Слайд 1Диагностика и коррекция умственного развития
Слайд 3Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Произвольность и регуляторные функции
Модель развития регуляторных функций (РФ)
в дошкольном детстве разработана А.Мияке и коллегами (Miyake et al.,
2000).
Нейропсихологической основой для овладения своим поведением является группа когнитивных навыков, которые обеспечивают целенаправленное решение задач и адаптивное поведение в новых ситуациях, - их объединяют под общим названием регуляторных функций («executive functions»). Они обеспечивают мониторинг и контроль мышления и деятельности через смещение процессов в сторону стимула, связанного с выполнением задания, несмотря на отвлекающие задания и помехи. В нейрокогнитивных исследованиях процесс торможения и рабочая память рассматриваются в качестве основных процессов, обеспечивающих произвольную регуляцию (Barkley, 2001).
Слайд 4Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Произвольность и регуляторные функции
Регуляторные функции разделяются на следующие
три основных компоненты:
рабочую память («working memory») – зрительную и слуховую;
гибкость внимания или переключение («cognitive flexibility»), которое связано со способностью переходить от одного правила к другому;
сдерживающий контроль («inhibitory control») – он предполагает торможение доминирующего ответа в пользу требуемого в задании.
Эти компоненты связаны друг с другом, но также они могут рассматриваться как самостоятельные, отдельно друг от друга, поэтому данная модель получила название «единство с разнообразием» («unity-with-diversity»).
Слайд 5Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Ребенок исключался из исследования, если он или она:
проходил
NEPSY или любое другое нейропсихологическое исследова-
ние в
течение 6 месяцев;
имеет слуховые или зрительные нарушения (некорректируемые) или является дальтоником;
имеет психиатрический диагноз, нейропсихологические нарушения, дефицит внимания, гиперактивность, задержку интеллектуального развития;
родился с очень маленьким весом – менее 2,5кг;
на момент исследования принимает медицинские препараты, способные повлиять на результаты (стимуляторы, антидепрессанты, лекарства от тревожности и т.д.);
в истории развития зафиксированы потеря сознания более, чем на 5 минут, попадание в кому (по шкале Глазго до 14) и т.д.;
имеет трудности с языком, на котором проводится исследования или этот язык не родной для ребенка (трудности с языком не включают в себя проблему с артикуляцией, если это не затрудняет коммуникацию с ребенком) (Korkman, Kirk, Kemp, 2007).
Слайд 6Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Повторение предложений (NEPSY-II, Sentence Repetition)
Инструкция: Я собираюсь прочитать
тебе несколько предложений. Я хочу, чтобы ты повторял только то,
что я говорю (читаю). Подожди, пока я закончу; затем твоя очередь. Слушай внимательно. А теперь начнем.
Слайд 7Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Повторение предложений (NEPSY-II, Sentence Repetition)
Спокойной ночи.
2. Посмотри на Колю.
3. Собака побежала домой.
4. Кошка съела свой обед.
5. Петя всю дорогу бежал домой.
6. Дети встали в очередь за обедом.
7. У некоторых детей в школе есть библиотека.
Слайд 8Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Повторение предложений (NEPSY-II, Sentence Repetition)
8. Когда солнце начало
садиться, мы поставили свои палатки.
9. После того, как
Маша съела бутерброд, она выпила молоко.
10. Ей было сложно писать, из-за того, что ее правая рука была в гипсе.
11. Каждое утро птицы поют на деревьях за моим окном.
12. Женщина, стоящая рядом с человеком в зеленом пиджаке - моя тетя.
13. Длинные очереди людей ждали у входа на стадион.
14. Подростки в нашем доме собирают деньги на строительство развлекательного центра.
Слайд 9Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Повторение предложений (NEPSY-II, Sentence Repetition)
15. Мы сложили еду для пикника обратно в корзину,
потому что приближалась буря.
16. Свежие овощи порезали и положили в миску, чтобы сделать салат.
17. В следующую среду в два часа дня наша футбольная команда будет участвовать в турнире на стадионе.
Слайд 10Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Повторение предложений (NEPSY-II, Sentence Repetition)
Обработка:
Опущение слова, замена или добавление слова должно рассматриваться как допущение
ошибки. Изменения в порядке слов, перемещенное слово считается также ошибкой.
2 балла - нет ошибок;
1 балл – 1 или 2 ошибки;
0 баллов – 3 и более ошибок, также, когда нет ответа ребенка.
Если за 4 предложения подряд ребенок получает 0 баллов, тестирование прекращается.
Слайд 11Нейропсихологическая диагностика дошкольников
«….Занимаюсь диагностикой памяти у детей. И вижу, что
успешность выполнения одной из методик ("Повторение предложений") сильно зависит от
того, смотрит ли взрослый на ребёнка в процессе диагностики (!).
Намеренно поэкспериментировала с направлением своего взора во время диагностики и обнаружила заметное варьирование результатов.
Ребёнок немеет от взгляда взрослого. Отчаянно пытается "впитать" озвучиваемое для повтора предложение, но на лице отражается сильная тревога и становится заметно, что внутренняя работа по запоминанию будто приостанавливается.
А потом наступает страшный момент пронзительного и виноватого взгляда ребёнка в глаза взрослого. В нем читается: "Я не смогу»
______
В чем суть эффекта такого парализующего взгляда?
Это про детский страх не оправдать обращённых к нему ожиданий, про нарушение пространства или про банальное отвлечение?
PS взглядываю я не страшно…»
Повторение предложений (NEPSY-II, Sentence Repetition)
Слайд 12Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Произвольность и регуляторные функции
(зрительная память)
Слайд 13Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Произвольность и регуляторные функции
Слайд 14Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Dimensional Change Card Sort
(Zelazo, 2006)
Слайд 15Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Стимульный
материал
(DCCS)
7
7
1
1
4
3
Слайд 16Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Слайд 17Нейропсихологическая диагностика дошкольников
«Inhibition» (торможение) - NEPSY-II, Korkman, Kirk, Kemp (2007)
Слайд 18Нейропсихологическая диагностика дошкольников
«Inhibition» (торможение) - NEPSY-II, Korkman, Kirk, Kemp (2007)
Слайд 19Нейропсихологическая диагностика дошкольников
«Inhibition» (торможение) - NEPSY-II, Korkman, Kirk, Kemp (2007)
Слайд 20Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Statue (статуя) - NEPSY-II, Korkman, Kirk, Kemp (2007)
Материалы:
протокол, секундомер, карандаш
Время: 75 секунд.
Инструкция: «Давай проверим, сможешь ли ты
стоять как статуя, которая держит в руке флаг. [Покажите ребенку, как надо встать и помогите ему встать в нужную позицию: ребенок стоит слегка расставив ноги. Левая рука лежит на поверхности стола или стула - он может опираться на них для сохранения баланса. Правая рука согнута в локте под углом 90 градусов, а кисть сжата так, как будто ребенок держит в ней флаг.]
Слайд 21Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Statue (статуя) - NEPSY-II, Korkman, Kirk, Kemp (2007)
Когда
я скажу «Начали», ты должен стоять как статуя с флагом
в руке и закрытыми глазами. Пальцами шевелить нельзя. Двигаться и открывать глаза тоже нельзя. Также нельзя ничего говорить (или лучше «нужно молчать»?), пока я не скажу «Время». Готов? Закрой глаза, держи их закрытыми. Начали!»
Включаем секундомер.
На 10 секунде – роняем ручку на стол или на пол.
На 20 секунде – громко кашлянуть 1 раз
На 30 секунде – постучать по столу (стулу) дважды
На 50 секунде – скажите «Ну вот!»
На 75 секунде – скажите «Время»
Слайд 22Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Statue (статуя) - NEPSY-II, Korkman, Kirk, Kemp (2007)
Работа
с протоколом:
Обводим «Да», если ребенок в течение 5 секунд
двигался, открывал глаза или издавал звуки.
Обводим «Нет», если в течение 5 секунд ребенок не совершал ошибок.
За каждый 5-секундный интервал ребенок может получить только 1 отметку об ошибке за каждый тип «нарушений» (движения телом, открывание глаз или лишние звуки). То есть, если в течение 5 секунд ребенок дважды совершал какие-то движения, то мы засчитываем их ему как одну ошибку и отмечает «да» в соответствующей колонке «Движения». Или ребенок трижды открывал глаза за 5 секунд - это также только одна ошибка в колонке «Глаза».
2 балла – если в течение 5 секунд ребенок не совершил ни одной ошибки
1 балл – за 1 ошибку в течение 5 секунд.
0 баллов – за 2 и более ошибок, совершенных в течение 5 секунд.
Далее подсчитываются суммарные баллы по каждому типу «нарушений», а также суммарный балл за все задание.
Слайд 23Нейропсихологическая диагностика дошкольников
Статуя (Флаг)
Слайд 24Эксперимент (РФ+роли)
В исследовании приняли участие 81 дошкольник. Измерялись следующие компоненты
РФ:
Когнитивная гибкость (DSSC);
Поведенческий компонент (Флаг);
Сдерживающий контроль (субтест Inhibition из NEPSY-II).
Исходя
из результатов первичной диагностики уровня развития регуляторных функций (РФ), дошкольники были разделены на 4 группы. Выравнивание детей в группах проводилось как по актуальному уровню развития РФ, так и по количеству мальчиков и девочек, входящих в каждую из групп.
Слайд 25Эксперимент (РФ+роли)
1 условие –
Положительный герой
(22 ребенка)
Слайд 26Эксперимент (РФ+роли)
2 условие –
Мудрый герой
(20 детей)
Слайд 27Эксперимент (РФ+роли)
3 условие –
Отрицательный герой
(20 детей)
4 условие –
Контрольная
группа
(19 детей)
Слайд 28Эксперимент (РФ+роли)
Средние оценки выполнения задания «Сортировка карточек (с рамкой)» по
трем пробам в разных группах дошкольников
Слайд 29
Рис. 3. Диаграммы размаха
штрафных баллов оценок задания «статуя» у дошкольников разных групп
Эксперимент (РФ+роли)
Рис.
Диаграммы размаха штрафных баллов оценок задания «статуя» у дошкольников разных групп