Слайд 1
ТЕМА 5: Нормативная база ценообразования в
строительстве
Вопросы лекции:
1. Особенности ценообразования в строительстве
2. Сметно-нормативная база ценообразования в строительстве
Слайд 21. Особенности ценообразования в строительстве
Действующая система ценообразования в капитальном строительстве
основана на концепции рыночного ценообразования, предусматривающей установление рыночных цен на
строительную продукцию. Рыночная цена строительной продукции представляет собой среднюю стоимость строительства (реконструкции, ремонта) зданий и сооружений в конкретный период строительства на определенном рынке.
Слайд 3Формула ценообразования имеет следующее выражение: W = c +
v + m,
где W- цена продукции (работ, услуг);
с- стоимость
материальных ресурсов
(материалы, электроэнергия, топливо, амортизация и др.);
v- размер средств на оплату труда работников, участвующих в изготовлении продукции (работ, услуг);
m – прибыль.
Слайд 4Факторы, влияющие на стоимость строительной продукции
Слайд 6Принципы ценообразования в строительстве
Цена на строительную продукцию обеспечивает подрядчику возврат
затрат в полном объеме и прибыль в объеме нормы, а
инвестору определяет объемы капитальных вложений на строительство объекта.
Цены на строительную продукцию формируются с учетом состояния экономической конъюнктуры региона в периоды предпроектного обоснования, проектирования и строительства объекта, т. е. на уровне текущих сметных цен на ресурсы и тарифы.
Метод и нормативно-информационная база формирования цен на строительную продукцию определяются инвестором и подрядчиком и фиксируются в контракте (договоре).
Цены в строительстве, осуществляемом с привлечением бюджетных средств, формируются на основании правил, установленных системой ценообразования и сметного нормирования.
Слайд 7Системой государственного регулирования цен на строительную продукцию обеспечиваются три уровня
регулирования.
Первый уровень — уровень Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
РФ
www.minstroyrf.ru
Минстрой России самостоятельно осуществляет полномочия и принимает нормативно-правовые акты в сфере разработки сметных нормативов, утверждения укрупненных сметных нормативов для объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, определения методики расчета прогнозных индексов изменения стоимости строительства и т.д.
Слайд 8Второй уровень — региональных центров по ценообразованию в строительстве.
Региональные
центры ценообразования в строительстве разрабатывают региональные базисные расценки; формируют региональные
оптовые цены на строительные материалы и строительные конструкции, работу машин и механизмов в текущем уровне цен: индексы изменения оптовых цен на строительные материалы и другие ресурсы, цеп на строительную продукцию по видам строительства и пр.
ГАУ РК «Региональный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» http://gaurccs.ru/
Слайд 9Третий уровень регулирования — подрядные торги и аукционы.
Подрядные торги
представляют собой основной экономический метод оптимизации договорной цены на строительную
продукцию путем соревновательного представления заявок подрядчиков с точки зрения их соответствия критериям, определяемым
сметной документацией
инвестора.
Слайд 10Таким образом, в условиях рыночных отношений государство напрямую не вмешивается
в производственно-хозяйственную и финансовую деятельность субъектов строительного рынка и в
процесс формирования цен на строительную продукцию, однако косвенно, с помощью системы регулирования, регламентирует правила формирования цен.
Слайд 112. Сметно-нормативная база ценообразования в строительстве
Сметно-нормативная база - это совокупность
правовых, методических, нормативных документов, устанавливающих порядок определения стоимости строительства.
Слайд 12МДС 81-35.2004
МДС 81-33.2004
МДС 83-1.99
МДС 83-3. 99
Методические рекомендации по составлению сметных
расчетов на СМР ресурсным методом
Система ценообразования и сметного нормирования
Сметные нормативы:
сборники
сметных норм, цен и расценок
ГФСН
ГЭСН
ФЕР
ПОСН
ТСН,
ТЕР
и др.
ФСН
Элементные сметные нормы – на единицу измерения ресурсов и работ
Укрупненные нормы (%) и укрупненные показатели
Методы определения стоимости строительства
Информ. –аналитичес-кие
журналы, Сборники сметных цен (ССЦ),
каталоги, прейскуран-ты
Методическая и сметно-нормативная база определения стоимости строительной продукции
Слайд 13МДС – методические документы в строительстве
Основным методическим документом является Методика
определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004), введенная
в действие с 9 марта 2004 г.
В МДС 81-35.2004 даны общие сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, положения по определению стоимости строительства, порядок составления сметной документации и определения стоимости строительства в составе предпроектных проработок.
Слайд 14МДС 81-33.2004 - Методические указания по определению величины накладных расходов
в строительстве приняты 12 января 2004 года.
МДС 81-25.2001 - Методические
указания по определению величины сметной прибыли в строительстве, введены с 01.03.2001г.
МДС 83-1.99 - Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций.
В приложениях к МДС 83-1.99 дается перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, районные коэффициенты к заработной плате работников по регионам РФ.
Слайд 15
МДС 81-3.99 - Методические рекомендации по определению сметных норм и
расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, освещают вопросы
разработки сметных норм и расценок в расчете на 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин (с примерами), даны рекомендуемые показатели годового режима работы строительных машин и автотранспортных средств в маш.-ч и поправочные коэффициенты по температурным зонам.
Слайд 16Сметные нормативы - это
обобщенное название комплекса сметных
норм, расценок, цен, объединяемых
в отдельные сборники.
Сметные нормы – совокупность ресурсов
(затрат труда рабочих, времени работы строительных машин, потребности в материальных ресурсах) установленная на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ в нормальных условиях.
Слайд 17Система сметных нормативов
Сметные нормативы федерального уровня
Сметные нормативы территориального
уровня
Государственные элементные сметные нормы на строительные, монтажные и пусконаладочные работы
(ГЭСН-2001)
Федеральные сборники стоимости строительных ресурсов в базисном уровне цен (ФССЦ-2001)
Территориальные (отраслевые) сборники стоимости строительных ресурсов в базисном
уровне цен
Стоимость строительных ресурсов (машины, материалы, оплата труда) в текущем уровне цен
Федеральные единичные расценки на строительные, монтажные и пусконаладочные работы в базисном уровне цен (ФЕР-2001)
Территориальные единичные расценки на строительные, монтажные и пусконаладочные работы в базисном уровне цен (ТЕР-2001)
Сборники индексов пересчета в текущий уровень цен
Стоимость объекта в текущем уровне цен
Слайд 19
По степени укрупнения все сметные нормативы делятся на две группы:
элементные
сметные нормы «ЭСН» и единичные расценки «ЕР»;
укрупнённые сметные нормы и
показатели «УСН» и «УСП».
Слайд 20По структуре и степени укрупнения:
шифр 1 - элементные сметные нормы
и цены базисного уровня на виды ресурсов;
шифр 2 - элементные
сметные нормы и расценки на строительные работы;
шифр 3 - ресурсные сметные нормы на монтажные и специальные строительные работы;
шифр 4 - элементные сметные нормы и расценки на ремонтно-строительные работы.
шифр 5 - сметные нормативы, выраженные в процентах;
шифр 6 - укрупненные показатели базисной стоимости (УПБС);
Слайд 21шифр 7 - укрупненные показатели по видам работ (сборники ПВР
и сборник УПБС ВР);
шифр 8 - укрупненные ресурсные нормативы (УРН)
и укрупненные показатели ресурсов (УПP) по отдельным видам строительства;
шифр 9 - укрупненные показатели стоимости строительства (УПСС), укрупненные сметные нормы (УСН) на здания, сооружения, конструкции и виды работ, прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС), укрупненные расценки (УР).
Слайд 22К укрупненным сметным нормативам УСН относятся:
1. Сметные нормативы, выраженные в процентах
(шифр 5), в том числе:
нормативы накладных расходов;
нормативы сметной прибыли;
сметные
нормы дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время;
сметные нормы на строительство временных зданий и сооружений;
нормы резерва средств на непредвиденные работы и затраты;
укрупнённые сметные нормативы на содержание дирекции, включая технический и авторский надзор.
Слайд 232. Укрупненные сметные нормативы и показатели (шифры 6, 7, 8, 9),
в том числе:
укрупненные показатели базисной стоимости строительства зданий и сооружений
(УПБС на строительство зданий и сооружений);
укрупненные показатели базисной стоимости на виды работ (УПБС ВР);
сборники показателей стоимости на виды работ (ПВР);
укрупнённые ресурсные нормативы (УРН);
укрупнённые показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства.
Слайд 24К государственным федеральным сметным нормативам (ГФСН-81) относятся сметные нормативы, вводимые
в действие Госстроем России, для определения стоимости строительства, осуществляемого в
различных отраслях народного хозяйства Российской Федерации.
К этим нормативам относятся, введенные в действие Госстроем России до 01.01.95, сборники ресурсных сметных нормативов (РСН), Государственные элементные сметные нормы на строительные работы (ГЭСН-2001), Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр-2001), Государственные элементные сметные нормы на монтажные работы (ГЭСНм-2001), Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы (ГЭСНп-2001), Федеральные сборники единичных расценок на общестроительные работы (ФЕР-2001.
Слайд 25Государственные элементные сметные нормы на строительные работы (ГЭСН-2001) и ГЭСН
на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр-2001) предназначены для определения потребности в ресурсах
(затраты труда рабочих, строительные машины, материалы) при выполнении строительных и ремонтных работ в промышленном и гражданском строительстве и составлению сметных расчетов (смет) ресурсным методом. Они отражают среднеотраслевые затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, технологию и организацию по видам строительных и ремонтных работ и являются исходными нормативами для разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных норм (расценок).
Слайд 26К производственно-отраслевым сметным нормативам (ПОСН-81) относятся сметные нормативы, вводимые в
действие министерствами и другими органами федерального управления для производственного строительства,
осуществляемого в пределах соответствующей отрасли и, как правило, в отдельных районах (угольных бассейнах, объединениях, отдельных стройках и т.п.), для которых они разработаны.
Слайд 27К фирменным сметным нормативам (ФСН-81) или собственной нормативной базе пользователя
относятся индивидуальные сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной фирмы
– исполнителя работ. Эта нормативная база, как правило, основывается на нормативах государственного федерального, производственно- отраслевого, территориального уровня или банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных аналогичных объектов конкретной фирмой.