Слайд 1Тема 4. Система управления и ее структура.
Классические научные школы менеджмента.
Слайд 2Содержание темы
Общая структура системы управления.
Условие работоспособности.
Модель системы управления.
Контур регулирования. Внутренние и внешние связи.
Контур управления. Прямые и
обратные связи.
Возможности исследования на модели. Основные модели управления (управление производством и персоналом, управления по целям и самоуправление).
Организационные структуры управления (линейная, функциональная, дивизиональная и матричная) в индустрии туризма.
Классические научные школы менеджмента.
Слайд 3
«Система» переводится с греческого как «состав», то есть нечто составленное
из частей.
Термин «система» используют в тех случаях, когда хотят охарактеризовать
исследуемый объект как нечто целое, сложное. Существует несколько десятков определений этого понятия. Их анализ показывает, что определения понятия «система» изменялись не только по форме, но и по содержанию.
Из эволюции понятия системы видно, что в первых определениях в систему включались только элементы и связи (отношения) между ними (Л. фон Берталанфи, А. Холл);
затем появляется понятие цели как конечного результата, системообразующего критерия (В.И. Вернадский, У.Р. Гибсон, П.П. Анохин);
далее вводят наблюдателя (исследователя), то есть лицо, представляющее объект или процесс в виде системы (У.Р. Эшби).
Слайд 4Термин «система» толкуется неоднозначно, например:
• комплекс взаимодействующих компонентов;
• взаимосвязь самых
различных элементов;
• все, что состоит из связанных друг с другом
частей.
• любая общность, концептуальная или физическая, которая состоит из взаимозависимых частей;
• любая совокупность переменных, свойственных реальной машине;
• множество взаимосвязанных элементов, каждый из которых связан прямо или косвенно взаимодействует с каждым другим элементом, а два любых подмножества этого множества не могут быть независимыми;
• множество объектов вместе с отношениями между объектами и между их атрибутами (свойствами);
• множество объектов с набором связей между ними и между их свойствами;
• множество предметов вместе со связями между предметами и между их признаками;
• множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство;
• нечто такое, что может изменяться с течением времени;
Слайд 5Общая структура системы управления.
Система управления — совокупность действии, необходимых
для согласования совместной деятельности людей
При управлении в сравнительно крупных
масштабах все действия группируются по функциям, которые для успешного их осуществления организационно обособляются в звенья, связанные потребностью иметь определенный результат и достигать определенную цель.
Исходя из этого можно дать следующее определение: система управления — это совокупность звеньев, осуществляющих управление, и обеспечивающих связей между ними.
ссылка
Слайд 6система управления
Первое определение системы относится к малому предпринимательству, где есть
только менеджер и небольшая группа производственных работников, или к отдельному
подразделению (управление отделом, бригадой, лабораторией, кафедрой и пр.).
Второе определение отражает процесс управления, осуществляющийся в достаточно крупных масштабах, при наличии разделения управленческой деятельности между должностными лицами и специализированными подразделениями.
Слайд 7Звенья системы управления выделяются
по специфике,
объему и масштабу полномочий,
трудоемкости
работы,
равномерности распределения нагрузки,
квалификационным требованиям к персоналу,
информационному обеспечению,
возможностям
территориального размещения сотрудников.
Слайд 8Простейшая модель системы организации (предприятия):
ссылка
Слайд 9система организации
с учетом определения термина «система», в общем виде может
быть представлена как совокупность взаимосвязанных управляемой (объекта управления) и управляющей
(субъекта управления) подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой с помощью материально-технических и информационных средств и участвующих в процессе функционирования по обеспечению предназначения организации и достижению установленных целей.
Слайд 10К внешним системообразующим факторам социально-экономических объектов следует относить:
• целевые;
• временные
(они могут быть как системообразующими, так и системоразрушающими);
• пространственные (в
том числе географические);
• тенденциональные (тенденции развития);
• политические;
• экономические;
• финансовые;
• социальные;
• правовые;
• технические;
• организационные;
• ретроспективные.
Слайд 11Среди внутренних системообразующих факторов выделяют:
• целевые;
• стратегические;
• общекачественные (общие для
всех элементов объекта и субъекта управления качественные особенности и признаки
— технология, общая и профессиональная культура, включающая, например, способность к восприятию нововведений, и др.);
• причинно-следственные;
• взаимодополняющие;
• стабилизационные;
• связеобменные (на основе, например, прямых и обратных связей);
• функциональные;
• искусственные.
Слайд 12Существуют различные толкования понятия «связь», :
Взаимодействие в системе организации, осуществляемое
с помощью материально-технических и информационных средств, основывается на прямых и
обратных связях. Следует отметить, что значение связей в системном управлении трудно переоценить, так как с их помощью координируются потоки информации и материально-технических средств, что позволяет воздействовать на управляемые объекты.
процесс обмена информацией, регулирующий поведение систем (с точки зрения кибернетики);
взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и времени (с философской точки зрения);
то, что объединяет объекты и свойства в системном процессе в целое.
Применительно к системам организаций, связь можно определить как процесс обмена информацией и материально-техническими средствами, обеспечивающий целостность и регулирующий функционирование систем по достижению установленных целей.
Слайд 13Связи могут быть синергетическими и рекурсивными.
Синергетическая связь обеспечивает при совместном
функционировании отдельных элементов системы увеличение общего эффекта до величины большей,
чем сумма эффектов этих же элементов, действующих независимо.
Рекурсивная связь позволяет определить, какое явление, происходящее в системе, причина, а какое — следствие, какая в системе величина аргумент, а какая — функция.
Слайд 14Исключительно важна для функционирования системы связь, классифицированная по направленности действия,
т.е. прямая и обратная.
При прямой связи выходное воздействие одного элемента
осуществляется непосредственно на вход другого или через другие элементы.
Обратная связь осуществляется на основе воздействия выходной величины системы или элемента на вход этой же системы или элемента, или других систем или элементов.
Принцип обратной связи служит для формирования управляющих воздействий по улучшению функционирования системы или элемента, т.е. такого вида связь позволяет использовать информацию о состоянии управляемого объекта.
При действии обратной связи на уменьшение отклонения системы от первоначального состояния она называется отрицательной (например, уменьшение контролируемого спроса ведет к снижению результатов работы системы организации), в противном случае — положительной обратной связью (рис. 1.2).
ссылка
Слайд 15Принципиальная схема обратной связи
Слайд 16В системе могут реализовываться функциональные связи
Это связи между должностными лицами,
подразделениями и службами организации в процессе осуществления ими своих функций.
Классифицируя функциональные связи по пространственному признаку их можно подразделить на горизонтальные, вертикальные, диагональные.
Горизонтальные функциональные связи возникают в процессе выполнения функций управления между должностными лицами и подразделениями субъекта управления одного иерархического уровня.
вертикальные — между должностными лицами и подразделениями системы различных уровней иерархии, находящимися в субординационных отношениях одной линейной подсистемы,
а диагональные — между должностными лицами и подразделениями системы различных уровней иерархии, находящимися в разных линейных несубординационных (несоподчиненных) подсистемах.
Слайд 17При раскрытии содержания терминов подсистем системы организации в первую очередь
следует остановиться на управляемой подсистеме, называемой объектом управления. Данная система
представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, обеспечивающих производственный процесс создания продукции и услуг для достижения определенных целей системы. Производственный процесс в данном случае следует понимать более широко, включая процессы производства продуктов и изделий, зданий, сооружений и т.п., а также процессы осуществления образовательных, финансовых, научноисследовательских, маркетинговых, кадровых, сертификационных и прочих подобного рода услуг. Соответственно управляемую подсистему можно назвать также производственной.
Слайд 18производственная подсистема
Для системы производственной организации в качестве объекта управления будет
выступать его производственная подсистема, которая, как известно, включает основное, вспомогательное
и обслуживающее производства.
В основном производстве к таким подразделениям относятся, как правило, цехи, изготавливающие основную продукцию. Например, для машиностроения это будут заготовительные, обрабатывающие и сборочные цехи.
Во вспомогательном производстве основу производственной структуры также составляют цехи, но изготавливающие вспомогательную продукцию, потребляемую непосредственно при производстве основной продукции предприятия. На машиностроительном предприятии это могут быть инструментальные, штамповочные, модельные и ремонтные цехи.
Обслуживающее производство включает подразделения, предназначенные для обслуживания основного и вспомогательного производств. К ним могут относится, например, транспортные, складские, энергетические, сантехнические и другие хозяйства.
Слайд 19Другая основополагающая подсистема системы организации — управляющая, называемая субъектом управления
Она понимается как совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих
между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду для достижения главной, основной и других целей системы.
Воздействия осуществляются на основе прямых и обратных связей. Субъект управления характеризуется целостностью и упорядоченностью всех элементов и подсистем.
По своей сущности понятие «управляющая подсистема» адекватна термину «система управления», т.е. это синонимы.
Слайд 20управляющая подсистема
В любой СУ можно выделить ряд подсистем управления, состав
и сущность которых во многом зависит от предназначения и целей
системы организации.
Вместе с тем каждая такая система является частью целого и образует свою самостоятельную систему, но может входить в систему более высокого уровня (например, СУ бригадой — в СУ участком, СУ участком — в СУ цехом, СУ цехом — в СУ организацией и т.д.).
Данный подход «вхождения» одной системы в другую обусловлен иерархическим принципом организации сложных многоуровневых систем, каковой является социально-экономическая система.
Структура таких систем может наглядно изображаться в пространстве (после их декомпозиции) в виде ориентированного дерева, в котором вершины соответствуют системам соответствующего уровня, а дуги — связям.
Слайд 21Общие функции управленческого цикла в системе управления
Прогнозирование –► планирование
–► руководство –► координация –► мотивация (активизация и стимулирование) –►
стимулирование –► учетная (в том числе идентификация, сбор и накопление данных, прослеживаемость) –► контроль –► коммуникационная ( регулирование путем корректировки)
Слайд 23Среди всех общесистемных принципов необходимо обратить внимание на выполнение общих
функций управления (замкнутого общефункционального управленческого цикла), которые перечислены ниже.
1. Планирование,
представляющее особый процесс подготовки менеджерами решений по обеспечению усилий коллектива для достижения целей организации. Из-за периодического переориентирования целей и постоянного изменения условий внешней среды этот процесс всегда непрерывный.
2. Организация, направленная на структурирование всех работ, распределение их по вертикали и горизонтали для достижений целей организации и выполнения намеченных планов и обязательств.
3. Мотивация, обеспечивающая активизацию труда работающих по выполнению всех видов работ с высоким качеством (без ошибок) в соответствии с распределенными функциями, планами и требованиями. Мотивация, как правило, включает: внешнее стимулирование (материальное и моральное); психологическое стимулирование (создание условий для заинтересованности в труде, потребности в трудовой активности, удовлетворения от трудовой деятельности). Это одна из самых важных менеджерских функций, способствующих достижению целей деятельности организации.
Слайд 244. Контроль, предполагающий: отслеживание того, что запланировано; определение того, что
сделано в этой области в определенный период времени; сравнение запланированного
с достигнутым; принятие корректирующих «мягких» мер при обнаружении отклонений от запланированного. Посредством данной функции осуществляется обратная связь, которая не должна нести «возмездие», а должна стать объективной основой для эффективного вмешательства менеджеров в процесс достижения целей организации, выполнения обязательств, повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности продукции.
Все эти четыре общие менеджерские функции в своей основе аналогичны общим функциям менеджмента промышленных организаций в целом. Они объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. При этом руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность, в основе которой находится «человеческий» фактор.
А. Файоль, например, отмечал, что управлять — это значит предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.
В ряде других источников приводятся следующие общие функции управления: планирование, организация, распорядительство (командование), мотивация, руководство, контроль, координация, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, регулирование.
Слайд 27Рис1.6 Классификация условий, влияющих на функционирование элементов системы управления
Слайд 30
Сравнительная характеристика иерархического
и органического типов структур
Слайд 31Линейная организационная структура управления.
Слайд 33Линейно-функциональная структура
Слайд 35Функциональная организационная структура управления организацией
Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью
подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия
решений в системе линейного управления.
Вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и прогнозирование).
Слайд 37 Матричная организационная структура управления
Матричная структура управления создается путем совмещения
структур двух видов: линейной и программно-целевой. При функционировании программно-целевой структуры
управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации.
При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает не с подчиненными ему непосредственно специалистами, которые подчинены линейным руководителям, а в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу.
Слайд 39Элементы проектирования организации
• разделение труда и специализация;
• департаментизация и кооперация;
•
связи между частями и координация;
• масштаб управляемости и контроля;
• иерархия
организации и ее звенность;
• распределение прав и ответственности;
• централизация и децентрализация;
• дифференциация и интеграция.
Слайд 40Проектирование организационных структур
Процесс проектирования оргструктуры состоит из трех основных
этапов.
Первый этап - анализ оргструктур. Анализ действующей оргструктуры управления призван
установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации.
Второй этап - проектирование оргструктур.
Третий этап - оценка эффективности
Слайд 41Требования к организационной структуре
1. Оптимальность.
2. Оперативность
3. Надежность
4. Экономичность
5. Устойчивость структуры управления
Гибкость
Слайд 42Эффективность организационной структуры
Эффективность управления — это относительная характеристика результативности
деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях, как объекта
управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления).
Коэффициент звенности
Коэффициент территориальной концентрации
Коэффициент эффективности организационной структуры управления
Слайд 43Оценка эффективности организационных структур
Оценка эффективности управления может быть приведена по
уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления. Отдельные параметры
эффективности организационной структуры можно определить, используя ряд коэффициентов:
Коэффициент эффективности организационной структуры управления:
Кэ=Рп/ЗуГде Рп – конечный результат, полученный от функционирования организационной структуры управления;
ссылка
Слайд 44Зу – затраты на управление заработной платы. В преобладающем большинстве
случаев состояние и эффективность организационной структуры оценивают через показатели, характеризующие
деятельность управляемого объекта.
Эффективность управления Эу выражают, как правило, показателем, представляющим собой отношение экономичности управления Эс
Эс исчисляется делением затрат на управление Ау на совокупную стоимость основных и оборотных фондов Д и выражается в затратах на управление на единицу стоимости фондов.
Слайд 45Эп определяется делением объема условно чистой продукции (Вч. П) на
численность промышленно- производственного персонала Ст ивыражается в количестве произведенной продукции
на человека:
Эу= Эс/ Эп= (Ау/ Д)/(Ич.п./ Ст)
Для определения эффективности лучшим является интегрированный показатель Кэ.ф. у:Кэ.ф. у=1-(Qу/Lч.п.)/(Fт/Еоф)Где Кэ.ф. у - эффективности управления;
Qу - затраты на управление, приходящиеся на одного работника управления;
Lч. п. – удельный вес численности управленческих работников в общей численностиработающих;
Fт – фондовооруженность, стоимость основных и оборотныхсредств, приходящихся на одного работающего;
Еоф – фондоотдача.
В итоге чем ближе к 0 получается коэффициент, тем эффективней структура управления.
Расчет коэффициента эффективности можно рассмотреть на примере замены линейной структуры управления на линейно – функциональную. пример
коэффициент эффективности производства Эп.
Слайд 46Классические научные школы менеджмента
Первой школой менеджмента была классическая научная школа
сформировавшаяся в период с 90-х годов 19 в. По 20-е
гг. 20 в. Главными представителями данной школы были Фредерик Тейлор, Фрэнк Гильберт, Анри Файоль и Макс Вебер.
Ф. Гильберт – автор производственного менеджмента на основе рациональной организации труда.
А. Файоль – автор функционального подхода в управлении организациями.
М. Вебер - разработчик концепции рациональной управленческой бюрократии (бюро – стол, крат – сила, власть).
Слайд 47В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном
вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего, представители классической школы разрабатывали
подходы к совершенствованию управления организацией в целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления, следование которым приведет организацию к успеху.
Различают основные направления классической школы менеджмента: научный менеджмент; административный подход; анализ бюрократии.
В основу всех концепций управления, составляющих классическую школу, лежит выдвинутое еще Адамом Смитом представление, согласно которому, только экономическое вознаграждение побуждает людей к работе: чтобы заставить людей работать, менеджеры должны добиться удовлетворения их потребности в деньгах.
ссылка
Слайд 48Список использованной литературы
Исследование систем управления: Учеб. пособие/ Под ред. Д.э.н.,
Э.М. Короткова. – М.:ИНФА-М,2003. – 176с.(Вопросы и ответы)
Коротков Э. М.
Исследование систем управления: Уч.-2-изд – М.:«ДеКА»,2005.- 456с.
Мишин В. М. Исследование систем управления: Уч.-2-изд. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2005. – 527с.
Мухин В.И. Исследование систем управления: Учеб. пособие – М.:«Экзамен»,2007 – 384
Менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 – 255с.