Разделы презентаций


Динамика развития самодеятельного объединения

Содержание

ВОПРОСЫОбъективные предпосылки усиления коллективных начал в творческой деятельности.Стадии групповой самоорганизации.Формирование коллектива как иллюстрация стадий развития группы.Целеполагание и “движение вперед” в коллективе, клубе, коалиции, секте.Самодеятельное объединение как социально - психологическая система (групповщина,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Слайд 2ВОПРОСЫ
Объективные предпосылки усиления коллективных начал в творческой деятельности.
Стадии групповой самоорганизации.
Формирование

коллектива как иллюстрация стадий развития группы.
Целеполагание и “движение вперед” в

коллективе, клубе, коалиции, секте.
Самодеятельное объединение как социально - психологическая система (групповщина, соперничество, борьба за лидерство, конфликтные ситуации).
ВОПРОСЫОбъективные предпосылки усиления коллективных начал в творческой деятельности.Стадии групповой самоорганизации.Формирование коллектива как иллюстрация стадий развития группы.Целеполагание и

Слайд 3ВОПРОСЫ
Социометрическая структура, лидерство, референтность.
Этап формирования общности “МЫ”. Механизм идентификации.
Этап преодоления

кризиса.
Варианты послекризисного развития.
Индивидуализация и самореализация личности на разных стадиях развития

самодеятельного объединения.
Проблемы педагогической реорганизации и изменения содержания деятельности досуговых объединений.
ВОПРОСЫСоциометрическая структура, лидерство, референтность.Этап формирования общности “МЫ”. Механизм идентификации.Этап преодоления кризиса.Варианты послекризисного развития.Индивидуализация и самореализация личности на

Слайд 4Динамика развития СО
Объективные факторы общественного развития усиливают коллективные начала в

творческой деятельности. Это потребность общения и совместной деятельности с единомышленниками

в искусстве, творческие коллективы и группы, лаборатории, школы, консолидация вокруг определенных идей или предметов деятельности.
Динамика развития СООбъективные факторы общественного развития усиливают коллективные начала в творческой деятельности. Это потребность общения и совместной

Слайд 5Динамика развития СО
Для педагога знание механизмов функционирования и формирования групп

и коллектива является самоценным, т.к. понимание этих процессов, их стимулирование

или блокирование в определенных условиях может раскрыть творческие возможности личности, способствовать ее обогащению, формированию индивидуальности.
Динамика развития СОДля педагога знание механизмов функционирования и формирования групп и коллектива является самоценным, т.к. понимание этих

Слайд 6Динамика развития СО
Досуговое объединение - это - включенность индивида

в социум; психологическая комфортность, защищенность личности общностью МЫ; субъективно значимая

самореализационная деятельность; этические характеристики (уровень) межличностных отношений.
Динамика развития СОДосуговое объединение - это  - включенность индивида в социум; психологическая комфортность, защищенность личности общностью

Слайд 7Динамика развития СО
Самодеятельное объединение - особый социокультурный тип группы, отличающийся,

например, от воинского, школьного, или трудового коллективов.

В СО возникают разные

явления - групповщина, соперничество, конфликты, борьба за лидерство. Поэтому рассматривать СО как коллектив неправомерно. СО - это особая социально-культурная общность, функционирующая по законам малых групп.
Динамика развития СОСамодеятельное объединение - особый социокультурный тип группы, отличающийся, например, от воинского, школьного, или трудового коллективов.В

Слайд 8 ДИФФУЗНАЯ ГРУППА
1 этап развития – ДИФФУЗНАЯ группа
Участники незнакомы или

малознакомы друг с другом. Группа объединена только формальным признаком.
Межличностные отношения

еще не сформировались
ДИФФУЗНАЯ ГРУППА1 этап развития – ДИФФУЗНАЯ группаУчастники незнакомы или малознакомы друг с другом. Группа объединена только

