Слайд 1Дисграфия и дислексия
обусловленные несформированностью фонемного распознавания
Слайд 2Дисграфия на почве нарушений фонемного распознавания
(акустическая)
Симптоматика: замены букв, обозначающих фонетически
близкие звуки в сильной позиции (под ударением, между гласными).
Механизмы: нарушение
слуховой дифференциации звуков речи.
Слайд 3Наиболее частые замены:
свистящие и шипящие;
твёрдые и мягкие;
звонкие и глухие;
аффрикаты и
компоненты входящие в их состав.
В устной речи звуки произносятся правильно.
Слайд 4В наиболее ярком виде этот вид дисграфии наблюдается при сенсорной
алалии и афазии.
В тяжелых случаях смешиваются буквы обозначающие акустические артикуляторно
далёкие звуки (д-с).
Слайд 5Операции процесса фонемного образования
(И. А. Зимняя, Е. Ф. Соботович, Л.
А. Чистович)
1. При восприятии осуществляется слуховой анализ речи (аналитическое разложение
синтетического звукового образа, выделение акустических признаков с последующим их синтезом).
2. Акустический образ переводится в артикуляторное решение, что обеспечивается пропориоцептивным (ощущения движения и равновесия ) анализом, сохранностью кинестетического восприятия и представлений.
3. Слуховые и кинестетические образы удерживаются на время, необходимое для принятие решения.
4. Звук соотносится с фонемой, происходит операция выбора фонемы.
5. На основе слухового и кинестетического контроля осуществляется сличение с образцом и затем принимается окончательное решение. В процессе письма фонема соотносится с определенным зрительным образом буквы.
Слайд 6По мнению Борель-Мезонни, О.А. Токаревой в основе лежит нечёткость слухового
восприятия, не точность слуховой дифференциации звуков.
Небольшая недостаточность слуховой дифференциации в
устной речи может восполнятся за счёт избыточности, закреплённых в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов.
В процессе письма для правильного выделения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука являющихся смыслоразличительными.
Слайд 7С другой стороны в процессе письма дифференциация звуков, выбор фонем
осуществляются на основе следовой деятельности слуховых образов по представлениям.
В следствии
нечёткости слуховых представлений о фонетически близких звуков выбор фонем затруднён, вследствие чего являются замены букв на письме.
Е. Ф. Соботович, е. М. Гопиченко исследовали нарушения письма у детей с интеллектуальной недостаточностью. Они считают что при фонемном распознавании дети опираются на артикуляторные признаки звуков и не используют при этом звуковой контроль.
Слайд 8Рут Беккер и А. Коссовский основным механизмом замен букв обозначающих
фонетически близкие звуки считают трудности кинестетического анализа.
Их исследования показывают, что
дети с дисграфией недостаточно используют проговаривание во время письма.
Проговаривание мало помогает им во время слухового диктанта, и при самостоятельном письме.
Исключение проговаривания не увеличивает количество ошибок у детей без дисграфий (метод Назаровой).
Слайд 9Р.Е. Левина и Л. Ф. Спирова, связывают замены букв на письме
с фонематическим недоразвитием, несформированностью представлений о фонеме, нарушением операций выбора
фонем.
Для правильного письма необходим достаточный уровень функционирования процесса операции различения и выбора фонем.
При нарушении какого либо звена (слухового, кинестетического анализа, операций выбора фонемы, слухового кинестетического контроля) затрудняется в целом весь процесс фонемного распознавания, что проявляется.
Слайд 10Подвиды дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания
акустическая (неточность слуховой дифференциации
звуков);
кинестетическая (неточность кинестетического анализа);
фонематическая (неточность в выборе фонемы).
Слайд 11Обследование фонематического анализа и синтеза
Слайд 12Фонематическое восприятие
Определение способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость – глухость,
твёрдость – мягкость, свистящие – шипящие
и т.д.
Слайд 13Повторение серий слогов
из двух слогов
ба-па; па-ба
га-ка; ка-га
та-да; да-та
за-са;
са-за
са-ша; ша-са
са-ца; ца-са
жа-ша; ша-жа
за-жа; жа-за
ша-ща; ща-ша
ча-тя; тя-ча
ща-ча; ча-щя
ся-ща; ща-ся
из трех слогов
ба-па-ба; па-ба-па
га-ка-га; ка-га-ка
да-та-да та-да-та
за-са-за; са-за-са
ца-са-ца; са-ца-са
са-ша-са; ша-са-ша
ха-ша-жа; ша-жа-ша
ча-тя-ча; тя-ча-тя
ща-ча-ша; ча-ща-ча
ща-ша-ща; ша-ща-ша
ся-ща-ся; ша-ся-ща
за-жа-за; жа-за-жа
со стечением согласных
шва-сва; сва-шва
шво-сво; сво-шво
шву-сву; сву-шву
швы-свы; швы-свы
сла-шла; шла-сла
сло-шло; шло-сло
слу-шлу; шлу-слу
слы-шлы; шлы-слы
шка-ска; ска-шка
шко-ско; ско-шко
шку-ску; ску-шку
шки-ски; ски-шки
Слайд 15Выделение звука из слова
Инструкция: если услышишь звук [м] ([ч];[с];[р]) хлопни
в ладоши.
Есть ли звук [м] в словах: мышка, дерево,
рама, рак, дом, кошка, комната, лампа?
Есть ли звук [ч] в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка?
Есть ли звук [c] в словах: событие, моль, звезда, растение, слёзы, озорник, класс, самосвал.
Есть ли звук [р] в словах: работа, лодка, дорога, колдун, кран, плакат, орёл, самовар.
Слайд 16Выделение первого звука в слове
Инструкция: назови первый звук в слове
:
астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, кран, гребешок, свисток, дрова,
рваный, воробей.
Слайд 17Выделение последнего звука в слове
Инструкция: назови последний звук в слове:
мак,
карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга, мальчик,
кран.
Слайд 18Определение места звука в слове
Инструкция: внимательно послушай слово, и скажи,
где находится (начало, середина, конец слова звук [р]( [ц]; [п];
[у])?
Где слышится звук [р] в словах: ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка?
Где слышится звук [ц] в словах: цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыпленок, перец, рецепт?
Где слышится звук [п] в словах: пляска, терпение, справка, пол, стоп, сапоги, лопата, спор?
Где слышится звук [ш] в словах: шкаф, калоша, шалаш, шишка, груши, карандаш, мышь, пороша?
Слайд 19Определение количества звуков в словах (количественный анализ)
Инструкция: внимательно послушай слово,
посчитай количество находящихся в нём звуков, и скажи результат.
Сколько звуков
в словах: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, овцы, калитка, диктант?
Слайд 20Последовательный анализ
Инструкция:
Внимательно послушай слово, и назови все звуки по порядку.
Слайд 21Определение места звука по отношению к другим звукам в слове
(позиционный
анализ)
Инструкция: внимательно послушай слово, посчитай, каким по счёту находится в
нём звук [р] и скажи результат:
рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия?
Инструкция: Внимательно послушай слово, и назови соседей звука [ш] в словах (какой звук слышится перед звуком [ш], после звука [ш]?): кошка, смешно, ушки, солнышко, пороша, слышно.
Слайд 22Фонематический синтез
Инструкция: Внимательно послушай и постарайся произнести слитно слово, произнесенное
логопедом с паузами после каждого звука.
[ч][а][с]; [п][ы][л']; [т][м][а]; [п][а][р][к]; [з][в][у][к];
[ф][у][т][б][о][л]; [г][в][о][з'][д'][и]; [а] [л] [ф] [а] [в] [и] [т]; [п][л][о][щ][а][д'][и]
Слайд 23Фонематические представления
Инструкция:
Назови слова, в которых есть звук [ш].
Назови слова,
в которых 4 звука, 5 звуков.
Отобери картинки, в названии которых
5 звуков.
Примерные картинки: роза, крыша, машина, заяц, лампа, сахар, скамейка, диван, волк, марка, чайник, книга, скатерть.
Слайд 24Дифференциация этих звуков, проходит в словах, слогах, предложениях, текстах.
Виды работ
– списывание, пропуски, диктанты.
Объём текста увеличивается постепенно.
Слайд 25Обучение фонематическому анализу и синтезу
Слайд 26Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания