Слайд 1Дидактический материал для подготовки к итоговой аттестации основного общего образования
по биологии
Слайд 2Экзаменационная работа предусматривает проверку результатов усвоения знаний и овладения умениями
учащихся на разных уровнях:
воспроизводить знания; применять знания и умения в
знакомой, измененной и новой ситуациях.
Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями:
узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями.
Задания на воспроизведение обеспечивают контроль усвоения основных вопросов курса биологии на базовом уровне.
Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями:
объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления.
Слайд 3
Применение знаний в измененной ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными
умениями:
научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ,
обобщение, формулирование выводов.
Задания, контролирующие степень овладения данными умениями, представлены в части 2 работы.
Применение знаний в новой ситуации предполагает оперирование
умениями использовать приобретенные знания в практической деятельности, систематизировать и интегрировать знания, оценивать и прогнозировать биологические процессы, решать практические и творческие задачи.
Задания подобного типа проверяют сформированность у школьников естественно-научного мировоззрения, биологической грамотности, творческого мышления.
Слайд 4План проверяемой подготовки по контролируемому элементу 3.2: Роль лишайников в
природе, жизни человека
и собственной деятельности. Царство Грибы. Роль грибов в
природе, жизни человека и собственной деятельности.
Слайд 5Блок Царство Грибы
Характерные черты:
гетеротрофный способ питания путем всасывания, наличие гликогена,
как запасного питательного вещества, присутствие хитина в клеточных стенках, мочевины
в качестве продукта обмена веществ.
Слайд 18Подготовка к выполнению заданий по слайдам № 6–17 по плану:
Роль грибов в природе
Роль грибов в жизни людей
Распространение и значение
Классификация
грибов
Внешний вид и строение тела
Размножение
Слайд 19Задание с выбором ответа
Сахар превращается в спирт благодаря жизнедеятельности
1) пеницилла
2)
мукора
3) головни
4) дрожжей
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна.
Слайд 20Пояснение
Брожение сахара (превращение его в спирт) происходит с использованием дрожжей.
Слайд 21Задание с выбором ответа
Каково отличие низших грибов от высших?
1) У
них мицелий разделён на отдельные клетки.
2) Они не образуют плодовое
тело.
3) У них клетки не имеют клеточной стенки.
4) Они бывают только паразитами.
Источник: Стат Град: Тренировочная работа по биологии 18.12.2014
Слайд 22Пояснение
Тело подавляющего большинства грибов построено из тонких нитчатых образований —
гиф. Совокупность их образует грибницу (или мицелий). Разветвляясь, мицелий образует
большую поверхность, что обеспечивает всасывание воды и питательных веществ. Условно грибы делятся на низшие и высшие. У низших грибов гифы не имеют поперечных перегородок и мицелий представляет собой одну сильно разветвлённую клетку. У высших грибов гифы разделены на клетки. Отличие низших грибов от высших — они не образуют плодовое тело.
Слайд 23Задание на соответствие
Установите соответствие между признаком и видом клетки, для
которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца
подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
Слайд 24Задание на соответствие
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке,
соответствующем буквам:
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна
Слайд 25Пояснение
Животные и грибы — гетеротрофы, т. е. готовые органические вещества
получают с пищей.
Животные способны передвигаться, растут только до начала размножения.
Растения
и грибы не передвигаются, зато неограниченно растут в течение всей жизни.
Только у растений есть пластиды (хлоропаласты, лейкопласты, хромопласты).
Только у растений есть крупная центральная вакуоль, которая занимает большую часть взрослой клетки (оболочка этой вакуоли называется тонопласт, а содержимое – клеточный сок).
Только у животных нет клеточной стенки (плотной оболочки), у растений она есть из целлюлозы (клетчатки), а у грибов — из хитина.
Растения — автотрофы, производят для себя органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза.
Только у животных есть клеточный центр (центриоли).
Запасной углевод у растений – крахмал, а у животных и грибов – гликоген.
В цепи питания: растения — производители; животные — потребители; грибы — разрушители.
Ответ: 21112
Слайд 26Задание с выбором нескольких ответов
Из перечисленного списка выберите паразитические организмы.
Выберите три верных организма из шести и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) дрожжи
2) бледная спирохета
3) цианобактерия
4) палочка Коха
5) трутовик
6) мукор
Источник: МИОО: Диагностическая работа по биологии 09.04.2014
Слайд 27Пояснение
Паразитические организмы: бледная спирохета и палочка Коха (Бактерии), трутовик (Гриб).
Слайд 28Задание на термины
Вставьте в текст «Сходство грибов с растениями и
животными» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые
обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СХОДСТВО ГРИБОВ С РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ
Грибы совмещают в себе признаки и растений, и животных. Как растения грибы неподвижны и постоянно растут. Снаружи их клетки, как и растительные, покрыты ___________(А). Внутри клетки у них отсутствуют зелёные ___________(Б). С животными грибы сходны тем, что у них в клетках не запасается ___________(В) и они питаются готовыми органическими веществами. В состав клеточной стенки у грибов входит ___________(Г).
Слайд 29Задание на термины
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) плазматическая мембрана, 2) клеточная стенка, 3)
пластиды, 4) комплекс Гольджи, 5) митохондрия , 6) крахмал, 7) гликоген,
8) хитин
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна.
Слайд 30Пояснение
Грибы совмещают в себе признаки и растений, и животных.
Как растения
грибы неподвижны и постоянно растут.
Снаружи их клетки, как и
растительные, покрыты клеточной стенкой.
Внутри клетки у них отсутствуют зелёные пластиды.
С животными грибы сходны тем, что у них в клетках не запасается крахмал и они питаются готовыми органическими веществами.
В состав клеточной стенки у грибов входит хитин.