Слайд 1
Диагностика рисков и
угроз психологической
безопасности в образовательном учреждении
Власова Л.М. социальный педагог
ГБОУ СПО МОГК Раменское
Слайд 2
Сегодня чрезвычайно обострилось противостояние
человека и среды, взаимодействие личности и среды, происходит активная социализация
личности, т.е. социальное воспитание, которое включает в себя семейное, гражданское, религиозное и правовое воспитание.
Это многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится полноправным членом общества.
Социальная педагогика рассматривает проблему социализации личности, сопровождающееся теми или иными отклонениями от норм поведения человека под влиянием среды.
Слайд 3
ФАКТОРЫ РИСКА
Биологические: недосыпание, биохимия….
Психологические факторы риска: кризис,
психические расстройства…
Социальные факторы риска:
доступность информации и ПАВ, интернет, отдаленное представление
о смерти…
Слайд 4
ГРУППЫ РИСКА
дети с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания,
дети с асинхрониями развития,
дети с задержками развития и легкой
умственной отсталостью,
дети, страдающие психоневрологическими заболеваниями
дети, страдающим некоторыми хроническими соматическими и эндокринными заболеваниями
дети, перенесшие психические травмы
дети, перенесшие перинатальную патологию
дети с наследственной отягощенностью
дети из неблагополучных семей,
приемные дети
дети, лишенные попечения родителей
возрастной криз
криминальные моменты (наличие заинтересованного лица)
В категорию трудных попадают самые разные студенты:
неуспевающие, недисциплинированные, учащиеся с нервными и психическими расстройствами, подростки, состоящие на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних, дети из неблагополучных семей.
Каждый трудный студент труден по-своему: один упрям, другой ленив, третий груб, четвёртый застенчив... Вот только вопрос в каждом отдельном случае возникает один и тот же: «Что же делать?»
Слайд 7Диагностические методики экспертизы
ШКАЛЫ
Слайд 8Группы студентов ГБОУ СПО МОГК нуждающихся
в социально –психологической помощи
Студенты из
многодетных, малообеспеченных, неполных семей - 17; 59; 103
Студенты из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 12
Студенты , имеющие склонность к отклоняющемуся поведению - 13
Студенты , испытывающие трудности в адаптации к обучению в колледже и проживанию в общежитии - 19
Слайд 9
Социально – педагогическая миссия коллектива образовательного учреждения направлена на выработку
и систематизацию у студента новых объективных знаний и представлений о
действительности, обеспечение социального лифта студенту до выпуска.
Слайд 10
Диагностика (с греческого dia – после, через и
gnosis - знание т.е. способный распознавать) – это оценочная процедура,
направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности; общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте.
Слайд 12
Медицинская диагностика – процесс установления медицинского диагноза, т.е. заключения
о характере и существе болезни пациента на основе принятой классификации.
(мониторинг)
1этап Наблюдение
2этап Анкетирование
3этап - Тестирование.
Слайд 13
Психологическая диагностика (психодиагностика) выявление индивидуально-психологических свойств личности.
Её целью является
установление психологического диагноза как заключение об актуальном состоянии психологических особенностей
личности и прогнозе их дальнейшего развития.
Слайд 14
Социальная диагностика –
это комплексный подход
выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих
его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния.
Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи.
Слайд 15
Можно использовать вопросы:
Какие сложности присущи отношениям между лицами,
входящими в семью (другую социальную группу)?
Существуют ли проблемы среди
членов семьи?
Насколько эффективны (неэффективны) формы общения?
Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи?
Кто из окружения студента принимает значимые решения, каковы их последствия?
Каковы основные конфликты, касающиеся , какие меры принимаются для их разрешения?
Слайд 16
Педагогическая диагностика – это изучение личности, индивидуального и дифференцированного
подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации
его основных функций.
Методы исследования:
Наблюдение
Анкетирование
Анализ документации
Тестирование
Слайд 17
Требования к педагогической диагностике:
изучение личности должно быть направлено
на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей;
диагностика не должна
быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;
изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;
личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;
нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода
Слайд 18
Социально-педагогическая
диагностика
– это специально организованный процесс познания, в котором
происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических,
педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.
Ожидаемые конечные результаты:
приспособленность студентов к новой образовательной среде без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой.
Слайд 19Этапы психологического исследования
Подготовительный – состоит из исследования научных данных
по исследуемой проблеме, цели, задач и выбора методов исследования
Сбор фактических
данных
Количественная и качественная обработка данных исследования
Интерпретация результатов и выводов
Слайд 20
Психодиагностические признаки:
низкая познавательная активность и личностная
незрелость;
низкий уровень самоконтроля и самоорганизации в деятельности и поведении;
повышенный интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию;
немотивированность, неадекватность поведения;
отрицательное отношение к учению, колледжу, побеги из дома;
сохранение инфантильности, слабоволие;
раннее половое развитие;
Слайд 21
Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность
на создание условий для сотрудничества, содружества, сотворчества социального педагога и
студента.
Гуманизм социального воспитания проявляется в том, чтобы не заставить, а помочь личности быть Человеком, убедиться в своей исключительности, уникальности и быть ответственным за свою жизнь.
Гуманизм социального педагога проявляется в том, чтобы принимать человека, его поступки без осуждения, поддержать оступившегося в критической ситуации.
Слайд 22
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ
Первую неотложную
помощь при суицидальном поведении оказывает находящийся в момент стресса рядом
любой человек, учитель, воспитатель, медицинская сестра.
Это - изоляция от опасной среды, спокойное мягкое сочувствие, умение выслушать и убедить в том, что можно помочь в такой беде.
Не допускается ироничный тон высказываний и пренебрежение к переживаниям и действиям пациента.
Необходимо предусмотрительно исключить все опасные ситуации: не оставлять одного, сделать недоступными лекарства, режущие предметы, бытовую химию и другие опасные предметы.
Надо учитывать, что риск самоубийства повышается в предутренние часы.
Известно также, что 1\3 часть суицидов совершается в момент, когда дети должны были быть на занятиях, пропускают их.
Однако, настаивая на осторожности, нельзя допустить жесткой, унизительной опеки. «Ежовые рукавицы» должны быть незаметны для пациента.
В процессе беседы избирательно
выслушиваются вопросы, имеющие отношение к суицидальному риску. Для профессионала допустим и прямой вопрос о желании умереть, но чаще вопрос ставится несколько иначе - о том, что удерживает в жизни. Говорим о прошлых достижениях значимых для данной личности, повышающих самоуважение и уверенность в своих возможностях в позитивном решении проблем и выходе из кризиса.
Слайд 24
Выслушиваем.
Не соглашаемся, но и не спорим, а
показываем,
что понимаем.
Повторяем как вопрос
последнюю фразу.
Дышим в такт.
Сохраняем спокойный тон.
Вступаем только в позитивный разговор.
Показываем, что проблема не уникальна.
Не зеркалим агрессию и страх.
Запоминаем имена.
Начинаем с простого.
Держим паузу.
Декларируем надежность, точность, правдивость, конфиденциальность, уверенность в себе.
Успокаиваем информацией и интонацией.
Предлагаем альтернативу (исходя из выявленных интересов).
Ставим ясную цель, выстраиваем планы..
Психотехники общения
Слайд 25
ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА
Лучше воспринимается начало
и конец
Обилие слов дает обратный результат
В
экстремальных ситуациях – внушение
(любой эмоционально окрашенный поток без пауз
без приставки «не», без обратной связи. Резкий обрыв –
контакт прекратить).
Завершить на положительной ноте.
Слайд 26
Главная цель: восстановление надежды.
Принцип минимальной достаточности.
Принцип «шестеренки» с оптимизацией.
Просить
о разрешении поддерживать контакт, убедить поддерживать диалог.
Развернуть от прошлого к
будущему.
Укрепить веру в безопасность и успешность работы.
Опора на оптимально развитые свойства личности.
Примеры:
Все кажется безнадежным / иногда мы все чувствуем себя подавленными..
Всем лучше без меня / Ты много значишь для всех, меня беспокоит твое настроение
Вы не понимаете меня / я хочу понять
Совместно подбор «веера решений»
Что сделал бы значимый человек?
Кто поможет?
Вопросы типа: Правильно ли я понял?
Слайд 27
Этап установления контакта.
Необходимо терпеливо и сочувственно выслушать, не выражая
сомнений и критических замечаний. Необходимо создать уверенность, что помощь оказывает
компетентный понимающий и сочувствующий человек, заслуживающий доверия. На этом этапе преодолевается барьер изоляции, снимается чувство одиночества и безнадежности.
Этап раскрытия переживаний.
В процессе беседы избирательно выслушиваются вопросы, имеющие отношение к суицидальному риску. Для профессионала допустим и прямой вопрос о желании умереть, но чаще вопрос ставится несколько иначе - о том, что удерживает в жизни. Замешательство при ответе и уклонение от него могут свидетельствовать о повышенном суицидальном риске.
Этап мобилизации адаптивных навыков.
Проводится анализ прошлых достижений значимых для данной личности, актуализация достижений, повышающих самоуважение и уверенность в своих возможностях в позитивном решении проблем и выходе из кризиса. Ни в коем случае не интерпретируются проявления психологической несостоятельности, приведшие к кризису, возможность новых срывов. Не допускается ироничный тон высказываний и пренебрежение к переживаниям и действиям пациента.
Этап повышения уровня адаптации.
Этот этап осуществляется после того, как пациент принял определенное решение об изменении своей жизненной позиции. Основными методами на данном этапе является коммуникативный тренинг с использованием приемов релаксации, психодрамы и ролевого тренинга.
Этап окончания кризисной терапии.
Суммируются достижения пациента, прорабатываются реальные планы на будущее. Этот этап короткий, но весьма важный.
Слайд 28
Для коррекции суицидального поведения
у подростка с психическими расстройствами иногда
требуется госпитализация.
Взрослому, столкнувшемуся с такой проблемой, надо убедить родителей или
лицо, их заменяющее, в необходимости консультации у психиатра и, возможно, госпитализации, и разъяснить пациенту позитивные стороны лечения в стационаре.
Слайд 29
Алгоритм проведения диагностик:
Определение цели и задач исследования.
Подбор критериев и
показателей для определения результативности изучаемого явления.
Выбор методик изучения.
Подготовка диагностического
инструментария.
Обработка и интерпретация результатов исследования.
Слайд 30
Диагностические методики:
Тест А.Басса и М.Перри
Качества: все виды
агрессии.
Модификация теста Розенцвейга
Качества: фрустрация.
Тест «Конфликтная ли вы личность?»
Качества:
конфликтность.
Опросник К.Леонгарда – Г.Шмишека
Качества: акцентуация.
Тест школьной тревожности.
Качества: тревожность.
Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилберга)
Качества: тревожность.
Тест на самооценки психических состояний (по Г.Айзенку)
Качества: социальная изоляция, депрессия, скука.