Разделы презентаций


Дипломная работа на тему: Особенности представлений у умственно отсталых

Содержание

Актуальность исследования определена тем, что одной из сложных и специфичных тем в области методики преподавания истории в коррекционной школе VIII вида является формирование у детей с нарушением интеллекта адекватных представлений об

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Дипломная работа на тему: «Особенности представлений у умственно отсталых

школьников об исторических личностях».
Выполнила
студентка группы О-12
Егорова Я.А.

Дипломная работа  на тему: «Особенности  представлений у умственно отсталых школьников об

Слайд 2Актуальность исследования определена тем, что одной из сложных и специфичных

тем в области методики преподавания истории в коррекционной школе VIII

вида является формирование у детей с нарушением интеллекта адекватных представлений об исторических личностях, их роли и месте в историческом процессе. Эти знания важны для развития у умственно отсталых школьников чувства долга, уважения и патриотизма, любви к своей стране.

Проблемой преподавания истории в коррекционной школе занимались такие выдающиеся ученые как Н.М. Амосович, К.В. Баранов, Е.Т. Голикова, Н.П. Долгобородова, О.Г. Зорина, В.А. Лапшин, Л.В. Петрова, Ю.Ф. Кузнецов. На примере своих исследований они показали, что исторический материал является важным звеном педагогической коррекции, что можно вполне успешно формировать представления об историческом процессе у данной категории школьников. Вместе с тем, были изучены основные трудности, возникающие у учащихся с нарушением интеллекта в процессе усвоения исторических знаний. В числе наиболее сложных проблем обозначено формирование правильных представлений об исторической личности. Однако, данный вопрос не нашел должного освещения в специальной литературе. В связи с этим представляется актуальным изучение возможности применения в педагогической практике комплекса педагогических методов и образовательных приемов, направленных на педагогическую коррекцию представлений об исторических личностях у умственно отсталых школьников.
Актуальность исследования определена тем, что одной из сложных и специфичных тем в области методики преподавания истории в

Слайд 3Цель исследования: теоретически проанализировать и экспериментально апробировать комплекс методов и

приемов, направленных на коррекцию представлений об исторических личностях у умственно

отсталых школьников.

Объект исследования: процесс формирования представлений об исторических личностях у умственно отсталых школьников.

Предмет исследования: комплекс методов и приемов, направленных на коррекцию представлений об исторических личностях у умственно отсталых школьников на уроках истории.

Гипотезой эксперимента является наше предположение о том, что применение на уроках истории таких приемов и методов как: учебная презентация, работа с исторической картиной и портретом, план изучения исторической личности; задание на соотнесение; исторические и библиографические задачи будут способствовать коррекции недостатков представлений у умственно отсталых школьников об исторических личностях.
Цель исследования: теоретически проанализировать и экспериментально апробировать комплекс методов и приемов, направленных на коррекцию представлений об исторических

Слайд 4Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать проблему формирования у умственно отсталых

школьников представлений об исторических личностях.

2. Изучить и проанализировать методы

и приемы работы с исторической личностью на уроках истории России в коррекционных школах VIII вида.

3. Изучить трудности, возникающие у умственно отсталых школьников, в процессе формирования представлений об исторических личностях.

4. Разработать и апробировать серию уроков с использованием комплекса специальных методов и приемов, направленных на коррекцию представлений об исторических личностях у умственно отсталых школьников.

5. Оценить эффективность предложенной программы.
Задачи исследования:1. Изучить и проанализировать проблему формирования у умственно отсталых школьников  представлений об исторических личностях.2. Изучить

Слайд 5Теоретический обзор позволил нам сделать следующие выводы:

1.«История» как учебная дисциплина

занимает существенное место в обучении умственно отсталых школьников. Знания по

истории способствуют развитию мыслительной деятельности школьников, развивают навыки ориентации в современном обществе, т.е. способствуют более успешной социализации умственно отсталых детей.

2.Немаловажной составляющей частью истории как учебного предмета является изучение жизни и деятельности исторических персонажей. Навыки характеристики личности, умение дать ей оценку, выделить существенные черты способствуют развитию умения находить и понимать причинно-следственные связи, многообразие и неоднозначность окружающей действительности.

