Слайд 1Дидактика как научная дисциплина
Процесс обучения как целостная система
Слайд 2Определение понятия «дидактика»
Дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное
обоснование его содержания, методов и организационных форм (Педагогика. Учебное пособие
для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – С.117)
Вопросы, на которые отвечает дидактика:
- Чему учить?
- Как учить?
Слайд 3Объект и предмет дидактики
Объект – область действительности, на которую направлена
познавательная деятельность исследователя
Предмет – способ видения объекта исследователем с позиции
науки, которую он представляет.
Слайд 4Объект и предмет дидактики
Объект дидактики: педагогическая дисциплина, исследующая обучение на
теоретическом уровне, в том числе способы предсказания, прогнозирования последствий введения
в практику школы новых методов, новых учебных материалов.
Предмет дидактики:
- обучение как средство образования и воспитания;
- закономерности и принципы обучения, цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения;
- процесс преподавания – учения, условия, необходимые для его протекания (содержание, организация, средства…), а также устойчивые результаты реализации этих условий.
- связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.
Слайд 5Теория познания – методологическая основа обучения
Логика познания истины: от живого
созерцания к абстрактному мышлению от него к практике (М.Ломоносов, В.
Ленин).
«Живое созерцание» - как чувственное познание – ощущения и восприятия;
«абстрактное мышление» - понимание, осмысление, обобщение знаний в виде понятий, законов, теорий, концепций…;
«практика» - применение абстрактных знаний к решению конкретных практических и познавательных задач в ситуациях внеучебной деятельности.
Слайд 6Познание и обучение: отличительные характеристики
Слайд 7Процесс обучения: определение понятия
Определение процесса обучения:
- «целенаправленный педагогический процесс организации
и стимулирования активной учебно – познавательной деятельности учащихся по овладению
научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно – эстетических взглядов и убеждений ( И.Ф. Харламов);
- «целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников» (Ю.К. Бабанский);
Слайд 8Процесс обучения: определение понятия
Содержание обучения как процесса – деятельность.
Деятельность –
вид труда (маляр, инженер, художник, танцовщица, спортсмен, педагог…).
В чём отличие
этих видов деятельности?
Слайд 9Процесс обучения: определение понятия
Обучение – процесс активного целенаправленного взаимодействия между
обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определённые
знания, умения и навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.
Источник информации: Педагогика. Учебное пособие…/ под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2004. – С. – 153
Слайд 10Основные компоненты процесса обучения
Компонентами процесса обучения являются:
цели;
содержание обучения;
методы;
формы;
средства;
результаты;
дидактические условия.
Слайд 11Содержание обучения
Содержание обучения включает основные формы общественного сознания:
науку;
искусство;
мораль;
право;
культуру;
производственный опыт и
трудовые навыки.
Слайд 12Механизм освоения содержания
Главный механизм освоения содержания в процессе обучения
– целенаправленно организованная в специальных формах взаимодействия совместная деятельность детей
и взрослых, их содержательное познавательное общение.
Обучение – это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение социального опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности.
Слайд 13Основные компоненты обучения
Основные компоненты обучения: преподавание и учение.
Преподавание – есть
специальная деятельность взрослых, направленная на передачу детям суммы знаний, умений
и навыков и воспитания их в процессе обучения (Г.М. Коджаспирова).
Деятельность преподавания в определённом аспекте выступает как руководство учебно – познавательной деятельностью учащихся в рамках того содержания образования, которое предопределяется задачами гармонического развития интеллектуальных, нравственных и физических сил и способностей подрастающего поколения. (П.И. Пидкасистый)
Задание: В чём Вы видите общее и отличное в выше приведённых определениях понятия «преподавание»?
Слайд 14Преподавание как компонент обучения
Руководство учебно – познавательной деятельностью предполагает такую
её организацию, при которой обеспечивается не просто усвоение «передаваемых знаний»,
а осуществляется совместное открытие этих знаний, происходящее в ситуации, где присутствует и эмоциональное сопереживание, встреча личностных смыслов педагога и ученика.
Слайд 15Структура деятельности преподавания
Педагогическая обработка передаваемых детям знаний.
Искусство их воспроизведения и
разъяснения.
Выявление детских задатков, способностей, дарований, стимулирование детской познавательной активности.
Осуществление диагностики,
получение и обработка обратной информации.
Коррекция усвоенного материала.
Организация практической деятельности детей.
Слайд 16Учение как компонент обучения
Учение – специально организованная, активная самостоятельная познавательная,
трудовая, эстетическая … деятельность детей, направленная на освоение знаний, умений
и навыков, развитие психических процессов и способностей (Г.М. Коджаспирова).
Важнейшими качествами этой деятельности являются:
- самостоятельность, которая выражается в самокритичности;
- познавательная активность, проявляющаяся в интересах, стремлениях и потребностях;
- готовность к преодолению трудностей, связанная с усидчивостью и волей;
- оперативность как правильное понимание стоящих задач, выбор нужного действия и темпа их решения (П.И. Пидкасистый)
Слайд 18Задания для слушателей: практическая работа
Познакомиться с таблицей «Двусторонний характер
процесса обучения», установить особенности двух компонентов процесса обучения (преподавания и
учения)
Слайд 19Процесс обучения как целостная система
Система – «нечто целое, представляющее собой
единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей» (Ожегов
С.И. Словарь русского языка. – М.,1984. – С.624).
