Разделы презентаций


Дифференциальная психология

Содержание

Учебники Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. УМК в 4-х тт. М.: МГППУ, 2007. –Учебное пособие, Хрестоматия и Видеолекции.\Анастази А. Дифференциальная психология., М., 2001 Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997.Либин

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Дифференциальная психология

Дифференциальная психология

Слайд 2Учебники
Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. УМК в 4-х тт. М.:

МГППУ, 2007. –Учебное пособие, Хрестоматия и Видеолекции.\
Анастази А. Дифференциальная психология.,

М., 2001
Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997.
Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 2000.
Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М.: Наука, 1998.



Учебники Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. УМК в 4-х тт. М.: МГППУ, 2007. –Учебное пособие, Хрестоматия и Видеолекции.\Анастази

Слайд 3Определение
Дифференциальная психология (психология индивидуальных различий) – отрасль науки, изучающая индивидуальные

различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники

и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.
ОпределениеДифференциальная психология (психология индивидуальных различий) – отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а

Слайд 4История ДП. Донаучный период
Характерология

Психогностика
(физиогномика,
френология или краниоскопия, графология)




– Сведение к простым типам*.

– По движениям, по

анатоми-ческому строению попытка сделать выводы о характере и поведении.

* Типология – объединение в группу людей, обладающих одним и тем же комплексом основных психологических черт и свойств.

История ДП. Донаучный периодХарактерология Психогностика (физиогномика, френология или краниоскопия, графология)  – Сведение к простым типам*. –

Слайд 5Аристотель и Платон
Предлагали определять характер человека, отыскивая в его

внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляли его

характер с характером этого животного: толстый, как у быка, нос означал лень, широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - глупость, нос, как у льва, - важность, волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, робость, волосы жесткие, как у львов и кабанов, - храбрость.
Аристотель и Платон Предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а

Слайд 6Френология
Ложное учение о локализации отдельных психических способностей в различных участках

мозга, якобы различаемых путём непосредственного ощупывания внешнего рельефа человеческого черепа.

Идея австрийского врача и анатома Франца Галля. В странах Западной Европы в 1830–40-х гг. появились десятки френологических обществ.
Научное: В 70-х гг. 19 в. возникли научные представления о локализации психических функций в различных зонах коры больших полушарий головного мозга (Г. Фрич и Э. Гитциг, Германия, и др.)
[Википедия, М.Г. Ярошевский].
ФренологияЛожное учение о локализации отдельных психических способностей в различных участках мозга, якобы различаемых путём непосредственного ощупывания внешнего

Слайд 7Хиромантия
Система предсказаний черт характера человека по кожному рельефу ладоней.

наибольший рассвет приходится на XVI-XVIII вв., когда во многих университетах

стран Европы существовали кафедры хиромантии. В своих истоках хиромантия тесно связана с астрологией, поскольку главными признаками руки, которые принимаются во внимание, являются “7 холмов “ на ладони, называемые именами Солнца и планет: Венеры, Юпитера, Сатурна, Меркурия, Марса и Луны. 


Хиромантия Система предсказаний черт характера человека по кожному рельефу ладоней. наибольший рассвет приходится на XVI-XVIII вв., когда

Слайд 8Научный период ДП
1879 году Вильгельм Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной

психологии в Лейпциге. Эксперименты психологического свойства уже проводились до этого

Вебером, Фехнером, Гельмгольцем и другими, но лаборатория Вундта была первой, созданной исключительно для психологических целей

Лаборатория

Вильям Штерн – впервые ввел термин «дифференциальная психология»
Научный период ДП1879 году Вильгельм Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге. Эксперименты психологического свойства уже

Слайд 9История диффернциальной психологи
Во времена Вильям Штерна существовали различные названия:
«Характерология»

(Базен, Люка),
«Этология» (наука о поведении)(Милль);
«Индивидуальная психология» (Бине, Анри,

Крепелин и др.),
«Специальная» (медицинская) психология (Хейманс).
История  диффернциальной  психологиВо времена Вильям Штерна существовали различные названия: «Характерология» (Базен, Люка), «Этология» (наука о

Слайд 10ИСТОКИ
Фрэнсис Гальтон (1822–1911, Англия);

Альфред Бине (1857–1911, Франция);

Штерн Вильям (1871–1938, Германия–

США);
Анна Анастази (1908–2001, США)

ИСТОКИФрэнсис Гальтон (1822–1911, Англия);Альфред Бине (1857–1911, Франция);Штерн Вильям (1871–1938, Германия–

Слайд 11Дерматоглифика

К ее развитию подтолкнуло изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в

связи с наследственностью. Одним из первых на индивидуальный характер рисунков

на подушечках пальцев обратил внимание Фрэнсис Гальтон. Современной науке известно, что формирование рисунка ладоней каждого человека, как и развитие мозга, происходит на 3–4 месяце внутриутробного развития. В отечественной биологии и психологии известны работы Н.Н.Богданова.

Типы узоров: Дуга, Петля, Завиток

ДерматоглификаК ее развитию подтолкнуло изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью. Одним из первых на

Слайд 13Фрэнсис Гальтон (1822–1911 гг.)
Занимался исследованием одаренных семей,
Антропологией
Статистикой.
Ввел понятие «евгеника»
Является основоположником

психогенетики.

Фрэнсис Гальтон (1822–1911 гг.) Занимался исследованием одаренных семей,АнтропологиейСтатистикой.Ввел понятие «евгеника»Является основоположником психогенетики.

Слайд 14Альфред Бине (1857–1911)
За объективный метод в психологии
Исследование интеллекта (шкала Бине-Симона,

Стэнфорд-Бине) – диагностика детей с задержкой умственного развития.

Альфред Бине (1857–1911) За объективный метод в психологииИсследование интеллекта (шкала Бине-Симона, Стэнфорд-Бине) – диагностика детей с задержкой

Слайд 16Вильям Штерн (1871–1938)
Немецкий психолог и философ-идеалист.
Ввел термин «дифференциальная психология».
Внес большой

вклад в детскую психологию.

