Разделы презентаций


Дисграфия и дислексия обусловленные несформированностью фонемного распознавания

Содержание

Дисграфия на почве нарушений фонемного распознавания (акустическая)Симптоматика: замены букв, обозначающих фонетически близкие звуки в сильной позиции (под ударением, между гласными).Механизмы: нарушение слуховой дифференциации звуков речи.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Дисграфия и дислексия обусловленные несформированностью фонемного распознавания

Дисграфия и дислексия обусловленные несформированностью фонемного распознавания

Слайд 2Дисграфия на почве нарушений фонемного распознавания (акустическая)
Симптоматика: замены букв, обозначающих фонетически

близкие звуки в сильной позиции (под ударением, между гласными).

Механизмы: нарушение

слуховой дифференциации звуков речи.
Дисграфия на почве нарушений фонемного распознавания (акустическая)Симптоматика: замены букв, обозначающих фонетически близкие звуки в сильной позиции (под

Слайд 3Наиболее частые замены:
свистящие и шипящие;
твёрдые и мягкие;
звонкие и глухие;
аффрикаты и

компоненты входящие в их состав.


В устной речи звуки произносятся правильно.

Наиболее частые замены:свистящие и шипящие;твёрдые и мягкие;звонкие и глухие;аффрикаты и компоненты входящие в их состав.В устной речи

Слайд 4В наиболее ярком виде этот вид дисграфии наблюдается при сенсорной

алалии и афазии.
В тяжелых случаях смешиваются буквы обозначающие акустические артикуляторно

далёкие звуки (д-с).

В наиболее ярком виде этот вид дисграфии наблюдается при сенсорной алалии и афазии.В тяжелых случаях смешиваются буквы

Слайд 5Операции процесса фонемного образования (И. А. Зимняя, Е. Ф. Соботович, Л.

А. Чистович)
1. При восприятии осуществляется слуховой анализ речи (аналитическое разложение

синтетического звукового образа, выделение акустических признаков с последующим их синтезом).
2. Акустический образ переводится в артикуляторное решение, что обеспечивается пропориоцептивным (ощущения движения и равновесия ) анализом, сохранностью кинестетического восприятия и представлений.
3. Слуховые и кинестетические образы удерживаются на время, необходимое для принятие решения.
4. Звук соотносится с фонемой, происходит операция выбора фонемы.
5. На основе слухового и кинестетического контроля осуществляется сличение с образцом и затем принимается окончательное решение. В процессе письма фонема соотносится с определенным зрительным образом буквы.

Операции процесса фонемного образования (И. А. Зимняя, Е. Ф. Соботович, Л. А. Чистович)1. При восприятии осуществляется слуховой

Слайд 6По мнению Борель-Мезонни, О.А. Токаревой в основе лежит нечёткость слухового

восприятия, не точность слуховой дифференциации звуков.
Небольшая недостаточность слуховой дифференциации в

устной речи может восполнятся за счёт избыточности, закреплённых в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов.
В процессе письма для правильного выделения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука являющихся смыслоразличительными.

По мнению Борель-Мезонни, О.А. Токаревой в основе лежит нечёткость слухового восприятия, не точность слуховой дифференциации звуков.Небольшая недостаточность

Слайд 7С другой стороны в процессе письма дифференциация звуков, выбор фонем

осуществляются на основе следовой деятельности слуховых образов по представлениям.
В следствии

нечёткости слуховых представлений о фонетически близких звуков выбор фонем затруднён, вследствие чего являются замены букв на письме.
Е. Ф. Соботович, е. М. Гопиченко исследовали нарушения письма у детей с интеллектуальной недостаточностью. Они считают что при фонемном распознавании дети опираются на артикуляторные признаки звуков и не используют при этом звуковой контроль.

