Разделы презентаций


Детство как предмет психологического исследования. Детство как

Исторический анализ понятия «детство». Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения.  В ходе истории росло обогащение

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Детство как предмет психологического исследования. Детство как социально-культурный феномен.
ббббббббюбдлщо

Детство как предмет психологического исследования. Детство как социально-культурный феномен.  ббббббббюбдлщо

Слайд 2 Исторический анализ понятия «детство». Детство – это период усиленного развития, изменения

и обучения.  В ходе истории росло обогащение материальной и духовной культуры

человечества. Но за тысячелетия новорожденный ребенок практически не изменился. Детство – период, продолжающийся от новорожденности до полной зрелости. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Проблема истории детства – один из наиболее трудных в современной детской психологии, так как в этой области невозможно проводить ни наблюдение, ни эксперимент. Французский историк и демограф Филипп Ариес исследовал как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи.
Исторический анализ понятия «детство».

Слайд 3
Ариес пришел к выводу, что вплоть до XIII века искусство

не обращалось к детям. Детство считалось периодом быстро проходящим и

малоценным. Открытие детства позволило описать полный цикл человеческой жизни. Для характеристики возрастных периодов жизни в научных сочинениях XVI-XVII веков использовалась терминология, которая до сих пор употребляется в научной и разговорной речи: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость, сенильность (глубокая старость). Как уже отмечалось, вопрос об историческом происхождении периодов детства, о связи истории детства с историей общества, без решения которых невозможно составить содержательное понятие о детстве, был поставлен в детской психологии в конце 20-х годов XX века и продолжает разрабатываться до сих пор. И хотя история детства еще не исследована в достаточной мере, важна сама постановка этого вопроса в психологии XX века. Если на многие вопросы теории психического развития ребенка еще нет ответа, то путь решения уже можно представить. И видится он в свете исторического изучения детства.
Ариес пришел к выводу, что вплоть до XIII века искусство не обращалось к детям. Детство считалось

Слайд 4Детство как предмет науки
Наука о психическом развитии ребенка – детская

психология – зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX

века. Основал детскую психологию Вильгельм Плейер, который написал книгу “Душа ребенка”. Он первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка.
Детство как предмет наукиНаука о психическом развитии ребенка – детская психология – зародилась как ветвь сравнительной психологии

Слайд 5Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX

века, связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной

жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как эффективный метод воспитания -- появились более демократические семьи. Задача понимания ребенка стала на очередь дня. С другой стороны, желание понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству более внимательно -- только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.
Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX века, связаны с интенсивным развитием промышленности, с

Слайд 6И. М. Сеченов писал о том, что психология не может

быть ничем иным, как наукой о происхождении и развитии психических

процессов. Известно, что в психологию идеи генетического (от слова -- "генезис" *) исследования проникли очень давно. Генезис (гр. genesis) -- происхождение, возникновение, в широком смысле -- момент зарождения и последующий процесс развития, приводящий к определенному состоянию, виду, предмету, явлению. Почти нет ни одного выдающегося психолога, занимающегося проблемами общей психологии, который бы одновременно, так или иначе, не занимался детской психологией. В этой области работали такие всемирно известные ученые, как Дж. Уотсон, В. Штерн, К. Бюлер, К. Коффка, К. Левин, А. Валлон, 3. Фрейд, Э. Шпрангер, Ж. Пиаже, В. М. Бехтерев, Д. М. Узнадзе, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.
И. М. Сеченов писал о том, что психология не может быть ничем иным, как наукой о происхождении

Слайд 7Исследуя один и тот же объект – психологическое развитие –

генетическая и детская психология представляют собой две разные психологические науки.

Генетическая психология интересуется проблемами возникновения и развития психологических процессов.  В отличие от генетической, детская психология – учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому. Разграничение генетической и детской психологии свидетельствует о том, что сам предмет детской психологии исторически менялся. В настоящее время предмет детской психологии – раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому. Помимо активизации процессов обучения и воспитания, возникла новая сфера практики. Это контроль над процессами детского развития. Все это можно сделать только на основе глубокой и точной теории, вскрывающей конкретные механизмы и динамику развития психологии ребенка.
Исследуя один и тот же объект – психологическое развитие – генетическая и детская психология представляют собой две

Слайд 8Детство как социально-культурный феномен.
На характер и содержание Детства оказывают влияние

конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества.

Детство как социально-культурный феномен.На характер и содержание Детства оказывают влияние конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества.

Слайд 9Д.И. Фельдштейн
«Социальное развитие в пространстве - времени Детства»
Фельдштейн Д.И. в

книге отмечает, что обобщенное наименование - Детство - чаще всего

употребляется в социально-практическом, социально-организационном плане. При этом подчеркивает, что отсутствует «научное определение Детства (и функциональное, и содержательное) как особого состояния, выступающего составной частью общей системы общества, не раскрыта субстанциальная сущность Детства.
Так же Фельдштейн отмечает, что «главным становится раскрытие закономерностей, характера, содержания и структуры самого процесса развития ребенка в Детстве и Детства в обществе, выявление скрытых возможностей этого развития в саморазвитии растущих индивидов, возможностей такого саморазвития на каждом этапе Детства и установление особенностей его движения к Взрослому Миру».
Д.И. Фельдштейн«Социальное развитие в пространстве - времени Детства»Фельдштейн Д.И. в книге отмечает, что обобщенное наименование - Детство

Слайд 10Для развития общества и человечества в целом все более актуальным

становиться изучение содержания и закономерностей процесса развития ребенка в Детстве,

а Детства в обществе.
На сегодняшний день существует несколько направлений изучения этого феномена:

 1. Положение детей в обществе: их социальный статус, способы жизнедеятельности, отношения со взрослыми и методы воспитания;
2. Символические образы ребенка в культуре и массовом сознании: представления о возрастных свойствах, критериях зрелости и развитости;
3. Культура детства: внутренний мир ребенка, направленность его интересов, детское восприятие общества, фольклор.

Для развития общества и человечества в целом все более актуальным становиться изучение содержания и закономерностей процесса развития

Слайд 11Социолог и историк Ллойд Демоза на основании собственной теории также

попытался изучить существенные отличия в понимании детства в исторической ретроспективе.

Его шесть периодов истории Детства, каждому из которых соответствует определенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми представляют безусловный интерес.
1. Инфантицидный стиль (с древности до IV в. н. э.) 
2. Бросающий стиль (IV–XIII вв.).
3. Амбивалентный стиль (XIV–XVII вв.) 
4. Навязчивый стиль (XVII в.). 
5. Социализирующий стиль (XIX – середина XX в.)
6. Помогающий стиль (с середины XX в.) 

Социолог и историк Ллойд Демоза на основании собственной теории также попытался изучить существенные отличия в понимании детства

Слайд 12По мнению
 Нейла Постмана
социальные тенденции, деструктивные по отношению к

детству, не только не ослабли, но — вопреки его надеждам

— значительно углубились на стыке тысячелетий. Новая символическая среда, вызванная к жизни «графической революцией», неумолимо разъедает социальные основы, на которые опирается детство.
Во-первых, усвоение визуальной информации не требует стадии обучения. Она доступна старым и малым и не требует грамотности хотя бы потому, что в визуальном «языке» нет алфавита.
Во-вторых, в прошлое ушли требования к рациональной деятельности сознания и формам поведения человека.
В-третьих, современное общество все более отождествляет себя с аудиторией массмедиа, все быстрее теряет различительные культурные признаки и становится однородным. Логической причиной всех этих нивелирующих процессов, по мнению ученого, является общедоступность, раскрытие «взрослой» части информационного потока. Однако, мы все понимаем, что без определенных секретов детство невозможно.
 

По мнению  Нейла Постмана социальные тенденции, деструктивные по отношению к детству, не только не ослабли, но —

Слайд 13Подводя итог далеко не полному экскурсу в сферу познания такого

феномена, как детство можно заключить, что любая человеческая культура обязательно

несет в себе модель мира, ей же созданного. Эта модель мира отражена в мифах, воплощена в религиозной концепции, обрядах и ритуалах, интегрирована в язык и материализована в средах. Каждое новое поколение получает в наследство свою определенную модель среды обитания, которая служит фундаментом для построения новой индивидуальной картины мира у следующего поколения, объединяя их в культурную общность.
 
Однако, сегодня, в преддверии цивилизационных трансформаций, детство оказалось в зоне неопределенности. Какой увидят наши дети картину мира в будущем? Вопрос открыт…
Подводя итог далеко не полному экскурсу в сферу познания такого феномена, как детство можно заключить, что любая

Слайд 14Спасибо за внимание!!! 

Спасибо за внимание!!! 

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика