Слайд 1
ДИДАКТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
Елькина
Ольга Юрьевна,
доктор педагогических наук, профессор,
заведующий кафедрой педагогики и методики начального
образования, заместитель директора НФИ КемГУ,
профессор Российской академии образования
Слайд 2Принципы информационного и учебно-методического обеспечения ОИЦ «Академия»
соответствие требованиям ФГОС;
преемственность и
непрерывность;
личностный и возрастной подход;
широкая адресность: для учащихся и их родителей,
педагогических работников, психологов, социальных педагогов;
учет региональных особенностей.
Слайд 3Разработано и издано более 50 пособий
Учебно-методические комплекты для 1
– 11 классов;
Серия учебных пособий для 9 – 11 классов
по отраслям и
сферам профессиональной деятельности;
Учебные пособия для школьников и студентов,
знакомящие с рынком труда, технологиями поиска работы и трудоустройства;
Справочные и диагностические материалы;
Психолого-педагогическая литература для библиотек и
кабинетов профориентации.
Слайд 4Опыт реализации научных проектов
Выполнение НИР и НИОКР по вопросам психолого-педагогического
сопровождения профессионального самоопределения и профессиональной ориентации молодежи;
Разработка региональных моделей профессиональной
ориентации (Республика Саха (Якутия), Московская область);
Проведение мониторингов, социологических исследований, анкетирования обучающихся и различных категорий педагогических работников;
Публикация научных статей и материалов;
Организация и участие в научно-практических конференциях, круглых столах и семинарах («Профессиональные кадры новой России», «Профессиональная ориентация в современной России: задачи, содержание, технологии», «Профессиональное будущее Якутии: ресурсное обеспечение профориентационной работы» и др.)
Слайд 5Реализация региональных издательских программ
Москва
Московская область
Республика Татарстан
Республика Саха (Якутия)
Свердловская область
Слайд 6Создание профориентационных Интернет-ресурсов
Портал «Мой ориентир» для обучающихся Московской области
Сайт
«Аcademia-proforient» для методической поддержки педагогов общеобразовательных организаций Республики Саха (Якутия)
«Навигатум»
Образовательный и научно-исследовательский проект http://navigatum.ru/ (игровые инструменты профессионального и личностного самоопределения; системная профориентация от 3,5 лет до 65+
http://мой-ориентир.рф/
http://www.academia-proforient.ru/
Слайд 7Общая проблема –
слабая работа с ранними возрастами
(ДОУ, 1-4 классы, 5-7)
Слайд 8УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»
ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Слайд 9Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования (2009)
«На внеурочных занятиях
общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные
программы».
«В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества».
Слайд 10Специфика профориентационной работы в начальных классах –
развитие психологических ресурсов личности:
расширение представлений о мире профессий и развитие интереса к нему;
становление
важных качеств будущего субъекта трудовой деятельности (рефлексивные способности, умение мысленно планировать ход и предвидеть результаты работы, способность самоконтроля и самооценки),
обогащение личностного опыта.
Слайд 11Учебно-методический комплект
для 1 – 4 классов «Путешествие в мир
профессий» (Автор – Елькина О.Ю.
ОИЦ «Академия», 2011 – 2012 г.г.)
Слайд 12Разработка УМК «Путешествие в мир профессий» – заказ Департамента образования
и науки г. Москва
Серия «Профессиональная ориентация»
(руководитель проекта –
Светлана
Николаевна Чистякова)
Гриф «Московские учебники»
Издательство «Академия»
Внедрение во внеучебной работе – начальные классы всех образовательных учреждений г. Москва с 2011 года
ПЕРСПЕКТИВЫ:
Гриф Министерства образования и науки РФ
(рекомендовано Федеральным институтом развития образования)
в качестве учебных пособий для внеучебной работы в начальных классах всех образовательных учреждений России с 2014 – 2015 года
Слайд 13Место курса «Путешествие в мир профессий» (86 часов )
в
вариативной части «Внеурочная деятельность»
БУП начальной школы (1350 часов по
ФГОС ОНО)
Ю. Путешествие в мир
профессий: учеб. пособие для учащихся 1 – 2 классов [Текст] / О. Ю. Елькина. – М: Образовательно-издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2011. – 72 с.: ил. – (Серия «Профессиональная ориентация»). – Тираж 16160 экз.
Елькина, О. Ю. Путешествие в мир профессий: программа с методическими рекомендациями для учителей 1 – 4 классов: учеб. пособие [Текст] / О. Ю. Елькина. – М: Образовательно-издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2011. – 160 с. – (Серия «Профессиональная ориентация»). – Тираж 3300 экз.
Слайд 15Особенность учебных пособий – единый игровой сюжет путешествия
Слайд 16Елькина, О. Ю. Путешествие в мир профессий: учеб. пособие для
учащихся 3 – 4 классов [Текст] / О. Ю. Елькина.
– М: Образовательно-издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2012. – 72 с.: ил. – (Серия «Профессиональная ориентация»). – Тираж 16160 экз.
Елькина, О. Ю. Путешествие в мир профессий: пособие для родителей учащихся 1 – 4 классов [Текст] / О. Ю. Елькина. – М: Образовательно-издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2012. – 112 с.: – (Серия «Профессиональная ориентация»). – Тираж 3300 экз.
Слайд 17Особенность учебных пособий –
литературный герой сопровождает ребенка по галактике
Профессий в 3-4 классах
Карандаш и Самоделкин – носители профессиональных качеств
и обладатели опыта трудовой и творческой деятельности
Маленький принц – носитель духовно-нравственных личностных качеств.
«Свойства личности не могут подойти к профессиональным требованиям, как ключ подходит к замку. Личность всегда шире своей профессии. Образование, понимаемое как расширение возможностей развития личности, помогает ребенку совершить в жизни самый трудный выбор — выбор быть человеком»
(А. Г. Асмолов)
Слайд 18Особенности УМК
«Путешествие в мир
профессий»
ориентирован на комплексную реализацию требований ФГОС
ОНО;
нацелен на воспитание у младших школьников трудолюбия, творческого отношения к
учению, труду, жизни;
сопряжен с содержанием основной образовательной программы начальной ступени общего образования;
построен на идее равного уважения к разным видам труда, включая виды трудовой деятельности, соответствующие рабочим и массовым профессиям.
Слайд 19Теоретические основы курса «Путешествие в мир профессий»
Механизм интериоризации Л. С. Выготского.
Личностные качества
ребенка формируются извне внутрь:
сначала наблюдает за деятельностью людей,
затем пытается
ее воспроизвести,
далее привычно использует,
преобразовывает в личностный опыт.
Опыт – это заимствованные образцы творческой активности, которые переходят во внутренний план личности, становятся нормой в ее действиях и поведении.
Опыт = Знание + Умения + Привычки
Теория формирования продуктивного опыта младших школьников
Продуктивный опыт младшего школьника – интегративное и динамичное личностное качество, обеспечивающее проявление субъектной позиции ребенка, ориентированной на преобразовательную деятельность по созданию субъективно нового и общественно ценного продукта, имеющего эмоциональную привлекательность.
Слайд 20Курс «Путешествие в мир профессий» и развитие компонентов продуктивного опыта
младших школьников
«я знаю» «я хочу» «я
оцениваю» «я умею»
«я переживаю» «я планирую» «я созидаю»
Слайд 21Формы занятий курса
«Путешествие в мир профессий»
игры-путешествия;
праздники;
игровые занятия;
игровые тренинги;
экскурсии;
встречи
с представителями профессий;
занятия по интересам;
защита проектов;
диспуты;
соревнования и конкурсы;
исследовательские мастерские;
творческие гостиницы
и др.
Слайд 22Пособие для родителей (законных представителей) младших школьников «Путешествие в мир
профессий»
предусматривает расширение и обогащение представлений младших школьников о труде
в семье;
построено по принципу «рядом, но немного впереди»;
занятия в семье с детьми согласуется с программой курса;
Построено на принципе «рядом и немного впереди».
При этом родители оказывают поддержку ребенку в проявлении его творческих стремлений и побуждают к самостоятельной деятельности.
Разделы пособия:
«Трудовые поручения ребенка: ЗА и ПРОТИВ»,
«Три кита: трудолюбие, самостоятельность и дисциплинированность»,
«Что читать детям о мире профессий?»,
«Прогулка по городу "Профессия, я тебя знаю!"» и других
способствуют повышению педагогической культуры родителей и отражают содержание основных направлений воспитания младших школьников.
Слайд 23Тандем «школа – семья» в курсе «Путешествие в мир профессий»
Слайд 24Роль родителей в освоении и расширении представлений о мире профессий
Творческое домашнее задание к одному из занятий в 4-ом классе:
Придумать
сказку о профессиях, которые трудятся на планете «Человек – Художественный образ» и записать ее в своей тетради.
Важно, чтобы родители посоветовали школьнику включить героев сказки-носителей творческих профессий в единый сюжет.
Например, на планете «Человек – Художественный образ» есть несколько континентов: Театр, Музыка, Живопись, Цирк и другие. На каждом континенте – несколько стран.
Возможно, на континенте Живопись находятся страны Пейзаж, Портрет, Натюрморт. Их населяют художники.
Родители обращают внимание на то, чтобы в сюжете сказки было названо как можно больше представителей профессий это сферы.
Слайд 25В результате изучения курса «Путешествие в мир профессий» у младших
школьников формируются:
Слайд 26
Мы не можем направить ветер, но можем развернуть паруса
Чарльз
Улисс Порше
Благодарю за внимание!