Разделы презентаций


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ

Содержание

1. Индивидуальный подход к заикающимся детямИндивидуальный подход в логопедической работе выражается прежде всего в тщательном изучении каждого заикающегося перед началом и в процессе логопедической работы, в выборе средств коррекционно-педагогической работы, в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ

Слайд 21. Индивидуальный подход к заикающимся детям
Индивидуальный подход в логопедической работе

выражается прежде всего в тщательном изучении каждого заикающегося перед началом

и в процессе логопедической работы, в выборе средств коррекционно-педагогической работы, в зависимости от его психологических особенностей и речевых возможностей.
1. Индивидуальный подход к заикающимся детямИндивидуальный подход в логопедической работе выражается прежде всего в тщательном изучении каждого

Слайд 32. Систематичность и последовательность логопедических занятии
Логическом расположении содержания этих занятий,

когда сообщение определенных знаний и воспитание навыков правильной речи у

них происходит в строго систематическом и последовательном порядке, с учетом их речевых возможностей, когда весь процесс обучения идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному.
2. Систематичность и последовательность логопедических занятииЛогическом расположении содержания этих занятий, когда сообщение определенных знаний и воспитание навыков

Слайд 4Речевые занятия проводятся в такой последовательности (в зависимости от самостоятельности

речи):
1) сопряженно-отраженная речь;
2) ответно-вопросная форма речи;
3) пересказ, рассказ;


4) спонтанная речь.

Речевые занятия проводятся в такой последовательности (в зависимости от самостоятельности речи):1) сопряженно-отраженная речь; 2) ответно-вопросная форма речи;

Слайд 5Речевые упражнения строятся в следующей последовательности (в зависимости от степени

подготовленности речи):
1) заученный текст;
2) отрепетированный вслух;
3) мысленно продуманный;


4) незнакомый текст, экспромт.

Речевые упражнения строятся в следующей последовательности (в зависимости от степени подготовленности речи):1) заученный текст; 2) отрепетированный вслух;

Слайд 6Свободная и громкая речь у заикающихся достигается путем последовательных речевых

упражнений, произносимых ими сначала беззвучно, потом шепотом, тихо, громко, обычным

голосом.
Свободная и громкая речь у заикающихся достигается путем последовательных речевых упражнений, произносимых ими сначала беззвучно, потом шепотом,

Слайд 7Плавность и ритмичность речи у заикающихся может воспитываться в такой

последовательности:
1) пение;
2) пение с движениями; 3) ритмизованная речь (стихи,

затем проза) в сопровождении движений;
4) ритмизованная речь (стихи, проза) без движений;
5) опора на гласные звуки;
б) разнометричная речь.

Плавность и ритмичность речи у заикающихся может воспитываться в такой последовательности:1) пение; 2) пение с движениями;

Слайд 8Задача воспитания правильной речи у заикающегося заключается и в тренировке

правильной речи в разных эмоциональных состояниях
В зависимости от обстановки

последовательность речевых упражнений может быть следующей: тренировка правильной речи в знакомой, привычной обстановке; в малознакомой; в незнакомой, чужой.
С учетом общественного окружения — в одиночестве; с близкими и друзьями; с воспитателями; с малознакомыми людьми; с незнакомыми, хотя здесь возможны различные варианты в зависимости от реакции заикающихся на участников и условия общения.
Деятельность заикающегося ребенка также может влиять на качество его речи в зависимости от: а) ее вида; б) степени сложности (элементарные действия, комплекс действий); в) отношение ее к речи во времени (описание того, что есть, было или будет).
Задача воспитания правильной речи у заикающегося заключается и в тренировке правильной речи в разных эмоциональных состояниях В

Слайд 9Курс логопедических занятий представляет завершенную, целостную по времени, задачам и

содержанию систему работы с заикающимися и разделяется на периоды:
подготовительный,
тренировочный,


закрепительный.

В каждом периоде можно выделить ряд этапов (например, молчания, сопряженной, отраженной речи, речеручного режима и т. д.). Каждый этап логопедической работы состоит из связанных между собой занятий.
Курс логопедических занятий представляет завершенную, целостную по времени, задачам и содержанию систему работы с заикающимися и разделяется

Слайд 10Принцип последовательности в каждом занятии выражается в соотнесении его структурных

частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть занятия включает организацию детского

коллектива, беседы психологического характера, речевые зарядки, повторение и закрепление пройденного на предыдущем занятии речевого материала, подготовку ребенка к предстоящей работе.
Основная часть занятия содержит новый вид речевых упражнений или новые условия, в которых они проводятся.
В заключительной части занятия логопед закрепляет новый материал, подводит итоги работы детей, обращает внимание на их успехи, дает советы и задания для тренировки речи вне логопедических занятий.