Слайд 9Ассоциативная стадия
2 этап – группа АССОЦИАЦИЯ
Возникли симпатии и антипатии, формируются

микрогруппы, общественное мнение, межличностные контакты.
Но они не устойчивы, хаотичны, по

большей части формальны.
Ассоциативная стадия2 этап – группа АССОЦИАЦИЯВозникли симпатии и антипатии, формируются микрогруппы, общественное мнение, межличностные контакты.Но они не

Слайд 10Корпоративная стадия
Данную стадию развития характеризует активное действие социально-психологических механизмов, главные

из которых:
Формирования групповых норм;
Формирования межличностных коммуникаций (социометрической структуры);
Референтации;
Лидерства;
Идентификации;
Формирования общности «МЫ».

Корпоративная стадияДанную стадию развития характеризует активное действие социально-психологических механизмов, главные из которых:Формирования групповых норм;Формирования межличностных коммуникаций (социометрической

Слайд 11Формирование групповых норм
Групповые нормы не задаются извне. Они складываются стихийно,

представляют собой стандарты поведения. Неизбежность возникновения норм - выполняют жизненно

важные для группы функции. Движет социогенетическая потребность в организации – (аналог - коллективные действия стаи в животном мире).
Формирование групповых нормГрупповые нормы не задаются извне. Они складываются стихийно, представляют собой стандарты поведения. Неизбежность возникновения норм

Слайд 12Формирование групповых норм
Существует две основные модели организации - инструментальная (

модель М. Вебера) - все предельно рационально, все функции регламентированы

и определены инструкциями, любое взаимодействие определено целями.
Такая организация - орудие чьей - то деятельности.
Формирование групповых нормСуществует две основные модели организации - инструментальная ( модель М. Вебера) - все предельно рационально,

Слайд 13Формирование групповых норм
Вторая модель - “естественная организация” (деятельностная, субъектная) -

модель субъектного типа - возникает стихийно и затем формализуется. Субъекты

деятельности внутри себя. Принципиально опирается на потребность людей в деятельности, субъектное начало поведения.
Формирование групповых нормВторая модель - “естественная организация” (деятельностная, субъектная) - модель субъектного типа - возникает стихийно и

Слайд 14Групповые нормы (по Т. Парсонсу)
1. Обеспечивают предсказуемость поведения окружающих. Можно предвидеть

поведение личности, принадлежащего к данной группе.
2. Позволяют стандартно реагировать на

ситуации - не рискуя попасть в неприятность либо ее создать. Фактор стабилизации отношений.

Групповые нормы (по Т. Парсонсу)1. Обеспечивают предсказуемость поведения окружающих. Можно предвидеть поведение личности, принадлежащего к данной группе.2.

Слайд 15Групповые нормы (по Т. Парсонсу)
3. Избавляют человека от тревоги и неопределенности.

При отсутствии общих правил поведения в группе или при незнании

их человек не знает, что можно ждать от окружающих, как себя вести, чтобы не навлечь осуждение. (Этикет, субкультура). Незнание может привести к нервным перегрузкам и болезням.

Групповые нормы (по Т. Парсонсу)3. Избавляют человека от тревоги и неопределенности. При отсутствии общих правил поведения в

Слайд 16Групповые нормы (по Т. Парсонсу)
4. Позволяют эффективно осуществлять любой вид совместной

деятельности.
5. Создают индивидуальное лицо каждой группы. Чем дольше существует группа,

тем больше возникает в ней норм.

Групповые нормы (по Т. Парсонсу)4. Позволяют эффективно осуществлять любой вид совместной деятельности.5. Создают индивидуальное лицо каждой группы.

Слайд 17Групповые нормы (по Т. Парсонсу)
Формирование общих норм - механизм развития группы.

На первом этапе, когда участники малознакомы каждый руководствуется собственными, имеющимися

в личном опыте нормами. В процессе взаимодействия происходит интеграции норм - сходство индивидуальных норм приводит к выработке единой групповой нормы.

Групповые нормы (по Т. Парсонсу)Формирование общих норм - механизм развития группы. На первом этапе, когда участники малознакомы

Слайд 18Групповые нормы
Но вместе с формированием норм увеличивается внутригрупповое давление.

Группа применяет санкции - прохладное отношение, неясные намеки. Затем открытое

недовольство и требование соблюдения групповых правил. Далее бойкот, исключение из групповой деятельности и насмешки. Трудовые отношения - контролируют неформальные группы, в досуге ГН - основа складывания общности.

Групповые нормы  Но вместе с формированием норм увеличивается внутригрупповое давление. Группа применяет санкции - прохладное отношение,

Слайд 19Корпоративная стадия

Корпоративная стадия

Слайд 20Корпоративная стадия Формирования межличностных коммуникаций
Социометрия. (Отдельная презентация)
CПЛОЧЕННОСТЬ. Интеграция или

дезинтеграция групп.
Осознание себя группой и ее возможность влияния на своих

членов.
Развитые коммуникации, число контактов (Г. Хоманс).
Согласие и привлекательность (Т. Ньюком).

Корпоративная стадия  Формирования межличностных коммуникаций Социометрия. (Отдельная презентация)CПЛОЧЕННОСТЬ. Интеграция или дезинтеграция групп.Осознание себя группой и ее

Слайд 21 Формирования межличностных коммуникаций
Согласие - растет степень контактов. Эмоционально

- психологическая привлекательность. Привлекательность группы - возможность удовлетворения потребностей индивида

в группе.
Групповая сполоченность проявляется в “ядре” группы.


Формирования межличностных коммуникаций Согласие - растет степень контактов. Эмоционально - психологическая привлекательность. Привлекательность группы - возможность

Слайд 22Корпоративная стадия референтация
РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА ( Х.Химан ) - группы, чьи

нормы, установки и ориентации не только принимаются индивидом во внимание

при реализации социального поведения, но и становятся мотивом поведения личности. Эталонная (референтная) группа может быть реальная или воображаемая (герои книг, кинофильмов и т.д.)
Корпоративная стадия  референтацияРЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА ( Х.Химан ) - группы, чьи нормы, установки и ориентации не только

Слайд 23Референтные группы
Эталонная (референтная) группа может быть реальная или воображаемая (герои

книг, кинофильмов и т.д.)
Оптимальное число референтной группы 2-7 человек. Референтная

группа как бы задает личности систему эталонов.

Референтные группыЭталонная (референтная) группа может быть реальная или воображаемая (герои книг, кинофильмов и т.д.)Оптимальное число референтной группы

Слайд 24лидерство
ЛИДЕРСТВО - социально-психологическое явление.

Теория черт лидера. Врожденные свойства и

характеристики - сила и подвижность нервных процессов, экстравертированность, способность к

эмпатии - сочуствию, явно выраженные эвристические и интеллектуальные способности. (30 - е годы Е. Богардиус). Но не всегда срабатывает. Бывают и сильные и умные в аутсайдерах.

лидерствоЛИДЕРСТВО - социально-психологическое явление. Теория черт лидера. Врожденные свойства и характеристики - сила и подвижность нервных процессов,

Слайд 25лидерство
Лидерство как функция группы (50-е годы Р. Крачфилд, Д. Креч,

Г. Хоманс). Лидерство - результат внутригруппового развития, лидер - член

группы с наибольшим статусом, который наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы.

лидерствоЛидерство как функция группы (50-е годы Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Хоманс). Лидерство - результат внутригруппового развития,

Слайд 26лидерство
Лидерство как функция ситуации (Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Харе).

Одни и те же лица в разных группах занимают разное

положение, играют различные роли. Лидер во дворе и аутсайдер в классе. Лидер - тот кто в определенной ситуации берет на себя большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные.

лидерствоЛидерство как функция ситуации (Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Харе). Одни и те же лица в разных

Слайд 27лидерство
Р. Бейлс - два типа лидеров - эмоциональный и инструментальный
Б.Д.

Парыгин - дифференциация лидерства.
1. По содержанию деятельности:
лидер вдохновитель, предполагающий

программу поведения;
лидер - исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;
лидер, являющийся одновременно и исполнителем и организатором.
лидерствоР. Бейлс - два типа лидеров - эмоциональный и инструментальныйБ.Д. Парыгин - дифференциация лидерства.1. По содержанию деятельности:

Слайд 28лидерство
2. По стилю руководства: авторитарный, демократический, сочетающий черты и того

и другого;
3. По характеру деятельности: универсальный, постоянно проявляющий свои качества,

ситуативный, проявляющийся лишь в определенных ситуациях.

лидерство2. По стилю руководства: авторитарный, демократический, сочетающий черты и того и другого;3. По характеру деятельности: универсальный, постоянно

Слайд 29лидерство
По Гумилеву - это пассионарность, то есть зараженность идеей, гипертрофированный

вектор изменения и слаборазвитый - сохранения. Это качество можно еще

назвать фанатизмом - отказ от жизненных благ и даже самой жизни во имя идеи.
Этологические модели лидерства
лидерствоПо Гумилеву - это пассионарность, то есть зараженность идеей, гипертрофированный вектор изменения и слаборазвитый - сохранения. Это

Слайд 30идентификация
Отождествление себя с тем, что я считаю своим, отнесение к

Я всего того, что я считаю значимым для меня.
Идентификация -

очень глубинное человеческое свойство. Оно коренится в остатках магического сознания, которое мы переняли у своих предков.
идентификацияОтождествление себя с тем, что я считаю своим, отнесение к Я всего того, что я считаю значимым

Слайд 31идентификация
ИДЕНТИФИКАЦИЯ. - эмоциональное приобщение личности к группе, как целому, с

которым личность сознательно или неосознанно себя идентифицирует.
Переживание одного - мотивы

для действия всех - один за всех, все за одного. Исключает возникновение аутсайдеров в коллективе.

идентификацияИДЕНТИФИКАЦИЯ. - эмоциональное приобщение личности к группе, как целому, с которым личность сознательно или неосознанно себя идентифицирует.Переживание

Слайд 32идентификация
Примитивная идентификация. Она характерна для двух личностных типов: человека с

низким уровнем развития и “человека разочарованного”, когда “я”, потеряв всякую

надежду обрести подлинное “мы”, или устав от официально “вымученной” общности обретает эту общность на уровне “телесной моторики” молодежной дискотеки, в форме коллективной пьянки или токсикомании.

идентификацияПримитивная идентификация. Она характерна для двух личностных типов: человека с низким уровнем развития и “человека разочарованного”, когда

Слайд 33идентификация
Одним из проявлений примитивной идентификации является групповое протестное поведение, т.е.

демонстративное стремление выделиться, обратить на себя внимание окружающих. Мода, нетрадиционные

образы жизни (хиппи, панки), в крайних случаях - асоциальное поведение и т.п.
идентификацияОдним из проявлений примитивной идентификации является групповое протестное поведение, т.е. демонстративное стремление выделиться, обратить на себя внимание

Слайд 34идентификация
Аутсайдерская идентификация. Этот тип идентификации характерен для лиц непризнанных, переживающих

“комплекс неполноценности”. Общность в данном случае обретается через сходство “судьбы”,

единство психических состояний, через выделение себя из среды, негативно настроенной по отношению к данной личности - общность “отверженных”.
идентификацияАутсайдерская идентификация. Этот тип идентификации характерен для лиц непризнанных, переживающих “комплекс неполноценности”. Общность в данном случае обретается

Слайд 35Идентификация
Одним из психологических синдромов такого типа идентификации является ощущение потери

смысла жизни, духовная опустошенность, готовность “лечь на дно”, уйти от

проблем с помощью алкоголя, наркотиков.
Формой ухода от проблем жизни является увлечение нетрадиционными стилями поведения.
ИдентификацияОдним из психологических синдромов такого типа идентификации является ощущение потери смысла жизни, духовная опустошенность, готовность “лечь на

Слайд 36Идентификация
Парциальная идентификация (З.Фрейд). Здесь противоречивым образом смешиваются любовь и ненависть

к объекту подражания. Подобную амбивалентность Фрейд объяснял “эдиповым комплексом” -

врожденным стремлением человека занять место “отца” и скопировать его поведение и образ жизни.

ИдентификацияПарциальная идентификация (З.Фрейд). Здесь противоречивым образом смешиваются любовь и ненависть к объекту подражания. Подобную амбивалентность Фрейд объяснял

Слайд 37Идентификация
Индокринальная идентификация.
Сторонники доктрины (а это, как правило, лица непосредственно знающие

носителя идеи и полностью идентифицирующие себя с ним) в дальнейшем

видят свой смысл уже не в том, чтобы развивать идею и следовать ей, а чтобы защищать ее, ненавидя всякого несогласного и презирая равнодушного.
ИдентификацияИндокринальная идентификация.Сторонники доктрины (а это, как правило, лица непосредственно знающие носителя идеи и полностью идентифицирующие себя с

Слайд 38Идентификация
Доктрина, став всеохватывающей религией, доставляет своим сторонникам глубокое удовлетворение “совершенным

знанием”. Поэтому все противоречащие ей факты или отрицаются, или игнорируются,

вытесняясь в подсознание.


ИдентификацияДоктрина, став всеохватывающей религией, доставляет своим сторонникам глубокое удовлетворение “совершенным знанием”. Поэтому все противоречащие ей факты или

Слайд 39Идентификация
Проективная идентификация. В данном случае основой консолидации общности становится совпадение

сверхзначимости образа и оценок времени - настоящего, прошедшего и будущего.

Образ, как правило, предельно субъективен и является одновременно и проекцией сегодняшних бед, проблем, противоречий, и способом их разрешения.
ИдентификацияПроективная идентификация. В данном случае основой консолидации общности становится совпадение сверхзначимости образа и оценок времени - настоящего,

Слайд 40Формирование общности «МЫ»
Мы – Они. Отношения между людьми строятся на

основе различных видов связей, но чувство «ино-группы» (моя компания, моя

семья, мой двор и так далее), поиск ее членов среди других остаются важными для каждого человека. Другие группы, к которым человек не принадлежит, будут для него «аутгруппами» (чужие, не мои).

Формирование общности «МЫ»Мы – Они. Отношения между людьми строятся на основе различных видов связей, но чувство «ино-группы»

Слайд 41 Формирование общности «МЫ»
Также одно из глубинных человеческих свойсв. Б.Ф.Поршнев.
Основные

условия данного СП механизма:
1. Референтность целей и состава группы.
2. Наличие

лидера.
Результат корпоративного этапа: группы складывается в определенный тип объединения со всеми его признаками.
Личностные изменения: приобщение к группе, общности «МЫ»
Формирование общности «МЫ»Также одно из глубинных человеческих свойсв. Б.Ф.Поршнев.Основные условия данного СП механизма:1. Референтность целей и

Слайд 42Кризисный этап развития объединения
Кризисная ситуация:
а) состояние удовлетворенности;
б) падает

референтная роль руководителя
Кризис по одному (или всем сразу) признакам

:
- кризис целей деятельности - в том случае, если цели достигнуты или потеряли смысл ;
- кризис отношений (борьба за лидерство, несходство ценностных установок).
Кризисный этап развития объединения Кризисная ситуация:а) состояние удовлетворенности; б) падает референтная роль руководителя Кризис по одному (или

