Слайд 1Диалог
Церкви и школы
в вопросах естествознания
Захарова Лариса Александровна
директор воскресной
школы «Вертоград»
Михаило-Архангельского храма г.Пущино
Слайд 2Обскуранти́зм (мракобе́сие)
(от лат. obscurans - затемняющий) - враждебное отношение
к просвещению, науке и прогрессу
Слайд 3Социальная концепция РПЦ
«в естествознании нет теорий атеистических и религиозных, но
есть теории более или менее истинные»,
«религия не занимается вопросами
устройства материи».
«Научное и религиозное познание имеют совершенно разный характер.
Эти сферы могут соприкасаться, пересекаться, но не противоборствовать одна с другой».
Слайд 4Внутри Церкви существует различные трактовки библейского рассказа
о происхождения мира
«Ибо
надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами
искусные».
1 Послание к коринфянам 11:1
Слайд 5creatio (лат.)- творение
Все христиане являются креационистами, так как верят в
то, что всё сотворено Богом.
Слайд 6Как происходило творение?
МЛАДО-ЗЕМЕЛЬНЫЙ КРЕАЦИОНИЗМ
ЭВОЛЮЦИОН-НЫЙ КРЕАЦИОНИЗМ
Слайд 7Младоземельный креационизм
возраст Земли не превышает 7500 лет (это и дало
название направлению, от «молодая земля»).
настаивают на буквальном толковании Книги
Бытия,
утверждают, что процесс творения длился шесть 24-часовых суток,
биологические виды сотворены готовыми,
эволюция исключена.
Слайд 8Вертьянов С.В.
Протоиерей
Константин Буфеев
Слайд 9«Тревогу вызывает то, что критика, относимая к младоземельному креационизму бросает
тень в глазах научной общественности на всё православное богословие,
становясь
препятствием на пути развития конструктивного диалога между Церковью и научным сообществом, включая систему образования.
(Рецензия кафедры библеистики МДА
на книгу К.Буфеева)
Слайд 10Позиция современных буквалистов, провоцирующая конфликт Церкви с наукой и школой,
не находит поддержки у высшего священноначалия РПЦ.
В 2010 г.
отменена секция с участием младоземельных креационистов на Рождественских чтениях:
«так как проводимая в течение многих лет полемика не принесла добрых плодов и не способствует консолидации».
Слайд 11Теистический эволюционизм
Материальный мир появился по замыслу Творца,
и развивается
по законам, установленным этим Творцом.
Богу не обязательно было создавать
каждую травинку, достаточно было дать некий творческий импульс, заложить программу, по которой жизнь развивается.
Эволюция в этом воззрении является инструментом Бога.
Слайд 12Теистический эволюционизм
не является теорией в научном смысле,
а представляет
собой отдельное мнение о том, как эволюционная наука может быть
связана с религиозной верой и религиозной интерпретацией.
Слайд 13Патриарх Кирилл «Слово пастыря».
глава «О Сотворении мира»
«Бог же
сотворил мир, Вселенную из ничего — Словом Своим, Своею Всемогущей
силой...
Слайд 14Патриарх Кирилл «Слово пастыря».
глава «О Сотворении мира»
Божественное творение
не есть однократный акт — оно происходит во времени.
В
Библии говорится о днях творения. Но речь идет, конечно, не о циклах в 24 часа, не о наших астрономических сутках...
Речь идет об иных периодах времени.
«У Господа, - один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет. 3:8).
Слайд 15Патриарх Кирилл «Слово пастыря»,
глава «О Сотворении мира»
Преобразование материи
начинается с сотворения света: «И сказал Бог: да будет свет.
И стал свет…»
Сегодня мы знаем, что свет — это электромагнитные колебания, это энергия.
Итак, в основе творческого акта, преобразующего хаотическую материю, — создание энергии.
Слайд 16Патриарх Кирилл «Слово пастыря». глава «О Сотворении мира»
Затем -
творение мира неживого и живого.
Вначале были растения, потом водоплавающие,
пресмыкающиеся, птицы; затем млекопитающие.
Слайд 17Патриарх Кирилл «Слово пастыря», глава «О Сотворении мира»
Как сказано
в Библии, всё это Бог не прямо сотворил, но произвели
вода и земля.
Это указывает на вовлеченность всей природы в тайну сотворения нового».
«И сказал Бог: да произрастит земля зелень ... Быт 1:11
Слайд 18Патриарх Кирилл «Слово пастыря», глава «О Сотворении мира»
И сказал
Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да
полетят над землею, по тверди небесной». Быт 1:20
Слайд 19«И в завершение творения мира - создание человека».
Слайд 20Размышление священномученика Михаила Чельцова на Книгу Бытия:
«И создал Господь Бог
человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание
жизни, и стал человек душею живою.
(Бытие 2:7)
Слайд 21«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул
в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
Быт.2:7
«Из этого библейского выражения можно с одинаковой верностью библейскому смыслу вывести, как и то, что Господь из персти земли сделал какую-то фигуру человека, которую потом и одухотворил,
так и то, что Бог, предоставляя веществу совершенствоваться в силу заложенных в природу законов развития,
затем, когда это вещество достигло при содействии промысла Божия формы, близкой к человеческому телу, Он вдунул в эту «персть от земли» душу живу.
Слайд 22«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул
в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
Быт.2:7
Ни первое из этих рассуждений не ближе к библейскому тексту, ни второе дальше от него.
Но если первое предполагает <...> наличие руки у Господа и самого процесса создания этой фигуры, то второе совершенно согласуется с духовностью и премудростью Божией …
Слайд 23«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул
в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
Быт.2:7
В одухотворенности человека вся суть:
а как эта персть в подобие тела его образована была – это второстепенная подробность.
И почему для человеческого самосознания приятнее вести начало своему телу от какой-то небиблейской куклы, а не от той же хотя бы обезьяны?”
Слайд 24«Человек - это животное, получившее повеление стать богом». Свт. Василий
Великий
человек, будучи по природе "перстным", земным, т.е. состоящим
из тех же химических элементов, что и планета Земля,
получает некое Божественное начало, залог своей приобщённости к Божественному бытию.
Слайд 25«Человек - это животное, получившее повеление стать богом». Свт. Василий
Великий
Человек - посредник между двумя мирами, который должен
весь материальный мир обожить, привести к Богу.
Слайд 26Из материалов научных семинаров
Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета (ПСТГУ)
«В богословии
принятие эволюционного механизма было бы возможным, но следует помнить, что
любое заимствование естественнонаучной модели допустимо только на уровне «рабочей модели», а не вероучительной истины».
Слайд 27Из материалов научных семинаров
Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета (ПСТГУ)
«Главная беда
младоземельных креационистов в том, что они настаивают на догматизации своей
концепции, и всех несогласных объявляют еретиками», вплоть до отлучения от Причастия.
Слайд 28Из рецензии кафедры библеистики
Московской Духовной Академии
«Потому наиболее перспективным представляется
раскрытие библейского текста именно как словесной иконы».
Слайд 29Термин «эволюция» происходит от лат. evolutio – «развертывание» свитка или
«раскрытие» книги,
того, что уже существует в виде идеи, зародыша,
зачатка, программы, замысла,
не подразумевает идею слепого, спонтанного развития.
Слайд 30Святитель Филарет Московский
"Вера Христова не во вражде с истинным
знанием, потому что не в союзе с невежеством".