Слайд 1ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ
Слайд 21. Индивидуальный подход к заикающимся детям
Индивидуальный подход в логопедической работе
выражается прежде всего в тщательном изучении каждого заикающегося перед началом
и в процессе логопедической работы, в выборе средств коррекционно-педагогической работы, в зависимости от его психологических особенностей и речевых возможностей.
Слайд 32. Систематичность и последовательность логопедических занятии
Логическом расположении содержания этих занятий,
когда сообщение определенных знаний и воспитание навыков правильной речи у
них происходит в строго систематическом и последовательном порядке, с учетом их речевых возможностей, когда весь процесс обучения идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному.
Слайд 4Речевые занятия проводятся в такой последовательности (в зависимости от самостоятельности
речи):
1) сопряженно-отраженная речь;
2) ответно-вопросная форма речи;
3) пересказ, рассказ;
4) спонтанная речь.
Слайд 5Речевые упражнения строятся в следующей последовательности (в зависимости от степени
подготовленности речи):
1) заученный текст;
2) отрепетированный вслух;
3) мысленно продуманный;
4) незнакомый текст, экспромт.
Слайд 6Свободная и громкая речь у заикающихся достигается путем последовательных речевых
упражнений, произносимых ими сначала беззвучно, потом шепотом, тихо, громко, обычным
голосом.
Слайд 7Плавность и ритмичность речи у заикающихся может воспитываться в такой
последовательности:
1) пение;
2) пение с движениями;
3) ритмизованная речь (стихи,
затем проза) в сопровождении движений;
4) ритмизованная речь (стихи, проза) без движений;
5) опора на гласные звуки;
б) разнометричная речь.
Слайд 8Задача воспитания правильной речи у заикающегося заключается и в тренировке
правильной речи в разных эмоциональных состояниях
В зависимости от обстановки
последовательность речевых упражнений может быть следующей: тренировка правильной речи в знакомой, привычной обстановке; в малознакомой; в незнакомой, чужой.
С учетом общественного окружения — в одиночестве; с близкими и друзьями; с воспитателями; с малознакомыми людьми; с незнакомыми, хотя здесь возможны различные варианты в зависимости от реакции заикающихся на участников и условия общения.
Деятельность заикающегося ребенка также может влиять на качество его речи в зависимости от: а) ее вида; б) степени сложности (элементарные действия, комплекс действий); в) отношение ее к речи во времени (описание того, что есть, было или будет).
Слайд 9Курс логопедических занятий представляет завершенную, целостную по времени, задачам и
содержанию систему работы с заикающимися и разделяется на периоды:
подготовительный,
тренировочный,
закрепительный.
В каждом периоде можно выделить ряд этапов (например, молчания, сопряженной, отраженной речи, речеручного режима и т. д.). Каждый этап логопедической работы состоит из связанных между собой занятий.
Слайд 10Принцип последовательности в каждом занятии выражается в соотнесении его структурных
частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть занятия включает организацию детского
коллектива, беседы психологического характера, речевые зарядки, повторение и закрепление пройденного на предыдущем занятии речевого материала, подготовку ребенка к предстоящей работе.
Основная часть занятия содержит новый вид речевых упражнений или новые условия, в которых они проводятся.
В заключительной части занятия логопед закрепляет новый материал, подводит итоги работы детей, обращает внимание на их успехи, дает советы и задания для тренировки речи вне логопедических занятий.
Слайд 113. СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ
В логопедической работе с
заикающимися реализация дидактического принципа сознательности и активности занимает одно и
ведущих мест.
Цель логопедических занятий логопед должен видеть не только в преодолении самого речевого дефекта, его проявлений, но и связанных с ним особенностей поведения и личности самого заикающегося; в необходимости перестройки его отношения к себе, к дефекту, к оценке окружающих.
Слайд 124. НАГЛЯДНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
К специфическим техническим средствам относятся:
корректофон Деражне (звукозаглушение),
аппарат «Эхо» (АИР),
аппарат звукоусиления,
магнитофон,
метроном.
Слайд 13Системы комплексных реабилитационных психолого-педагогических воздействий
Слайд 14Комплексная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками
Н. А. Власовой и
Е.Ф. Рау (1933)
Принципы комплексного метода реабилитации заикающихся:
до начала коррекционной
работы необходимо проведение тщательного медико-психолого-педагогического обследования;
коррекционные воздействия должны направляться на весь организм и личность заикающегося;
логопедической работе по развитию навыка плавной речи должен предшествовать «охранительный речевой режим»;
развитие навыка плавной речи включает постепенное усложнение «степени самостоятельности речи»: сопряженная, отраженная речь краткие ответы на вопросы по знакомой картинке, самостоятельное описание знакомой картинки, пересказ прослушанного не большого рассказа, рассказ по знакомой картинке и речь в беседе (спонтанная).
Слайд 15Реабилитация заикающихся детей должна проводиться в коллективе — в условиях
учреждений типа дневного стационара или детского сада с лечебным уклоном.
Особое
внимание в комплексной системе реабилитации уделяется развитию памяти, внимания, мыслительных операций, особенно при неврозоподобной формой заикания.
Слайд 16Система реабилитации включает такие разделы:
развитие общей и мелкой моторики,
которое осуществляется на логоритмических занятиях, в ручном труде и изобразительной
деятельности детей,
исправление звукопроизношения,
развитие речи детей, ее лексического наполнения и грамматического оформления.
Слайд 17Комплексный подход к реабилитации заикающихся, проводимой медицинскими учреждениями преимущественно в
условиях стационара и амбулаторно, разработан В.И. Селиверстовым (1968, 1994)
необходимость
индивидуализации при разработке задач и сроков коррекционного воздействия.
большое значение придается активному и сознательному участию детей в процессе работы над своей речью и поведением.
Слайд 18Особенности системы:
Предусматривается регулярное и обязательное использование магнитофона на всех
этапах работы с заикающимися детьми.
Родители становятся активными помощниками логопеда в
решении коррекционно-воспитательных задач.
Логопедические занятия с заикающимися строятся с учетом речевых возможностей ребенка, т. е. с опорой на уровень сохранной, свободной от заикания речи.
Слайд 19Комплексное реабилитационное воздействие включает в себя три этапа:
Подготовительный этап (7—8
занятий) - оздоровительные мероприятия, щадящим речевым режим, развитие моторики, расширение
словарного запаса. Логопедическая работа ведется только с использованием тех видов речи, в которых заикающийся не проявляет речевых судорог!
Тренировочный этап (20 — 22 занятия) - целенаправленное развитие активного внимания, памяти и других психических функций, формирование ЛГСР. В процессе логопедической тренировки постепенно включаются те виды речи, в которых у ребенка ранее отмечались запинки, т. е. осуществляется «наступление на больные участки речи».
Заключительный этап (6 — 9 занятий) - продолжается комплексное психолого-педагогическое воздействие на личность заикающегося в целом. Закрепляются навыки свободной речи в повседневной деятельности.
Курс амбулаторных занятий рассчитан на 3 — 4 месяца (32 — 36 занятий).
Слайд 20Взаимодействие логопеда с родителями
В подготовительный период - логопед проводит беседы
с родителями о сущности заикания, о значении и целях логопедических
занятий и определяет роль родителей в лечебно-педагогическом процессе, с самого первого дня родители становятся активными помощниками логопеда. Такие беседы проводятся и коллективно, и индивидуально.
Родители регулярно посещают открытые логопедические занятия на всех этапах коррекционной работы.
Слайд 21Целостная система воздействия на заикающихся дошкольников и школьников - психологическая
школа Р. Е.Левиной
Детям, страдающим заиканием, необходимо корригировать не только речевые
запинки, но и психическую деятельность (внимание, память, мышление), а также развивать планирующую функцию речи.
В этих системах обучение и воспитание, содержание которых соответствует программам дошкольных и школьных учреждений, объединено с логопедической работой по развитию у заикающихся связной речи и перевоспитанием особенностей протекания психических процессов.
Для коррекции речи использованы закономерности речевого онтогенеза, т. е. от ситуативной к контекстной речи.
Слайд 22Н.А.Чевелева (1976)
Выделяет в работе с заикающимися дошкольниками пять этапов развития
связной речи:
Пропедевтический этап — детям прививают навыки организованного поведения. Вводится
режим ограничения речи.
Этап сопровождающей р е ч и — допускается собственная речь детей только в ситуации совершаемых ими действий на логопедических занятиях.
Этап завершающей речи — дети используют речь, которая сопровождает их действия, и описательную речь по отношению к выполненному действию.
Этап предваряющей речи — наряду с формами речи, которые использовались ранее, у ребенка развивается умение вслух планировать предстоящую работу.
Заключительный этап — закрепляются полученные ранее навыки самостоятельной развернутой конкретной речи.
Слайд 23Система воспитания и обучения
для средней, старшей и подготовительной групп С.
А. Мироновой (1975)
Коррекционные задачи первого квартала - расширение словаря, уточнение
значения слов, активизация пассивного словарного запаса (простейшая ситуативная речь).
Во втором квартале - детей обучают конструированию простой и распространенной фразы, ее грамматическому оформлению, построению сложноподчиненных конструкций, умению составлять связный рассказ. Закрепляются навыки пользования ситуативной речью, вводится элементарная контекстная речь.
В третьем квартале - заикающиеся обучаются составлению рассказов по наглядной опоре, по вопросам логопеда, пересказу и самостоятельному рассказу.
В четвертом квартале продолжается работа по обогащению лексико-грамматического строя речи. Коррекционные задач» направлены на умение выстраивать логическую последовательность передаваемого сюжета.
Слайд 24Система коррекционно-педагогического воздействия Л.М. Крапивиной (1992), для детей преддошкольного возраста
(2—4 лет)
Логопедические занятия с детьми этого возраста проводятся условиях
ясельной группы .
Основными задачами коррекционного воздействия являются: развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики, фонационного дыхания, интонационной стороны речи, развитие и уточнение словаря и грамматических конструкций, развитие диалогической речи.
Коррекционно-педагогическое воздействие на детей осуществляется дифференцировано, в зависимости от клинической формы заикания.
При неврозоподобной форме заикания - нормализация звукопроизносительной стороны речи, развитие словаря.
При невротической форме заикания – нормализация отношений родителей к ребенку, общее оздоровление его организма (в особенности нервной системы), особое значение придают психотерапевтическому воздействию как части логопедической работы.
Слайд 25Система реабилитации заикающихся подростков и взрослых
Слайд 26Система реабилитации заикающихся подростков разработана главным образом для медицинских учреждений.
Это связано с тем, что в работе с подростками большое
значение имеют различные виды психотерапевтической помощи, включая и гипнотическое воздействие.
Слайд 271. Система (М.И.Буянов, Б.З.Драпкин, Е.В.Богданова, Н.Б.Жихарева)
Общеоздоровительное лечения
ЛФК
Физиотерапия
Слайд 28Психотерапия
Общая психотерапия используется при заикании детей и взрослых и
предполагает создание положительного эмоционального окружения.
Слайд 29Частная (специальная) психотерапия обычно проводится начиная с подросткового возраста.
Рациональная
психотерапия -разъяснение причин речевой патологии, последовательное и постепенное воспитание адекватной
оценки своих возможностей и правильное отношение к себе и своему речевому дефекту.
Суггестивная терапия - проводится обычно в бодрствующем состоянии, подросткам внушают мысли о возможности полного избавления от речевой патологии, о полноценности и самоценности его личности, о его собственном умении сделать свою речь плавной в любой ситуации и способности регулировать свое эмоциональное состояние и поведение и т. п. (аутогенная тренировка)
Слайд 30Коллективная психотерапия
- направлена на утверждение роли подростка в коллективе сверстников,
на осознание им необходимости согласовывать свои действия с коллективом.
Библиотерапия в
подростковом возрасте оставляет глубокий след в душе, помогает формировать собственную личность.
Слайд 31Функциональные тренировки
- организация использования новых речевых и психологических стереотипов в
ситуациях, прежде их травмировавших и провоцировавших заикание.
Слайд 33Общий комплекс реабилитации включает в себя работу с семьей.
На
протяжении всего курса родители подростка могут посещать логопедические занятия, регулярно
получают сведения о его успехах и трудностях.
Родители должны знать, какие требования необходимо предъявлять к речи подростка.
Слайд 342. Комплексная система реабилитации заикающихся подростков и взрослых
В.М.Шкловский
Логопед
Психиатр
Психотерапевт
Невропатолог
В условиях стационара
(2,5 — 3 мес)
Слайд 36В. М. Шкловский обращает особое внимание на необходимость дальнейшей диспансеризации
заикающихся с целью профилактики рецидивов заикания.
Слайд 373. Система комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых в условиях стационара (коллектив
Лаборатории патологии речи под руководством Н.М.Асатиани)
Медикаментозное воздействие
Логопедическое воздействие
Психотерапевтическое воздействие
Логоритмическое воздействие
Слайд 38Сбор анамнеза:
1. предварительная анкета;
2. подробное медицинское и логопедическое обследование, дифференциальная
диагностика;
3. составление плана индивидуальной работы.
Слайд 40Перед выпиской из стационара каждый из специалистов проводит с пациентами
индивидуальную беседу, дает рекомендации о дальнейших самостоятельных занятиях.
Логопедическая работа в
рамках данной системы базируется на поэтапном формировании различных видов речи:
сопряженной,
отраженной,
чтении стихов и прозы,
вопросно-ответной,
спонтанной.
Слайд 41Проводится работа по постановке диафрагмального дыхания, удлинению продолжительности фазы выдоха,
развитию навыков рациональной голосоподачи, артикуляции, просодических компонентов речи.
Большое место
в этой системе занимает логопедическая ритмика.
При психотерапевтическом воздействии акцент делается на методиках, стимулирующих активность пациентов, а именно на рациональной психотерапии и специализированной аутогенной тренировке.
Слайд 43Особенность - обязательная дифференциация заикающихся с учетом клинической принадлежности, а
также применение всего арсенала комплексного медико-педагогического метода: психотерапии, лекарственной терапии,
логопедических и логоритмических занятий, функциональных тренировок, индивидуальных, групповых и коллективных занятий, лечебной физкультуры, физиотерапии и общеукрепляющего лечения.
Слайд 444. Социореабилитационная система Ю.Б. Некрасовой
Система представляет собой целенаправленное воздействие
на личностные характеристики заикающихся и предполагает непрерывные наблюдения за результатами
используемых логопсихотерапевтических воздействий и их дозировкой.
Слайд 46В результате у пациентов развивается творческое отношение к жизни, к
своей речи. У них появляется стремление самостоятельно решать свои проблемы,
тем самым достигается основная задача данной системы.
Слайд 475. Методика устойчивой нормализации речи при заикании Л.З. Арутюнян
Коррекционная работа
ведется по трем направлениям:
логопедическая работа, направленная на устранение речевых
судорог;
психотерапия, направленная на редукцию чувства тревоги в связи с актом речи;
психологическая работа с целью осознания своего состояния и формирования уверенности в реальной возможности выздоровления.
Слайд 48Особенностью этой логопедической методики является синхронизация речи с движениями пальцев
ведущей руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы.
Применение метода синхронизации движения
пальцев руки и речи в замедленном темпе позволяет заикающимся с первых же занятий говорить без судорожных запинок.
Слайд 50После окончания основного курса пациенты проходят несколько микрокурсов, в процессе
которых закрепляются достигнутые результаты, постепенно увеличивается объем самостоятельной работы над
речью. Кроме того, вырабатывается естественная интонационно окрашенная речь.
Курс реабилитации (включая и микрокурсы) проходит на протяжении года.
Слайд 51https://www.youtube.com/watch?v=zmCpAkKVQDc - метод БризМейкер.
https://www.youtube.com/watch?v=sCWOtVZEGQA – аппарат монолог
https://www.youtube.com/watch?v=xD6oCsB7HBk – работа в
раннем возрасте