Слайд 1Как говорить с детьми о войне?
Слайд 2Рассказывать, отвечать на вопросы о войне можно уже начиная с
трех-четырех лет. Если взять русские сказки, там герои постоянно с
кем-то воюют. Вокруг много образов, так или иначе связанных с войной: памятники, военная техника, люди в форме. Рано или поздно вопросы возникают сами.
Слайд 3Перед тем, как говорить с ребенком о войне и о
страхе смерти нужно самому прийти в контакт с этой темой.
Для этого можно почитать книги:
Ирвина Ялома
«Экзистенциальная психотерапия» (главу о страхе смерти),
«Вглядываясь в солнце: жизнь без страха смерти»,
«Когда Ницше плакал»,
«Шопенгауэр как лекарство».
Слайд 4Ответы на первые детские вопросы должны быть простыми и короткими,
на языке ребенка.
Маленький ребенок воспринимает в большей степени не содержание
информации, а отношение к ней взрослых и чувства, с которыми они о чем-то рассказывают.
Говоря о войне, родителям самим нужно быть готовыми обсуждать эту тему, «прожить» ее и принять для себя, быть искренними, не бояться проявлять эмоции, открыто говорить о своих чувствах.
Слайд 5
У детей должно быть право выбирать время и количество информации,
которую они готовы принять, должна быть возможность в любой момент
сказать «сейчас не хочу».
Слайд 6Если вы не знаете, что конкретно говорить, расскажите о детстве
своей бабушки, вспомните историю своей семьи.
Прочитайте книги. Живые рассказы всегда
лучше патриотических официальных речей. А книга всегда лучше фильма, но если с книгами не пошло, посмотрите кино.
Можно обратить внимание на следующие рассказы и повести:
Слайд 7Юрий Герман «Вот как это было»
Слайд 8Ирина Токмакова «Сосны шумят»
Слайд 13Ребенку можно рассказать о том, как люди помогали друг другу
во время войны, посмотреть семейные фотоальбомы и послушать рассказы прадедушек
и прабабушек о том, как они или их родители справлялись с трудностями военного времени.
Слайд 14У детей очень конкретное мышление и когда им говорят о
том, что папы уходили на войну, а мирных жителей убивали,
у них возникают простые и очевидные для детского ума вопросы. "Мама, а ты не умрешь?" "Папа, а сейчас война не начнется". При этом ребенок может застрять в страхе потерять близких. Поэтому, лучше про убийства не рассказывать.
Слайд 15Если внутри у родителя есть чувство, что он справится с
любыми обстоятельствами жизни, которые произойдут, то для ребенка это главное.
Он должен чувствовать фундамент.
Если же родители не чувствуют фундамента, то хорошо его внутри себя установить. Нет таких ситуаций, с которыми бы не справился взрослый. Нужно прежде всего верить в себя.
Слайд 16До 7-9 лет детям можно все рассказывать упрощенно, и стоит
избегать буквализма. Но так как дети перенимают эмоциональный настрой родителей,
оставлять вообще без разговора и поддержки ребенка нельзя.
Лучше рассказать про Победу, парад, салют.
Слайд 17Можно читать сказки о преодолении главным героем смертельных опасностей. Это
могут быть народные сказки, а могут быть и современные, как
«Гарри Поттер» или «Хроники Нарнии», где главными действующими персонажами становятся дети, которые справляются с тяжелыми обстоятельствами, переживают тяжелые времена.
Слайд 18В разговоре с ребенком о войне тема смерти тоже может
всплыть. Возраст, когда с детьми уже можно говорить о смерти,
- это 5-6 лет. Обсуждение такой темы в таком возрасте – это норма физиологического развития. Но рассказывать о смерти можно лишь тогда, когда ребенок начинает задавать вопросы, понятным и не страшным для него языком. Если ребенок не спрашивает, значит ему это еще неинтересно, и заводить эту тему самостоятельно не стоит.
Слайд 19Родителям важно донести до сознания ребенка, что мир лучше любой
войны. Язык должен быть тем проще, чем младше ребенок.
Ребенок должен
чувствовать Вашу поддержку и у него должно присутствовать ощущение стабильности. Когда ребенок задает Вам вопросы о войне, его не всегда интересует информация. Чаще всего за этими вопросами стоит страх, тревога. Поэтому дайте ребенку ощущение безопасности. Он должен знать, что Вы всегда его поддержите и защитите.
Слайд 20Вы можете объяснить ребенку, что мир, в большинстве своем, безопасен,
но, бывают ситуации, когда это не так. Мир не черный
и не белый. Бывает радостно и бывает грустно. И нужно помочь ребенку принять это знание. Разрешите ему чувствовать то, что он испытывает в данный момент, присоединиться к чувствам и разделить их.
Слайд 21Если ребенок плачет, не стоит говорить ему: «Не плачь, глупенький».
Ведь он боится, ему страшно. Поэтому поддержите его, будьте рядом.
В этот момент очень важен телесный контакт, который даст ребенку возможность почувствовать опору. Он должен ощущать, что вы – рядом, и никуда не исчезнете.
Слайд 22Кроме этого, помните, что ваш ребенок обращает внимание, как вы
сами справляетесь со своими чувствами, насколько вы контролируете свои негативные
эмоции: злость, раздражение, гнев. Вы для него - пример. Поэтому вам нужно научиться находить конструктивный выход из сложных ситуаций.
Слайд 23Если мы сами боимся о чем-то говорить, умалчиваем о чем-то
− это передается ребенку. Маленькие дети чувствуют ваше отношение и
ориентируются на него больше, чем на ваши слова. Травмируют не столько сведения, сколько то, как родитель говорит об этом.
Если вы не отвечаете на его потребность в любознательности, вы подрываете его доверие, даете ему возможность узнать об этом от кого-то другого.
Слайд 24Акцент в разговоре делать на том, что война – это
трудности. Они бывают у всех, но их можно пережить −
как пережили наши прабабушки и прадедушки.
Приведите конкретные примеры, поговорите о том, что делали во время войны ваши родственники, когда они были тоже детьми. Акцент на том, как люди помогали друг другу.
Слайд 25Можно рассказать детям о медалях, наградах, сводить к памятникам боевой
Славы. Полистать альбомы, рассказать о родственниках, о семье, что пережили,
справились, победили, смогли. С гордостью за своих предков и с благодарностью к ним.
Рассказать о том, что важна сплоченность и помощь друг другу.
Это благоприятно действует на формирование устойчивости психики.
Слайд 26Категорически не стоит делать следующее:
Запугивать войной, посвящать в ужасные подробности
и совсем страшные картины. Не стоит говорить, что война −
это что-то беспросветное, где люди только убивали и превращались в животных.
Пока ребенок маленький, нельзя говорить, что какие-то человеческие жертвы были напрасны или глупы.
Слайд 27До 8 лет не нужно рассказывать про концлагеря и про
блокаду. Только про Победу, про парад и про салют. Дети
до этого возраста не способны испытывать и выдерживать такие чувства, и не надо им.
Говорите с детьми об этом сами, пусть они переживут первое столкновение с такой правдой о мире и о людях в ваших объятиях. Но сначала – говорите об этом с собой.
Слайд 28Подготовила педагог-психолог Рехтина Анна Николаевна
С использованием материала авторов: Л.Петрановской, А.Шиманова,
Р.Мельниченко, Овчинниковой А.С., Е. Бурдюг, И.Беляевой, Ю. Кононовой, О. Голеровой.
С
использованием информации с сайта ped-kopilka
С использование картинок из сети Интернет