Разделы презентаций


Дислексия. Классификация. Характеристика специфических ошибок при чтении.

Содержание

«Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».Педагогический подход Клинико-психологический.  «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых —

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Дислексия. Классификация. Характеристика специфических ошибок при чтении.
Выполнила :
Афонасьева

Л. А.
Учитель-логопед

Дислексия. Классификация. Характеристика специфических ошибок при чтении. Выполнила : Афонасьева Л. А.Учитель-логопед

Слайд 2 «Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших

психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».
Педагогический подход
Клинико-психологический. 

«Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения.
«Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого

Слайд 3 Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть

слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием

прочитанного.

составляющих функциональный базис навыка чтения».

В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов,

Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко

Слайд 4 Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей,

имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма. В соответствии с традициями англоамериканской клинической

психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и 
дисорфография. Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием.

Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма. В соответствии

Слайд 5 Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять

недюжинные способности. Он может отличаться в математике, физике, живописи или

музыке.
Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.

Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в математике,

Слайд 6Нейробиологические
Причины

Нейробиологические
недоразвитие либо нарушение функций определенных зон коры головного

мозга
Наследственность
Недостаток навыков прослушивания прочитанного и самостоятельного чтения в

дошкольном и раннем школьном возрасте, что влечет недостаточное развитие связей между нервными клетками в центре речи головного мозга.

Травмы головного мозга

Нейробиологические Причины Нейробиологическиенедоразвитие либо нарушение функций определенных зон коры головного мозга Наследственность Недостаток навыков прослушивания прочитанного и

Слайд 7Классификация дислексии
вербальную (характеризующуюся трудностями прочтения слов)
литеральную (обусловленную трудностями

усвоения отдельных букв).
В основе ее лежат различные

критерии:  проявления, степень выраженности нарушений чтения (Р. Беккер), нарушения деятельности анализаторов, участвующих в акте чтения (О.А.Токарева), нарушение   тех   или   иных   психических   функций   (М. Е. Хватцев, Е. Р. Левина и др.), учет операций процесса чтения  (Р. И.Лалаева).

По проявлению выделяются два вида:

Классификация дислексии   вербальную (характеризующуюся трудностями прочтения слов)   литеральную (обусловленную трудностями усвоения отдельных букв).

Слайд 8Беккер   отмечает   многообразие   видов   нарушений   чтения. Она считает возможным сгруппировать их

в следующие типы:
врожденная словесная слепота,
дислексия,
брадилексия,
летастения,
врожденная слабость чтения.  В основе данной классификации

лежит не патогенез дислексии, а степень их проявления.

Беккер   отмечает   многообразие   видов   нарушений   чтения. Она считает возможным сгруппировать их в следующие типы: врожденная словесная слепота,дислексия,брадилексия,летастения,врожденная

Слайд 9О. А. Токарева классифицирует нарушения чтения в зависимости от того, какой из

анализаторов первично нарушен: слуховой, зрительный или двигательный.  И в связи

с этим  выделяет формы дислексии:

(недифференцированность   слухового   восприятия,    недостаточное    развитие звукового анализа. Дети с трудом сливают буквы в слоги, слова так как буква не воспринимается ими как сигнал фонемы; смешивают сходные по артикуляции и звучанию звуки).


Акустическую

О. А. Токарева классифицирует нарушения чтения в зависимости от того, какой из анализаторов первично нарушен: слуховой, зрительный или двигательный. 

Слайд 10(неустойчивость зрительного восприятия и представлений. Плохо усваиваются отдельные буквы, не

устанавливаются связи между зрительным ее образом и звуком, нет четкого

зрительного образа буквы, поэтому одна и та же буква воспринимается по-разному. Наблюдается частое смешение и букв, сходных по начертанию, нарушается зрительное узнавание слов при чтении).

Оптическая

(неустойчивость зрительного восприятия и представлений. Плохо усваиваются отдельные буквы, не устанавливаются связи между зрительным ее образом и

Слайд 11Моторную   
затруднения в движении глаз при чтении. Акт чтения осуществляется

лишь при условии координированной, взаимосвязанной работы зрительного, слухового и двигательного

анализаторов. Отмечается сужение зрительного поля, частые потери строки или отдельных слов в строке, нарушается речедвигательное воспроизведение. Отмечается невозможность вспомнить необходимые речевые движения.
Моторную   затруднения в движении глаз при чтении. Акт чтения осуществляется лишь при условии координированной, взаимосвязанной работы зрительного,

Слайд 12Классификация дислексии по виду нарушенного механизма (Хватцев М.Е. )
Аграмматическая

дислексия – развившаяся вследствие недоразвития функциональных и морфологический обобщений, грамматического

строя речи;
Семантическая – обусловленная несформированностью слогового синтеза, непониманием синтаксических связей в структуре предложения, бедностью словарного запаса;
Фонематическая дислексия – характеризующаяся недоразвитием фонематического восприятия, анализа и синтеза;
Тактильная – связанная с нечетностью тактильного восприятия у детей, которые плохо видят;
Мнестическая – обусловленная нарушением речевой памяти, затруднением соотнесения букв и звуков;
Оптическая дислексия – развившаяся вследствие несформированности зрительно-пространственного представления.
Классификация дислексии по виду нарушенного механизма (Хватцев М.Е. )   Аграмматическая дислексия – развившаяся вследствие недоразвития

Слайд 13 С учетом нарушенных операций процесса чтения Р. И. Лалаева выделяет

следующие виды дислексии:
Фонематическую-связана   с  недоразвитием  функций фонематической системы, т. е.

системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных   признаков.