Принцип последовательности в каждом занятии выражается в соотнесении его структурных частей: подготовительной, основной и заключительной.Подготовительная часть занятия

Слайд 113. СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ
В логопедической работе с

заикающимися реализация дидактического принципа сознательности и активности занимает одно и

ведущих мест.
Цель логопедических занятий логопед должен видеть не только в преодолении самого речевого дефекта, его проявлений, но и связанных с ним особенностей поведения и личности самого заикающегося; в необходимости перестройки его отношения к себе, к дефекту, к оценке окружающих.
3. СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХВ логопедической работе с заикающимися реализация дидактического принципа сознательности и активности

Слайд 124. НАГЛЯДНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
К специфическим техническим средствам относятся:


корректофон Деражне (звукозаглушение),
аппарат «Эхо» (АИР),
аппарат звукоусиления,
магнитофон,
метроном.

4. НАГЛЯДНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯК специфическим техническим средствам относятся: корректофон Деражне (звукозаглушение), аппарат «Эхо» (АИР), аппарат

Слайд 13Системы комплексных реабилитационных психолого-педагогических воздействий

Системы комплексных реабилитационных психолого-педагогических воздействий

Слайд 14Комплексная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками Н. А. Власовой и

Е.Ф. Рау (1933)
Прин­ципы комплексного метода реабилитации заикающихся:
до на­чала коррекционной

работы необходимо проведение тщательного медико-психолого-педагогического обследования;
коррекционные воздействия должны направляться на весь организм и личность заикающегося;
логопедической работе по развитию навыка плавной речи должен предшествовать «охранительный речевой режим»;
развитие навыка плавной речи включает постепенное усложнение «степени самостоятельности речи»: сопряженная, отраженная речь краткие ответы на вопросы по знакомой картинке, самостоятельное описание знакомой картинки, пересказ прослушанного не большого рассказа, рассказ по знакомой картинке и речь в беседе (спонтанная).

Комплексная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками Н. А. Власовой и Е.Ф. Рау (1933)Прин­ципы комплексного метода реабилитации

Слайд 15Реабилитация заикающихся детей должна проводиться в коллективе — в условиях

учреждений типа дневного стационара или детского сада с лечебным уклоном.
Особое

внимание в комплексной системе реабилитации уделяется развитию памяти, внимания, мыслительных операций, особенно при неврозоподобной формой заикания.

Реабилитация заикающихся детей должна проводиться в коллективе — в условиях учреждений типа дневного стационара или детского сада

Слайд 16Система реабилитации включает такие разделы:
развитие общей и мелкой моторики,

которое осуществляется на логоритмических занятиях, в ручном труде и изобразительной

деятельности детей,
исправление звукопроизношения,
развитие речи детей, ее лексического наполнения и грамматического оформления.
Система реабилитации включает такие разделы: развитие общей и мелкой моторики, которое осуществляется на логоритмических занятиях, в ручном

Слайд 17Комплексный подход к реабилитации заикающихся, проводимой медицинскими учреждениями преимущественно в

условиях стационара и амбулаторно, разработан В.И. Селиверстовым (1968, 1994)

необходимость

индивидуализации при разработке задач и сроков коррекционного воздействия.
большое значение придается активному и сознательному участию детей в процессе работы над своей речью и поведением.
Комплексный подход к реабилитации заикающихся, проводимой медицинскими учреждениями преимущественно в условиях стационара и амбулаторно, разработан В.И. Селиверстовым

Слайд 18Особенности системы:
Предусматривается регулярное и обязательное использование магнитофона на всех

этапах работы с заикающимися детьми.
Родители становятся активными помощниками логопеда в

решении коррекционно-воспитательных задач.
Логопедические занятия с заикающимися строятся с учетом речевых возможностей ребенка, т. е. с опорой на уровень сохранной, свободной от заикания речи.
Особенности системы: Предусматривается регулярное и обязательное использование магнитофона на всех этапах работы с заикающимися детьми.Родители становятся активными

Слайд 19Комплексное реабилитационное воздействие включает в себя три этапа:
Подготовительный этап (7—8

занятий) - оздоровительные мероприятия, щадящим речевым режим, развитие моторики, расширение

словарного запаса. Логопедическая работа ведется только с использованием тех видов речи, в которых заикающийся не проявляет речевых судорог!
Тренировочный этап (20 — 22 занятия) - целенаправленное развитие активного внимания, памяти и других психических функций, формирование ЛГСР. В процессе логопедической тренировки постепенно включаются те виды речи, в которых у ребенка ранее отмечались запинки, т. е. осуществляется «наступление на больные участки речи».
Заключительный этап (6 — 9 занятий) - продолжается комплексное психолого-педагогическое воздействие на личность заикающегося в целом. Закрепляются навыки свободной речи в повседневной деятельности.
Курс амбулаторных занятий рассчитан на 3 — 4 месяца (32 — 36 занятий).