Процесс – смена состояния системы обучения как целостного педагогического явления, как фрагмента, как акта педагогической деятельности.
Процесс обучения как система:
Состав (элементы);
Структура (связи между элементами);
Функции
Слайд 20Процесс обучения как система
Два аспекта целостности педагогических объектов:
1) единство преподавания
и учения, единство содержательной и процессуальной стороны обучения;
2) единство образовательной,
воспитательной и развивающей функций.
Системообразующими понятиями процесса обучения как системы выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат.
Переменными составляющими выступают: содержание обучения, методы, формы, средства.
Слайд 21Модель структуры процесса обучения
Задание:
Изучите модель, определите её недостающие элементы
Слайд 22Модель структуры процесса обучения
Слайд 23Движущие силы процесса обучения
Противоречия как движущие силы процесса обучения:
- противоречия
содержательной сферы (между прежним уровнем знаний и новыми знаниями…);
- противоречия
мотивационной сферы (между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся у учению, к процессу получения знаний…);
- противоречия операционной сферы (между преподаванием и учением…).
Слайд 24Структурные связи в процессе обучения
Виды связей: универсальные, причинно – следственные,
функциональные, иерархические, связи управления, генетические, связи функционирования и развития.
В процессе
обучения особое значение имеют связи взаимодействия обучающего и обучаемого, причинно- следственные связи всех компонентов учебного процесса.
Слайд 25Законы и закономерности процесса обучения
Закон трактуется как необходимое, существенное, устойчивое,
повторяющееся отношение между различными явлениями.
Закономерность обучения – это существенные, устойчивые,
повторяющиеся связи между педагогическими фактами, явлениями и событиями, относящимися к процессу обучения.
Закономерности способны получить статус законов в случае, если соблюдены следующие условия:
- определены и зафиксированы объекты между которыми устанавливается связь;
- исследованы особенности этой связи (вид, форма, содержание, характеристика);
- установлены границы применимости проявления связи.
Слайд 26Законы процесса обучения
Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения.
Закон
взаимосвязи теории и практики в обучении.
Закон соответствия школьного образования уровню
развития научного знания.
Закон единства обучения, воспитания и развития.
Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды.
Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности обучающихся…
Слайд 27Закономерности процесса обучения
Внешние и внутренние закономерности обучения.
Внешние:
- Цели и содержание
обучения зависят от требований общества к уровню образованности личности.
Внутренние:
- Обучающая
деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер;
- Существует зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;
- Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного материала, от включения его в ранее пройденный и в новый материал.
- Развитие умственных умений учащихся зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения…
- Результаты обучения и воспитания личности зависят от характера деятельности, в которую включается учащийся.
Слайд 28Принципы обучения
Принципы обучения – обобщённые, наиболее универсальные, существенные требования к
процессу обучения.
Принципы как рекомендации о путях достижения целей обучения на
основе его познанных закономерностей.
Слайд 29Принципы обучения
Принципы обучения (классификация Ю.К. Бабанского):
- направленность процесса обучения на
всестороннее, гармоничное развитие личности;
- связь обучения с жизнью;
- научность;
- доступность;
-
систематичность и последовательность в обучении;
- обеспечение оперативного контроля и самоконтроля в обучении;
- прочность, осмысленность знаний, умений и навыков;
- единство образовательных и воспитательных результатов в обучении;
Слайд 30Принципы обучения
- сознательность, активность, самостоятельность школьников при руководящей роли учителя;
-
единство и оптимальное сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения;
-
оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения;
- единство и и взаимосвязь репродуктивной и поисковой учебно – познавательной деятельности учащихся;
- стимулирование положительного отношения учащихся к учению;
- создание оптимальных учебно – материальных, гигиенических, морально – психологических условий для процесса обучения.
Слайд 31Взаимосвязь принципов обучения и компонентов процесса обучения
Задание для слушателей:
Установите взаимосвязи
компонентов и принципов обучения:
Цели---------- принципы
Содержание ------ // -//-//
Методы---------//-//-//
Формы---------- //-//-//
Средства-------//-//-//
Результаты-----//-//-//
Слайд 32Итоговые задания для слушателей по теме
Задания для слушателей при работе
с опорными конспектами:
Познакомиться с основными характеристиками процессов познания и обучения
и сравнить их .
Познакомиться с основными компонентами преподавания и учения и установить особенности этих видов деятельности.
Составить опорный конспект, отразив в нём взаимосвязи компонентов процесса обучения и принципов обучения.
Слайд 33Дополнительное задание
(на опережение)
Познакомиться с определениями понятия «личностно–ориентированный подход»:
Е.Н.Степанов, И.С.Якиманская,
А.В.Хуторской, .И.Шамова, Т.М.Давыденко, Е.Н.Шиянов, И.Б.Котова.
Познакомиться с принципами личностно –
ориентированного подхода в обучении (Степанов, Хуторской) и сравнить их с принципами традиционного обучения.
Слайд 34
С П А С И Б О З А
В Н И М А Н И Е
!