Слайд 1Динамика доходов населения РФ
Слайд 2Основными источниками данных о доходах населения являются данные государственной и
ведомственной статистики.
Государственная статистика собирает информацию непосредственно от населения и домохозяйств
при проведении выборочного обследования домашних хозяйств и от крупных и средних фирм, представляющих отчетность по труду и выплате заработной платы.
Слайд 3Ведомственная статистика обобщает информацию о выплатах, произведенных населению, о платежах,
от него полученных, на основе ведомственной отчетности. К таким данным
относятся:
баланс денежных доходов населения, который обобщает информацию от финансовых учреждений и строится Центральным банком РФ;
данные о размере выплаченных пенсий и пособий, предоставляемые Государственным пенсионным фондом;
суммы декларируемых населением доходов и уплаченных с них налогов по данным Государственной налоговой службы РФ (ГНС РФ).
Слайд 4К основным задачам статистики при изучении доходов населения относятся:
характеристика размера
и состава доходов населения и домашних хозяйств;
анализ дифференциации денежных доходов
и потребления;
изучение динамики денежных доходов;
моделирование доходов, расходов и потребления населения;
изучение влияния доходов (расходов) на потребление и другие социально-экономические показатели.
Слайд 5В рыночных условиях возрастает необходимость в изучении платежеспособности населения как
одного из важных факторов развития рынка.
Однако информация о доходах наименее
достоверна из-за многообразия источников доходов, наличия неучитываемых доходов от «теневой» экономической деятельности, разрыва во времени между осуществленной деятельностью и ее оплатой, а также наличия не только денежной формы доходов, но и натуральных поступлений продуктов питания и предоставляемых льгот населению.
Слайд 6Источники и основные показатели доходов
Доходы населения представляют собой денежные и
натуральные поступления, которые могут быть использованы на удовлетворение личных потребностей
населения, обязательные и добровольные платежи, сбережения.
Общая сумма доходов, включающая денежные и натуральные поступления, с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг, называется совокупными доходами населения. В их составе основная часть приходится на денежные доходы.
Слайд 7Располагаемые доходы являются источником для конечного потребления товаров и услуг
и сбережений. Располагаемые доходы являются конечными доходами населения.
Под реальными доходами
понимается совокупность благ, которые могут быть приобретены на конечные доходы и накопления населения.
Слайд 8Величина реальных доходов зависит от величины конечных доходов и уровня
цен на потребительские товары и услуги. Динамика реальных доходов характеризуется
индексом, который рассчитывается по формуле:
IDр и IDном – соответственно, индексы реальных и номинальных доходов;
Ip – индекс потребительских цен.
Слайд 9Основными источниками денежного дохода у большинства населения, а у части
населения и единственными, является заработная плата и пенсия (или другие
социальные трансферты).
Слайд 10Прожиточный минимум. Потребительская корзина
Для того, чтобы сделать выводы об уровне
жизни населения и его динамике, средние показатели доходов населения, заработной
платы и пенсий сравниваются с величиной прожиточного минимума, минимальной заработной платой и минимальным размером пенсии.
Прожиточный минимум, минимальная заработная плата и минимальный размер пенсии регулируются законодательно.
Слайд 11Динамика реальных располагаемых доходов
По официальной оценке, прирост реальных располагаемых доходов
населения в первом квартале 2010 г. составил 7,4% относительно первого квартала
2009 г.
Слайд 12Основным событием первого квартала 2010 г., повлиявшим на общую динамику
доходов населения, стало масштабное повышение пенсий, проведенное в два этапа —
в декабре 2009 г. (на 14%) и в январе 2010 г. — еще на 15%. Объем пенсионных выплат населению относительно того же периода 2009 г. вырос примерно на 45% в реальном выражении. Это повышение отразилось на динамике доходов — на приведенном выше графике виден «горб» в январе. После повышения пенсий их доля в структуре доходов населения увеличилась с 9% до 12–13%.
Слайд 13Повышение зарплат в бюджетной сфере в начале 2009 г. вместе
со стабильной занятостью обеспечивало положительную динамику фонда оплаты труда бюджетников
в реальном выражении в течение 2009 г. (см. график 3).
Слайд 14Восстановительный рост фонда оплаты труда наблюдается во многих отраслях, но
наиболее активно этот процесс идет в сфере торговли и платных
услуг.
По данным за февраль, он был ниже докризисного уровня августа 2008 г. на 10% (на 2,2% за счет зарплаты и на 7,7% за счет занятости), в то время как в отраслях нетопливного сектора, промышленности и строительстве оставался ниже на 15,9% (на 3,2% за счет зарплаты и на 13,1% за счет занятости).
Слайд 15Более позитивная динамика ФОТ в секторе услуг по сравнению с
производством товаров отражает то, что занятые в этих отраслях оказались
лучше защищены от кризиса благодаря отсутствию конкуренции с импортом, и более того — быстрый разворот к укреплению рубля после девальвации прошлого года быстрее проявил свое воздействие на доходы занятых в сфере торговли и грузоперевозок.
Слайд 16Несмотря на то, что финансовое состояние ряда отраслей промышленности и
строительного сектора до сих пор не нормализовалось, наблюдается тенденция к
выравниванию темпов роста зарплаты в разных секторах, что достаточно опасно с точки зрения их конкурентоспособности.
Помимо этого росту зарплат в небюджетном секторе способствуют и специфические для России нерыночные факторы, такие как отсутствие конкуренции и эффективного управления в госкорпорациях (формально они относятся к «небюджетному» сектору), господдержка отдельных крупных компаний, которая порождает завышение зарплат в конкуренции за квалифицированные кадры, навязанная «социальная ответственность», препятствующая сокращению издержек на рабочую силу. В острой фазе кризиса это проявлялось в работе «зарплатных» комиссий. И, наконец, последний фактор — ограничение государством конкуренции со стороны со стороны иностранных работников (снижение квот на их привлечение).