Комплексное реабилитационное воздействие включает в себя три этапа:Подготовительный этап (7—8 занятий) - оздоровительные мероприятия, щадящим речевым режим,

Слайд 20Взаимодействие логопеда с родителями
В подготовительный период - логопед проводит беседы

с родителями о сущности заикания, о значении и целях логопедических

занятий и определяет роль родителей в лечебно-педагогическом процессе, с самого первого дня родители становятся активными помощниками логопеда. Такие беседы проводятся и коллективно, и индивидуально.
Родители регулярно посещают открытые логопедические занятия на всех этапах коррекционной работы.
Взаимодействие логопеда с родителямиВ подготовительный период - логопед проводит беседы с родителями о сущности заикания, о значении

Слайд 21Целостная система воздействия на заикающихся дошкольников и школьников - психологическая

школа Р. Е.Левиной
Детям, страдающим заиканием, необходимо корригировать не только речевые

запинки, но и психическую деятельность (внимание, память, мышление), а также развивать планирующую функцию речи.
В этих системах обучение и воспитание, содержание которых соответствует программам дошкольных и школьных учреждений, объединено с логопедической работой по развитию у заикающихся связной речи и перевоспитанием особенностей протекания психических процессов.
Для коррекции речи использованы закономерности речевого онтогенеза, т. е. от ситуативной к контекстной речи.
Целостная система воздействия на заикающихся дошкольников и школьников - психологическая школа Р. Е.ЛевинойДетям, страдающим заиканием, необходимо корригировать

Слайд 22Н.А.Чевелева (1976)
Выделяет в работе с заикающимися дошкольниками пять этапов развития

связной речи:
Пропедевтический этап — детям прививают навыки организованного поведения. Вводится

режим ограничения речи.
Этап сопровождающей р е ч и — допускается собственная речь детей только в ситуации совершаемых ими действий на логопедических занятиях.
Этап завершающей речи — дети используют речь, которая сопровождает их действия, и описательную речь по отношению к выполненному действию.
Этап предваряющей речи — наряду с формами речи, которые использовались ранее, у ребенка развивается умение вслух планировать предстоящую работу.
Заключительный этап — закрепляются полученные ранее навыки самостоятельной развернутой конкретной речи.

Н.А.Чевелева (1976)Выделяет в работе с заикающимися дошкольниками пять этапов развития связной речи:Пропедевтический этап — детям прививают навыки

Слайд 23Система воспитания и обучения для средней, старшей и подготовительной групп С.

А. Мироновой (1975)
Коррекционные задачи первого квартала - расширение словаря, уточнение

значения слов, активизация пассивного словарного запаса (простейшая ситуативная речь).
Во втором квартале - детей обучают конструированию простой и распространенной фразы, ее грамматическому оформлению, построению сложноподчиненных конструкций, умению составлять связный рассказ. Закрепляются навыки пользования ситуативной речью, вводится элементарная контекстная речь.
В третьем квартале - заикающиеся обучаются составлению рассказов по наглядной опоре, по вопросам логопеда, пересказу и самостоятельному рассказу.
В четвертом квартале продолжается работа по обогащению лексико-грамматического строя речи. Коррекционные задач» направлены на умение выстраивать логическую последовательность передаваемого сюжета.

Система воспитания и обучения для средней, старшей и подготовительной групп С. А. Мироновой (1975)Коррекционные задачи первого квартала

Слайд 24Система коррекционно-педагогического воздействия Л.М. Крапивиной (1992), для детей преддошкольного возраста

(2—4 лет)
Логопедические занятия с детьми этого возраста проводятся условиях

ясельной группы .
Основными задачами коррекционного воздействия являются: развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики, фонационного дыхания, интонационной стороны речи, развитие и уточнение словаря и грамматических конструкций, развитие диалогической речи.
Коррекционно-педагогическое воздействие на детей осуществляется дифференцировано, в зависимости от клинической формы заикания.
При неврозоподобной форме заикания - нормализация звукопроизносительной стороны речи, развитие словаря.
При невротической форме заикания – нормализация отношений родителей к ребенку, общее оздоровление его организма (в особенности нервной системы), особое значение придают психотерапевтическому воздействию как части логопедической работы.
Система коррекционно-педагогического воздействия Л.М. Крапивиной (1992), для детей преддошкольного возраста (2—4 лет) Логопедические занятия с детьми этого

Слайд 25Система реабилитации заикающихся подростков и взрослых

Система реабилитации заикающихся подростков и взрослых

Слайд 26Система реабилитации заикающихся подростков разработана главным образом для медицинских учреждений.

Это связано с тем, что в работе с подростками большое

значение имеют различные виды психотерапевтической помощи, включая и гипнотическое воздействие.
Система реабилитации заикающихся подростков разработана главным образом для медицинских учреждений. Это связано с тем, что в работе

Слайд 271. Система (М.И.Буянов, Б.З.Драпкин, Е.В.Богданова, Н.Б.Жихарева)
Общеоздоровительное лечения
ЛФК
Физиотерапия

1. Система (М.И.Буянов, Б.З.Драпкин, Е.В.Богданова, Н.Б.Жихарева) Общеоздоровительное лечения ЛФКФизиотерапия

Слайд 28Психотерапия
Общая психотерапия используется при заикании детей и взрослых и

предполагает создание положительного эмоционального окружения.

Психотерапия Общая психотерапия используется при заикании детей и взрослых и предполагает создание положительного эмоционального окружения.

Слайд 29Частная (специальная) психотерапия обычно проводится начиная с подросткового возраста.
Рациональная

психотерапия -разъяснение причин речевой патологии, последовательное и постепенное воспитание адекватной

оценки своих возможностей и правильное отношение к себе и своему речевому дефекту.
Суггестивная терапия - проводится обычно в бодрствующем состоянии, подросткам внушают мысли о возможности полного избавления от речевой патологии, о полноценности и самоценности его личности, о его собственном умении сделать свою речь плавной в любой ситуации и способности регулировать свое эмоциональное состояние и поведение и т. п. (аутогенная тренировка)


Частная (специальная) психотерапия обычно проводится начиная с подросткового возраста. Рациональная психотерапия -разъяснение причин речевой патологии, последовательное и

Слайд 30Коллективная психотерапия
- направлена на утверждение роли подростка в коллективе сверстников,

на осознание им необходимости согласовывать свои действия с коллективом.

Библиотерапия в

подростковом возрасте оставляет глубокий след в душе, помогает формировать собственную личность.
Коллективная психотерапия- направлена на утверждение роли подростка в коллективе сверстников, на осознание им необходимости согласовывать свои действия

Слайд 31Функциональные тренировки
- организация использования новых речевых и психологических стереотипов в

ситуациях, прежде их травмировавших и провоцировавших заикание.

Функциональные тренировки- организация использования новых речевых и психологических стереотипов в ситуациях, прежде их травмировавших и провоцировавших заикание.

Слайд 32Этапы коррекции:

Этапы коррекции:

Слайд 33Общий комплекс реабилитации включает в себя работу с семьей.
На

протяжении всего курса родители подростка могут посещать логопедические занятия, регулярно

получают сведения о его успехах и трудностях.
Родители должны знать, какие требования необходимо предъявлять к речи подростка.
Общий комплекс реабилитации включает в себя работу с семьей. На протяжении всего курса родители подростка могут посещать

Слайд 342. Комплексная система реабилитации заикающихся подростков и взрослых В.М.Шкловский
Логопед
Психиатр
Психотерапевт


Невропатолог
В условиях стационара
(2,5 — 3 мес)

2. Комплексная система реабилитации заикающихся подростков и взрослых В.М.ШкловскийЛогопед Психиатр Психотерапевт Невропатолог В условиях стационара(2,5 — 3

Слайд 35Этапы:

Этапы:

Слайд 36В. М. Шкловский обращает особое внимание на необходимость дальнейшей диспансеризации

заикающихся с целью профилактики рецидивов заикания.

В. М. Шкловский обращает особое внимание на необходимость дальнейшей диспансеризации заикающихся с целью профилактики рецидивов заикания.

Слайд 373. Система комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых в условиях стационара (коллектив

Лаборатории патологии речи под руководством Н.М.Асатиани)
Медикаментозное воздействие
Логопедическое воздействие
Психотерапевтическое воздействие
Логоритмическое воздействие

3. Система комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых в условиях стационара (коллектив Лаборатории патологии речи под руководством Н.М.Асатиани)Медикаментозное воздействиеЛогопедическое

Слайд 38Сбор анамнеза:
1. предварительная анкета;
2. подробное медицинское и логопедическое обследование, дифференциальная

диагностика;
3. составление плана индивидуальной работы.

Сбор анамнеза:1. предварительная анкета;2. подробное медицинское и логопедическое обследование, дифференциальная диагностика;3. составление плана индивидуальной работы.

Слайд 39Этапы:

Этапы:

Слайд 40Перед выпиской из стационара каждый из специалистов проводит с пациентами

индивидуальную беседу, дает рекомендации о дальнейших самостоятельных занятиях.

Логопедическая работа в

рамках данной системы базируется на поэтапном формировании различных видов речи:
сопряженной,
отраженной,
чтении стихов и прозы,
вопросно-ответной,
спонтанной.

Перед выпиской из стационара каждый из специалистов проводит с пациентами индивидуальную беседу, дает рекомендации о дальнейших самостоятельных

Слайд 41Проводится работа по постановке диафрагмального дыхания, удлинению продолжительности фазы выдоха,

развитию навыков рациональной голосоподачи, артикуляции, просодических компонентов речи.
Большое место

в этой системе занимает логопедическая ритмика.
При психотерапевтическом воздействии акцент делается на методиках, стимулирующих активность пациентов, а именно на рациональной психотерапии и специализированной аутогенной тренировке.

Проводится работа по постановке диафрагмального дыхания, удлинению продолжительности фазы выдоха, развитию навыков рациональной голосоподачи, артикуляции, просодических компонентов

Слайд 43Особенность - обязательная дифференциация заикающихся с учетом клинической принадлежности, а

также применение всего арсенала комплексного медико-педагогического метода: психотерапии, лекарственной терапии,

логопедических и логоритмических занятий, функциональных тренировок, индивидуальных, групповых и коллективных занятий, лечебной физкультуры, физиотерапии и общеукрепляющего лечения.
Особенность - обязательная дифференциация заикающихся с учетом клинической принадлежности, а также применение всего арсенала комплексного медико-педагогического метода:

Слайд 444. Социореабилитационная система Ю.Б. Некрасовой
Система представляет собой целенаправленное воздействие

на личностные характеристики заикающихся и предполагает непрерывные наблюдения за результатами

используемых логопсихотерапевтических воздействий и их дозировкой.
4. Социореабилитационная система Ю.Б. Некрасовой Система представляет собой целенаправленное воздействие на личностные характеристики заикающихся и предполагает непрерывные

Слайд 45Этапы:

Этапы:

Слайд 46В результате у пациентов развивается творческое отношение к жизни, к

своей речи. У них появляется стремление самостоятельно решать свои проблемы,

тем самым достигается основная задача данной системы.
В результате у пациентов развивается творческое отношение к жизни, к своей речи. У них появляется стремление самостоятельно

Слайд 475. Методика устойчивой нормализации речи при заикании Л.З. Арутюнян
Коррекционная работа

ведется по трем направлениям:
логопедическая работа, направленная на устранение речевых

судорог;
психотерапия, направленная на редукцию чувства тревоги в связи с актом речи;
психологическая работа с целью осознания своего состояния и формирования уверенности в реальной возможности выздоровления.
5. Методика устойчивой нормализации речи при заикании Л.З. АрутюнянКоррекционная работа ведется по трем направлениям: логопедическая работа, направленная

Слайд 48Особенностью этой логопедической методики является синхронизация речи с движениями пальцев

ведущей руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы.
Применение метода синхронизации движения

пальцев руки и речи в замедленном темпе позволяет заикающимся с первых же занятий говорить без судорожных запинок.
Особенностью этой логопедической методики является синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы. Применение

Слайд 49Этапы:

Этапы:

Слайд 50После окончания основного курса пациенты проходят несколько микрокурсов, в процессе

которых закрепляются достигнутые результаты, постепенно увеличивается объем самостоятельной работы над

речью. Кроме того, вырабатывается естественная интонационно окрашенная речь. Курс реабилитации (включая и микрокурсы) проходит на протяжении года.
После окончания основного курса пациенты проходят несколько микрокурсов, в процессе которых закрепляются достигнутые результаты, постепенно увеличивается объем

Слайд 51https://www.youtube.com/watch?v=zmCpAkKVQDc - метод БризМейкер.
https://www.youtube.com/watch?v=sCWOtVZEGQA – аппарат монолог
https://www.youtube.com/watch?v=xD6oCsB7HBk – работа в

раннем возрасте

https://www.youtube.com/watch?v=zmCpAkKVQDc - метод БризМейкер.https://www.youtube.com/watch?v=sCWOtVZEGQA – аппарат монологhttps://www.youtube.com/watch?v=xD6oCsB7HBk – работа в раннем возрасте

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика