Слайд 1Организационное поведение: введение в курс
Слайд 2Вопросы
1. Организационное поведение как наука и учебная дисциплина.
2. Модели организационного
поведения.
Слайд 3Вопрос 1
Организационное поведение – это
наука о поведении людей и групп в организациях, формировании поведенческих
моделей и инструментах управления данными предметными областями.
Слайд 4Вопрос 1
Цель ОП как науки
– найти способы повышения эффективности трудовой деятельности человека как на
индивидуальном уровне, так и в группе.
Задачи ОП:
- дать систематизированное описание поведения людей в рамках трудовой деятельности;
- найти объяснение причин того или иного поведения индивидов и групп;
- обеспечить менеджеров теоретическими и практическими инструментами для формирования профессиональных компетенций в сфере управления индивидуальным и групповым поведением
ОП
Менеджмент
Теория
организаций
Психология
индивидов и
групп
Социология
индивидов и
групп
Теория
принятия
решений
Теория
коммуникаций
Групповая
динамика
Рис. 1. Научная база организационного поведения
Слайд 6Вопрос 1
Рациональный
подход к менеджменту.
Основан на восприятии
работника как инертного
инструмента в
руках
менеджера
Поведенческий
подход
к менеджменту.
Основан на восприятии
работника
как активного участника
деятельности организации.
Рис.2.
Два полюса управления
Слайд 8Вопрос 1
«Кадры»: иерархия ценностей.
1.
Стабильность: постоянная работа, оклад, подавление инициативы.
2. Группа:
поддержка, единомыслие, круговая порука, «теплая компания», коллективное времяпрепровождение.
3. Уравниловка в потреблении ресурсов, их «проедание»/освоение.
4. Минимум усилий при выполнении привычной работы.
5. Покой и порядок.
6. Опека руководства.
Слайд 9Вопрос 1
«Человеческие ресурсы»: ИЦ.
1. Доход, покой и благополучие.
2. Развитие в
меру возможностей, готовность к изменениям, желание попробовать себя в новых областях, чтобы шевелиться, не стареть.
3. Порядочность, открытость, честность и законность.
4. Соучастие и уважение группы.
5. Достойная оплата труда, соцпакет, льготы и гарантии, знаки профессионального признания.
6. Эффективность в работе, статус, ответственность, профессионализм.
Слайд 10Вопрос 1
«Персонал»: ИЦ.
1. Эгоцентризм
и самоценность.
2. Много денег, карьера, статус.
3. Самоутверждение, группа как инструмент достижения личных целей.
4. Престиж и имидж.
5. Власть и личный успех.
6. Свобода, предприимчивость, независимость.
Слайд 11Вопрос 1
«Человеческий капитал»: ИЦ.
1. Самостоятельность, независимость,
свобода.
2. Самореализация и саморазвитие.
3. Творчество, нестандартные
подходы.
4. Признание полезности и значимости труда.
5. Самоуважение, самодостаточность и внутренняя сила.
6. Упорство, самодисциплина и самоотдача.
Слайд 12Вопрос 1
Основные причины усиления роли поведенческого подхода:
1) более жесткие ресурсные ограничения, влияющие на деятельность организаций;
2) рост динамизма и неопределенности внешней среды организаций;
3) превращение инноваций в ключевой фактор делового успеха.
Слайд 13Вопрос 2
Модель ОП – это система убеждений,
которая определяет действия руководителя в конкретной организации.
Основы
классификации заложил Макгрегор (концепция «Х» и «У»).
Слайд 14Вопрос 2
Табл. 2. Модели организационного поведения.
Слайд 15Вопрос 2
Табл. 3. Характеристика авторитарной модели.
Слайд 16Вопрос 2
Табл.4. Характеристика опекающей модели.
Слайд 17Вопрос 2
Табл. 5. Характеристика поддерживающей модели.
Слайд 18Вопрос 2
Табл. 6. Характеристика коллегиальной модели