Слайд 1Дидактические игры - как средство расширения знаний старших дошкольников о
бытовой культуре русского народа»
Подготовила:
Студентка 4 курса
Кафедры Дошкольного образования
Группы ДО-16
Свинолобова Л.В
Научный руководитель
доц. к.п.н., Мустафаева З.И.
Слайд 2В современном мире все более остро встают социально – культурные
проблемы общества: постепенная аккультурация и утрата этнокультурной идентичности, разрыв и
отчуждение между поколениями. Сохранение культурно – исторического наследия, традиционной народной культуры и возрождение некоторых ее утраченных форм – вот задача, которая ставится перед мировым сообществом.
Слайд 3Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное
развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в
овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования.
Слайд 4Теоретические и методологические аспекты обогащения народоведческих знаний дошкольников освещены в
работах
З.К. Бгуашевой, В.И. Белоконь, О.Ю. Зайцевой, О.Л. Князевой, В.Н. Косаревой, М.Д. Маханевой,
М.Ю. Новицкой, Ю.В. Шапловой и др. исследователей.
Слайд 5Идеи народного воспитания обосновывали в своих трудах Г.Н.Волков, Т.С.Комарова, А.С.Макаренко,
В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский и др.;
Слайд 6Воспитание и развитие дошкольников в процессе знакомства с народной культурой
изучают - М.И.Богомолов, Р.С.Буре, Л.А.Венгер, Н.Ф.Виноградова, В.В.Давыдов, Р.И.Жуковская, С.А.Козлова, Н.А.Короткова,
Т.А.Куликова, Т.А.Маркова, Н.Я.Михайленко, Л.Ф.Островская, Н.И.Поддьякова, Е.А.Флерина и др. исследователи.
Слайд 7Бытовая культура — повседневный привычный уклад жизни человека, в котором
удовлетворяются его физиологические потребности. Состоит из многих предметов быта (вещей)
и взаимодействия (поведения) человека с этими вещами, например жилья и одежды, приготовления пищи и других видов деятельности, направленных на самообеспечение необходимыми для жизни материальными ценностями.
Еда
Жилище
Народная одежда
Бытовая культура
Слайд 11Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, цель которых
воспитание и обучение детей. Она направлена на решение задач, поставленных
педагогом, также имеет воспитательное и развивающие влияние.
Она имеет определенную структуру:
1)дидактическая задача
2) игровая задача
3) игровые действии
4)правила игры
5)итог
Слайд 14При проведении дидактических игр этнокультурного содержания нужно соблюдать определенные правила.
Содержание игры должно широко раскрывать представления о жизни народа, его
быте, при этом оно должно быть научно обосновано, но показать это нужно доступным образом, учитывая возрастные особенности старших дошкольников.
Слайд 15С учетом всего вышесказанного и для ознакомления детей с бытовой
культурой русского народа, можно использовать серию этнокультурных дидактических игр. Рассмотрим
несколько таких игр. Каждая дидактическая игра включает в себя один из компонентов этнонациональной культуры народа.
Слайд 16При ознакомлении детей с бытовой культурой русского народа следует ввести
такую дидактическую игру как «Наряд для праздника» дети, разделившись на
пары, помогают кукле в национальной одежде одеть девочку и мальчика в национальную одежду.
Слайд 17Таким образом можно сделать вывод, что дидактические игры этнокльтурного содержания
помогают не только расширять знания о культуре и в частности
бытовой культуре русского народа, но и имеют широкие воспитательные задачи