Разделы презентаций


Дидактика как научная дисциплина

Содержание

Определение понятия «дидактика»Дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм (Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ под ред. П.И. Пидкасистого.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Дидактика как научная дисциплина
Процесс обучения как целостная система

Дидактика как научная дисциплинаПроцесс обучения как целостная система

Слайд 2Определение понятия «дидактика»
Дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное

обоснование его содержания, методов и организационных форм (Педагогика. Учебное пособие

для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – С.117)
Вопросы, на которые отвечает дидактика:
- Чему учить?
- Как учить?
Определение понятия «дидактика»Дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм

Слайд 3Объект и предмет дидактики

Объект – область действительности, на которую направлена

познавательная деятельность исследователя
Предмет – способ видения объекта исследователем с позиции

науки, которую он представляет.
Объект и предмет дидактикиОбъект – область действительности, на которую направлена познавательная деятельность исследователяПредмет – способ видения объекта

Слайд 4Объект и предмет дидактики
Объект дидактики: педагогическая дисциплина, исследующая обучение на

теоретическом уровне, в том числе способы предсказания, прогнозирования последствий введения

в практику школы новых методов, новых учебных материалов.

Предмет дидактики:
- обучение как средство образования и воспитания;
- закономерности и принципы обучения, цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения;
- процесс преподавания – учения, условия, необходимые для его протекания (содержание, организация, средства…), а также устойчивые результаты реализации этих условий.
- связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.

Объект и предмет дидактикиОбъект дидактики: педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом уровне, в том числе способы предсказания,

Слайд 5Теория познания – методологическая основа обучения
Логика познания истины: от живого

созерцания к абстрактному мышлению от него к практике (М.Ломоносов, В.

Ленин).
«Живое созерцание» - как чувственное познание – ощущения и восприятия;
«абстрактное мышление» - понимание, осмысление, обобщение знаний в виде понятий, законов, теорий, концепций…;
«практика» - применение абстрактных знаний к решению конкретных практических и познавательных задач в ситуациях внеучебной деятельности.

Теория познания – методологическая основа обученияЛогика познания истины: от живого созерцания к абстрактному мышлению от него к

Слайд 6Познание и обучение: отличительные характеристики

Познание и обучение: отличительные характеристики

Слайд 7Процесс обучения: определение понятия
Определение процесса обучения:


- «целенаправленный педагогический процесс организации

и стимулирования активной учебно – познавательной деятельности учащихся по овладению

научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно – эстетических взглядов и убеждений ( И.Ф. Харламов);


- «целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников» (Ю.К. Бабанский);

Процесс обучения: определение понятияОпределение процесса обучения:- «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно – познавательной деятельности

Слайд 8Процесс обучения: определение понятия
Содержание обучения как процесса – деятельность.

Деятельность –

вид труда (маляр, инженер, художник, танцовщица, спортсмен, педагог…).

В чём отличие

этих видов деятельности?
Процесс обучения: определение понятияСодержание обучения как процесса – деятельность.Деятельность – вид труда (маляр, инженер, художник, танцовщица, спортсмен,

Слайд 9Процесс обучения: определение понятия
Обучение – процесс активного целенаправленного взаимодействия между

обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определённые

знания, умения и навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.

Источник информации: Педагогика. Учебное пособие…/ под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2004. – С. – 153
Процесс обучения: определение понятияОбучение – процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у

Слайд 10Основные компоненты процесса обучения
Компонентами процесса обучения являются:
цели;
содержание обучения;
методы;
формы;
средства;
результаты;
дидактические условия.

Основные компоненты процесса обученияКомпонентами процесса обучения являются:цели; содержание обучения;методы;формы;средства;результаты;дидактические условия.

Слайд 11Содержание обучения
Содержание обучения включает основные формы общественного сознания:
науку;
искусство;
мораль;
право;
культуру;
производственный опыт и

трудовые навыки.


Содержание обученияСодержание обучения включает основные формы общественного сознания:науку;искусство;мораль;право;культуру;производственный опыт и трудовые навыки.

Слайд 12Механизм освоения содержания
Главный механизм освоения содержания в процессе обучения

– целенаправленно организованная в специальных формах взаимодействия совместная деятельность детей

и взрослых, их содержательное познавательное общение.

Обучение – это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение социального опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности.
Механизм освоения содержания Главный механизм освоения содержания в процессе обучения – целенаправленно организованная в специальных формах взаимодействия

Слайд 13Основные компоненты обучения
Основные компоненты обучения: преподавание и учение.