Вильям Штерн (1871–1938) Немецкий психолог и философ-идеалист.Ввел термин «дифференциальная психология».Внес большой вклад в детскую психологию.

Слайд 17Анна Анастази (1908–2001)
Самый известный учебник по психодиагностики
проблемы конструирования тестов
факторный

анализ,
интерпретации тестовых показателей.
В 1971–72 гг. была пре-зидентом Американской психологической

ассоциации.
Анна Анастази (1908–2001) Самый известный учебник по психодиагностикипроблемы конструирования тестовфакторный анализ, интерпретации тестовых показателей.В 1971–72 гг. была

Слайд 18История ДП. Научные предпосылки
Открытие В. Вундтом первой эксперим.-психологической лаборатории в 1879

г. (метод - интроспекиця);
Выведение основного психофизического закона

История ДП. Научные предпосылкиОткрытие В. Вундтом первой эксперим.-психологической лаборатории в 1879 г. (метод - интроспекиця);Выведение основного психофизического закона

Слайд 19Закон Фехнера–Вебера (величина ощущения зависит от силы раздражителя)

Закон Фехнера–Вебера (величина ощущения зависит от силы раздражителя)

Слайд 20(S = K log R),
Нанна, или психическая жизнь растений (1848),

Зенд-Авеста, или явления небес и будущей жизни (1851), Элементы психофизики

(1860), Некоторые идеи о создании и развитии организмов (1873), Введение в эстетику (1876), На тему психофизики (1877),  Дневное видение против ночного видения (1879), Пересмотр принципов психофизики (1882).  Густав Фехнер опубликовал также ряд химических и физических работ. Кроме того, под псевдонимом  "Доктор Мизес ", он в молодости  писал сатирические статьи.

http://geniusrevive.com/ru/155-gustav-fechner-founder-of-psychophysics.html

1801–1887 гг.

(S = K log R),Нанна, или психическая жизнь растений (1848), Зенд-Авеста, или явления небес и будущей жизни

Слайд 21Наблюдение в Гринвичской обсерватории (астроном Бессель) Время реакции
В 1796 г.

Мэскелин, астроном Гринвичской астрономической обсерватории, уволил Киннебрука, своего ассистента, за

то, что тот зафиксировал время прохождения звезды на секунду позже, чем он. Наблюдение «глаз-ухо»
Наблюдение в Гринвичской обсерватории (астроном Бессель) Время реакцииВ 1796 г. Мэскелин, астроном Гринвичской астрономической обсерватории, уволил Киннебрука,

Слайд 22ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ
Номотетический – ориентирован на общее, психологию объяснения (количественные

методы, статистика).

Идиографический – ориентирован на единичное, психографию, психологию понимания (качественные

методы, описание случая).
ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИНомотетический – ориентирован на общее, психологию объяснения (количественные методы, статистика).Идиографический – ориентирован на единичное, психографию,

Слайд 23Способы исследования
Вариационное (горизонтальное, срезовое)– один признак у многих индивидов.
Сравнительное –

два и более индивидов в отношении многих признаков.
Лонгитюдное –

исследование индивидов на протяжении как можно большего времени.
Психографическое – много признаков у одного индивида.

Способы исследованияВариационное (горизонтальное, срезовое)– один признак у многих индивидов.Сравнительное – два и более индивидов в отношении многих

Слайд 24Методы исследования
Аппаратные психофизиологические методы
Интроспекция и самонаблюдение
Наблюдение
Эксперимент
Формирующий эксперимент
Психосемантические методы
Психотерапевтические методы


Наталия Олеговна! Добрый день!
Изменения по нагрузке учебная практика у бакалавров

2 курса в мае. У проф. Горбачевской Н.Л. перебор по часам, она отказалась. Антонова сказала, что тогда возвращаем Пенкину. Планируйте тогда на троих Вы Давыдова и Пенкина.
Вопрос встает серьезно с программой по всем направлениям. Принимается новое положение по нагрузке в котором четко прописано, что деление на подгруппы только, если в программах прописано и обоснована необходимость деления на подгруппы. Утверждать это деление будет Макаровская.
У Вас, да и у Елизаветы Юрьевны практики составляют большую часть нагрузки. Особенно у Вас. Нужно организовать утверждение программ у СДО, КПРС и КПР к маю. Иначе в следующем году могут не дать деление на подгруппы.
 
С уважением, Кузнецова Ирина Николаевна, специалист по УМР факультета "Клиническая и специальная психология". Спасский тупик, д.6, стр.1, к. 308б, тел (499)975-56-29. вн. 1022
Методы исследованияАппаратные психофизиологические методы Интроспекция и самонаблюдениеНаблюдениеЭкспериментФормирующий экспериментПсихосемантические методыПсихотерапевтические методы Наталия Олеговна! Добрый день!Изменения по нагрузке учебная

Слайд 25Межличностная вариативность
Факторы индивидуальных различий

Межличностная вариативностьФакторы индивидуальных различий

Слайд 26Факторы индивидуальных различий
Средовые
Экологические
Индивидуальная интерпретация среды








Наследственные
Биологические




Факторы индивидуальных различийСредовыеЭкологическиеИндивидуальная интерпретация средыНаследственныеБиологические

Слайд 27Наследственность
БИОЛОГИЧЕСКИЕ
Определяется генными эффектами;
Проявляется в свойствах нервной системы, а также


Существуют врожденные программы поведения:
1) репродуктивные,


2) территориальные


Наследственность БИОЛОГИЧЕСКИЕОпределяется генными эффектами;Проявляется в свойствах нервной системы, а также Существуют врожденные программы поведения:

Слайд 28Асимметрия
«Стиль левого полушария»

Повторение, неспонтанная речь,
Память на слова и числа,
Распознавание слов,
Центр

позитивных эмоций,
Преимущество решения проблем с использованием речи или логики на

основе аналитического анализа.