С другой стороны в процессе письма дифференциация звуков, выбор фонем осуществляются на основе следовой деятельности слуховых образов

Слайд 8Рут Беккер и А. Коссовский основным механизмом замен букв обозначающих

фонетически близкие звуки считают трудности кинестетического анализа.
Их исследования показывают, что

дети с дисграфией недостаточно используют проговаривание во время письма.
Проговаривание мало помогает им во время слухового диктанта, и при самостоятельном письме.
Исключение проговаривания не увеличивает количество ошибок у детей без дисграфий (метод Назаровой).
Рут Беккер и А. Коссовский основным механизмом замен букв обозначающих фонетически близкие звуки считают трудности кинестетического анализа.Их

Слайд 9Р.Е. Левина и Л. Ф. Спирова, связывают замены букв на письме

с фонематическим недоразвитием, несформированностью представлений о фонеме, нарушением операций выбора

фонем.
Для правильного письма необходим достаточный уровень функционирования процесса операции различения и выбора фонем.
При нарушении какого либо звена (слухового, кинестетического анализа, операций выбора фонемы, слухового кинестетического контроля) затрудняется в целом весь процесс фонемного распознавания, что проявляется.

Р.Е. Левина и Л. Ф. Спирова, связывают замены букв на письме с фонематическим недоразвитием, несформированностью представлений о фонеме,

Слайд 10Подвиды дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания
акустическая (неточность слуховой дифференциации

звуков);
кинестетическая (неточность кинестетического анализа);
фонематическая (неточность в выборе фонемы).


Подвиды дисграфии на почве нарушения фонемного распознаванияакустическая (неточность слуховой дифференциации звуков);кинестетическая (неточность кинестетического анализа);фонематическая (неточность в выборе

Слайд 11Обследование фонематического анализа и синтеза

Обследование фонематического анализа и синтеза

Слайд 12Фонематическое восприятие
Определение способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость – глухость,

твёрдость – мягкость, свистящие – шипящие
и т.д.

Фонематическое восприятиеОпределение способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость – глухость, твёрдость – мягкость, свистящие – шипящиеи т.д.

Слайд 13Повторение серий слогов
из двух слогов
ба-па; па-ба
га-ка; ка-га
та-да; да-та
за-са;

са-за
са-ша; ша-са
са-ца; ца-са
жа-ша; ша-жа
за-жа; жа-за
ша-ща; ща-ша
ча-тя; тя-ча


ща-ча; ча-щя
ся-ща; ща-ся

из трех слогов
ба-па-ба; па-ба-па
га-ка-га; ка-га-ка
да-та-да та-да-та
за-са-за; са-за-са
ца-са-ца; са-ца-са
са-ша-са; ша-са-ша
ха-ша-жа; ша-жа-ша
ча-тя-ча; тя-ча-тя
ща-ча-ша; ча-ща-ча
ща-ша-ща; ша-ща-ша
ся-ща-ся; ша-ся-ща
за-жа-за; жа-за-жа

со стечением согласных шва-сва; сва-шва
шво-сво; сво-шво
шву-сву; сву-шву
швы-свы; швы-свы
сла-шла; шла-сла
сло-шло; шло-сло
слу-шлу; шлу-слу
слы-шлы; шлы-слы
шка-ска; ска-шка
шко-ско; ско-шко
шку-ску; ску-шку
шки-ски; ски-шки

Повторение серий слоговиз двух слоговба-па; па-ба га-ка; ка-га та-да; да-таза-са; са-заса-ша; ша-са са-ца; ца-сажа-ша; ша-жа за-жа; жа-за

Слайд 14Фонематический анализ

Фонематический анализ

Слайд 15Выделение звука из слова
Инструкция: если услышишь звук [м] ([ч];[с];[р]) хлопни

в ладоши.
Есть ли звук [м] в словах: мышка, дерево,

рама, рак, дом, кошка, комната, лампа?
Есть ли звук [ч] в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка?
Есть ли звук [c] в словах: событие, моль, звезда, растение, слёзы, озорник, класс, самосвал.
Есть ли звук [р] в словах: работа, лодка, дорога, колдун, кран, плакат, орёл, самовар.

Выделение звука из словаИнструкция: если услышишь звук [м] ([ч];[с];[р]) хлопни в ладоши. Есть ли звук [м] в

Слайд 16Выделение первого звука в слове
Инструкция: назови первый звук в слове

:
астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, кран, гребешок, свисток, дрова,

рваный, воробей.

Выделение первого звука в словеИнструкция: назови первый звук в слове :астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, кран,

Слайд 17Выделение последнего звука в слове
Инструкция: назови последний звук в слове:
мак,

карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга, мальчик,

кран.

Выделение последнего звука в словеИнструкция: назови последний звук в слове:мак, карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист, милиционер,

Слайд 18Определение места звука в слове
Инструкция: внимательно послушай слово, и скажи,

где находится (начало, середина, конец слова звук [р]( [ц]; [п];

[у])?
Где слышится звук [р] в словах: ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка?
Где слышится звук [ц] в словах: цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыпленок, перец, рецепт?
Где слышится звук [п] в словах: пляска, терпение, справка, пол, стоп, сапоги, лопата, спор?
Где слышится звук [ш] в словах: шкаф, калоша, шалаш, шишка, груши, карандаш, мышь, пороша?
Определение места звука в словеИнструкция: внимательно послушай слово, и скажи, где находится (начало, середина, конец слова звук

Слайд 19Определение количества звуков в словах (количественный анализ)
Инструкция: внимательно послушай слово,

посчитай количество находящихся в нём звуков, и скажи результат.
Сколько звуков

в словах: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, овцы, калитка, диктант?

Определение количества звуков в словах (количественный анализ)Инструкция: внимательно послушай слово, посчитай количество находящихся в нём звуков, и

Слайд 20Последовательный анализ
Инструкция:
Внимательно послушай слово, и назови все звуки по порядку.

Последовательный анализИнструкция:Внимательно послушай слово, и назови все звуки по порядку.

Слайд 21Определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный

анализ)
Инструкция: внимательно послушай слово, посчитай, каким по счёту находится в

нём звук [р] и скажи результат:
рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия?

Инструкция: Внимательно послушай слово, и назови соседей звука [ш] в словах (какой звук слышится перед звуком [ш], после звука [ш]?): кошка, смешно, ушки, солнышко, пороша, слышно.

Определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ)Инструкция: внимательно послушай слово, посчитай, каким

Слайд 22Фонематический синтез
Инструкция: Внимательно послушай и постарайся произнести слитно слово, произнесенное

логопедом с паузами после каждого звука.
[ч][а][с]; [п][ы][л']; [т][м][а]; [п][а][р][к]; [з][в][у][к];

[ф][у][т][б][о][л]; [г][в][о][з'][д'][и]; [а] [л] [ф] [а] [в] [и] [т]; [п][л][о][щ][а][д'][и]

Фонематический синтезИнструкция: Внимательно послушай и постарайся произнести слитно слово, произнесенное логопедом с паузами после каждого звука.[ч][а][с]; [п][ы][л'];

Слайд 23Фонематические представления
Инструкция:
Назови слова, в которых есть звук [ш].
Назови слова,

в которых 4 звука, 5 звуков.
Отобери картинки, в названии которых

5 звуков.
Примерные картинки: роза, крыша, машина, заяц, лампа, сахар, скамейка, диван, волк, марка, чайник, книга, скатерть.

Фонематические представленияИнструкция: Назови слова, в которых есть звук [ш].Назови слова, в которых 4 звука, 5 звуков.Отобери картинки,

Слайд 24Дифференциация этих звуков, проходит в словах, слогах, предложениях, текстах.
Виды работ

– списывание, пропуски, диктанты.
Объём текста увеличивается постепенно.

Дифференциация этих звуков, проходит в словах, слогах, предложениях, текстах.Виды работ – списывание, пропуски, диктанты.Объём текста увеличивается постепенно.

Слайд 25Обучение фонематическому анализу и синтезу

Обучение фонематическому анализу и синтезу

Слайд 26Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания

Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика