Слайд 1ДИАЛЕКТИКА
КАК
ФИЛОСОФСКАЯ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
Слайд 2Понятие диалектики и история ее развития.
Классификация диалектики.
Принципы диалектики.
Категории диалектики.
Законы диалектики.
Диалектика
и синергетика.
Слайд 3Диалектика - это, прежде всего, философская концепция развития.
Диалектика –
это такой способ понимания мира,
при котором различные
явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций в процессах изменения, развития.
Слайд 4ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛЕКТИКИ
Термин «диалектика» первоначально использовался далеко не в
философском значении, поскольку им обозначали искусство вести беседу (именно в
таком значении впервые его вводит в оборот древнегреческий философ Сократ), или один из приемов риторики, а то и собственно раздел риторики. Такой нефилософский статус за термином сохраняется вплоть до Нового времени.
Но несмотря на это, исторически первой формой диалектики считается именно античная диалектика, а ее главными признаками являются стихийность, фрагментарность и наивность.
Задолго до того как появился термин «диалектика» древнегреческий философ Гераклит Эфесский своими утверждениями («миром правит война – единство и борьба противоположностей», «все течет и изменяется, и в одну и ту же реку нельзя войти дважды») демонстрирует способ понимания мира, спустя столетия обозначенный как диалектический.
Слайд 5ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛЕКТИКИ
И только в начале 19 века немецкий философ
Гегель создает теорию диалектики и противопоставляет диалектику, как способ мышления,
метафизике. Но диалектика Гегеля идеалистическая, поскольку ее принципы, законы и категории распространялись только на некую идеальную первооснову мира (Абсолютную Идею), которая в лоне чистого своего бытия была ни чем иным как логическим мышлением.
Потребность естествознания второй половины 19-го века в философских обобщениях показала, что ни гегелевская диалектика, ни метафизика не отвечают запросам времени. В этот же период остро стояла проблема выявления общих закономерностей исторического развития общества. Необходим был метод, который вытекал бы из принципа материального единства мира. Материалистическим содержанием диалектика наполняется в рамках марксисткой философии.
Слайд 6История развития диалектики.
Термин «диалектика» первоначально использовался далеко не в
философском значении, поскольку им обозначали искусство вести беседу (именно в
таком значении впервые его вводит в оборот древнегреческий философ Сократ), или один из приемов риторики, а то и собственно раздел риторики. Такой нефилософский статус за термином сохраняется вплоть до Нового времени.
Но несмотря на это, исторически первой формой диалектики считается именно античная диалектика, а ее главными признаками являются стихийность, фрагментарность и наивность.
Задолго до того как появился термин «диалектика» древнегреческий философ Гераклит Эфесский своими утверждениями («миром правит война – единство и борьба противоположностей», «все течет и изменяется, и в одну и ту же реку нельзя войти дважды») демонстрирует способ понимания мира, спустя столетия обозначенный как диалектический.
И только в начале 19 века немецкий философ Гегель создает теорию диалектики и противопоставляет диалектику, как способ мышления, метафизике. Но диалектика Гегеля идеалистическая, поскольку ее принципы, законы и категории распространялись только на некую идеальную первооснову мира (Абсолютную Идею), которая в лоне чистого своего бытия была ни чем иным как логическим мышлением.
Потребность естествознания второй половины 19-го века в философских обобщениях показала, что ни гегелевская диалектика, ни метафизика не отвечают запросам времени. В этот же период остро стояла проблема выявления общих закономерностей исторического развития общества. Необходим был метод, который вытекал бы из принципа материального единства мира. Материалистическим содержанием диалектика наполняется в рамках марксисткой философии.
Слайд 7Дифференциация диалектики
Субъективная диалектика –
это
диалектика мыслительной
деятельности человека,
нематериальной
сферы
действительности.
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ
ДИАЛЕКТИКА
ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ
ДИАЛЕКТИКА
Объективная диалектика –
это
диалектика внешнего мира,
живой
и неживой природы,
общества.
Деление диалектики на материалистическую и идеалистическую обусловлено характером решения основного вопроса философии.
Слайд 8Принцип детерминизма
утверждает
причинность как
универсальный вид связи.
Причинность-
это и генетическая связь
явлений, в которой одно
при определенных
условиях порождает
другое. Всякое
изменение или развитие
имеет свою
причину и следствие.
Принцип развития и историзма:
В мире нет ничего окончательно завершенного, все находится на пути к иному. Принцип предполагает явлений с учетом того, как они возникли, какие этапы в своем развитии прошли, чем стали теперь, чем могут стать в будущем.
Принципы диалектики.
Принципы диалектики – это ее основополагающие идеи,
придающие философскому знанию
качественную определенность, системность и целостность
Принцип всеобщей взаимосвязи:
Мир представлен как совокупность явлений, находящихся в самых разнообразных отношениях, связях друг с другом. Любые предметы и события – звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое
Слайд 9КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ
Категории диалектики – это общие понятия, отражающие наиболее
существенные, закономерные связи и отношения реальности, выражают подвижность и противоречивость
бытия.
Категории образуют определенную иерархию, отражающую все возрастающую сложность объективных связей и движения познания от простого к сложному.