Слайд 43Кризисный этап развития объединения
Выход из кризиса - включение дополнительных стимулов

развития:
1. Замена цели
а) ее расширение (клуб любителей чтения Перми) -

переход объединений к поиску альтернативных вариантов развития;
в) гиперболизация цели (подвижничество “Памяти”, “Отечества”, которые называют себя “борцами за национальное самосознание”, “подвижниками русской культуры”);
б) модификация цели посредством ввода новых ценностей, дающих новый смысл (МИР, КИД);

Кризисный этап развития объединенияВыход из кризиса - включение дополнительных стимулов развития:1. Замена целиа) ее расширение (клуб любителей

Слайд 44Кризисный этап развития объединения
2. Изменение деятельности (письмо А.С. Макаренко Горькому

о переводе колонии в Куряж).
3. Поиск новых референтов .
4. Конструирование

“фантомов” и поиск оппозиции ОНИ (Память - сионисты и масоны, заговорщики против русской культуры и т.п.).

Кризисный этап развития объединения2. Изменение деятельности (письмо А.С. Макаренко Горькому о переводе колонии в Куряж).3. Поиск новых

Слайд 45Кризисный этап развития объединения
Для сохранения стабильности в переломный момент жизнедеятельности

коллектива рекомендуется:
а) изменение видов и форм коллективной деятельности, постановка новых

целей и задач (исходя из закономерностей развития коллектива и группы);
б) полная или частичная замена одного из звеньев в системе “руководитель - группа самоуправления - участник ЛО”;
в) в дифференцированном подборе для каждого этапа развития коллектива и личности референтов.
Кризисный этап развития объединенияДля сохранения стабильности в переломный момент жизнедеятельности коллектива рекомендуется:а) изменение видов и форм коллективной

Слайд 46Посткризисный этап развития объединения
Если объединение не распадается, то оно может

развиваться по трем вариантам:
1. Традиционный (это в том случае, если

коллектив пошел по 1 этапу, но на более высоком уровне, СПИРАЛЬ).
2. Экспансия вширь (поиск новых членов, новых поклонников - ДС, Спасение, МИР).
3. Экспансия вглубь.
Посткризисный этап развития объединенияЕсли объединение не распадается, то оно может развиваться по трем вариантам:1. Традиционный (это в

Слайд 47Задачи менеджера объединения
1 этап - распознавание нереализованных потенциалов личности с

целью ее психического оздоровления и развития, установление точных норм нагрузки.

В дальнейшем - поиск более точных способов индивидуализации личности, уточнение для каждого его места в объединении, отыскание возможностей для лидирования в своем амплуа.

Задачи менеджера объединения1 этап - распознавание нереализованных потенциалов личности с целью ее психического оздоровления и развития, установление

Слайд 48Задачи менеджера объединения
УЧЕТ МОТИВОВ ДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ
1. В поисках новых целей

и задач переходит в другой коллектив
2. Может уйти в профессиональное

искусство, или сферу деятельности
3. Личность, найдя себя, испытывает потребность уйти вовсе из клуба, сменив сферу деятельности, реализовав полученные в клубе потенциалы уже в других видах общественной деятельности.

Задачи менеджера объединенияУЧЕТ МОТИВОВ ДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ1. В поисках новых целей и задач переходит в другой коллектив2. Может

Слайд 49Задачи менеджера объединения
4. Личность, не получившая в клубе возможности реализовать

потребности, не нашедшая себя, уходит из клуба с отрицательным эффектом

деятельности.
5. Личность может оставаться в данном коллективе вследствие постановки ей или руководителем новых перспективных задач.
Таким образом, самодеятельное объединение должно расширять свои перспективные линии не “вслед”, а “опережая” индивидуальное развитие участников.
Задачи менеджера объединения4. Личность, не получившая в клубе возможности реализовать потребности, не нашедшая себя, уходит из клуба

Слайд 51СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика