Слайд 1ГБОУ ЛНР «Антрацитовская общеобразовательная специальная (коррекционная) школа-интернат»
Инновационный логопедический проект
Тема: «Развитие
связной речи с помощью сказок»
Подготовила:
Учитель-логопед
Остапенко Ирина Анатольевна
Слайд 2Гипотеза проекта: Если использовать систематически в своей работе сказки, театрализованные
игры, инсценировки потешек, стихов, постановки сказок, спектаклей, то речь ребёнка
улучшится, мы сможем наиболее эффективно добиться решения основных логопедических задач.
Слайд 3Цели проекта: Коррекция и развитие речи учеников, имеющих недостатки развития
речи через использование театральной деятельности и сказкотерапии; развитие диалогической речи
у детей младшего школьного возраста в процессе логопедической работы; создание благоприятных условий для развития связной речи у детей с ОНР ;формирование чёткой,
интонационной, грамотной речи; развитие мелкой моторики; привлечение родителей к коррекционному процессу.
Слайд 4Задачи проекта:
Развивать связную речь учеников
Научить: выразительно интонировать
голоса героев сказки;
использовать образные выражения при
пересказе сказки;
выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.
Обогатить речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик. Активизировать речевую активность.
Совершенствовать: лексико-грамматические средства языка;
звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
Разработать технологию логопедической работы по развитию диалогической речи у детей с ОНР.
Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами и родителями учеников.
Создавать на занятиях благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с учениками и друг с другом.
Укреплять веру учеников в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.
Повысить культурный уровень школьников.
Использовать новые формы в логопедической работе: сказкотерапии и театральной деятельности.
Слайд 5Принципы использования театрализации с учётом коррекционного воздействия:
Принцип личностно-ориентированной
направленности;
Принцип коррекционно-развивающего обучения;
Принцип нравственно-эстетической ориентированности.
Слайд 6
Тип проекта: информационно-практический,
долгосрочный,
4 месяца (сентябрь-октябрь).
Участники проекта : учитель-логопед,
ученики 1-А и 1-Б классов,
педагоги и родители.
Слайд 7Пальчиковый театр и театрализованные игры.
Основной вид деятельности ребенка - игра.
Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие
– ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр театрализованная игра.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры
Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку .
Слайд 8Ожидаемый результат.
Повышение эффективности коррекционного процесса.
Развитие коммуникативных компетенций учеников.
Включение родителей в
коррекционный процесс.
Слайд 13Этапы работы
Подготовительный этап.
Изучение литературы по данной проблеме, опыта работы
коллег средствами информационных ресурсов.
Изучение современных требований к содержанию и организации
театральной деятельности школьников.
Диагностика нарушений речи учеников.
Анализ состояния театрально – игровой деятельности детей.
Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.
Определение личного вклада каждого участника процесса.
Подготовка материальной и методической базы (аудиотехника для музыкального оформления спектаклей, театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, элементы костюмов, простые декорации).
Разработка критериев эффективности проекта.
Слайд 14 Основной этап.
Показ театрализованных представлений для детей и родителей.
Проведение
мастер – классов, консультаций.
Выставка рисунков к сказкам.
Создание информационно –
методического стенда «Для родителей».
Выставка книг.
Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения у детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.
Слайд 15Заключительный этап.
Итоговое мероприятие «Сказка приходит в гости к нам».
Презентация проекта.
Выставка работ.
Анализ достигнутых результатов.
Слайд 17Результативность.
У учеников улучшилось звукопроизношение.
Правильно употребляют лексико – грамматические
категории.
Согласно возрасту овладели грамотной и связной речью.
Умеют использовать
образные выражения при пересказе сказок.
Передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок.
Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым
и друг к другу.
Родители вовлечены в коррекционный процесс.
Повысился культурный уровень школьников.
Уменьшилось количество логических ошибок в составлении диалогов.
В результате проведения комплексно – игровых занятий по данной
теме у большинства учеников улучшились взаимоотношения со сверстниками.
Слайд 19Вывод:
таким образом, на основании выше приведённых материалов, можно сделать
следующие выводы о значении сказки в логопедической работе;
у ребёнка ликвидируются
болезненные переживания, связанные с дефектами речи;
укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации;
использование комплексной системы коррекционно – воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально – волевой сфере;
улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарь, лексико – грамматические отношения, связная речь.