3.Изучение истории в целом и исторических личностей в частности в коррекционной школе сопряжено с определенной спецификой и имеет свои особенности, которые основаны на ограниченных возможностях усвоения материала.

4.Однако специально разработанная методика, основанная на особом педагогическом подходе и приемах, способна увеличить объем усеваемого материала.


Теоретический обзор позволил нам сделать следующие выводы:1.«История» как учебная дисциплина занимает существенное место в обучении умственно отсталых

Слайд 6Экспериментальное исследование проводилось на базе МКС (К)ОУ школы-интерната VIII

вида № 92 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода в 7-9

классах по дисциплине общеобразовательного цикла «История России». В нем приняло участие 21 человек, учащиеся 7-9 классов.

Основу констатирующего эксперимента составила серия тестовых опросников для 7-9 классов, направленных на изучение представлений об исторических личностях у умственно отсталых школьников.



Рис.1. Тестовый опросник для
7 класса

Рис.2. Тестовый опросник для
8 класса

Экспериментальное исследование проводилось на базе  МКС (К)ОУ школы-интерната VIII вида № 92 Автозаводского района г. Нижнего

Слайд 7Рис. 1. Анализ данных констатирующего эксперимента учащихся 7 класса
Результаты опроса

7 класса позволили выявить следующее: учащиеся 7 класса из 6

вопросов 100% правильно ответили только на 2 вопроса.

Количественный анализ правильных и неправильных ответов дал следующие результаты:
-правильных ответов – 30 %;
-частично правильных – 30 %;
-неправильных – 40 %.

Таким образом, 70% детей испытывают трудности при усвоении материала, связанного с исторической личностью.
Рис. 1. Анализ данных констатирующего эксперимента учащихся 7 классаРезультаты опроса 7 класса позволили выявить следующее: учащиеся 7

Слайд 8Рис. 2. Анализ данных констатирующего эксперимента учащихся 8 класса
Рис.2. Тестовый

опросник для
8 класса
Результаты опроса 8 класса позволили выявить следующее: в

8 классе 100% учащихся правильно ответили на один вопрос из 6.

Результаты теста показали, что ни один из учеников с умственной отсталостью не ответил правильно на все вопросы теста. Всего правильных ответов – 29%, частично правильных – 27%, неправильных ответов – 44%.

Рис. 2. Анализ данных констатирующего эксперимента учащихся 8 классаРис.2. Тестовый опросник для8 классаРезультаты опроса 8 класса позволили

Слайд 9Рис.3. Тестовый опросник для 9 класса.
Рис. 3. Анализ данных констатирующего

эксперимента учащихся 9-х классов
Результаты опроса 9 классов позволили выявить

следующее:
В 9 классе учащимся проще всего было дать ответ на вопросы, связанные с современной исторической ситуацией и личностью. Практически 83% школьников знают, кто такой И.В. Сталин, В.В. Путин. Однако не на один вопрос нет 100% правильных ответов. Всего правильных ответов – 34,5%, неправильных ответов – 60%, частично правильных ответов – 5,5%
Рис.3. Тестовый опросник для 9 класса.Рис. 3. Анализ данных констатирующего эксперимента учащихся 9-х классовРезультаты опроса 9 классов

Слайд 10Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволили нам сделать следующие выводы:



1.Наименьшие трудности у учащихся с умственной отсталостью вызвали вопросы, связанные

с современной исторической ситуацией и современным политическими лидерами.

2.Учащиеся плохо справлялись или не справлялись совсем с вопросами, требующими соотнесения имен исторических деятелей с их деятельностью или исторической эпохой, а также с вопросами, требующими расстановки в хронологической последовательности имен исторических персонажей.

Рис. 1. Анализ данных констатирующего эксперимента учащихся 7 класса

Рис. 2. Анализ данных констатирующего эксперимента учащихся 8 класса

Рис. 3. Анализ данных констатирующего эксперимента учащихся 9-х классов

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволили нам сделать следующие выводы: 1.Наименьшие трудности у учащихся с умственной отсталостью

Слайд 11Цель формирующего эксперимента: разработать комплекс приемов и методов, направленных на

формирование адекватных представлений об исторических личностях и минимизацию трудностей, возникающих

у умственно отсталых учащихся в процессе их изучения.

Задачи:

1.Разработать методы педагогического воздействия на умственно отсталых школьников, включающие в себя серию приемов, позволяющих в ходе изучения учебного материала усвоить информацию об исторических личностях и получить навыки ее узнавания, воспроизведения и использования в дальнейшем учебном процессе.

2.Провести формирующий эксперимент в ходе уроков по истории России.

3.Оценить эффективность педагогического воздействия в рамках формирующего эксперимента.

Таким образом, мы подтвердили необходимость проведения формирующего этапа эксперимента с включением в уроки серии приемов и методов, направленных на коррекцию представлений об исторических личностях у умственно отсталых школьников на уроках истории.

Цель формирующего эксперимента: разработать комплекс приемов и методов, направленных на формирование адекватных представлений об исторических личностях и

Слайд 12Для проведения формирующего эксперимента нами была выбраны школьники 9-ых классов

в количестве 12 человек: в 9 «А» 6 человек,

из которых 5 девочек и 1 мальчик, в 9 «Б» - 6 человек, из них 3 девочки и 3 мальчика.

Были отобраны темы и для каждого урока разработаны методы коррекции и обучающие приемы, которые можно обобщить в следующей таблице.

Таким образом, в рамках формирующего эксперимента был разработан комплекс педагогических методов и приемов, направленных на коррекцию образовательной ситуации и формирование у умственно отсталых учащихся адекватных представлений об исторических личностях.

Для проведения формирующего эксперимента нами была выбраны школьники 9-ых классов  в количестве 12 человек: в 9

Слайд 13Проведенный формирующий эксперимент доказал свою эффективность.


Рис. 4. Анализ данных

контрольного эксперимента учащихся 9-х классов
Рис. 3. Анализ данных констатирующего эксперимента

учащихся 9-х классов
Проведенный формирующий эксперимент доказал свою эффективность. Рис. 4. Анализ данных контрольного эксперимента учащихся 9-х классовРис. 3. Анализ

Слайд 14Анализ полученных результатов показал, что количество правильных ответов составляет 47

%, частично правильных ответов – 14 %, неправильных ответов –

39 %. Повысился процент правильных ответов за счет увеличения ответов на вопросы, ориентированные на соотнесение и построение хронологической последовательности.

По-прежнему наибольшее количество правильных ответов было дано на вопрос, непосредственно связанный с современностью (92 %), поскольку информацию о современных событиях и политических деятелей школьники получают не только от учителя в ходе урока, но и из средств массовой информации, и от семейного окружения.

Кроме того выросло количество верных ответов на вопросы, связанные с узнаванием конкретного исторического деятеля (с 37% до 42 %). Вопросы, связанные с сопоставлением, по-прежнему вызывают наибольшие трудности у умственно отсталых учащихся, однако, не смотря на имеющиеся ошибки, количество правильных ответов выросло с 25 % до 34%, так же как и количество частично верных ответов.
Анализ полученных результатов показал, что количество правильных ответов составляет 47 %, частично правильных ответов – 14 %,

Слайд 15
Таким образом, мы подтвердили выдвинутую нами в начале работы гипотезу.

Нами было экспериментально подтверждено, что после проведения серии уроков с

использованием разработанного комплекса методов и приемов педагогической коррекции у умственно отсталых школьников вырос уровень адекватных представлений об исторических личностях.

Таким образом, проведенное теоретико-экспериментальное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. В ходе исследования было выяснено, что трудности в усвоении материала по историческим личностям учащимися коррекционной школы вызваны неполноценным, некорректным использованием наглядности на уроках истории России, низкой познавательной активностью, рассеянностью внимания, недостаточным словарным и терминологическим запасом, недостаточной сформированностью таких операций мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.

2. Содержание повествовательного рассказа по истории не связано с практическим жизненным опытом детей с умственной отсталостью, что значительно затрудняет его восприятие и усвоение. К сожалению, учителя коррекционных школ не всегда правильно оценивают познавательные возможности своих учеников и применяют соответствующие адаптированные корректирующие образовательные методики.


 
Таким образом, мы подтвердили выдвинутую нами в начале работы гипотезу. Нами было экспериментально подтверждено, что после проведения

Слайд 16Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика