виды психического насилия:
Принижение его успехов, пренебрежительное, грубое обращение, унижающее его
достоинство
Отвержение ребёнка, подавление всякой воли ребёнка
Длительное лишение ребёнка любви, нежности,
заботы
Принуждение к одиночеству, изоляция
Ложь, невыполнение взрослыми обещаний
Совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к супругу или другим детям
Причинение боли домашним животным с целью запугать ребёнка
Слайд 19Влияние на ребёнка:
Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста, энурез
Импульсивность,
взрывчатость, вредные привычки, злость
Попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели
в жизни (у подростков)
Уступчивость, податливость, угодливое поведение
Плохая успеваемость,
Низкая самооценка
Неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми
Депрессии, печаль, беспомощность, безнадёжность
Слайд 20Моральная жестокость (пренебрежение основными потребностями ребёнка) – отсутствие со стороны
родителей или лиц их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в
результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Слайд 21Внешний вид и поведение ребёнка
Не растёт, не набирает веса или
теряет в весе
Ребёнок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей
одежды, жилища
Нет прививок, нуждается в услугах врача, запущенное состояние детей (педикулёз, дистрофия)
Не ходит в школу, прогуливает школу
Устаёт, апатичен, имеет отклонения в поведении
Слайд 22Психическое состояние ребенка
Постоянный голод и жажда, кража пищи
Стремление любыми путями
привлечь к себе внимание взрослых
Требование ласки и внимания
Пассивность, подавленное состояние,
апатия
Антиобщественное поведение
Агрессивность, импульсивность
Неумение общаться с людьми
Трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний
Низкая самооценка
Слайд 23Не всегда эти признаки очевидны. Но, однако, существуют явные признаки,
которые требуют немедленного информирования органов опеки и попечительства и правоохранительных
органов
Следы побоев, истязаний, физического насилия
Следы сексуального насилия
Запущенное состояние детей
Отсутствие нормальных условий проживания
Антисанитарное состояние жилья
Систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребёнка, лишение его сна, ребёнка выгоняют из дома
Слайд 24Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение:
Административная ответственность –родители или иные
представители несовершеннолетних, допустившие пренебрежение основными потребностями ребёнка подлежат административной ответственности
в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях
(ст. 5.35)
Слайд 25Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение:
Уголовная ответственность-
Российское законодательство предусматривает
ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над
детьми, а также по ряду статей за психическое насилие.
(ст. 111, ст. 112, ст. 113, ст. 115, ст.116, ст. 110
УК РФ)
Слайд 26Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение:
Гражданско-правовая ответственность – жестокое обращение
с ребёнком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц их
заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом РФ.
(ст.69 – лишение родительских прав,
ст. 73 – ограничение родительских прав,
ст. 77 –отобрание ребёнка при угрозе жизни)
Слайд 27 Дисциплинарной ответственности
могут быть подвергнуты должностные лица,
в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, оставившие факты жестокого обращения
с детьми без внимания.
Слайд 28Уважаемые родители, помните слова
В.А. Сухомлинского:
«Трудный ребёнок – это дитя
пороков родителей, зла семейной жизни. Это цветок, расцветающий в атмосфере
бессердечия, неправды, обмана, праздности, презрения к людям, пренебрежения своим общественным делом. Это дитя нравственной неподготовленности родителей к рождению и воспитанию своих детей»
Слайд 29«Не бойся, пожалуйста, доктора Льва!
Он в горло зверюшке заглянет сперва
И
выпишет срочно рецепт для больного:
«Таблетки, микстура и тёплое слово,
Компресс,
полосканье и доброе слово,
Горчичники, банки и нежное слово, -
Ни капли холодного, острого, злого!
Без доброго слова, без тёплого слова,
Без нежного слова – не лечат больного!»
Юнна Мориц
Слайд 30Выявленные случаи насилия над детьми и пренебрежения их нуждами –
лишь вершина айсберга