С учетом нарушенных операций процесса чтения Р. И. Лалаева выделяет следующие виды дислексии:Фонематическую-связана   с  недоразвитием  функций фонематической

Слайд 14С учетом несформированности основных функций фонематической системы фонематическую дислексию можно

подразделить на две формы.
Первая форма — нарушение

чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия, которое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно (б — п, д — т, с — ш, ж — ш и т. д.).
Вторая форма — нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического анализа.

С учетом несформированности основных функций фонематической системы фонематическую дислексию можно подразделить на две формы.   Первая

Слайд 15Семантическая дислексия проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при

технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются

в процессе чтения. 

Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. 

Мнестическая дислексия проявляется в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. 

Семантическая дислексия проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение,

Слайд 16 При литеральной оптической дислексии наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и

различении буквы. 
Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных

графически букв и их взаимных заменах. 

При вербальной дислексии нарушения проявляются при чтении слова.

При литеральной оптической дислексии наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы. Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и

Слайд 17Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей. В основе ее лежат трудности

дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. В процессе чтения наблюдаются

смешения тактильно сходных букв, состоящих из одинакового количества точек, точек, расположенных зеркально (е — и, ж— х), располо-женных выше или ниже или отличающихся одной точкой (а — б, б —л, л —к).
Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей. В основе ее лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. В

Слайд 18 Дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением,

а также в замедлении темпа, скорости чтения. При дислексии у

детей наблюдаются нарушения движения глаз в процессе чтения. Отмечается большое количество регрессий, излишняя длительность фиксаций. Гораздо более значительными проявлениями дислексии являются стойкие и специфические ошибки чтения.

Дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением, а также в замедлении темпа, скорости чтения.

Слайд 19При дислексии отмечаются следующие группы ошибок:
1. Неусвоение букв, неточное соотнесение звука

и буквы, которое проявляется в заменах и смешениях звуков при чтении.

При дислексии может наблюдаться различный характер замен и смешений: а) замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, например ТЕВОЧКА, ЛОБАТА); аффрикат и звуков, входящих в их состав (например, ОДУВАНТИК); б) замены графически сходных букв (X—Ж, П—Н и др.);
в) недифференцированные, вариативные замены (Ж-М-Л и т.д.).
2.  Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова. При этом способе чтения буквы называются поочередно, «бухштабируют-ся», нанизываются одна на другую (РАМА— Ру А, М, А).


При дислексии отмечаются следующие группы ошибок:1. Неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы, которое проявляется в заменах и смешениях

Слайд 203. Искажения звукослоговой структуры слова. 
Наиболее распространенные ошибки чтения этой группы:


а) пропуски согласных при стечении (СКАМЕЙКА — КАМЕКА);
б) пропуски согласных и

гласных при отсутствии стечения (ПАРОВОЗ — ПАРВОЗ);
в) добавление звуков (ПОД ДОЖДЕМ — ПОД ДОЖДИЕМ);

г) перестановка звуков (ЛОПАТА — ЛОТАЛА);
д) пропуски, перестановки слогов (КАНАВА — КАВАНА).


3. Искажения звукослоговой структуры слова. Наиболее распространенные ошибки чтения этой группы: а) пропуски согласных при стечении (СКАМЕЙКА —

Слайд 214.  Нарушение понимания прочитанного, которое может проявляться как на уровне отдельного

слова, так и на уровне предложения и текста. Нарушение понимания

прочитанного может быть первичным, но может быть и вторичным. В первом случае нарушение понимания прочитанного наблюдается при технически правильном чтении, во втором случае оно является следствием неправильного чтения.
5.  Замены слов (ЗАХЛЕСТНУЛА — ЗАХЛОПНУЛА).
6. Аграмматизмы при чтении. Чаще всего наблюдаются ошибки согласования существительного и прилагательного, нарушения падежных окончаний, изменения окончаний глаголов и др. Аграмматизмы при чтении выявляются, как правило, на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения.
4.  Нарушение понимания прочитанного, которое может проявляться как на уровне отдельного слова, так и на уровне предложения и

Слайд 22 Течение дислексии носит регрессирующий характер с постепенным

уменьшением количества и видов ошибок, а также степени дислексии.

Дислексия отрицательно влияет на формирование личности ребенка. Неудачи школьника при овладении чтением могут способствовать возникновению и закреплению таких черт характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или агрессивность, озлобленность, негативизм. В одних случаях эти аффективные реакции являются следствием дислексии. В других случаях они непосредственно не связаны с дислексией, а лишь сопровождают ее течение, включаясь в общую структуру нервно-психических заболеваний.

Течение дислексии носит регрессирующий характер с постепенным уменьшением количества и видов ошибок, а также

Слайд 23Список используемойлитературы
Визель Т.Г. «Нарушение чтения и письма у детей

дошкольного и младшего школьного возраста»: Учебно-методическое пособие. – М.: Астрель,

2005.
Венедиктова Л. В. , Лалаева Р.Е. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПБ.: «Союз», 2001.
Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПБ.: «Гиппократ», 1995.
Корнев А.Н. «Дислексия и ее двойники: критерии дифференциации». В Мат. Конф. «Изучение нарушений чтения и письма. Итоги и перспективы». – М.: Изд. Моск. Социально- гуманитарного института, 2004.
Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». СПБ, 2004.
Корнев А.Н. «Узловые вопросы дислексии» Санкт- Петербург;
Корнев А.Н., Чиркина Г.В. Современные тенденции в изучении дислексии у детей //Дефектология, 2005.
Лалаева Р.И. нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб, 1998.


Список используемойлитературы Визель Т.Г. «Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста»: Учебно-методическое пособие.

Слайд 24Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика