Слайд 1Дидактика как педагогическая теория обучения
Слайд 2Дидактика (от греч. didakitos - поучающий, didasko - изучающий) -
отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования и обучения в
их наиболее общем виде
Дидактика выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения
Дидактика изучает закономерности и специфику образования и обучения в общеобразовательной, профессиональной, средней специальной, высшей школе и других системах обучения
Слайд 3Дидактика раскрывает закономерности учения школьников и преподавательской деятельности учителя, определяет
и характеризует сущность, принципы, содержание, методы и организацию учебного процесса
Со
времен Яна Амоса Коменского под дидактикой понимается научная система знаний о том, чему учить и как учить школьников
В настоящее время термины "теория обучения", "теория образования" более употребительны, чем термин "дидактика"
Слайд 4Существует множество определений понятия «дидактика»:
- это теория обучения и образования
-
это искусство обучения
- это теория деятельности обучения
Слайд 5Объект дидактики - процесс обучения
Предметом дидактики выступают:
обучение как средство образования
и воспитания
закономерности, принципы обучения, методы, формы, средства обучения
процесс взаимодействия преподавания
и учения
процесс преподавания и условия, необходимые для его протекания
Слайд 6Основными категориями дидактики являются
преподавание- упорядоченная деятельность педагога по реализации цели
обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения
знаний;
учение- процесс (точнее сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные;
Слайд 7 обучение - упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на
достижение поставленной цели; двусторонний процесс их совместной деятельности
Обучение - это
специально организованная познавательная деятельность учеников, в процессе которой формируются научные знания, необходимые способы деятельности, эмоционально-ценностное и творческое отношение к окружающей действительности
В обучении осуществляется развитие ребенка. Основными структурными элементами обучения как системы являются цели, содержание, методы, организационные формы, результаты;
Слайд 8образование- система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов
мышления;
знания— совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом; отражение в сознании
ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов;
умения— овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике;
навыки— умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства
Слайд 9цель обучения(учебная, образовательная) — то, к чему стремится обучение, будущее,
на которое направлены его усилия;
содержание(обучения, образования) — система научных знаний,
практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения;
организация обучения— упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели;
форма обучения— способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Прежде всего связывается с числом учеников в классе, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.;
Слайд 10метод- путь достижения (реализации) цели и задач обучения;
средство обучения— предметная
поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство,
учебники, классное оборудование и т.д.;
результаты(продукты) обучения— то, к чему приходит обучение, следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели
Слайд 11Образованием принято называть целенаправленный процесс и конечный результат приобретения способов
деятельности, познавательных навыков и научных знаний
Процесс их формирования базируется на
мировоззрении и нравственных качествах личности, а также на результате развития творческих способностей
Исследователей дидактики интересует образование, накапливаемое в результате обучения. Но интересно им и самообразование. Более того, хотя и существуют другие источники образования человека, например кино, телевидение, социальная среда, дидактов они все–таки не привлекают
Слайд 12Не менее важным в дидактике является и обучение. Обучением называется
целенаправленный процесс познания окружающего мира в результате взаимодействия школьника и
учителя при достижении определенных целей образования. Высшей целью обучения и воспитания является всесторонне развитая личность. Иными словами, должны быть развиты как умственные, так и физические способности. Как правило, школьное обучение осуществляется на уроках, хотя есть и другие варианты, например внешкольная и внеклассная работа. Обучение тесным образом связывает два важнейших процесса: преподавание и учение
Слайд 13Третьей категорией дидактики принято считать преподавание. Это процесс деятельности учителя
в рамках обучения. Целью преподавания является передача школьникам необходимых навыков,
знаний и умений. Долгое время дидактику не интересовал сам процесс учения, внимание уделялось лишь рассмотрению преподавания
Слайд 14Еще одно дидактическое понятие – учение. Учением принято называть познавательную
деятельность школьника в период обучения. Процесс познавательной деятельности может осуществляться
в результате самообразования. Однако дидактикой оно не совсем полно изучено. Интересен тот факт, что процесс учения интересует не только дидактику и педагогику, но и психологию. Несмотря на такое тщательное и всестороннее изучение дидактики, процессу учения не уделяли должного внимания на протяжении долгого времени. Лишь в ХХ в. этой проблемой всерьез заинтересовались исследователи. Связано это с зарождением науки под названием «педология»
Слайд 15Принципы обучения – это еще одна категория дидактики. Здесь рассматриваются
основополагающие требования, которые возникают в рамках рассмотрения законов и закономерностей
обучения. Более того, обучение оптимально лишь в том случае, если будут соблюдаться его принципы. Таких принципов в дидактике довольно много. Но много не означает хорошо. Это является лишь признаком неизученности самого понятия. В качестве примеров дидактических принципов можно назвать принципы доступности, наглядности, прочности и многие другие.
Важной категорией в дидактике считаются закономерности обучения. Ими принято считать связи следствий с причинами, образующиеся между процессом обучения и социальными процессами, отдельными составляющими обучения
Слайд 16Знания – это еще одно понятие дидактики. Знаниями принято называть
научные факты, понятия, схемы, образы, правила, законы, теории, которые нашли
свое отражение в сознании и сохранились в памяти учащегося. Обычно говорят о нескольких видах знаний: эмпирических и теоретических. Первые человек приобретает из опыта, а вторые появляются в результате рассмотрения закономерностей, связей, отношений как между предметами, так и между явлениями.
Слайд 17Не менее значимой категорией в дидактике считают умения. Умениями называют
способы применения приобретенных знаний и жизненного опыта на практике. Умения
можно сформировать при помощи упражнений
Слайд 18Одно из присущих для дидактики понятий – это навыки, т.
е. действия, которые выполняются человеком почти автоматически, поскольку они доведены
до абсолютного совершенства. Навыки человек приобретает в результате постоянного повторения. Одними из основополагающих навыков, формирующихся на начальных этапах обучения, принято считать беглое чтение, счет, письмо, решение задач и выполнение измерений
Слайд 19Форма обучения – не менее значимая категория в дидактической системе.
Формой обучения называют способ внешней организации процесса обучения. Это урок,
лекция, семинар, факультатив, экскурсия, домашняя работа и т. д.
Категорией дидактики считается и технология обучения, являющаяся своеобразной системой приемов, способов и шагов. Последовательность их выполнения призвана обеспечить как наилучшее решение задач обучения, так и развитие личности каждого школьника
Слайд 20Не менее значимым понятием считается и сама дидактическая система. Ею
называют совокупность методов, выделяющихся по некоторым признакам, а также средств
и процессов, направленных на обеспечение всеобъемлющего и полноценного образования. Такую систему отличают определенные особенности, обеспечивающие внутреннюю целостность структуры, содержание обучения, его методы и формы
Слайд 21Все перечисленные понятия тесно взаимосвязаны. Но они являются и самостоятельными
элементами всей дидактической системы. Категории дидактики носят исторический характер. Связано
это прежде всего с потребностями общества, изменяющимися в соответствии с его развитием и формированием самой дидактики
Слайд 22Дидактика выполняет следующие функции
Объяснительная - изучение закономерных связей между различными
сторонами процесса обучения, раскрытия сущностных характеристик структурных и содержательных элементов
процесса обучения
Преобразовательная – практическая функция
Нормативно-прикладная - определение содержания, возможных методов и средств обучения, конструирование новых образовательных технологий
Слайд 23Дидактика решает следующие задачи:
1. Отвечает на вопросы «зачем», «чему» и
«как» необходимо учить
2. Описывает и объясняет процесс и условия обучения
3.
Исследует сущность, закономерности и принципы обучения в связи с воспитанием и развитием личности
4. Определяет педагогические основы содержания образования
5. Разрабатывает новые системы, образовательные технологии, формы, методы и приемы обучения
6. Конструирует системы диагностики, контроля и оценки образовательных результатов
7. Предсказывает и прогнозирует результаты на основе разных концепций образования
Слайд 24Основные понятия дидактики:
Цель (учебная, образовательная) - то, к чему стремится
обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
Закон – необходимое, существенное,
устойчивое отношение между явлениями; один из компонентов логической структуры педагогической науки, который отражает объективные, внутренние, существенные и относительно стойкие связи педагогических явлений.
