Слайд 1Зубчатые передачи
Инженерная графика
Слайд 2ВИДЫ ПЕРЕДАЧ
Вращательное движение от одного вала к другому передается с
помощью различных деталей, совокупность которых называется передачей.
В машиностроении применяются следующие
виды передач: ременная, цепная, фрикционная, зубчатая, червячная, реечная и передача храповым механизмом.
При значительном расстоянии между геометрическими осями валов применяется ременная
или цепная передача, при небольших межцентровых расстояниях — фрикционная или зубчатая передача.
Слайд 3Ременная передача
Ременная передача с гибкой связью колес (шкивов) ремнем состоит
из ведущего и ведомого шкивов. На шкивы с натяжением надет
один или несколько ремней, которые передают вращение с одного шкива на другой при помощи сил трения .
Слайд 4Цепная передача состоит из ведущей и ведомой звездочек и охватывающей
их цепи.
Слайд 5Фрикционная передача между параллельными валами (рис. а) состоит из двух
катков, прижимаемых друг к другу с некоторой силой. Если оси
валов пересекаются, то применяют конические фрикционные катки (рис. б). Вращение от ведущего катка к ведомому передается при помощи сил трения между ними.
Фрикционные передачи, несмотря на простоту конструкции, имеют существенные недостатки: проскальзывание катков, небольшая передаваемая мощность, необходимость специальных нажимных устройств для прижатия катков друг к другу, поэтому фрикционные передачи редко применяются в машиностроении.
Слайд 6Зубчатая передача между параллельными валами осуществляется цилиндрическими зубчатыми колесами с
внешним (рис. а) или с внутренним (рис.б) зацеплением.
При пересекающихся геометрических
осях валов применяют конические зубчатые колеса (рис. в).
Слайд 7Червячная передача применяется в тех случаях, когда оси валов скрещиваются.
Передача состоит из червяка (винта с трапецеидальной или другой резьбой)
и червячного колеса.
Слайд 8
Реечная передача служит для преобразования вращательного движения в поступательное (или
наоборот) и состоит из цилиндрического зубчатого колеса и зубчатой рейки.
Слайд 9 Храповой механизм состоит из зубчатого колеса (храповика) и специальной
детали (собачки), входящей своим концом во впадину между зубьями храповика.
Этот механизм допускает вращение вала, на котором закреплен храповик, только в одном направлении, обратному вращению препятствует собачка.
Храповой механизм применяется также для сообщения валу периодического (с небольшими перерывами) вращения.
Слайд 10 КОНСТРУКЦИЯ И ЭЛЕМЕНТЫ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Конструктивное оформление зубчатых колес
весьма разнообразно. Форма и размеры колеса определяются нагрузками, действующими на
его зубья, технологией изготовления, удобством монтажа и эксплуатации, а также стремлением к уменьшению массы зубчатых колес.
Слайд 11Зубчатые колеса наиболее распространенных конструкций показаны на рисунке. Цилиндрическое зубчатое
колесо малого диаметра с прямыми зубьями (параллельными оси колеса) имеет
форму сплошного цилиндра с отверстием для посадки на вал (рис.а). Такое колесо, называемое шестерней, в зубчатых передачах обычно бывает ведущим.
Для уменьшения массы колеса в диске выполняют отверстия, а сам диск делают более тонким, чем обод. Для придания колесу большей жесткости его усиливают ребрами (рис. б).
Если диаметр колеса велик, диск заменяют несколькими спицами, соединяющими зубчатый венец со втулкой. Форма поперечного сечения спиц может быть круглой, овальной, прямоугольной, двутавровой, крестообразной.
Колеса большого диаметра для удобства изготовления и монтажа иногда выполняют разъемными, состоящими из двух половин, соединяемых болтами (рис. в).
Если в конструкции необходимо применить внутреннее зацепление, то большее колесо выполняют с внутренними зубьями (рис. г).
Слайд 12Для поворота вала на какой-либо заданный угол применяют зубчатый сектор.
Слайд 13Зубья колес могут быть прямыми, косыми (рис. а), шевронными (рис.
б) и криволинейными (рис. в).
Зубья цилиндрического прямозубого колеса расположены
параллельно оси колеса, цилиндрического косозубого колеса — под углом к оси колеса, конического прямозубого колеса — по образующей конуса.
Слайд 14Зубчатые передачи служат для передачи вращательного движения от одного вала
к другому или преобразования вращательного движения в поступательное.
Преимуществами зубчатых
передач являются: постоянное передаточное число, высокий КПД (в отдельных случаях до 0,99), компактность, простота эксплуатации, неограниченный диапазон передаваемых мощностей.
Недостатки зубчатых передач — сравнительная сложность изготовления, повышенный шум при работе, необходимость точного монтажа.
Зубчатая передача состоит из двух колес, работающих в зацеплении. Зубчатое колесо передачи, сообщающее движение другому, называется ведущим (шестерней), а принимающее движение — ведомым. Зубья ведущих шестерен обозначают буквой z с нечетными индексами (z1, Z3, z5 и т.д.), а ведомых колес — с четными индексами (Z2, Z4, Z6 И Т.Д.).
Слайд 16По расположению центров различают зубчатые передачи с внешним зацеплением (рис.
а) — центры колес находятся с разных сторон от зоны
контакта и с внутренним зацеплением (рис. б) — центры колес расположены по одну сторону от зоны контакта.
По расположению валов в пространстве различают следующие зубчатые передачи:
с параллельными осями валов и цилиндрическими колесами (рис. а — г);
Слайд 17пересекающимися осями валов и коническими колесами (рис. д—ж);
Слайд 18скрещивающимися осями валов и цилиндрическими винтовыми колесами (рис. з);
скрещивающимися осями
валов и коническими колесами — гипоидные передачи (рис. и);
скрещивающимися осями
валов и червяка с винтом — червячные передачи (рис. к);
служащие для преобразования вращательного движения в поступательное (и наоборот) с помощью шестерни и рейки (рис. л).
Слайд 19По наклону зубьев зубчатые передачи подразделяются на прямозубые (рис. а,
б), косозубые ( рис. в), шевронные (рис. г) и винтовые
(рис. ж—и).
По форме профиля зубьев различают эвольвентные (профиль округлен по эвольвенте), циклоидные (профиль очерчен по циклоиде) и передачи с зацеплением Новикова (профиль очерчен дугой окружности).
Слайд 20По окружной скорости зубчатые передачи разделяют на тихоходные ( v
м/с), среднескоростные (15>v>3 м/с) и быстроходные (v>15 м/с).
Конструктивно зубчатые передачи
выполняют с открытыми (без защитного кожуха) и закрытыми (с защитным кожухом).