Слайд 1Дифференциация учебной работы младших школьников
МОУ «СОШ №16»
г. Ачинск
Слайд 2Дифференциация (от лат. differentia - различение)
Дифференцированным считается учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных
различий учащихся
Слайд 3Виды дифференциации
Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение)
Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы)
Предполагает особые
классы, в которых учащиеся с определенными индивидуальными особенностями:
проявляющие интерес
к какому-либо предмету, с высоким уровнем обучаемости;
с особенностями (ограниченными возможностями здоровья)
Организация работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одним и тем же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями.
Слайд 4Этапы организации
внутриклассной дифференциации
Определение критериев, в соответствии с которыми создаются
группы учащихся для дифференцированное работы.
Проведение диагностики на основе выбранных критериев.
Распределение
учащихся по группам с учетом результатов диагностики.
Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий для выделенных групп учащихся.
Диагностический контроль за результатами работы учителя, в соответствии с которым могут меняться состав группы и характер дифференцированных заданий.
Слайд 5Критерии дифференциации
(в начальных классах)
Готовность к школьному обучению (предметная и
психологическая).
Обученность (уровень сформированности компонентов учебной деятельности, ориентированный на уровень усвоения
знаний: узнавание (нулевой), репродукция/воспроизведение (первый), применение знаний в знакомой ситуации (второй), применение знаний в измененной и новой ситуации (третий)).
Обучаемость (восприимчивость школьника к обучению, т.е. «восприимчивость к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а так же готовность к переходу на новые уровни умственного развития)
Слайд 6Показатели обучаемости
Активность в ориентировки в новых условиях.
Самостоятельное обращение к более
трудным заданиям.
Настойчивость в достижении учебной цели.
Умение работать в ситуациях помех,
препятствий.
Восприимчивость к помощи другого человека.
Работоспособность, выносливость и т.д.
Слайд 7Уровни обучаемости
Высокий уровень – умение действовать в уме, осуществлять ориентировку
и перенос, открытость к помощи, способность к самостоятельной постановки цели
обучения.
Низкий уровень – слабая откликаемость на помощь, нов то же время потребность в большом ее количестве, отсутствие инициативности и самостоятельности.
Слайд 8Диагностика
Модифицированная методика Калмыковой З.И.
Психологическая диагностика (проводит психолог).
Результаты проверочных, в
т.ч. разноуровневые работ учащихся.
Самостоятельные работы учащихся.
Работы в тетрадях.
Устные ответы у
доски.
Слайд 9Некоторые принципы распределения
учащихся по группам
При распределение по группам важно
соблюдать педагогический такт.
Некоторые способы дифференциации (дифференциация по степени самостоятельности, уровню
помощи и др.) не требуют разделения учащихся на группы.
Распределение по группам для дифференцированной работы не является раз и навсегда заданным.
Слайд 10Формы предъявления
дифференцированных заданий
Индивидуальные карточки.
Записи заданий на доске в двух-трех
и более вариантах.
Устные указания.
Слайд 11Способы дифференциации
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания
предлагаться на выбор.
Слайд 12Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся
Дифференциация работы по степени самостоятельности
учащихся не предполагает различий в учебных заданиях для разных групп
учащихся.
Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие – самостоятельно.
Слайд 13Схема дифференциации
по степени самостоятельности
Слайд 14Виды иллюстраций и моделей (математика)
Сюжетная картинка.
Предметная модель.
Краткая запись.
Графическая схема.
Чертеж (для
задач на движение).
Таблица.
Слайд 15Дифференциация работы учащихся
по характеру учебных действий
(этапы формирования умственных
действий)
Материальное или материализованное действие – выполняется руками, а материализованное –
с заместителями ( моделями), т.е. знаково-символическими средствами.
Перцептивные действия – действие выполняется глазом (в плане восприятия).
Речевое действие – как в громкой речи, а затем как во внешней речи про себя.
Умственное действие – действие во внутреннем плане без опоры на внешние средства (действие в уме)
Слайд 16Виды помощи
Образец выполнения задания (показ способа решения, образец рассуждения и
оформления).
Справочный материал (правило, формула, таблица мер).
Алгоритм, памятка, план, инструкция (в
обобщенном виде, в конкретном).
Наглядные опоры, иллюстрации, модели.
Дополнительная конкретизация задания.
Вспомогательные (наводящие) вопросы, косвенные или прямые указания по выполнению задания.
Начало решения или частично выполненное решение.