Слайд 1Деятельность гувернера по эстетическому воспитанию дошкольника в семье
Подготовили:
Сафиуллина Р.
Муртазина А.
Слайд 2
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у
человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого
общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.
Слайд 3В теории эстетического воспитания существует несколько исходных положений(Б. Т. Лихачев):
чтобы
развить в детях природные силы, создать условия для глубокого осознания
эстетических явлений необходимо намеренное привлечение в различные виды творческой деятельности;
теория эстетического воспитания заключается в осознании огромного значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного;
необходимо комплексное решение задач в процессе преподавания искусства детям:
идейно – нравственное и художественное воспитание,
обучение навыкам и умениям, которые смогут обеспечить вовлечение детей в инициативную творческую деятельность,
развитие духовных и физических сущностных сил и творческих умений
Слайд 4
Осуществление задач эстетического воспитания происходит при соблюдении следующих условий:
осуществление индивидуального
подхода к детям;
благоприятная окружающая среда (помещение, одежда, игрушки);
содержание в быту
произведений искусства;
личная инициатива и желание детей.
Слайд 5В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейшие изменения в эстетическом развитии
ребенка. Повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам их
художественной формы, например к ритму, рифме, цвету. У детей становятся более разнообразными реакции и на содержание произведения в целом. Ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал в произведениях искусства, но еще не образу.
Слайд 6В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие детского восприятия, его
точности и дифференциальности. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться
фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами.
Слайд 7К концу старшего дошкольного возраста ребенок может более сосредоточенно слушать
музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также
более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений.
Слайд 8Формы осуществления эстетического воспитания:
Гувернёр организует экскурсии к объектам природы, к памятникам, в
музей, на празднично украшенную улицу и т.д. Задача педагога –
продумать содержание экскурсии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства
Слайд 9Театрализованные игры и игры – драматизации. Театрализованная деятельность детей позволяет
приобщать дошкольников к высокохудожественной литературе, к совместному моделированию костюмов, декораций,
атрибутов, к созданию выразительного художественного образа, а также обучать самостоятельному нахождению приемов изображения.
Слайд 10Праздники и развлечения. Развлечения как форма работы с детьми дошкольного
возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно.
Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера, другие формы работы. Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств. Подбирается разнообразный материал – и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему. Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства
Слайд 11Важнейшим средством эстетического воспитания является природа — вечный источник разнообразных эстетических переживаний.
Сила впечатлений от природы зависит от способности видеть красоту разнообразных
форм, слышать «живой» голос леса, моря, поля, эмоционально на него откликаться. Это средство доступно детям с раннего возраста. Во время прогулок, экскурсий
Слайд 12Не менее важную роль в эстетическом воспитании играет музыка. Музыка имеет
звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, являясь «искусством чувств», как
говорил П. И. Чайковский. Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, включаться в другие виды их деятельности, служить развлечением и отдыхом.
Слайд 13Использование и комбинирование традиционных и нетрадиционных технологий
1) технология личностно-ориентированного взаимодействия
педагога с ребенком — в центре внимания педагога находятся уникальная,
целостная личность ребенка, а также его потребности, возможности, интересы, способности и особенности; технология обеспечивает благоприятные условия для самоактуализации, развития и саморазвития ребенка, самовыражения в художественно-творческой деятельности;
2) технология проектной деятельности способствует созданию ребенком продуктов художественного творчества, которые можно предъявлять обществу; она используется в процессе решения поисковых и практических задач в художественно-творческой и дизайнерской деятельности детей через реализацию содержания тематических недель и полихудожественных проектов эстетической направленности
Слайд 143) технология исследовательской деятельности ориентирована на интеллектуально-творческую деятельность ребенка с
опорой на поисковую активность личности, самостоятельный выбор художественных изобразительных материалов,
средств выразительности, способов изображения и пр.;
4) информационно-коммуникационные технологии позволяют ребенку осваивать культуру и разные виды искусства в процессе собственной творческой деятельности с помощью информационно-обучающих, тестирующих компьютерных программ и мультимедийных презентаций
Слайд 156) технология индивидуализации образования осуществляется на основе разработки педагогом индивидуальных
образовательных программ и направлена на развитие способности ребенка самостоятельно генерировать
новые культурные тексты (символико-знаковые системы, искусственно созданные человеком) в разных видах детской деятельности;
5) технология деятельностного метода «Ситуация» (И. А. Лыкова) предполагает в процессе обучения и воспитания организацию развивающих ситуаций, в которых дети сталкиваются с затруднениями, фиксируют то, что еще не получается, самостоятельно выявляют причины и формулируют задачи (детские цели), а затем в активной деятельности совершают собственные «открытия»;
Слайд 16Виды инновационных технологий в художественно-эстетическом развитии:
рисование пальчиками
рисование ладошками
рисование ватными палочками
оттиск
печатками из овощей
тычок жёсткой сухой кистью
Нетрадиционные техники рисования для детей
дошкольного возраста
печать поролоном
пластилинография
набрызг
рисование на манке
рисование мятой бумагой
ниткография