«Стиль правого полушария»

Спонтанное письмо и речь,
Память на формы и музыку,
Распознавание лиц,
Центр негативных эмоций,
Преимущество в решении проблем с использованием невербальной коммуникации на основе образного, синтетического анализа.


Либин А.В.

Асимметрия«Стиль левого полушария»Повторение, неспонтанная речь,Память на слова и числа,Распознавание слов,Центр позитивных эмоций,Преимущество решения проблем с использованием речи

Слайд 29ТЕМПЕРАМЕНТ

ТЕМПЕРАМЕНТ

Слайд 30
Холерик (агрессивен, импульсивен, чувствителен)

Флегматик (апатичен, равнодушен )

Меланхолик
(печален, угнетен

)

Сангвиник (оптимистичен, жизнерадостен)
Херлуф Бидструп (1912–1988 гг.)

Холерик (агрессивен, импульсивен, чувствителен)Флегматик (апатичен, равнодушен )Меланхолик (печален, угнетен )Сангвиник (оптимистичен, жизнерадостен)Херлуф Бидструп (1912–1988 гг.)

Слайд 31ТЕМПЕРАМЕНТ
Темперамент – формально-динамическая характеристика психической деятельности; соотношение устойчивых индивидуальных особенностей

личности.
Выделяют
гуморальные,
конституциональные
психологические теории

ТЕМПЕРАМЕНТТемперамент – формально-динамическая характеристика психической деятельности; соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности. Выделяютгуморальные, конституциональные психологические теории

Слайд 32Гуморальная теория
Гиппократ, IV в. до н. э. Древняя Греция.

Гален, II в. до н.

э. Древний Рим .
Гуморальная теорияГиппократ, IV в. до н. э. Древняя Греция.       Гален, II

Слайд 33

Гиппократ:
светлая желчь, сухость – холерик,


черная желчь, влажность – меланхолик,
кровь, тепло

– сангвиник,
слизь, холод – флегматик


Гиппократ:светлая желчь, сухость    – холерик, черная желчь, влажность  – меланхолик, кровь,

Слайд 34
И. Кант (Германия, 1724–1804)


темпераменты чувства:
сангвинический и меланхолический;
2) темпераменты

деятельности:
холерический и
флегматический.
Флегматиков считал наиболее адаптированными и продуктивными людьми.
тепло влажность
сухость
холод

И. Кант (Германия, 1724–1804)темпераменты чувства: сангвинический и меланхолический;2) темпераменты деятельности:холерический ифлегматический. Флегматиков считал наиболее адаптированными и

Слайд 35Гуморальные теории XIX–XX вв.
П.Ф. Лесгафт:
важную роль играет широта просвета

и толщина стенок сосудов: у холериков – малый просвет и

толстые стенки, что приводит к быстрому и сильному течению крови; у сангвиников – малый просвет и тонкие стенки, что способствует быстрому и слабому течению крови
А. Фулье: обмен веществ,
П.П. Блонский: деятельность симпатических и парасимпатических отделов вегетативной нервной системы
Н.А. Белов, Б.М. Завадовский и др.: повышенная или пониженная деятельности отдельных желез внутренней секреции.
Гуморальные теории XIX–XX вв.П.Ф. Лесгафт: важную роль играет широта просвета и толщина стенок сосудов: у холериков –

Слайд 36Конституциональные теории темперамента (на основе телосложения)
Эрнст Кречмер (1888–1964)
Немецкий психиатр и

психолог, автор книги «Строение тела и характер».
Клиническая выборка.
Уильям Шелдон  (США,

1898–1977).
Разработал три типа телосложения, на основании которых А. Шварценеггер опирался при разработке типов тренировок. Нормативная выборка.
Конституциональные теории темперамента (на основе телосложения)Эрнст Кречмер (1888–1964)Немецкий психиатр и психолог, автор книги «Строение тела и характер».Клиническая

Слайд 37Конституциональная типология Э. Кречмера
Четыре психических

основания темперамента
психастезия (чрезмерное повышение или понижение чувствительности по отношению к

психическим раздражителям);
фон настроения (склонность к веселью или печали);
психический темп (ускорение или задержка психических процессов в целом и отдельно взятых);
общий двигательный темп, или психомоторная сфера (подвижность или заторможенность, траектория движений).

Конституциональная типология  Э. Кречмера     Четыре психических основания темпераментапсихастезия (чрезмерное повышение или понижение

Слайд 38
3. Хорошая мускулатура, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкий

плечевой пояс и узкие бедра, отчего фронтальный вид тела образует

трапецию. Жировая прослойка не выражена. Лицо в форме вытянутого яйца, нижняя челюсть хорошо развита.
4. Астеник – «слабый». Хрупкое телосложение, высокого роста, грудная клетка плоская, вытянутое лицо. Длинный тонкий нос и неразвитая нижняя челюсть Плечи узкие, нижние конечности длинные, кости и мышцы тонкие.

1. Различные деформации телосложения.
2. Тучность, малый или средний рост, расплывшееся туловище, большой живот, круглая голова на короткой шее. Тело бочкообразное. Склонность к сутулости.

Типы телосложения

3. Хорошая мускулатура, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, отчего

Слайд 39Три психосоматических типа
Пикник – МДП

Атлетик – эпилепсия Астеник – шизофрения
Доброжелательный, веселый Тягучий, но взрывчатый Замкнутый, холодный
Три психосоматических типа     Пикник – МДП

Слайд 40Конституциональная теория У. Шелдона
На основе преобладания в организме человека одной

из тканей эмбриона
эндодермы, из которой образуются органы пищеварения;
мезодермы, из которой

состоят кости, мышцы и легкие;
или эктодермы, из которой образуются кожа, волосы, ногти, нервная система и мозг.

Конституциональная теория  У. ШелдонаНа основе преобладания в организме человека одной из тканей эмбрионаэндодермы, из которой образуются

Слайд 41Типы темперамента
Эндоморфный – общителен, приветлив, любит комфорт. Стремиться к людям.
Мезоморфный

– неспокойный и нередко агрессивный, любящий приключения, скрытный, активный, уверенность

в осанке.
Эктоморфный или экзоморфный – заторможенный и интровертный, необщительный, скрытный, скованные движения.
Типология, составленная У.  Шелдоном, считается среди конституциональных наиболее статистически подтвержденной.
Типы темпераментаЭндоморфный – общителен, приветлив, любит комфорт. Стремиться к людям.Мезоморфный – неспокойный и нередко агрессивный, любящий приключения,

Слайд 42Конституциональные (телесные) факторы индивидуальных различий
Хромосомный
Соматотипический
Биохимический
Физиологический
Нейродинамический

По А.В. Либину.
По Собчик

Ведущая тенденция
Тревожность: нейротизм,

подозрительность.
Ригидность: фиксация на отрицательных переживания, мстительность, взрывчатость.




Конституциональные (телесные) факторы индивидуальных различийХромосомныйСоматотипическийБиохимическийФизиологическийНейродинамическийПо А.В. Либину.По СобчикВедущая тенденцияТревожность: нейротизм, подозрительность.Ригидность: фиксация на отрицательных переживания, мстительность, взрывчатость.

Слайд 43Гены не определяют поведение, а влияют на него.
«Продуцируют определенные тенденции

реакций на среду».
Sapolsky, 1977.
Биологический уровень
Аффекты как основа темперамента основаны на

действии лимбической системы (гипоталамус и амигдолы) и нейротрансмиттеров (дофамина и норадреналина).
Гены не определяют поведение, а влияют на него.«Продуцируют определенные тенденции реакций на среду».Sapolsky, 1977.Биологический уровеньАффекты как основа

Слайд 44Эволюционная сущность и психологическое содержание темперамента


Темпорально-энергетический аспект
И.П. Павлов (Россия,

1849–1936),
В.С. Мерлин (Россия, 1898–1982),
Я. Стреляу (Польша, 1931)

Эволюционная сущность  и психологическое содержание темпераментаТемпорально-энергетический аспект И.П. Павлов (Россия, 1849–1936), В.С. Мерлин (Россия, 1898–1982), Я. Стреляу

Слайд 45И.П. Павлов ( Россия, 1849–1936)
Сила (выносливость), уравновешенность (реактивность) и быстрота

(темп) как характеристики высшей нервной деятельности.

И.П. Павлов  ( Россия, 1849–1936) Сила (выносливость), уравновешенность (реактивность) и быстрота (темп) как характеристики высшей нервной

Слайд 46 Мерлин В.С.
Особенности темперамента определяют

1) эмоциональную возбудимость;
2) силу эмоций;
3) тревожность;
4)

реактивность непроизвольных движений (импульсивность);
5) пластичность-ригидность;
6) резистентность (сопротивляемость)

Мерлин В.С.   Особенности темперамента определяют1) эмоциональную возбудимость;2) силу эмоций;3) тревожность;4) реактивность непроизвольных движений (импульсивность);5)

Слайд 47 Темперамент как регулятор адаптации организма к среде (Я. Стреляу)
Особенности темперамента

обеспечивают:
реактивность – ответные реакции человеческого организма на воздействия, чувствительность и

выносливость, или способность к работе;
активность – интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий.
интенсивность (энергетический аспект) и время (темпоральный аспект) – формальные характеристики темперамента. Опросник.
Темперамент как регулятор адаптации организма к среде (Я. Стреляу)Особенности темперамента обеспечивают:реактивность – ответные реакции человеческого организма

Слайд 48 Особенности темперамента определяют:
Мерлин Вольф Соломонович
1) эмоциональную возбудимость;
2) силу эмоций;
3)

тревожность;
4) реактивность непроизвольных движений (импульсивность);
5) пластичность-ригидность;
6) резистентность (сопротивляемость).

Стреляу Ян
реактивность (ответные

реакции человеческого организма на воздействия, чувствительность и выносливость, или способность к работе);
активность (интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий)
интенсивность (энергетический аспект)
время (темпоральный аспект)
Регулятивная, адаптивная роль темперамента. Опросник.
Особенности темперамента определяют:   Мерлин Вольф Соломонович 1) эмоциональную возбудимость;2) силу эмоций;3)

Слайд 49Психологические теории темперамента
На основе темпорально-энергетическиех характеристик

Г. Айзенк (Англия, 1916–1997)
В.М. Русалов

(Москва, 1939)

Психологические теории темпераментаНа основе темпорально-энергетическиех характеристикГ. Айзенк (Англия, 1916–1997)В.М. Русалов (Москва, 1939)

Слайд 50Ганс Юрген Айзенк

Круг Айзенка
Опросник

Ганс Юрген Айзенк   Круг Айзенка Опросник

Слайд 51В. М. Русалов
Дифференциально-психофизиологическая концепция темперамента
Слушание звуковой стороны речи (без

учета содержания) позволяет диагностировать темперамент по показателям: перепады интонаций, длительность

высказываний, частота обращений к партнеру, легкость включения в беседу, персеверации, громкость голоса, плавность и легкость речи, быстрота ответов, паузы-остановки, использование междометий, присутствие грамматических нарушений и новообразований.
В. М. Русалов  Дифференциально-психофизиологическая концепция темпераментаСлушание звуковой стороны речи (без учета содержания) позволяет диагностировать темперамент по

Слайд 52Акцептор действия П.К. Анохина
Афферентный синтез
Первый блок (афферентный синтез)

описывает степень напряженности взаимодействия организма со средой.
Второй отражает степень

трудности переключения с одних программ поведения на другие.
Третий показывает степень быстроты исполнения той или иной программы поведения.
Четвертый блок отражает обратную связь – чувствительность к возможному несовпадению реального результата действия с тем, который предвосхищался (акцептором).

