Слайд 1Дислексия. Классификация. Характеристика специфических ошибок при чтении.
Выполнила :
Афонасьева
Л. А.
Учитель-логопед
Слайд 2 «Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших
психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».
Педагогический подход
Клинико-психологический.
«Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения.
Слайд 3 Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть
слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием
прочитанного.
составляющих функциональный базис навыка чтения».
В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов,
Слайд 4 Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей,
имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма. В соответствии с традициями англоамериканской клинической
психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и
дисорфография. Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием.
Слайд 5 Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять
недюжинные способности. Он может отличаться в математике, физике, живописи или
музыке.
Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.
Слайд 6Нейробиологические
Причины
Нейробиологические
недоразвитие либо нарушение функций определенных зон коры головного
мозга
Наследственность
Недостаток навыков прослушивания прочитанного и самостоятельного чтения в
дошкольном и раннем школьном возрасте, что влечет недостаточное развитие связей между нервными клетками в центре речи головного мозга.
Травмы головного мозга
Слайд 7Классификация дислексии
вербальную (характеризующуюся трудностями прочтения слов)
литеральную (обусловленную трудностями
усвоения отдельных букв).
В основе ее лежат различные
критерии:
проявления, степень выраженности нарушений чтения (Р. Беккер), нарушения деятельности анализаторов, участвующих в акте чтения (О.А.Токарева), нарушение тех или иных психических функций (М. Е. Хватцев, Е. Р. Левина и др.), учет операций процесса чтения (Р. И.Лалаева).
По проявлению выделяются два вида:
Слайд 8Беккер отмечает многообразие видов нарушений чтения.
Она считает возможным сгруппировать их
в следующие типы:
врожденная словесная слепота,
дислексия,
брадилексия,
летастения,
врожденная слабость чтения.
В основе данной классификации
лежит не патогенез дислексии, а степень их проявления.
Слайд 9О. А. Токарева классифицирует нарушения чтения в зависимости от того, какой из
анализаторов первично нарушен: слуховой, зрительный или двигательный. И в связи
с этим выделяет формы дислексии:
(недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа. Дети с трудом сливают буквы в слоги, слова так как буква не воспринимается ими как сигнал фонемы; смешивают сходные по артикуляции и звучанию звуки).
Акустическую
Слайд 10(неустойчивость зрительного восприятия и представлений. Плохо усваиваются отдельные буквы, не
устанавливаются связи между зрительным ее образом и звуком, нет четкого
зрительного образа буквы, поэтому одна и та же буква воспринимается по-разному. Наблюдается частое смешение и букв, сходных по начертанию, нарушается зрительное узнавание слов при чтении).
Оптическая
Слайд 11Моторную
затруднения в движении глаз при чтении. Акт чтения осуществляется
лишь при условии координированной, взаимосвязанной работы зрительного, слухового и двигательного
анализаторов. Отмечается сужение зрительного поля, частые потери строки или отдельных слов в строке, нарушается речедвигательное воспроизведение. Отмечается невозможность вспомнить необходимые речевые движения.
Слайд 12Классификация дислексии по виду нарушенного механизма (Хватцев М.Е. )
Аграмматическая
дислексия – развившаяся вследствие недоразвития функциональных и морфологический обобщений, грамматического
строя речи;
Семантическая – обусловленная несформированностью слогового синтеза, непониманием синтаксических связей в структуре предложения, бедностью словарного запаса;
Фонематическая дислексия – характеризующаяся недоразвитием фонематического восприятия, анализа и синтеза;
Тактильная – связанная с нечетностью тактильного восприятия у детей, которые плохо видят;
Мнестическая – обусловленная нарушением речевой памяти, затруднением соотнесения букв и звуков;
Оптическая дислексия – развившаяся вследствие несформированности зрительно-пространственного представления.
Слайд 13 С учетом нарушенных операций процесса чтения Р. И. Лалаева выделяет
следующие виды дислексии:
Фонематическую-связана с недоразвитием функций фонематической системы, т. е.
системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков.
Слайд 14С учетом несформированности основных функций фонематической системы фонематическую дислексию можно
подразделить на две формы.
Первая форма — нарушение
чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия, которое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно (б — п, д — т, с — ш, ж — ш и т. д.).
Вторая форма — нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического анализа.
Слайд 15Семантическая дислексия проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при
технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются
в процессе чтения.
Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений.
Мнестическая дислексия проявляется в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти.
Слайд 16 При литеральной оптической дислексии наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и
различении буквы.
Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных
графически букв и их взаимных заменах.
При вербальной дислексии нарушения проявляются при чтении слова.
Слайд 17Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей. В основе ее лежат трудности
дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. В процессе чтения наблюдаются
смешения тактильно сходных букв, состоящих из одинакового количества точек, точек, расположенных зеркально (е — и, ж— х), располо-женных выше или ниже или отличающихся одной точкой (а — б, б —л, л —к).
Слайд 18 Дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением,
а также в замедлении темпа, скорости чтения. При дислексии у
детей наблюдаются нарушения движения глаз в процессе чтения. Отмечается большое количество регрессий, излишняя длительность фиксаций. Гораздо более значительными проявлениями дислексии являются стойкие и специфические ошибки чтения.
Слайд 19При дислексии отмечаются следующие группы ошибок:
1. Неусвоение букв, неточное соотнесение звука
и буквы, которое проявляется в заменах и смешениях звуков при чтении.
При дислексии может наблюдаться различный характер замен и смешений: а) замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, например ТЕВОЧКА, ЛОБАТА); аффрикат и звуков, входящих в их состав (например, ОДУВАНТИК); б) замены графически сходных букв (X—Ж, П—Н и др.);
в) недифференцированные, вариативные замены (Ж-М-Л и т.д.).
2. Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова. При этом способе чтения буквы называются поочередно, «бухштабируют-ся», нанизываются одна на другую (РАМА— Ру А, М, А).
Слайд 203. Искажения звукослоговой структуры слова.
Наиболее распространенные ошибки чтения этой группы:
а) пропуски согласных при стечении (СКАМЕЙКА — КАМЕКА);
б) пропуски согласных и
гласных при отсутствии стечения (ПАРОВОЗ — ПАРВОЗ);
в) добавление звуков (ПОД ДОЖДЕМ — ПОД ДОЖДИЕМ);
г) перестановка звуков (ЛОПАТА — ЛОТАЛА);
д) пропуски, перестановки слогов (КАНАВА — КАВАНА).
Слайд 214. Нарушение понимания прочитанного, которое может проявляться как на уровне отдельного
слова, так и на уровне предложения и текста. Нарушение понимания
прочитанного может быть первичным, но может быть и вторичным. В первом случае нарушение понимания прочитанного наблюдается при технически правильном чтении, во втором случае оно является следствием неправильного чтения.
5. Замены слов (ЗАХЛЕСТНУЛА — ЗАХЛОПНУЛА).
6. Аграмматизмы при чтении. Чаще всего наблюдаются ошибки согласования существительного и прилагательного, нарушения падежных окончаний, изменения окончаний глаголов и др. Аграмматизмы при чтении выявляются, как правило, на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения.
Слайд 22 Течение дислексии носит регрессирующий характер с постепенным
уменьшением количества и видов ошибок, а также степени дислексии.
Дислексия отрицательно влияет на формирование личности ребенка. Неудачи школьника при овладении чтением могут способствовать возникновению и закреплению таких черт характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или агрессивность, озлобленность, негативизм. В одних случаях эти аффективные реакции являются следствием дислексии. В других случаях они непосредственно не связаны с дислексией, а лишь сопровождают ее течение, включаясь в общую структуру нервно-психических заболеваний.
Слайд 23Список используемойлитературы
Визель Т.Г. «Нарушение чтения и письма у детей
дошкольного и младшего школьного возраста»: Учебно-методическое пособие. – М.: Астрель,
2005.
Венедиктова Л. В. , Лалаева Р.Е. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПБ.: «Союз», 2001.
Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПБ.: «Гиппократ», 1995.
Корнев А.Н. «Дислексия и ее двойники: критерии дифференциации». В Мат. Конф. «Изучение нарушений чтения и письма. Итоги и перспективы». – М.: Изд. Моск. Социально- гуманитарного института, 2004.
Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». СПБ, 2004.
Корнев А.Н. «Узловые вопросы дислексии» Санкт- Петербург;
Корнев А.Н., Чиркина Г.В. Современные тенденции в изучении дислексии у детей //Дефектология, 2005.
Лалаева Р.И. нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб, 1998.