Преподавание – есть

специальная деятельность взрослых, направленная на передачу детям суммы знаний, умений

и навыков и воспитания их в процессе обучения (Г.М. Коджаспирова).
Деятельность преподавания в определённом аспекте выступает как руководство учебно – познавательной деятельностью учащихся в рамках того содержания образования, которое предопределяется задачами гармонического развития интеллектуальных, нравственных и физических сил и способностей подрастающего поколения. (П.И. Пидкасистый)

Задание: В чём Вы видите общее и отличное в выше приведённых определениях понятия «преподавание»?
Основные компоненты обученияОсновные компоненты обучения: преподавание и учение.Преподавание – есть специальная деятельность взрослых, направленная на передачу детям

Слайд 14Преподавание как компонент обучения
Руководство учебно – познавательной деятельностью предполагает такую

её организацию, при которой обеспечивается не просто усвоение «передаваемых знаний»,

а осуществляется совместное открытие этих знаний, происходящее в ситуации, где присутствует и эмоциональное сопереживание, встреча личностных смыслов педагога и ученика.
Преподавание как компонент обученияРуководство учебно – познавательной деятельностью предполагает такую её организацию, при которой обеспечивается не просто

Слайд 15Структура деятельности преподавания
Педагогическая обработка передаваемых детям знаний.
Искусство их воспроизведения и

разъяснения.
Выявление детских задатков, способностей, дарований, стимулирование детской познавательной активности.
Осуществление диагностики,

получение и обработка обратной информации.
Коррекция усвоенного материала.
Организация практической деятельности детей.

Структура деятельности преподаванияПедагогическая обработка передаваемых детям знаний.Искусство их воспроизведения и разъяснения.Выявление детских задатков, способностей, дарований, стимулирование детской

Слайд 16Учение как компонент обучения
Учение – специально организованная, активная самостоятельная познавательная,

трудовая, эстетическая … деятельность детей, направленная на освоение знаний, умений

и навыков, развитие психических процессов и способностей (Г.М. Коджаспирова).

Важнейшими качествами этой деятельности являются:
- самостоятельность, которая выражается в самокритичности;
- познавательная активность, проявляющаяся в интересах, стремлениях и потребностях;
- готовность к преодолению трудностей, связанная с усидчивостью и волей;
- оперативность как правильное понимание стоящих задач, выбор нужного действия и темпа их решения (П.И. Пидкасистый)
Учение как компонент обученияУчение – специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая, эстетическая … деятельность детей, направленная на

Слайд 17Структура деятельности учения

Структура деятельности учения

Слайд 18Задания для слушателей: практическая работа

Познакомиться с таблицей «Двусторонний характер

процесса обучения», установить особенности двух компонентов процесса обучения (преподавания и

учения)
Задания для слушателей: практическая работа Познакомиться с таблицей «Двусторонний характер процесса обучения», установить особенности двух компонентов процесса

Слайд 19Процесс обучения как целостная система
Система – «нечто целое, представляющее собой

единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей» (Ожегов

С.И. Словарь русского языка. – М.,1984. – С.624).
Процесс – смена состояния системы обучения как целостного педагогического явления, как фрагмента, как акта педагогической деятельности.

Процесс обучения как система:
Состав (элементы);
Структура (связи между элементами);
Функции
Процесс обучения как целостная 				системаСистема – «нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной

Слайд 20Процесс обучения как система
Два аспекта целостности педагогических объектов:
1) единство преподавания

и учения, единство содержательной и процессуальной стороны обучения;
2) единство образовательной,

воспитательной и развивающей функций.
Системообразующими понятиями процесса обучения как системы выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат.
Переменными составляющими выступают: содержание обучения, методы, формы, средства.
Процесс обучения как системаДва аспекта целостности педагогических объектов:1) единство преподавания и учения, единство содержательной и процессуальной стороны

Слайд 21Модель структуры процесса обучения
Задание:
Изучите модель, определите её недостающие элементы

Модель структуры процесса обученияЗадание:Изучите модель, определите её недостающие элементы

Слайд 22Модель структуры процесса обучения

Модель структуры процесса обучения

Слайд 23Движущие силы процесса обучения
Противоречия как движущие силы процесса обучения:
- противоречия

содержательной сферы (между прежним уровнем знаний и новыми знаниями…);
- противоречия

мотивационной сферы (между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся у учению, к процессу получения знаний…);
- противоречия операционной сферы (между преподаванием и учением…).
Движущие силы процесса обученияПротиворечия как движущие силы процесса обучения:- противоречия содержательной сферы (между прежним уровнем знаний и

Слайд 24Структурные связи в процессе обучения
Виды связей: универсальные, причинно – следственные,

функциональные, иерархические, связи управления, генетические, связи функционирования и развития.

В процессе

обучения особое значение имеют связи взаимодействия обучающего и обучаемого, причинно- следственные связи всех компонентов учебного процесса.
Структурные связи в процессе 			обученияВиды связей: универсальные, причинно – следственные, функциональные, иерархические, связи управления, генетические, связи функционирования

Слайд 25Законы и закономерности процесса обучения
Закон трактуется как необходимое, существенное, устойчивое,

повторяющееся отношение между различными явлениями.
Закономерность обучения – это существенные, устойчивые,

повторяющиеся связи между педагогическими фактами, явлениями и событиями, относящимися к процессу обучения.

Закономерности способны получить статус законов в случае, если соблюдены следующие условия:
- определены и зафиксированы объекты между которыми устанавливается связь;
- исследованы особенности этой связи (вид, форма, содержание, характеристика);
- установлены границы применимости проявления связи.
Законы и закономерности процесса 		обученияЗакон трактуется как необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между различными явлениями.Закономерность обучения –

Слайд 26Законы процесса обучения
Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения.
Закон

взаимосвязи теории и практики в обучении.
Закон соответствия школьного образования уровню

развития научного знания.
Закон единства обучения, воспитания и развития.
Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды.
Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности обучающихся…

Законы процесса обученияЗакон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения.Закон взаимосвязи теории и практики в обучении.Закон соответствия

Слайд 27Закономерности процесса обучения
Внешние и внутренние закономерности обучения.

Внешние:
- Цели и содержание

обучения зависят от требований общества к уровню образованности личности.

Внутренние:
- Обучающая

деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер;
- Существует зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;
- Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного материала, от включения его в ранее пройденный и в новый материал.
- Развитие умственных умений учащихся зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения…
- Результаты обучения и воспитания личности зависят от характера деятельности, в которую включается учащийся.

Закономерности процесса обученияВнешние и внутренние закономерности обучения.Внешние:- Цели и содержание обучения зависят от требований общества к уровню

Слайд 28Принципы обучения
Принципы обучения – обобщённые, наиболее универсальные, существенные требования к

процессу обучения.

Принципы как рекомендации о путях достижения целей обучения на

основе его познанных закономерностей.
Принципы обученияПринципы обучения – обобщённые, наиболее универсальные, существенные требования к процессу обучения.Принципы как рекомендации о путях достижения

Слайд 29Принципы обучения
Принципы обучения (классификация Ю.К. Бабанского):
- направленность процесса обучения на

всестороннее, гармоничное развитие личности;
- связь обучения с жизнью;
- научность;
- доступность;
-

систематичность и последовательность в обучении;
- обеспечение оперативного контроля и самоконтроля в обучении;
- прочность, осмысленность знаний, умений и навыков;
- единство образовательных и воспитательных результатов в обучении;
Принципы обученияПринципы обучения (классификация Ю.К. Бабанского):- направленность процесса обучения на всестороннее, гармоничное развитие личности;- связь обучения с

Слайд 30Принципы обучения
- сознательность, активность, самостоятельность школьников при руководящей роли учителя;
-

единство и оптимальное сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения;
-

оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения;
- единство и и взаимосвязь репродуктивной и поисковой учебно – познавательной деятельности учащихся;
- стимулирование положительного отношения учащихся к учению;
- создание оптимальных учебно – материальных, гигиенических, морально – психологических условий для процесса обучения.
Принципы обучения- сознательность, активность, самостоятельность школьников при руководящей роли учителя;- единство и оптимальное сочетание общеклассных, групповых и

Слайд 31Взаимосвязь принципов обучения и компонентов процесса обучения
Задание для слушателей:
Установите взаимосвязи

компонентов и принципов обучения:
Цели---------- принципы
Содержание ------ // -//-//
Методы---------//-//-//
Формы---------- //-//-//
Средства-------//-//-//
Результаты-----//-//-//

Взаимосвязь принципов обучения и компонентов процесса обученияЗадание для слушателей:Установите взаимосвязи компонентов и принципов обучения:Цели---------- принципыСодержание ------ //

Слайд 32Итоговые задания для слушателей по теме
Задания для слушателей при работе

с опорными конспектами:

Познакомиться с основными характеристиками процессов познания и обучения

и сравнить их .
Познакомиться с основными компонентами преподавания и учения и установить особенности этих видов деятельности.
Составить опорный конспект, отразив в нём взаимосвязи компонентов процесса обучения и принципов обучения.

Итоговые задания для слушателей по темеЗадания для слушателей при работе с опорными конспектами:Познакомиться с основными характеристиками процессов

Слайд 33Дополнительное задание (на опережение)
Познакомиться с определениями понятия «личностно–ориентированный подход»:
Е.Н.Степанов, И.С.Якиманская,

А.В.Хуторской, .И.Шамова, Т.М.Давыденко, Е.Н.Шиянов, И.Б.Котова.

Познакомиться с принципами личностно –

ориентированного подхода в обучении (Степанов, Хуторской) и сравнить их с принципами традиционного обучения. 

Дополнительное задание  (на опережение)Познакомиться с определениями понятия «личностно–ориентированный подход»:Е.Н.Степанов, И.С.Якиманская, А.В.Хуторской, .И.Шамова, Т.М.Давыденко, Е.Н.Шиянов, И.Б.Котова. Познакомиться

Слайд 34


С П А С И Б О З А

В Н И М А Н И Е

!
С П А С И Б О  З А   В Н И М А

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика