Слайд 3План
Понятие об общении
Структура общения
Психологическая характеристика общения
Виды общения
Понятие о речи
Психологическая характеристика
речи
Характерные нарушения речи
Слайд 5Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между
людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.
Слайд 6На протяжении всей жизни человек вовлечен в процесс общения. В
зависимости от возраста, пола, рода занятий, целей и т.д. тот
или иной вид общения играет ведущую роль.
Любое общение с любым человеком подчиняется своим сложным закономерностям объективного и субъективного характера.
Слайд 7Знание этих закономерностей является непременным условием эффективности как самого общения,
так и любой деятельности людей. Кроме того, существует ряд профессиональных
видов деятельности, в которых процесс общения играет ведущую роль.
Слайд 8Психологов и философов интересуют различные стороны его проявления (информационный обмен,
психологическое взаимодействие и взаимовлияние, взаимопонимание и взаимоотношение).
Большое внимание уделяется
рассмотрению общения как информационного процесса – приема и передачи информации.
Слайд 9Важным направлением в реализации информационного аспекта общения является рассмотрение вопросов
понимания людьми друг друга, восприятие человека человеком.
К определению понятия
«общение» существуют различные подходы.
«Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности»
А.В. Петровский
взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных
средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми»
А.А. Бодалев
Слайд 12
«Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит
влияние одного человека на другого»
И.А. Домашенко
Слайд 13
«Общение – это взаимодействие, назначение которого – изменение одним субъектом
намерений, взглядов, убеждений, действий, вообще поведения другого субъекта либо в
собственных интересах, либо в интересах социума»
В.М. Соковнин
Слайд 14
«Общение – это процесс выработки новой информации, общей для общающихся
людей и рождающей их общность (или повышающей степень этой общности»
М.С. Каган
Слайд 15В самом общем виде общение можно рассматривать как форму жизнедеятельности.
Оно выступает в качестве одного из важнейших условий выявления и
раскрытия лучших сторон личности, формирования ее сознания и самосознания, стимулятора ее развития.
Слайд 16Общаясь с другими людьми, анализируя отношение других людей к себе,
рефлексируя, человек обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует ее в
процессе самовоспитания.
Слайд 18Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого
феномена, что, в свою очередь, требует выделения отдельных его составляющих,
описания структуры.
Слайд 19Г.М. Андреева выделяет три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативную, интерактивную и
перцептивную.
Г.М. Андреева
Слайд 20Стороны общения
Перцептивная
Интерактивная
Коммуникативная
Выявление специфики информационного процесса между людьми
как активными субъектами
(с учетом отношений между партнерами, их установок
и намерений)
Взаимодействие партнеров при организации и выполнении совместной деятельности
Формирование образа другого человека, за счет соотнесения физических характеристик с психологическими свойствами и особенностями поведения
Слайд 21Конечно, в реальности все три стороны общения взаимосвязаны, проявляются почти
одновременно в процессе общения и выделяются для удобства научного, экспериментального
исследования, Но эта условность не означает, что выделение этих трех компонентов общения – лишь умозрительные построения.
Слайд 22А.Н. Леонтьев рассматривает общение как коммуникативную деятельность.
А.Н. Леонтьев
Слайд 23Предмет общения – другой человек, партнер по общению.
Потребность в общении
– стремление человека к познанию и оценке других людей, а
через них и с их помощью – к самопознанию, к самооценке.
Коммуникативные мотивы – то, ради чего осуществляется общение
Действия общения – единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку
Задачи общения – цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения
Средства общения – операции, с помощью которых осуществляется действия общения
Продукт общения – образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения
Слайд 24Психологическая характеристика общения
Слайд 25ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ
Эмотивная
Возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также
изменение с его помощью своих переживаний и состояний
Слайд 26Информационная
Обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями и т.д.
Слайд 27Контактная
Установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче
сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности
Слайд 28Понимания
Адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание
намерений, установок, переживаний, состояний
Слайд 29Координационная
Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности
Слайд 30Побудительная
Стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий
Слайд 31Установления
отношений
Осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных,
деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид
Слайд 32Оказания
влияния
Изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе
его намерений, установок, мнений, решений, потребностей, действий, активности и т.д.
Слайд 34По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно.
В зависимости
от содержания, целей, форм, продолжительности, а также по форме отношений
и характеру участников выделяют следующие его виды.
Слайд 35Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается
от одного живого существа к другому, это может быть информация,
представляющая знания о мире; богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, умения и навыки.
Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.
Слайд 37По содержанию общение представлено следующими видами.
Слайд 38При материальном общении субъекты, будучи заняты индивидуальной деятельностью, обмениваются ее
продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных
потребностей.
При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, направленное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние.
Слайд 39Мотивационное общение предполагает передачу друг другу определенных побуждений, установок или
готовность к действиям в определенном направлении.
Когнитивное общение – обмен знаниями.
Деятельностное
общение – обмен действиями, операциями, навыками и умениями. Иллюстрацией двух последних видов может служить общение, связанное с познавательной или учебной деятельностью.
Слайд 40По цели общение делится на биологическое и социальное.
Слайд 41Цель общения – это то, ради чего у человека возникает
данный вид активности. Цели общения служат средством удовлетворения разнообразных потребностей:
социальных, культурных, познавательных, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и т.д.
Слайд 42Биологическое общение – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и
развития организма, связано с удовлетворением основных органических потребностей.
Социальное общение преследует
цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Слайд 43Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических
и социальных потребностей.
Слайд 44Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную
деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности.
Его
содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.
Слайд 45Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психо-логических проблем внутреннего характера,
тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность
человека (поиск смысла жизни, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.д.).
Слайд 46Инструментальное общение – это общение, которое не является самоцелью, не
стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения
удовлетворения от самого акта общения.
Слайд 47Общение чрезвычайно разнообразно
по своей форме.
Можно говорить о прямом
и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, массовом и межличностном.
Слайд 48При этом под прямым общением понимается естественный контакт «лицом к
лицу» при помощи вербальных (вербальное общение) и невербальных средств –
жесты, мимика, пантомимика (невербальное общение), когда информация лично передается одним из его участников другому.
Слайд 50Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника или
посредника, через которого происходит передача информации.
Непосредственное общение осуществляется с
помощью естественных органов, данных живому существу природой.
Слайд 51Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи
письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение
обратной связи между участниками общения. Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (печать, радио, телевидение, компьютерная
техника и т.д.).
Слайд 52Массовое общение – это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а
также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.
Межличностное общение связано
с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания и т.д.
Слайд 53В соответствии с установившейся традицией в отечественной психологии выделяют три
различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и
диалог.
Слайд 54Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера
по общению с целью достижения контроля над его поведением и
внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована.
Слайд 55Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, предполагающая воздействие на
партнера по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей.
Слайд 56Общим с императивным является и то, что при манипулятивном общении
также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого
человека. Отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения, они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
Слайд 57По продолжительности выделяют кратковременное и долговременное общение. Время, в течение
которого происходит общение, оказывает влияние на его характер.
Слайд 58Кратковременное общение – общение в пределах одной темы и отрезка
времени в несколько часов. Кратковременное общение с незнакомым лицом развертывается
в двух планах: с одной стороны, оно направлено на решение стоящей задачи, с другой – на познание этого лица. Познать человека в деталях за короткий срок не удается, но попытка постичь основные личностные качества постоянно существует.
Слайд 59Долговременное общение (в пределах одной или нескольких тем, прерывистое или
непрерывное) предполагает не только решение стоящих задач, но и самовыявление
каждой из сторон и познание таким образом друг друга.
Слайд 60По форме отношений, т.е. в зависимости от того, насколько ярко
в общении проявляются отношения, различают такие виды, как социально-ориентированное, групповое
предметно-ориентированное и личностно-ориентированное общение.
Слайд 61Социально-ориентированное общение – это общение реализует общественные отношения и имеет
целью организовать социальное взаимодействие (например, лекция, ораторская речь, телевизионное выступление
и т.д.).
Слайд 63Групповое предметно-ориентированное общение – это общение, обусловленное совместной деятельностью. Цель
такого общения – решение конкретных проблем, стоящих перед коллективом: в
сфере труда – производственных задач, в сфере обучения – познавательных. Задачей предметно-ориентированного общения является организация коллективного взаимодействия.
Слайд 65Личностно-ориентированное общение – это общение одного человека с другим. Оно
может быть деловое, т.е. направленное на совместную деятельность (по сути
совпадающее с предметно-ориентированным) или иметь целью «выяснение отношений».
Слайд 66По характеру участников выделяют межперсональное и ролевое общение.
Слайд 67Межперсональное общение – общение, где участниками являются конкретные личности, обладающие
уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации
совместных действий.
Слайд 68Ролевое общение – общение, где участники выступают как носители определенных
ролей (начальник – подчиненный, учитель – ученик и т.д.). Общение
и поведение человека диктуются исполняемой ролью.
Слайд 70Следует отметить, что границы между отдельными видами общения весьма условны.
В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или
самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.
Слайд 71Эффективность работы юриста во многом зависит от его умения общаться
с другим человеком, осуществлять индивидуальный подход к нему. Высокая профессионально-психологическая
подготовка по организации профессиональных контактов для юриста жизненно необходима.
Слайд 72Успешность в профессиональной деятельности будет напрямую зависеть от знания психологических
особенностей собеседника (подзащитного, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и т.д.), наличия конкретных
психологических умений, позволяющих:
Слайд 731. формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера по общению;
2. устанавливать
и поддерживать межличностный и деловой контакт;
преодолевать психологические барьеры в общении;
3.
использовать психологические приемы и методы для формирования успешных и эффективных взаимоотношений в профессиональной деятельности и межличностном общении.
Слайд 75Речь – это процесс общения людей с помощью языка. Для
того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать
язык и уметь им пользоваться.
Слайд 76Язык – это система знаков и символов, с помощью которых
передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.
Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития.
Слайд 78Речь – сложившаяся исторически в ходе материальной преобразую-щей деятельности людей
форма общения, опосредованная языком. Таким образом, речь является реализацией языка,
который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.
Слайд 79Речь теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь
– фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все
психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Речь – явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней.
Слайд 80Психологическая характеристика речи
Слайд 81Функции речи
Воздействия
Заключается в способности человека посредством речи побуждать людей
к определенным действиям или отказу от них
Слайд 82Сообщения
Состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз
Слайд 83Выражения
Заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек
может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения и, с другой
стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения
Слайд 84Обозначения
Состоит в способности человека посредством слова давать предметам и явлениям
окружающей действительности присущие только им названия
Слайд 85Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в
своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах.
ФОРМЫ РЕЧИ
Внутренняя
Внешняя
Слайд 86Внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков
и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она бывает
устной и письменной.
Слайд 87ВИДЫ РЕЧИ
Устная
Монологическая
Диалогическая
Письменная
Слайд 88Устная речь – общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых
на слух.
У нее два подвида:
монологическая речь – речь одного
человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.
Слайд 89Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечиваются связностью
мысли, грамматически правильным оформлением и выразительностью голосовых средств. При подготовке
такая речь неоднократно проговаривается, отбираются нужные слова и предложения, и часто письменно фиксируется план речи.
Слайд 90Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более
строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении
того, что хочет сказать произносящий монолог. Например, речь прокурора, адвоката в суде.
Слайд 91диалогическая речь – речь, при которой активны в равной степени
все ее участники.
Это психологически наиболее простая и естественная форма
речи.
Она возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников. Для нее характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения.
Слайд 92В юридической практике это основной вид речи, используемый в процессе
общения следователя, прокурора, адвоката, судьи с участниками уголовного и гражданского
процессов, с различными должностными, иными лицами. Диалогическое взаимодействие направлено прежде всего на взаимное ознакомление сторон с занятой позицией, на выяснение отношения к различным событиям, людям и т.д.
Слайд 93Письменная речь – речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный
трактат).
Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает
углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
Слайд 94Пользование письменной речью создает необходимость добиваться максимально правильных формулировок, строже
соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ
выражения мыслей.
Слайд 95В связи с существующей четкой регламентацией составления процессуальных документов в
юридической литературе можно встретить термин «протокольный язык». Под этим термином
подразумеваются: совокупность специальных юридических терминов и понятий, определенные речевые обороты, стилистические правила составления процессуальных документов.
Слайд 96К протокольному стилю изложения предъявляются определенные требования: использование однозначных терминов,
исключающих их произвольное толкование; употребление точных и сжатых формулировок, определенных
фразеологических оборотов, определений; краткое понятное изложение материала.
Слайд 97Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а
лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.
С помощью внутренней речи осуществляется
процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Внутренняя речь – это разговор человека с самим собой, который выражает мышление, мотивы поведения, планирование деятельности и управление ею.
Слайд 98В речи можно выделить следующие ее свойства: содержательность, понятность, выразительность
и действенность.
Слайд 99Содержательность
Количество выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, их значительность
и соответствие действительности
Слайд 100Понятность
Синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах
пауз и выделения слов с помощью логического ударения
Слайд 101Выразительность
Эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности
речь может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной
Слайд 102Действенность
Свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и
волю других людей, на их убеждения и поведение
Слайд 103Действенность
Свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и
волю других людей, на их убеждения и поведение
Слайд 104Речь юриста, как правило, должна передавать знания, содействовать переходу их
в убеждения. Она должна учить, воспитывать, иметь цель повлиять на
личность и коллектив, на их настроение, мнение, интересы, поведение, чувства.
Слайд 105Для достижения устного выступления работника юридического труда нужна высокая речевая
и умственная культура. Его речь по содержанию должна быть научной,
соответствовать правовым нормам, а по форме – логичной, яркой, образной.
Слайд 106Юристу необходимо уметь связывать содержание своего выступления с жизнью, учитывать
состояния и запросы слушающих его людей, пользоваться различными языковыми средствами
выразительности (пазы, интонации, ударения и т.п.).
Слайд 107Успех такого выступления
зависит и от его знаний, профессионального опыта,
искренности, свободного владения материалом, самообладания, выдержки, правильного внешнего выражения своих
чувств.
Слайд 108Существуют определенные требования к речи юриста, игнорирование которых отрицательно влияет
на его профессиональный авторитет. Поэтому речь юриста должны отличать:
Слайд 109грамотность, понятность, доступность смысла высказываний для любой категории граждан;
последовательность, логическая
стройность изложения, убедительность, правовая аргументированность со ссылками на различные факты,
доказательства, правовые нормы;
Слайд 110чистота речи – отсутствие в речи слов нелитературных, жаргонных, вульгарных;
соответствие нравственно-этическим правилам и нормам поведения;
экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных средств
воздействия:
Слайд 111от подчеркнуто нейтральных речевых форм до эмоционально-выразительных высказываний, сопровождающихся вербальными
средствами воздействия;
вариативность высказываний: от приглашения к участию в общении до
употребления фраз, наполненных категорическими требованиями в зависимости от различных коммуникативных ситуаций.
Слайд 112Юристу, в ходе своей профессиональной деятельности необходимо постоянно совершенствовать навыки
своего речевого поведения, повышать культуру общения.
Слайд 113Уместность высказываний, учет контекста и подтекста высказывания, отсутствие трудностей в
письменной речи, вариативность интерпретации информации, хорошая ориентация в сфере оценочных
стереотипов и шаблонов, множественность смыслов употребляемых понятий, метафоричность речи говорят о вербальной компетентности человека.
Слайд 114Знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, являются важными
составляющими коммуникативной компетентности и коммуникативной культуры, которую часто называют культурой
речи.
Слайд 116По манере речевого поведения следователь может судить об индивидуально-психологических особенностях
человека, его воспитании, развитии, особенностях мышления, психических отклонениях и расстройствах.
Расстройства речи, возникающие при ранениях, опухолях и других нарушениях мозга, называются афазиями.
Слайд 117Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного
мозга доминантного полушария. Системное расстройство различных видов речевой деятельности.
Слайд 118В психологии описаны различные виды афазии (А.Р. Лурия):
динамическая афазия, связанная
с нарушением возможности строить фразы, хотя больной не ощущает трудности
при повторе слов, названии предметов, в понимании языка;
сенсорная афазия – утрата фонематического слуха, т.е. потеря связи между звуковым составом и значением слова;
Слайд 119семантическая афазия – трудность находить слово и понимать семантическое отношение
между словами (понимает слово «отец» и «брат», но не может
понять, что означает «брат отца»);
эфферентная, моторная афазия – разрушение структуры высказывания при сохранности отдельных слов (нарушен принцип последовательности).
Слайд 120В клинической психологии известны и другие нарушения речи:
персеверация – многократная
повторяемость высказываний полностью или частично;
логоррея – повышенная речевая активность, перескакивание
с одной темы на другую, когда говорящий не дожидается ответа на свои вопросы;
Слайд 121разорванность, бессвязность речи, отсутствие в ней смыслового содержания при правильной
внешней
грамматической форме;
излишняя обстоятельность, подробность, вязкость изложения;
резонерство, мудрствование, беспочвенность и
бесплодность рассуждения вплоть до их полной бессмысленности.
Слайд 122Лица с такими нарушениями речи по закону освобождаются от дачи
свидетельских показаний.