Разделы презентаций


Диагностика и коррекция умственного развития

Содержание

Дошкольный возраст

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Диагностика и коррекция умственного развития

Диагностика и коррекция умственного развития

Слайд 2Дошкольный возраст

Дошкольный возраст

Слайд 3Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Произвольность и регуляторные функции
Модель развития регуляторных функций (РФ)

в дошкольном детстве разработана А.Мияке и коллегами (Miyake et al.,

2000).
Нейропсихологической основой для овладения своим поведением является группа когнитивных навыков, которые обеспечивают целенаправленное решение задач и адаптивное поведение в новых ситуациях, - их объединяют под общим названием регуляторных функций («executive functions»). Они обеспечивают мониторинг и контроль мышления и деятельности через смещение процессов в сторону стимула, связанного с выполнением задания, несмотря на отвлекающие задания и помехи. В нейрокогнитивных исследованиях процесс торможения и рабочая память рассматриваются в качестве основных процессов, обеспечивающих произвольную регуляцию (Barkley, 2001).

Нейропсихологическая диагностика дошкольниковПроизвольность и регуляторные функцииМодель развития регуляторных функций (РФ) в дошкольном детстве разработана А.Мияке и коллегами

Слайд 4Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Произвольность и регуляторные функции
Регуляторные функции разделяются на следующие

три основных компоненты:

рабочую память («working memory») – зрительную и слуховую;


гибкость внимания или переключение («cognitive flexibility»), которое связано со способностью переходить от одного правила к другому;
сдерживающий контроль («inhibitory control») – он предполагает торможение доминирующего ответа в пользу требуемого в задании.

Эти компоненты связаны друг с другом, но также они могут рассматриваться как самостоятельные, отдельно друг от друга, поэтому данная модель получила название «единство с разнообразием» («unity-with-diversity»).
Нейропсихологическая диагностика дошкольниковПроизвольность и регуляторные функцииРегуляторные функции разделяются на следующие три основных компоненты:рабочую память («working memory») –

Слайд 5Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Ребенок исключался из исследования, если он или она:
проходил

NEPSY или любое другое нейропсихологическое исследова-
ние в

течение 6 месяцев;
имеет слуховые или зрительные нарушения (некорректируемые) или является дальтоником;
имеет психиатрический диагноз, нейропсихологические нарушения, дефицит внимания, гиперактивность, задержку интеллектуального развития;
родился с очень маленьким весом – менее 2,5кг;
на момент исследования принимает медицинские препараты, способные повлиять на результаты (стимуляторы, антидепрессанты, лекарства от тревожности и т.д.);
в истории развития зафиксированы потеря сознания более, чем на 5 минут, попадание в кому (по шкале Глазго до 14) и т.д.;
имеет трудности с языком, на котором проводится исследования или этот язык не родной для ребенка (трудности с языком не включают в себя проблему с артикуляцией, если это не затрудняет коммуникацию с ребенком) (Korkman, Kirk, Kemp, 2007).
Нейропсихологическая диагностика дошкольниковРебенок исключался из исследования, если он или она:проходил NEPSY или любое другое нейропсихологическое исследова-

Слайд 6Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Повторение предложений (NEPSY-II, Sentence Repetition)
Инструкция: Я собираюсь прочитать

тебе несколько предложений. Я хочу, чтобы ты повторял только то,

что я говорю (читаю). Подожди, пока я закончу; затем твоя очередь. Слушай внимательно. А теперь начнем.
Нейропсихологическая диагностика дошкольниковПовторение предложений (NEPSY-II, Sentence Repetition)Инструкция: Я собираюсь прочитать тебе несколько предложений. Я хочу, чтобы ты

Слайд 7Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Повторение предложений (NEPSY-II, Sentence Repetition)
Спокойной ночи.



2. Посмотри на Колю.

3. Собака побежала домой.

4. Кошка съела свой обед.

5. Петя всю дорогу бежал домой.

6. Дети встали в очередь за обедом.

7. У некоторых детей в школе есть библиотека.

Нейропсихологическая диагностика дошкольниковПовторение предложений (NEPSY-II, Sentence Repetition)Спокойной ночи.

Слайд 8Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Повторение предложений (NEPSY-II, Sentence Repetition)
8. Когда солнце начало

садиться, мы поставили свои палатки.


9. После того, как

Маша съела бутерброд, она выпила молоко.


10. Ей было сложно писать, из-за того, что ее правая рука была в гипсе.


11. Каждое утро птицы поют на деревьях за моим окном.


12. Женщина, стоящая рядом с человеком в зеленом пиджаке - моя тетя.


13. Длинные очереди людей ждали у входа на стадион.


14. Подростки в нашем доме собирают деньги на строительство развлекательного центра.

Нейропсихологическая диагностика дошкольниковПовторение предложений (NEPSY-II, Sentence Repetition)8. Когда солнце начало садиться, мы поставили свои палатки.  9.