Акцептор действия П.К. Анохина  Афферентный синтезПервый блок (афферентный синтез) описывает степень напряженности взаимодействия организма со средой.

Слайд 53Темперамент – психо- биологическая категория
отражает формальный аспект деятельности
и не зависит

от ее цели, смысла, мотива;
характеризует индивидуально-типичную меру энергетического напряжения

и отношения к миру и себе;
универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности;
может проявляться уже в детстве;
устойчив в течение длительного периода жизни человека;
связан со свойствами биологических подсистем (нервной, гуморальной, телесной и т.д.);
передается по наследству.

Темперамент – психо- биологическая категорияотражает формальный аспект деятельности и не зависит от ее цели, смысла, мотива; характеризует

Слайд 54Психобиологическая теория Русалова В.М.

Психобиологическая теория Русалова В.М.

Слайд 55Онтогенетическая стабильность А. Томас и С. Чесс  
Легкий темперамент: 
ритмичность в возникновении биологических

потребностей,
положительная реакция на новые стимулы (приближение),
быстрая адаптация к

изменениям,
преобладание положительных эмоций и
невысокая интенсивность их выражения.
Дети быстро привыкают ко времени кормления и сна, не боятся чужих людей. Взрослые общительны, легко привыкают к новой работе.

Медицинский центр Нью-Йорского университета.  Лонгитюдное исследование темперамента (с периода младенчества до взрослости).

Онтогенетическая стабильность А. Томас и С. Чесс  Легкий темперамент: ритмичность в возникновении биологических потребностей, положительная реакция на новые стимулы

Слайд 56Трудный темперамент: 
неритмичность в возникновении биологических потребностей, отрицательная реакция на новую

ситуацию,
длительная адаптация к изменениям,
преобладание отрицательных эмоций с повышенной

интенсивностью.
Темперамент с длительным привыканием:
медленная адаптация и
отрицательная, но слабая по интенсивности реакция на новые ситуации.
Людям с таким типом темперамента не нравится непривычная пища, новые люди, но их отрицательная реакция имеет слабое внешнее выражение и постепенно меняется на положительную.

Трудный темперамент: неритмичность в возникновении биологических потребностей, отрицательная реакция на новую ситуацию, длительная адаптация к изменениям, преобладание отрицательных

Слайд 57Родительская среда как фактор, влияющий на развитие

Родительская среда как фактор, влияющий на развитие

Слайд 58Энергетическое регулирование


Энергетическое регулирование

Слайд 59Индивид – это характеристика человека, как отдельного представителя биологического рода

людей.

Индивидуальность – характеристика человека как носителя неповторимых, своеобразных, только

ему присущих качеств, которые позволяют отличить его от других представителей человеческого рода.

Личность – динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которая определяет его поведение и мышление (Г. Олпорт)  

Понятия

Индивид – это характеристика человека, как отдельного представителя биологического рода людей. Индивидуальность – характеристика человека как носителя

Слайд 60ХАРАКТЕР

ХАРАКТЕР

Слайд 61Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный

для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и

обстоятельствах
Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных

Слайд 62Подходы (Ковалев А.Г., Мясищев В.Н., 1982, Ананьев Б.Г., 1982)
1. Характер и

темперамент отождествляются.
2. Между ними устанавливаются антагонистические отношения.
3. Темперамент является элементом

характера.
4. Темперамент признается основной природой характера – взаимообусловливают друг друга
Характер – содержательная сторона личности
Подходы  (Ковалев А.Г., Мясищев В.Н., 1982, Ананьев Б.Г., 1982)1. Характер и темперамент отождествляются. 2. Между ними устанавливаются антагонистические

Слайд 63А.Ф. Лазурский

А.Ф. Лазурский

Слайд 64ЭНДОПСИХИКА
ЭКЗОПСИХИКА

ЭНДОПСИХИКАЭКЗОПСИХИКА

Слайд 65Уровни психического развития определяются
1. Богатство личности
2. Интенсивность проявления таланта, способности
3.

ИДЕЙНОСТЬ
4. КООРДИНИРОВАННОСТЬ

Уровни психического развития определяются1. Богатство личности2. Интенсивность проявления таланта, способности3. ИДЕЙНОСТЬ4. КООРДИНИРОВАННОСТЬ

Слайд 66Типология характера Г. Хейманса – Р. ЛеСенна
Активность-пассивность: А+ или А–
Эмоциональность-безэмоциональность:

Э+ или Э–,
Первичность-вторичность («вязкость», отношение к времени): В или

П

Типология характера  Г. Хейманса – Р. ЛеСеннаАктивность-пассивность: А+ или А– Эмоциональность-безэмоциональность: Э+ или Э–, Первичность-вторичность («вязкость», отношение

Слайд 67Восемь типов:
Э+ А– П Нервный
Э+ А– В

Сентиментальный
Э+ А+ П

Бурный
Э+ А+ В Страстный
Э– А+ П Сангвиник
Э– А+ В Флегматик
Э– А– П Аморфный
Э– А– В Апатичный

Восемь типов:Э+ А– П    НервныйЭ+ А– В     СентиментальныйЭ+ А+ П

Слайд 68Акцентуации
Акцентуации – варианты норм, при которых отдельные черты характера чрезмерно

усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода

психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим (Андрей Евгеньевич Личко).
АкцентуацииАкцентуации – варианты норм, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в

Слайд 69Личко А.Е. Опросник ПДО
З – задатки, С – способности, Т

– темперамент, Х – характер, Н – направленность
Скрытая акцентуация
Явная

акцентуации

Патохарактерологическое развитие

Личко А.Е. Опросник ПДОЗ – задатки, С – способности,  Т – темперамент, Х – характер,

Слайд 70Акцентуации характера по К. Леонгарду
1. Дистимический
2. Демонстративный-
3. Застревающий
4. Педантичный
5. Гипертимический
6.

