Слайд 1Лекция 1
Введение в архитектурную семиотику
План лекции
Знаковые системы, их распространенность в
современном мире
Стилеобразование в архитектуре и его роль в развитии архитектурной
семиотики
Проекционные лазерные шоу как новый эксперимент в архитектуре
Архитектурная семиотика, её основные разделы
Метафора
Синтактика
Прагматика
Семантика
Грамматика
График работы в семестре (план лекций и семинаров)
Список рекомендованной литературы
Слайд 21. Знаковые системы, их распространенность в современном мире
Роль информации и
движения, появление междисциплинарных научных направлений
Теория языков – семиотика
(греч.
semeiotike, англ. semeiotic – учение о знаках)
Профессиональные языки
Слайд 32. Стилеобразование в архитектуре и его роль в развитии архитектурной
семиотики
Стилеобразование в исторической архитектуре
Слайд 4Смена стилей в ХХ веке
Авангард (модернизм, концептуальное искусство)
Послестилье (кризис)– «тёмные
века», маньеризм, эклектизм, постмодернизм
Ирония, метаязыковая игра, высказывания в квадрате: -
«…по выражению Лиала – люблю тебя безумно»
Языковой хаос, смешение диалектов, отсутствие правил; гротескно-искаженный вид языка ордерной архитектуры
Основа языка – сочетание пространства и формы, их изображение. На каждом новом этапе – присутствие инкарнируемых мотивов из смежных языков (литература, изо и пр.) и старых стилей
Слайд 5ПОСТМОДЕРНИЗМ
Чарльз Виллард Мур. Площадь Италии в Нью Орлеане
Слайд 6ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ
Френк Гери. Музей Гугенхэйма в Бильбао на реке Нервион в
Испании
Слайд 73. Проекционные лазерные шоу как новый эксперимент в архитектуре
Слайд 84. Архитектурная семиотика, её основные разделы
Метафора
Смысл. Коды и сравнения
История. До
урбанистическая стадия
Современность. Урбанизация и современность
Значимость. Разнообразие метафоричного пространства
Распространенность. Менталитет, страна,
город, здание
Причины. Общекультурные оценочные мотивы, местные смысловые коды восприятия (+ личные оценки).
Слайд 94. Архитектурная семиотика, её основные разделы
Метафора
Гора «Яшмового дракона» у города
Лицзянь (Даян)
Источник «Полумесяца» в пустыне Такла-Макан
Слайд 11Пример 1. Территория ТОГУ
Территории нового освоения
Слайд 12Пример 2. Территория по ул. Уборевича в Северном округе
Территория создавалась
в 80 - 90-е гг. и ее основу составляет типовая
застройка 121 и 97-Х серий.
В основном здесь больше чисто архитектурных метафор и меньше исторических.
Слайд 134. Архитектурная семиотика, её основные разделы
Синтактика
Общий синтаксис – это структура,
правила сочетания знаков между собой.
Архитектурный синтаксис – это сочетание архитектурных
первоэлементов и правила их образования и преобразования безотносительно к их значениям
Архитектурная синтактика базируется на физических законах тяготения, изначальной геометричности мира, оптических закономерностях и т.д., а также на строительно-технических возможностях общества
Слайд 144. Архитектурная семиотика, её основные разделы
Синтактика
Правила архитектурного синтаксиса:
мы
должны объект так или иначе видеть
здание должно, в основном,
стоять (включая мобильную архитектуру)
у здания должен быть верх и низ
у него д.б. проемы
у него д.б. определенные типы конструкций, материалов и т.д.
Слайд 154. Архитектурная семиотика, её основные разделы
Прагматика
Под архитектурной прагматикой подразумевается раздел
архитектурной семиотики, изучающий отношения между архитектурными элементами или системами и
их пользователями.
Этот раздел тесно связан с классическим функциональным зонированием.
Слайд 164. Архитектурная семиотика, её основные разделы
Семантика
Архитектурная семантика – правила интерпретации
архитектурных знаков и составление из них что-то означающих выражений, которые
можно увидеть, почувствовать, узнать через восприятие архитектурных систем.
Т.е., семантика изучает архитектурный язык с точки зрения выражения конкретного смысла.
Слайд 174. Архитектурная семиотика, её основные разделы
Грамматика
Архитектурная грамматика – раздел арх.
семиотики, изучающий возникновение и принципы построения базовых архитектурных первоэлементов («слов»),
а также структуру и выражение смысла в пределах этих первоэлементов.
Слайд 18ГРАФИК РАБОТЫ (ПЛАН ЛЕКЦИЙ, СЕМИНАРОВ и СРС)
Слайд 19СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ernst B. Lo specchio magico di M. C.
Escher. Koln, 1992. 122 p.
Jencks C.A. Signs, Symbols and Architecture.
Rizzoli, 1978. 218 р.
Белов М. Архитектурные метаморфозы//Архитектурный вестник. 1996. №З, СПб, 1996.
Грубе Г., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. М., 1990. 216 с.
Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985.136 с.
История Красоты / под ред. Умберто Эко. М., 2009. 440 с.
Лучкова В.И. Введение в архитектурную семиотику. – Уч. пос. Хабаровск, 1997. 72 с.
Лучкова В.И. Пятнадцать задач по архитектурной семиотике. – Хабаровск, 2012. 47 с.
Семиотика пространства. Сб.ст., Екатеринбург, 1997. 687 с.
Эко Умберто. Vertigo: круговорот образов, понятий, предметов. М., 2009. 406 с.
Янковская Ю.С. Архитектурный объект: образ и морфология. дисс. на соискание уч.степени докт. арх. М., МАрхИ, 2006.
Яргина З.Н. Эстетика города. М.,1991. 367 с.