Категории диалектики носят чаще парный характер (нередко в виде триад), благодаря которому делается возможным отражение полярных сторон целостных явлений, процессов. В совокупности они способны отражать подвижность переходы и противоречивость бытия.
Слайд 10КОЛИЧЕСТВО КАЧЕСТВО
МЕРА
ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ВЕРОЯТНОСТЬ
НЕОБХОДИМОСТЬ СЛУЧАЙНОСТЬ
ПРИЧИНА СЛЕДСТВИЕ
ФОРМА СОДЕРЖАНИЕ
ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРА СИСТЕМА
ЯВЛЕНИЕ СУЩНОСТЬ
ЕДИНИЧНОЕ ОБЩЕЕ ОСОБЕННОЕ
СИСТЕМА КАТЕГОРИЙ ДИАЛЕКТИКИ
Слайд 11 ЕДИНИЧНОЕ - характеризует существование отдельных предметов (вещей, явлений,
процессов).
ОБЩЕЕ - указывает на наличие в каждом единичном
того, что характерно и другим предметам, на их однотипность.
ОСОБЕННОЕ – означает
меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении, отражает специфику в реализации общего, характерного для данного объекта.
Слайд 12
ЯВЛЕНИЕ - отражает внешние, чувственно воспринимаемые стороны
предметов.
СУЩНОСТЬ - отражает глубинные связи и отношения, присущие предметам.
Слайд 13
ЭЛЕМЕНТ - относительно самостоятельная, качественно определенная составная часть сложного целого.
СТРУКТУРА
- относительно устойчивый способ
связи элементов качественно определенного
сложного целого,
который обеспечивает его целостность при определенных изменениях.
СИСТЕМА - совокупность взаимосвязанных, упорядоченных элементов, которая характеризуется структурной организацией и определенной целостностью.
Слайд 14ФОРМА
- отражает способ существования содержания.
СОДЕРЖАНИЕ - совокупность различных элементов,
свойств, связей, внутренних процессов и тенденций, которые образовывают данный предмет.
Слайд 15
ПРИЧИНА - явление,
действие которого при определенных
условиях вызывает
какое-нибудь новое явление.
СЛЕДСТВИЕ - новое явление,
вызванное при определенных условиях
действием
каких-либо предшествующих
ему явлений.
Слайд 16 НЕОБХОДИМОСТЬ - преимущественно внутренняя, устойчивая, устойчивая, существенная и
закономерная связь вещей и явлений, которая отражает обязательность их существования.
СЛУЧАЙНОСТЬ –
в основном внешние, несущественные, неустойчивые связи вещей и явлений.
Слайд 17ВОЗМОЖНОСТЬ –
предпосылка возникновения того, чего еще нет в настоящем,
реальном бытии.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - реальное бытие предметов.
ВЕРОЯТНОСТЬ –
степень возможной
реализации данного события при данных условиях.
Слайд 18 КАЧЕСТВО –
внутренняя определенность предмета, интегрированная совокупность свойств.
КОЛИЧЕСТВО
–
определяет величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия
свойств и качеств предметов. Чаще выражается числом.
МЕРА –
интервал количественных изменений, в границах которого основное качество сохраняется.
Слайд 19Законы диалектики
Закон есть существенный, устойчивый регулярный и необходимый тип
связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме.
Понятие законов
диалектики является результатом совмещения диалектических принципов всеобщей взаимосвязи и развития, а также результатом связи и взаимодействия некоторых категорий диалектики.
Принято различать три основных закона диалектики:
Закон единства и борьбы противоположностей;
Закон взаимосвязи и перехода количественных и качественных изменений;
Закон двойного отрицания.
Слайд 20ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
Слайд 21ЗАКОН ВЗАИМОСВЯЗИ И ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ
Слайд 23
СИНЕРГЕТИКА
междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются общие закономерности
процессов перехода от хаоса к порядку и обратно (процессов самоорганизации
и самопроизвольной дезорганизации) в открытых нелинейных системах физической, химической, биологической, экологической, социальной и др. природы.
Хакен Герман
Слайд 24Природа иерархически структурирована в несколько видов открытых нелинейных систем разных
уровней организации:
в динамически стабильные, в адаптивные, и наиболее сложные
— эволюционирующие системы.
Связь между ними осуществляется через хаотическое, неравновесное состояние систем соседствующих уровней.
Неравновесность является необходимым условием появления новой организации, нового порядка, новых систем, то есть — развития.
Когда нелинейные динамические системы объединяются, новое образование не равно сумме частей, а образует систему другой организации или систему иного уровня.
Общее для всех эволюционирующих систем: неравновесность, спонтанное образование новых микроскопических (локальных) образований, изменения на макроскопическом (системном) уровне, возникновение новых свойств системы, этапы самоорганизации и фиксации новых качеств системы.
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА РАЗВИТИЕ
Слайд 25ИТОГ:
Диалектика – это система теоретического знания о
связях и развитии внешнего
мира, определяющая
стратегию познания человека.
2. Диалектика как способ описания мира далеко
не всесильна. В своей действительности мир значительно богаче человеческих представлений о нем, и многие его процессы как бы не "вписываются" в классические схемы диалектики.
3. Существует многообразие типов движения, и для их объяснения и описания требуется поиск различных теоретических моделей развития, одной из которых в настоящее время выступает синергетика.