Возбудимый
7. Тревожно-боязливый
8. Циклотимический
9. Аффективно-экзальтированный
10. Эмотивный

Опросник
Х. Смишека

Акцентуации характера по  К. Леонгарду1. Дистимический2. Демонстративный-3. Застревающий4. Педантичный5. Гипертимический6. Возбудимый7. Тревожно-боязливый8. Циклотимический9. Аффективно-экзальтированный10. ЭмотивныйОпросник Х.

Слайд 71Понятие нормы
Статистическое понятие;
нормы не абсолютны, подвержены культурному и социальному влиянию

(должны пересматриваться стандарты психодиагностических методик);
ассоциируются с психическим здоровьем (критерий: нарушение

продуктивности деятельности и способности к саморегуляции);
субъективные нормы (личный необобщенный опыт);
понятие «норма» используют при изучении доличностных характеристик, а когда речь заходит о личности, применяют термин «особенности».


Понятие нормыСтатистическое понятие;нормы не абсолютны, подвержены культурному и социальному влиянию (должны пересматриваться стандарты психодиагностических методик);ассоциируются с психическим

Слайд 72Дифференциальная психология
Лекция 2

Дифференциальная психологияЛекция 2

Слайд 73СРЕДА

СОЦИАЛЬНАЯ

ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРНАЯ
Все три вида среды действуют как неделимое целое

СРЕДАСОЦИАЛЬНАЯФИЗИЧЕСКАЯКУЛЬТУРНАЯВсе три вида среды действуют как неделимое целое

Слайд 75Экологическая теория среды
Урия Бронфенбреннер (1917–2005). Американский, психолог, выходец из России

Экологическая теория средыУрия Бронфенбреннер (1917–2005). Американский, психолог, выходец из России

Слайд 76Микросфера – семья ребенка
Мезосфера – детский сад, школа, двор, квартал
Экзосфера

– социальные учреждения, учреждения здравоохранения и пр.
Макросфера – культура страны,

традиции и ценности.

Микросфера – семья ребенкаМезосфера – детский сад, школа, двор, кварталЭкзосфера – социальные учреждения, учреждения здравоохранения и пр.Макросфера

Слайд 77Индивидуальные факторы взаимодействия человека со средой
Интенсивность–умеренность (готовность человека к энергозатратам);
Устойчивость–изменчивость

(связана с временными параметрами взаимодействия человека со средой);
Широта–узость (масштаб субъективных

оценок и мера внешних и внутренних связей в структуре индивидуальности);
Включенность–дистантность



Либин А.В.

Индивидуальные факторы взаимодействия человека со средойИнтенсивность–умеренность (готовность человека к энергозатратам);Устойчивость–изменчивость (связана с временными параметрами взаимодействия человека со

Слайд 78Характеристики среды (М. Черноушек)

У среды отсутствуют твердо фиксированные рамки во

времени и пространстве.
Она воздействует на все чувства сразу.
Среда дает

не только главную, но и второстепенную (периферийную) информацию.
Она содержит всегда больше информации, чем человек способен переработать.
Среда воспринимается в связи с деятельностью.
Любая среда, наряду с материальными особенностями, обладает психологическими и символическими значениями.
Окружающая среда действует как единое целое.
Характеристики среды (М. Черноушек) У среды отсутствуют твердо фиксированные рамки во времени и пространстве.Она воздействует на все

Слайд 79Программы социального поведения изучаются социоэтологией.

Особенности современной среды обитания людей:
Перенаселение

Земли (К. Лоренц)

Потеря благоговения к природе


Программы социального поведения изучаются социоэтологией. Особенности современной среды обитания людей: Перенаселение Земли (К. Лоренц) Потеря благоговения к природе

Слайд 80Психологическое пространство личности
Характеризуется отношением к среде,
Определяет актуальную деятельность и

стратегию жизни
Имеет 6 измерений, с которыми человек себя отождествляет –

физическое тело, территорию, личные предметы, временные привычки, социальные связи, вкусы и ценности.
Психологическое пространство личностиХарактеризуется отношением к среде, Определяет актуальную деятельность и стратегию жизниИмеет 6 измерений, с которыми человек

Слайд 81Психология пола

Психология пола

Слайд 82Регуляция поведения, связанная с полом
Репродуктивное поведение – брачное поведение

Половой диморфизм

в филогенезе и в онтогенезе. Различие в физических признаках М.

и Ж. Направленность эволюции от женских форм к мужским.

Половой дипсихизм. Различие в психологических признаках М. и Ж. Направленность эволюции от женских форм к мужским.

Дихрономорфизме – временное несовпадение проявления женских и мужских признаков. В онтогенезе женские качества проявляются раньше.

Регуляция поведения,  связанная с поломРепродуктивное поведение – брачное поведениеПоловой диморфизм в филогенезе и в онтогенезе. Различие

Слайд 83Полоролевая социализация и теории ее становления
Фрейдизм – противопоставление полов (Фрейд,

Хорни, Юнг).

Бихевиоризм – социальное научение.

Когнитивно-генетический подход

Нейроандрогенетическая теория Ли Эллиса –

гормоны: у мужчин доминируют андрогены, у женщин – эстрадиол.




Полоролевая социализация и теории ее становленияФрейдизм – противопоставление полов (Фрейд, Хорни, Юнг).Бихевиоризм – социальное научение.Когнитивно-генетический подходНейроандрогенетическая теория

Слайд 84Эволюционная теория пола Геодакяна
Мужчины
Мужская подвыборка обладает более специализированным поведением
Их эволюционная

роль больше выражена в движущей среде
Женщины
Обладают большей способностью к адаптации
Больше

девочек рождается в стабилизирующей среде

Селекция животных: Правило отцовского эффекта в селекции состоит в том, что по дивергирующим признакам родителей (являющимся предметом внимания) должна доминировать отцовская форма (порода), а по конвергирующим (несущественным для выведения породы) – женская.

