Слайд 1Использование технологии сотрудничества в организации занятий внеурочной деятельности
Слайд 2« Если у одного есть яблоко и у другого есть
яблоко, и они поменяются, то у каждого будет по одному
яблоку. А если у одного есть идея, и у другого есть, то когда они поменяются – у каждого будет по две идеи»
Пьер Абеляр
Слайд 3Сотрудничать
участвовать в каком – либо общем деле; совместные с
кем – либо действия. Викисловарь
Работать, действовать вместе, принимать участие
в общем деле. 2. Быть сотрудником (во 2 знач.). Толковый словарь Ожегова
Заниматься какой л. деятельностью совместно с кем- либо.
Толковый словарь русского языка Кузнецова
Слайд 4«В основе педагогики сотрудничества заложено продуктивное общение педагогов между собой,
сотрудничество детей и взрослых, детей между собой и сотрудничество учеников,
родителей и учителей».
Ш.А. Амонашвили
Слайд 5Технология сотрудничества имеет следующие характеристики:
по уровню применения - общепедагогическая технология;
по философской основе - гуманистическая;
по подходу к ребенку -
гуманно-личностная, субъект-субъектная;
по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;
по категории обучаемых - массовая. гуманно-личностный подход к ребенку;
по классификации – личностно - ориентированная
Слайд 6Технология сотрудничества основывается на организации работы в группах, коллективе!
Слайд 7Преимущества технологии сотрудничества
Реализуется принцип демократизма, равенства
Создаётся ощущение значимости и сопричастности
к общему делу каждого
В процессе групповой работы происходит формирование
универсальных учебных умений.
Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю .
Развивается чувство товарищества, взаимопомощи
Слайд 8Общие правила организации групповой работы:
- Решите, как будут сформированы группы
и какова их наполняемость
(часто менять состав групп не стоит, для
сплочения группы нужно время, и в то же время периодическое перераспределение учащихся полезно, поскольку помогает им получить опыт совместной деятельности)
- Планируйте для групповой работы задания, требующие участия всех членов группы – взаимозависимость (характер заданий должен предусматривать разделение труда, соответствовать возможностям и способностям учеников)
- Подробно объясните классу, как будут работать группы, и как вы будете оценивать учащихся
- Регулярно контролируйте ход работы в группе.
Слайд 9-Научите группы справляться с теми, кто не хочет или не
может сотрудничать (не стоит немедленно принимать меры, если кто-то из
детей не захочет работать именно в этой группе, навыки совместной деятельности предполагают умение работать с самыми разными людьми, не зависимо от личных симпатий или антипатий)
- Организуйте разбор ошибок (главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия, не стоит высмеивать слишком самоуверенного ребенка или демонстративно поддерживать застенчивого, важно обсудить, чем каждый участник был полезен группе)
Слайд 10I этап – “погружение” - дает возможность ученику составить свое
представление, приобрести свой опыт, построить свой образ. Этот этап ещё
называют “формирование информационного поля”. На этом этапе учащегося подводят к изучению нового материала, предъявляя ему новые знания.
II этап – собственно "овладение", освоение нужного способа действия. Он возможен только после полноценной реализации I этапа. На этом этапе идёт отработка полученных знаний,
III этап – использование знаний. Здесь возможными становятся для учеников межпредметное погружение, конференция, а также учебные ролевые игры по проблемным вопросам изучения, презентации, тематические вечера, творческие отчеты.
Слайд 11Варианты организации групповой работы:
1 этап
«Мозговой штурм» - решение общей проблемы
посредством «объединения творческих мыслей»
Разбивка на «кластеры» (блоки идей) – графическая
организация материала, которая помогает понять, что можно сказать по данной теме.
Слайд 122 этап
Прием «пила»
Прием Ф. Славина
взаимоопрос – учащиеся составляют вопросы по
теме, затем могут их задать другим группам
трёхступенчатое интервью – партнёры
берут друг у друга интервью на конкретную тему, а в это время другой член группы записывает ключевые моменты ответа, после каждого интервью происходит смена ролей
Слайд 13Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе».
Обучающиеся разбивается на
разнородные по уровню обучения группы в 3-5 человек. Каждая группа
получает одно задание, являющееся подзаданием темы, над которой работает необходимо поработать. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала и здесь работают основные принципы – награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности.
Слайд 14Организация приема «пила»
участники организуются в группы по 6 человек для
работы над материалом, который разбит на смысловые блоки. Каждый член
группы изучает материал по своему вопросу. Затем ребята изучающие один и тот же вопрос, но состоящий в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется « встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами у других членов группы. Те докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Слайд 15Метод Ф. Славина
Он предусматривает работу учащихся группами по 4-5 человек.
Вся команда работает над одним и тем же материалом. Но
при этом каждый член группы получает вопрос, каждый готовит особенно тщательно и становится в нем экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В итоге все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивается. Результаты учащихся суммируются. Побеждает команда, набравшая больше баллов.
Слайд 163 этап:
· пятиминутное эссе в форме «круглого стола» - лист
передаётся по кругу и каждый ученик добавляет свои идеи или
мысли по теме, записывая их своим цветом, это чисто зрительно усиливает ощущение равной лепты, которую вносит каждый в формирование общего мнения
отчетный концерт
«экспресс – конференция»
· презентации результатов