Слайд 9Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Повторение предложений (NEPSY-II, Sentence Repetition)


15. Мы сложили еду для пикника обратно в корзину,

потому что приближалась буря.


16. Свежие овощи порезали и положили в миску, чтобы сделать салат.


17. В следующую среду в два часа дня наша футбольная команда будет участвовать в турнире на стадионе.


Нейропсихологическая диагностика дошкольниковПовторение предложений (NEPSY-II, Sentence Repetition)     15. Мы сложили еду для пикника

Слайд 10Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Повторение предложений (NEPSY-II, Sentence Repetition)

Обработка:

Опущение слова, замена или добавление слова должно рассматриваться как допущение

ошибки. Изменения в порядке слов, перемещенное слово считается также ошибкой.

2 балла - нет ошибок;
1 балл – 1 или 2 ошибки;
0 баллов – 3 и более ошибок, также, когда нет ответа ребенка.

Если за 4 предложения подряд ребенок получает 0 баллов, тестирование прекращается.


Нейропсихологическая диагностика дошкольниковПовторение предложений (NEPSY-II, Sentence Repetition)   Обработка: Опущение слова, замена или добавление слова должно

Слайд 11Нейропсихологическая диагностика дошкольников
«….Занимаюсь диагностикой памяти у детей. И вижу, что

успешность выполнения одной из методик ("Повторение предложений") сильно зависит от

того, смотрит ли взрослый на ребёнка в процессе диагностики (!).

Намеренно поэкспериментировала с направлением своего взора во время диагностики и обнаружила заметное варьирование результатов.

Ребёнок немеет от взгляда взрослого. Отчаянно пытается "впитать" озвучиваемое для повтора предложение, но на лице отражается сильная тревога и становится заметно, что внутренняя работа по запоминанию будто приостанавливается.
А потом наступает страшный момент пронзительного и виноватого взгляда ребёнка в глаза взрослого. В нем читается: "Я не смогу»
______


В чем суть эффекта такого парализующего взгляда?
Это про детский страх не оправдать обращённых к нему ожиданий, про нарушение пространства или про банальное отвлечение?
PS взглядываю я не страшно…»

Повторение предложений (NEPSY-II, Sentence Repetition)

Нейропсихологическая диагностика дошкольников«….Занимаюсь диагностикой памяти у детей. И вижу, что успешность выполнения одной из методик (

Слайд 12Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Произвольность и регуляторные функции
(зрительная память)

Нейропсихологическая диагностика дошкольниковПроизвольность и регуляторные функции (зрительная память)

Слайд 13Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Произвольность и регуляторные функции

Нейропсихологическая диагностика дошкольниковПроизвольность и регуляторные функции

Слайд 14Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Dimensional Change Card Sort
(Zelazo, 2006)

Нейропсихологическая диагностика дошкольниковDimensional Change Card Sort(Zelazo, 2006)

Слайд 15Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Стимульный
материал
(DCCS)
7
7
1
1
4
3

Нейропсихологическая диагностика дошкольниковСтимульныйматериал (DCCS)771143

Слайд 16Нейропсихологическая диагностика дошкольников

Нейропсихологическая диагностика дошкольников

Слайд 17Нейропсихологическая диагностика дошкольников
«Inhibition» (торможение) - NEPSY-II, Korkman, Kirk, Kemp (2007)

Нейропсихологическая диагностика дошкольников«Inhibition» (торможение) - NEPSY-II, Korkman, Kirk, Kemp (2007)

Слайд 18Нейропсихологическая диагностика дошкольников
«Inhibition» (торможение) - NEPSY-II, Korkman, Kirk, Kemp (2007)

Нейропсихологическая диагностика дошкольников«Inhibition» (торможение) - NEPSY-II, Korkman, Kirk, Kemp (2007)

Слайд 19Нейропсихологическая диагностика дошкольников
«Inhibition» (торможение) - NEPSY-II, Korkman, Kirk, Kemp (2007)

Нейропсихологическая диагностика дошкольников«Inhibition» (торможение) - NEPSY-II, Korkman, Kirk, Kemp (2007)

Слайд 20Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Statue (статуя) - NEPSY-II, Korkman, Kirk, Kemp (2007)
Материалы:

протокол, секундомер, карандаш
Время: 75 секунд.
Инструкция: «Давай проверим, сможешь ли ты

стоять как статуя, которая держит в руке флаг. [Покажите ребенку, как надо встать и помогите ему встать в нужную позицию: ребенок стоит слегка расставив ноги. Левая рука лежит на поверхности стола или стула - он может опираться на них для сохранения баланса. Правая рука согнута в локте под углом 90 градусов, а кисть сжата так, как будто ребенок держит в ней флаг.]
Нейропсихологическая диагностика дошкольниковStatue (статуя) - NEPSY-II, Korkman, Kirk, Kemp (2007)Материалы: протокол, секундомер, карандашВремя: 75 секунд.Инструкция: «Давай проверим,

Слайд 21Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Statue (статуя) - NEPSY-II, Korkman, Kirk, Kemp (2007)
Когда

я скажу «Начали», ты должен стоять как статуя с флагом

в руке и закрытыми глазами. Пальцами шевелить нельзя. Двигаться и открывать глаза тоже нельзя. Также нельзя ничего говорить (или лучше «нужно молчать»?), пока я не скажу «Время». Готов? Закрой глаза, держи их закрытыми. Начали!»
Включаем секундомер.
На 10 секунде – роняем ручку на стол или на пол.
На 20 секунде – громко кашлянуть 1 раз
На 30 секунде – постучать по столу (стулу) дважды
На 50 секунде – скажите «Ну вот!»
На 75 секунде – скажите «Время»
Нейропсихологическая диагностика дошкольниковStatue (статуя) - NEPSY-II, Korkman, Kirk, Kemp (2007)Когда я скажу «Начали», ты должен стоять как

Слайд 22Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Statue (статуя) - NEPSY-II, Korkman, Kirk, Kemp (2007)
Работа

с протоколом:
Обводим «Да», если ребенок в течение 5 секунд

двигался, открывал глаза или издавал звуки.
Обводим «Нет», если в течение 5 секунд ребенок не совершал ошибок.
За каждый 5-секундный интервал ребенок может получить только 1 отметку об ошибке за каждый тип «нарушений» (движения телом, открывание глаз или лишние звуки). То есть, если в течение 5 секунд ребенок дважды совершал какие-то движения, то мы засчитываем их ему как одну ошибку и отмечает «да» в соответствующей колонке «Движения». Или ребенок трижды открывал глаза за 5 секунд - это также только одна ошибка в колонке «Глаза».

2 балла – если в течение 5 секунд ребенок не совершил ни одной ошибки
1 балл – за 1 ошибку в течение 5 секунд.
0 баллов – за 2 и более ошибок, совершенных в течение 5 секунд.
Далее подсчитываются суммарные баллы по каждому типу «нарушений», а также суммарный балл за все задание.
Нейропсихологическая диагностика дошкольниковStatue (статуя) - NEPSY-II, Korkman, Kirk, Kemp (2007)Работа с протоколом: Обводим «Да», если ребенок в

Слайд 23Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Статуя (Флаг)

Нейропсихологическая диагностика дошкольниковСтатуя (Флаг)

Слайд 24Эксперимент (РФ+роли)
В исследовании приняли участие 81 дошкольник. Измерялись следующие компоненты

РФ:
Когнитивная гибкость (DSSC);
Поведенческий компонент (Флаг);
Сдерживающий контроль (субтест Inhibition из NEPSY-II).
Исходя

из результатов первичной диагностики уровня развития регуляторных функций (РФ), дошкольники были разделены на 4 группы. Выравнивание детей в группах проводилось как по актуальному уровню развития РФ, так и по количеству мальчиков и девочек, входящих в каждую из групп.
Эксперимент (РФ+роли)В исследовании приняли участие 81 дошкольник. Измерялись следующие компоненты РФ:Когнитивная гибкость (DSSC);Поведенческий компонент (Флаг);Сдерживающий контроль (субтест

Слайд 25Эксперимент (РФ+роли)

1 условие –
Положительный герой
(22 ребенка)

Эксперимент (РФ+роли)1 условие – Положительный герой (22 ребенка)

Слайд 26Эксперимент (РФ+роли)
2 условие –
Мудрый герой
(20 детей)

Эксперимент (РФ+роли)2 условие – Мудрый герой(20 детей)

Слайд 27Эксперимент (РФ+роли)

3 условие –
Отрицательный герой
(20 детей)


4 условие –
Контрольная

группа
(19 детей)

Эксперимент (РФ+роли)3 условие – Отрицательный герой(20 детей)4 условие – Контрольная группа (19 детей)

Слайд 28Эксперимент (РФ+роли)
Средние оценки выполнения задания «Сортировка карточек (с рамкой)» по

трем пробам в разных группах дошкольников

Эксперимент (РФ+роли)Средние оценки выполнения задания «Сортировка карточек (с рамкой)» по трем пробам в разных группах дошкольников

Слайд 29

Рис. 3. Диаграммы размаха

штрафных баллов оценок задания «статуя» у дошкольников разных групп
Эксперимент (РФ+роли)
Рис.

Диаграммы размаха штрафных баллов оценок задания «статуя» у дошкольников разных групп
Рис. 3. Диаграммы размаха штрафных баллов оценок задания «статуя» у дошкольников

Слайд 30Спасибо за внимание
и другие
ВПФ

Спасибо за вниманиеи другие ВПФ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика