Слайд 2Книгопечатание
1564 год-издание Иваном Федоровым «Апостола»
Слайд 3Зодчество
Усиление Русского государства отмечается расцветом архитектурного творчества.
Со второй трети
XVI в. в каменное зодчество из народной деревянной архитектуры проникает
шатровый стиль.
Храмы теперь венчались шатром, который определял композицию постройки.
В отличие от крестово-купольных храмов, восходящих к византийской традиции, шатровые не имеют внутренних столбов, а вся тяжесть здания опирается на фундамент.
Церковь теряет кубическую форму и приобретает облик «столпа» с пирамидальной вершиной.
В шатровых постройках XVI-XVII вв. выразилось национальное своеобразие русского зодчества.
Шатровый стиль открывал новый простор для творчества русских зодчих.
Шатровый стиль запрещен церковью в 1652 году как светское влияние.
Слайд 4Церковь Вознесения в селе Коломенском
Первый шатровый храм на Руси, воздвигнутый
в 1532 году в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего
царя Ивана IV .
Слайд 5Покровский собор.
храм Василия Блаженного
Расположен на Красной площади в Москве.
Завоевав Казань,
Иван Грозный приказал зодчим Барме и Постнику построить церковь.
Построен
в 1554-1561 гг.
Девять различных столпообразных храмов символизировало объединение земель и княжеств в единое Русское государство.
Слайд 6Литература XVII века
Утвердилось два течения: панегирическое и народно-обличительное.
Если литературные
герои предшествующего времени пребывали в неустанной молитве, их действия предопределяла
божественная воля, то теперь героями становятся предприимчивые и энергичные люди, ищущие приложения сил и способностей в полезных для себя начинаниях.
Слайд 7Симеон Полоцкий
Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович , уроженец Полоцка и потому именовался
в Москве Симеоном Полоцким.
Образование получил в Киево-Могилянской академии, а затем
в Виленской академии, после окончания которой принял монашеский сан.
В 1661г.Симеон переехал в Москву, где стал учителем для царевичей Алексея и Федора и царевны Софьи.
Известен как поэт, драматург и публицист.
Сторонник самодержавия.
Слайд 8Юрий Крижанич
Хорват.
Прибыл в Россию в
1659 году.
Написал несколько
трактатов ,
среди
которых важнейший-
«Политика».
Выступал за объединение славянских народов.
Не осуждал
крепостнических порядков,
но
говорил об ограничении аппетитов
помещиков.
Слайд 9Аввакум
Талантливый писатель-полемист, основоположник автобиографического жанра в России.
Его «Житие» представляет народно-обличительную
литературу.
Это остросюжетное сочинение, где автор на примере собственной жизни, полной
страданий, повествует о фанатической преданности идеям древнего благочестия.
Во всех поступках вождя старообрядчества прослеживается неприятие новизны, науки, что шло из Западной Европы.
Слайд 10Бытовые повести
«Повесть о Горе- Злочастии»
«Повесть о Савве Грудцыне»
«Повесть о
Шемякином суде»
«Повесть о Ерше Ершовиче»
«Калязинская челобитная»
Содержание бытовых повестей XVII века
обнаруживает две тенденции: с одной стороны , герои пытаются вырваться из оков церковности; с другой – попытки героя выйти из рамок житейской мудрости «Домостроя» заканчиваются полным крахом .
Патриархальные устои хотя и высмеиваются, но герои не могут их преодолеть.
Слайд 11Архитектура XVII века
*На протяжении XVII века в зодчестве произошли наиболее
существенные изменения.
*Основным строительным материалом оставалось дерево, из которого сооружались как
избы крестьян и посадских, так и палаты и дворцы бояр и царей .
*Новое в архитектуре состояло в том, что увеличилось число зданий, воздвигаемых из кирпича.
*Широко применялись новые виды строительного материала: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали.
Слайд 12Царский дворец в Коломенском
выдающийся памятник деревянного зодчества .
Представлял собой целый
городок с раскрашенными чешуйчатыми кровлями зданий с медным блестящим гребнем.
Витые
столбы и позолота делали его похожим на игрушку.
Русский поэт Симеон Полоцкий называл дворец «восьмым чудом света»
Слайд 13Вознесенская церковь в Торжке 1653 год
В
деревянном зодчестве преобладали шатровые храмы, но наряду с ними распространение
получили ярусные церкви: на четверике устанавливалось несколько последовательно уменьшавшихся восьмериков.
Строгие пропорции придавали даже небольшому храму монументальность.
Слайд 14Первым по заказу Никона был построен Валдайский Иверский монастырь.
Никон пытался
изолировать церковное зодчество от общих тенденций развития русского искусства, но
новые явления проникали в кирпичную храмовую архитектуру .
В 1652 году было запрещено строительство шатровых храмов.
Никон хотел вернуть культовой архитектуре черты суровой монументальности, но и сам в конечном счете поддался воздействию нового.
Слайд 15Новоиерусалимский монастырь
Не удалось Никону возродить традиции XVI века и при
сооружении Новоиерусалимского монастыря .
Воскресенский собор должен был воспроизвести храм Гроба
Господня в Иерусалиме, куда был послан ученый-монах Арсений Суханов .
Но в соответствии со вкусами XVII века собор был снаружи и внутри украшен многоцветными изразцами.
Слайд 16Ростовский кремль
1670-1683
Идея превосходства духовной власти над светской выражена в этом
грандиозном сооружении ростовского митрополита Ионы.
Все постройки окружали внушительные стены с
башнями, имитировавшие мощную городскую крепость.
Слайд 17Монастырские ансамбли
завершается их оформление, начало которым было положено в предыдущие
столетия. Центром каждого были соборы, возвышавшиеся над всем комплексом.
Иосифо- Волоколамский монастырь
Слайд 20Многоярусные колокольни
Шестиярусная башня Новодевичьего монастыря
Девятиярусная башня Иосифо-Волоколамского монастыря
Слайд 21Появление нового стиля- «Нарышкинского» (Московского барокко)
Церковь Покрова Богородицы в Филях
Слайд 22Гражданское строительство не отличалось многообразием типов сооружений.
Хамовный двор в Москве
Гостиный
двор в Архангельске
Слайд 23Сухарева башня
архитектора Чоглокова
Гражданское зодчество находилось в поисках новых путей оформления
зданий общественного назначения.
В основу были положены жилые постройки, которым были
приданы монументальные формы.
Сухарева башня была воздвигнута для стрелецкого полка Сухарева, проявившего верность Петру во время его конфликта с Софьей.
Слайд 24Общественные постройки в Москве, сооруженные в конце XVII в.
Здание Земского
приказа
Монетный двор в Москве
Слайд 25Живопись
XVII века
Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата.
Сюда были
привлечены лучшие русские художники, а также иностранные мастера.
В течении 30
лет художественную деятельность в России возглавлял Симон Ушаков.
Слайд 26Симон Ушаков
Спас Нерукотворный
Насаждение древа государства Российского
Слайд 27Михаил Архангел
Троица Ветхозаветная
Слайд 28Парсуна
( от латинского –персона, лицо)
Первые русские парсуны создаются мастерами Оружейной
палаты Московского Кремля в XVII веке. По стилю, приёмам и материалам живописи
парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом.
Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.
Слайд 29Просвещение
Появление печатных букварей
Букварь Василия Бурцева 1637
Букварь Кариона Истомина 1694
Слайд 30Учебные заведения
1665год- открыта школа, готовившая подьячих для приказов при Заиконоспасском
монастыре в Москве.
Слайд 31
Школа при Печатном дворе- 1680 г
Слайд 321687 год- Славяно- греко- латинское училище