Закономерности – объективные, существенные, повторяющиеся связи между составными частями процесса обучения.
Принципы – руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса
Слайд 25Содержание – (обучения, образования) – система научных знаний, практических умений,
навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе
обучения
Форма - способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма обучения связанна с числом учеников в классе, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п. Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения. Средство – предметная поддержка учебного процесса
Слайд 26Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование
и т.д.
Результаты – то, к чему приходит обучение, следствие
учебного процесса, степень реализации намеченной цели
Контроль – выявление, измерение и оценивание ЗУН учащихся
Проверка – определение уровня и качества обученности учащихся, объема их учебного труда, внутренних приращений. Оценка – устные или письменные характеристики, систематизированные по определенным параметрам
Отметка – условное обозначение оценки в виде буквы, числа, кодовых сигналов
Слайд 27По ширине охвата изучаемой действительности, дидактика бывает
Общая дидактика (отрасль
педагогики) – исследует процесс обучения вместе с факторами, которые на
него влияют, условиями, в которых он протекает, результатами, к которым он приводит
Частная дидактика (теория обучения отдельным учебным предметам) – методики преподавания; изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания учебных предметов, каждый из которых имеет свою методику
Слайд 28Дидактическая система
Под дидактической системой понимают: характеристику смысла образования и системы
общедидактических понятий и компонентов
Элементы Дидактической системы
Цель
Содержание
Форма
Методы
Средства
Система контроля результатов
Слайд 29Ученые выделяют три дидактические концепции:
традиционную,
педоцентристскую и
современную систему
дидактики
Такое подразделение объясняется тем, что в каждой группе по-разному
понимается процесс обучения
Слайд 30В традиционной системе обучения (17-19вв) главенствующей ролью является роль учителя,
преподавание
Основу данной системы являются работы таких педагогов как Михаила
Ломоносов, Лев Толстой, Петр Каптерев, Константин Ушинский, Василий Вахтеров; в зарубежной дидактике: Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци, Иоган Фридрих Гербарт, Адольф Дистервег
Например, дидактику Гербарта характеризуют такие слова, как «деятельность учителя», «управление», «руководство учителя», «регламентация», «правила», «предписания»
Слайд 31Структура традиционного обучения включает в себя четыре ступени:
– изложение;
– понимание;
–
обобщение;
– применение
Логический смысл процесса обучения состоит в том, что движение
происходит от предоставления материала учащимся через его объяснение к пониманию, обобщению, применению знаний
И. Гербарт стремился систематизировать и организовать деятельность преподавателя, что было достаточно важным для дидактики
Слайд 32По И. Гербарту, высшая цель воспитания состоит в формировании нравственной
личности, морально сильного характера. Воспитание должно основываться на следующих этических
идеях:
совершенства, определяющего направление, область и силу устремлений личности;
доброжелательности, обеспечивающей согласование и подчинение собственной воли воле других;
права, предупреждающего нарастание конфликтов между людьми;
справедливости, налагающей обязанности компенсировать неприятности и обиды, нанесенные другим людям;
внутренней свободы, позволяющей согласовывать волю человека с его желаниями и убеждениями.
Из психологии Гербарт взял два основных положения:
не существует никаких наследственных или приобретенных психических предрасположений;
вся психическая жизнь складывается на основе представлений. Главная задача школы — забота об интеллектуальном развитии учащихся, а воспитание — дело семьи.
Формированию сильных с моральной точки зрения характеров служат правильное педагогическое руководство, дисциплина и связанное с ней обучение
Слайд 33Задачи руководства состоят в том, чтобы обеспечить постоянную занятость учеников,
организацию их обучения, наблюдение за их физическим и интеллектуальным развитием,
приучение к порядку
Для поддержания порядка и дисциплины Гербарт предлагает использовать запреты, ограничения, а также телесные наказания, которые должны налагаться "осторожно и с умеренностью"
Слайд 34В тесном сочетании обучения с дисциплиной, объединении знаний с развитием
чувств и воли учеников и заключается сущность воспитывающего обучения
Гербарт
вычленил ступени обучения: ясность — ассоциация — система — метод. Процесс обучения протекает от представлений к понятиям и от понятий к усилиям теоретического характера
Слайд 35Но уже к началу XX в. традиционная система подверглась критике
Причиной
этого была ее авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов
учащихся, от жизни, так как такая система обучения лишь передает учащемуся готовые знания, не способствуя при этом развитию его мышления, активности, творчества, следовательно, подавляет самостоятельность ученика
Поэтому в XX в. появляются новые технологии
Слайд 36К новым технологиям относится педоцентрическая концепция(1-пол.20в) дидактика прогрессивистов
Главная роль в
данной концепции отводится учению – деятельности ребенка. Основой педоцентрической технологии
стала система американского педагога Джона Дьюи – создание условий для развития врожденных способностей детей, обучение на основе их личного опыта;
Селестен Френе – в основе лежит самовыражение и саморазвитие ребенка;
Овидий Декроли – самообучение и моральное самосоовершенствование ребенка;
Рудольф Штейнер – «искусство пробуждать» скрытые в человеке природные задатки
Слайд 37Свое название система получила из-за слов Дьюи о том, что
данную концепцию нужно строить, основываясь на потребностях, интересах учащихся, их
способностях, при этом стремясь развивать умственные способности и разнообразные умения учащихся, когда процесс обучения носит спонтанный, самостоятельный, естественный характер, а получение умений и навыков происходит через непосредственную деятельность, т. е. обучение через выполнение действий
Слайд 38Основным вкладом Дьюи в теорию обучения является разработанная им концепция
«полного акта мышления»
В каждом "полном акте мышления" выделяются следующие этапы
(ступени):
ощущение трудности;
обнаружение и определение трудности;
выдвижение замысла разрешения трудности (формулировка гипотезы);
формулировка выводов, следующих из предполагаемого решения (логическая проверка гипотезы);
последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять или отвергнуть гипотезу
Слайд 39Правильно построенное обучение, по мнению Дьюи, должно быть проблемным
Уроки строятся
на основе "полного акта мышления", чтобы ученики на них сумели:
почувствовать
конкретную трудность;
определить ее (выявить проблему);
сформулировать гипотезу по ее преодолению;
получить решение проблемы или ее частей;
проверить гипотезу с помощью наблюдений или экспериментов
Слайд 40Однако такой вид обучения стал приводить к снижению уровня обучения,
случайному отбору материала, утрате систематичности в обучении, переоценке спонтанной деятельности
детей
Слайд 41Современная дидактическая система строится на том, что обе стороны –
преподавание и учение – составляют процесс обучения
В основе современной
дидактической концепции лежат такие направления, как программированное, проблемное, развивающее обучение, гуманистическая психология, когнитивная психология, педагогическая технология, педагогика сотрудничества
Цель современных дидактических систем заключается не только в формировании знаний, но и в общем развитии учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умениях, удовлетворении познавательных и духовных потребностей учеников
Слайд 42Среди новых направлений особого внимания заслуживает концепция так называемого обучения
"через совершение открытий",разработанная известным американским психологом и педагогом Дж. Брукнером
ученики
должны познавать мир, приобретать знания через собственные открытия, требующие напряжения всех познавательных сил и исключительно плодотворно влияющие на развитие продуктивного мышления,
ученики должны самостоятельно формулировать неизвестные им до этого обобщения, а также приобретать умения и навыки их практического применения
Слайд 43Особенности современной дидактики
основа — объективные закономерности;
системный подход (чувственное
восприятие, понимание и усвоение знаний, практическая проверка приобретенных знаний и
умений органически соединены в познавательном процессе);
комплексный подход к созданию системы обучения;
сущность обучения разумное сочетание педагогического управления с инициативой и самостоятельностью, активностью школьников;
дифференцированные учебные планы, программы, курсы;
интеграция учебных курсов, их адаптация к разнообразным потребностям и интересам учеников