Эволюционная теория пола ГеодакянаМужчиныМужская подвыборка обладает более специализированным поведениемИх эволюционная роль больше выражена в движущей средеЖенщиныОбладают большей

Слайд 85Гендер
Социальный или психологический пол.

Сандра Бем

ГендерСоциальный или психологический пол. Сандра Бем

Слайд 86Гендер

Гендер

Слайд 87Индивидуальные стили
Определение: СТИЛЬ - это индивидуально-специфический способ (манера, приемы) поведения,

т. е. характеристика процесса деятельности, восприятия и переработки информации и

пр.;
стили общения;
когнитивные стили (способы реализации задатков);
стили профессиональной деятельности.
Индивидуальные стилиОпределение: СТИЛЬ - это индивидуально-специфический способ (манера, приемы) поведения, т. е. характеристика процесса деятельности, восприятия и

Слайд 88Стилевые характеристики

Стилевые характеристики

Слайд 89Когнитивные стили
И. П. Павлов, русский физиолог: учение о двух сигнальных

системах коры головного мозга. Анализ информации осуществляется преимущественно
1-я СС :
С

опорой на чувственные впечатления (сенсорные и перцептивные сигналы).
Предпосылки для формирования личности «художественного типа» .

2-я СС :
обеспечивает ориентировку в среде посредством слова с опорой на различные формы речевой деятельности (словесные сигналы).
Предпосылки для формирования личности «мыслительного типа» .



Когнитивные стилиИ. П. Павлов, русский физиолог: учение о двух сигнальных системах коры головного мозга. Анализ информации осуществляется

Слайд 90Когнитивные стили
1. Уравнивание-заострение характеризует меру чувствительности к различиям: так, можно

игнорировать резкие различия между объектами, а можно замечать мельчайшие несовпадения.


2. Высокая-низкая толерантность к нереалистическому опыту указывает на готовность человека принимать факты, противоречащие его личному опыту.
3. Узкий-широкий диапазон эквивалентности показывает, насколько различные объекты попадают в один класс, признаются одинаковыми.
4. Фокусирование-сканирование характеризует особенности концентрации внимания на главных объектах.
5. Ригидность-гибкость показывают меру произвольности когнитивной деятельности
Полезависимость-поленезависимость.

Когнитивные стили1. Уравнивание-заострение характеризует меру чувствительности к различиям: так, можно игнорировать резкие различия между объектами, а можно

Слайд 91Локус контроля (Дж. Роттер)
Интернальный
менее склонны подчиняться влиянию
лучше работают в одиночестве
болезненно

реагируют на утрату личной свободы
Следят за здоровьем
Экстернальный
конформны
менее успешны
менее уверены в

себе
Менее терпимы
планируют свою деятельность в связи с внешними требованиями

Локус контроля (Дж. Роттер)Интернальныйменее склонны подчиняться влиянию лучше работают в одиночествеболезненно реагируют на утрату личной свободыСледят за здоровьемЭкстернальныйконформныменее

Слайд 92Теории интеллекта

Теории интеллекта

Слайд 93Интеллект
Манифест об интеллекте (Айзенк, Пломин, Линн, Кауфман) обозначил 25 фактов.
интеллект

— это весьма общая умственная способность, которая включает возможность
делать

заключения, планировать,
решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи,
быстро обучаться и учиться на основании опыта (Линда Готтфредсон) .
ИнтеллектМанифест об интеллекте (Айзенк, Пломин, Линн, Кауфман) обозначил 25 фактов.интеллект — это весьма общая умственная способность, которая

Слайд 94Аспекты проблемы
включает способность анализировать и обрабатывать информацию, получаемую от различных

органов чувств.
Нормально распределен в популяции. Мюррей (1993 г.) Книга «Кривая

в виде колокола».
Эффект Флинна – IQ непрерывно возрастал в течение 50 лет (первый провел обширные исследования в области динамики IQ в разных странах мира за длительный период).
Текучий (флюидный) и кристаллизованный интеллект (Р. Кэттелл).
Порядок рождения и количество детей в семье (теория Зайонца).

Аспекты проблемывключает способность анализировать и обрабатывать информацию, получаемую от различных органов чувств.Нормально распределен в популяции. Мюррей (1993

Слайд 95Факторные теории интеллекта
Двухфакторная – Ч. Спирмен
Многофакторные – Л. Терстоун, Т.

Келли
Кубическая модель структуры интеллекта – Гилфорд.
И. – это сумма

множества различных способностей. В неодинаковых ситуациях используются разные при этом разные способности (Дж. Петерсон).
Факторные теории интеллектаДвухфакторная – Ч. СпирменМногофакторные – Л. Терстоун, Т. КеллиКубическая модель структуры интеллекта – Гилфорд. И.

Слайд 96Спирмен Чарльз Э.  (1863–1945 , Англия. ) —Разработчик многочисленных методик математической

статистики. Создатель двухфакторной теории интеллекта и техники факторного анализа.
Единый фактор, который он

назвал g-фактором.
Другая категория факторов – названа специфическими.

Д В У Х Ф А К Т О Р Н А Я Т Е О Р И Я

Спирмен Чарльз Э.  (1863–1945 , Англия. ) —Разработчик многочисленных методик математической статистики. Создатель двухфакторной теории интеллекта и техники факторного анализа. Единый

Слайд 97Л. Терстоун
«Есть первичные умственные способности – целый ряд факторов»:
Вербальное понимание

речи, слов (V);
Беглость речи (W);
Числовой фактор (N);
Пространственное мышление (S);
Ассоциативная память

(M);
Перцептивная скорость (P);
Индукция или способность к общему выводу (I/R).


Т. Келли
выделял сходные факторы:
Манипулирование пространственные отношениями;
Легкость оперирования числами;
Легкость оперирования словесным материалом;
Память;
Скорость.

М Н О Г О Ф А К Т О Р Н Ы Е Т Е О Р И И (1930-е гг.)

Л. Терстоун«Есть первичные умственные способности – целый ряд факторов»:Вербальное понимание речи, слов (V);Беглость речи (W);Числовой фактор (N);Пространственное

Слайд 98Дж. Гилфорд. Кубическая модель
120 ячеек
Тест социального интеллекта Гилфорда - Салливена.

Дж. Гилфорд. Кубическая модель120 ячеекТест социального интеллекта Гилфорда - Салливена.

Слайд 99Множественный интеллект

Множественный интеллект

Слайд 100Х. Гарднер
Разные стороны интеллекта проявляются в разных способностях и в

разных ситуациях. Выделяет музыкальные способности, мотивация, инициатива, сенсомоторные способности и

т.д. Рассматривает 7 видов интеллекта:
Лингвистический интеллект. Характеризуется способностью использо­вать естественный язык для передачи информации, а также стимулирова­ния и возбуждения (поэт, писатель, редактор, журналист).
Музыкальный интеллект. Определяет способность исполнять, сочинять музыку и/или получать от нее удовольствие (исполнитель, композитор, музыкальный критик).
Логико-математический интеллект. Определяет способность исследовать, классифицировать категории и предметы, выявлять отношения между символами и понятиями путем манипулирования ими (математик, ученый).
Пространственный интеллект – способность видеть, воспринимать и манипулировать объектами в уме, воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции (архитектор, инженер, хирург).
Телесно-кинестетический интеллект — это способность использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, ручном труде (танцовщик, спортсмен, механик).
Межличностный интеллект. Обеспечивает способность понимать других людей и налаживать с ними отношения (учитель, психолог, продавец).
Внутриличностный интеллект. Представляет способность понимать себя, свои чувства, стремления (психолог, поэт).
Х. ГарднерРазные стороны интеллекта проявляются в разных способностях и в разных ситуациях. Выделяет музыкальные способности, мотивация, инициатива,

Слайд 101Социальный интеллект
способность понимать др. людей и действовать, или поступать мудро в отношении других. Термин былвведен в начале XX в. Э. Торндайком.

Социальный интеллектспособность понимать др. людей и действовать, или поступать мудро в отношении других. Термин былвведен в начале XX в. Э. Торндайком.

Слайд 102Эмоциональный интеллект
(EI) — способность человека осознавать эмоции, достигать и генерировать их

так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они

означают и, соответственно управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту[1]. Понятие эмоционального коэффициента ввели Питер Саловей и Джек Майер в 1990 году.
EI является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным.

Эмоциональный интеллект(EI) — способность человека осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и

Слайд 103Гениальность, МУДРОСТЬ

Гениальность, МУДРОСТЬ

Слайд 104Мудрость: Берлинская парадигма
свойства Мудрости по Балтесу:
обращена к сложным проблемам, касающимся

смысла и течения жизни
представляет собой выдающийся уровень знания, суждения и

способности давать советы другим
представляет собой совершенную интеграцию познания и личности, психики и добродетели
координирует и стимулирует индивидуальное и общественное развитие
включает в себя баланс и опосредование
всегда включает в себя осознание границ познания и неопределенностей, существующих в мире; невозможно изучать методами самоописания
трудно обрести, но легко узнать
Мудрость: Берлинская парадигмасвойства Мудрости по Балтесу:обращена к сложным проблемам, касающимся смысла и течения жизнипредставляет собой выдающийся уровень

Слайд 105Мудрость: Берлинская парадигма
Результаты исследований:

Многие взрослые люди находятся на пути к

мудрости, но очень немногие достигают высокого уровня
Первые признаки мудрости (умудренного

поведения) обнаруживаются в позднем подростковом возрасте и ранней взрослости.
На протяжении довольно длительного периода взрослости не происходит принципиальных сдвигов
в подростковом возрасте и в ранней взрослости М. сильно связана с интеллектом
средней взрослости и далее, интеллект перестает быть предиктором мудрости
возможность повысить степень умудренности с помощью довольно несложных интервенций
Мудрость: Берлинская парадигмаРезультаты исследований:Многие взрослые люди находятся на пути к мудрости, но очень немногие достигают высокого уровняПервые

Слайд 106Конец презентации

Конец презентации

Слайд 107Вильгельм Вундт  (Германская империя, 1832–1920)

Вильгельм Вундт  (Германская империя, 1832–1920)

Слайд 108М. А. Холодная. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. –

2004 г.

М. А. Холодная. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. – 2004 г.

Слайд 109Вильгельм Вундт  (Германская империя, 1832–1920)

Вильгельм Вундт  (Германская империя, 1832–1920)

Слайд 110Из философского словаря
Теории развития
Преформизм (заранее формирую, предобразую) — концепция развития

организма как разворачивания заложенных в зародышевых структурах свойств. 
Эпигенез – развитие

организма может быть рассмотрено как процесс становления новых качеств. Достигнутое на предыдущем этапе влияет на развитие на следующем этапе.
Из философского словаряТеории развитияПреформизм (заранее формирую, предобразую) — концепция развития организма как разворачивания заложенных в зародышевых структурах

Слайд 111Теории развития
Биогенетические: развитие предопределено врожденными задатками (теория рекапитуляции Стэнли Холла,

идеи Леви Брюля). Преформизм.
Социогенетические: изначально человек – чистая доска (tabula

rasa) (Джон Локк).
Двухфакторные: «Ни об одной функции нельзя спрашивать, извне она или изнутри. Надо интересоваться – что в ней извне и что изнутри» (В. Штерн). Эпигенез.
Культурно-историческая: «Врожденные свойства человека являются условиями развития, среда – его источник развития» (Л.С. Выготский).

Теории развитияБиогенетические: развитие предопределено врожденными задатками (теория рекапитуляции Стэнли Холла, идеи Леви Брюля). Преформизм.Социогенетические: изначально человек –

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика