Слайд 1Дисциплина «Информационный менеджмент»
Преподаватель:
Быкова Екатерина Юрьевна,
ст. преподаватель
Слайд 3Рекомендуемая литература:
Информационный менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по
напр. подготовки «Информационный менеджмент» / Г.Г. Чараев и др.; под
ред. Г.Г. Чараева, Е.Н. Барикаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 359 с.
Информационный менеджмент: учебник / под науч. ред. Н.М. Абдикеева. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 400 с.
Мумладзе Р.Г. Менеджмент в агропромышленном комплексе: учебник / Р.Г.Мумладзе, Е.И. Семенов, М.П. Тушканов и др. ; под ред. Р.Г. Мумладзе. – М.: КНОРУС, 2009. – 384 с.
Управление организацией: учеб. Пособие / М.В. Петрович [и др.]; под науч. ред. М.В.Петровича. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2012. – 432 с.
Слайд 4Интернет-ресурсы:
Васюхин, О.В. Информационный менеджмент: краткий курс / О.В. Васюхин, А.В.
Варзунов. – Санкт-Петербург, 2010. – 119 с. – [Электронный ресурс].
– Режим доступа : http://www.aup.ru.
Матвейкин, В.Г. Информационный менеджмент : курс лекций / В.Г. Матвейкин, Б.С. Дмитриевский, К.А. Садов. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 44 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.aup.ru.
Преображенская, Т.В. Информационный менеджмент / Т.В. Преображенская. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. – 228 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://elibrary.nstu.ru.
Слайд 6Лекция 1. Информационный менеджмент: сущность, основные понятия, цели и задачи
Вопросы:
1.1 Основные понятия информационного менеджмента
1.2 Предметная область информационного менеджмента предприятия
1.3
Информационный менеджмент как научно-практическое направление
1.4 Функции информационного менеджмента
1.5 Мировые информационные ресурсы
Слайд 7Вопрос 1. Основные понятия информационного менеджмента
Историческая точка возникновения ИМ как
понятия -1957 г.
Слайд 8Концепция информационного менеджмента объединяет следующие подходы:
1. экономический
2. аналитический
3. организационный
4. системный
Слайд 9Информационный менеджмент -
- это управление работой предприятия, осуществляемое на
основе комплексного использования всех видов информации, имеющихся на самом предприятии
и за его пределами.
- совокупность известных методов управления информацией, поддерживаемых развитием информационных технологий, а также потребностями конечного пользования.
– это дисциплина об управлении информационными ресурсами для обеспечения целей функционирования организации.
Слайд 10Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в
нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.
Метаинформация - это информация
об информациях, возникающая в результате сопоставления информации.
Слайд 11Данные – это факты, цифры и другие сведения о реальных
и абстрактных лицах, предметах, объектах, явлениях и событиях, соответствующих определенной
предметной области, представленные в цифровом, символьном, графическом, звуковом и любом другом формате.
Слайд 12Отличие данных от информации
Данные становятся информацией при использовании соответствующего метода
преобразования данных в известные понятия.
Информация не является статичным объектом.
Одни и
те же данные могут в момент потребления представлять разную информацию.
Слайд 13Знания – это результаты решения задач, истинная, проверенная информация (сведения),
обобщенная в виде законов, теорий, совокупностей взглядов и представлений.
Знание стало
ключевым экономическим ресурсом и доминирующим, если не единственным, источником сравнительного преимущества (П. Друкер)
Данные
Информация
Знания
Слайд 14Отличие информации от знаний
Информация доступна широкому кругу людей, знания –
только создателю.
Информация обладает способностью к тиражированию, стоимость копирования информации стремится
к 0.
Создание знаний требует все большего объема данных
Знания обладают свойством бесконечного возрастания.
Слайд 15Информация
хорошая
бесполезная
плохая
не имеющая отношения к делу;
избыточная
дезинформация;
неполная и неверная информация
Слайд 16Информационные ресурсы -
информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в
информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных
системах).
Слайд 17Информационные технологии - это
совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи,
сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а
также пользования информацией и защиты информации.
Слайд 18Информационные система -
совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов)
программно-технических средств.
Слайд 19Информационная культура -
способность общества эффективно использовать информационные ресурсы и средства
информационных коммуникаций;
умение целенаправленно работать с информацией и использовать для
её получения, обработки и передачи компьютерные информационные технологии, современные технические средства и методы.
Слайд 20Информационное общество - новая историческая фаза развития цивилизации, в которой
главными продуктами производства являются знания и информация.
Отличительные черты ИО:
1)
увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
2) возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
3) создание глобального пространства.
Слайд 21Информатизация - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для
формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений.
Слайд 22Информационная экономика -
это современная стадия развития экономики, которая характеризуется преобладающей
ролью творческого труда и информационных продуктов
Слайд 23Инновационная экономика - тип экономики, основанной на потоке инноваций, на
постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с
очень высокой добавленной стоимостью и самих технологий.
Экономика знаний - высший этап развития постиндустриальной (информационной) экономики и инновационной экономики; является базой, фундаментом общества знаний или информационного общества.
Слайд 24Вопрос 2. Предметная область информационного менеджмента предприятия
Цель информационного менеджмента: повышение
эффективности деятельности предприятия на основе использования информационных систем (ИС) и
технологий (ИТ).
Слайд 25Задачи информационного менеджмента.
1. Обеспечение электронного документооборота.
2. Управление всеми видами корпоративных
информационных систем и корпоративных информационных ресурсов.
3. Информационное обеспечение управления в
целом, и принятия решений в частности.
4. Обеспечение информатизации бизнес-процессов.
5. Обеспечение функционирования телекоммуникационной инфраструктуры организации.
6. Управление ИТ персоналом и ИТ-подразделением (при его наличии).
7. Управление стратегическим и тактическим ИТ-развитием организации.
Слайд 26Предмет информационного менеджмента: процессы создания, эксплуатации и развития ИС предприятия.
Объекты
ИМ:
- информация (основной производственный материал)
- ИТ (последовательность действий по преобразованию
информации)
- ИС (совокупность спец.средств по преобразованию информации, среда предприятия, менеджмент)
Субъект информационного менеджмента — информационный персонал организации.
Слайд 27Основные характеристики информационной деятельности
Слайд 28Вопрос 3. Информационный менеджмент как научно-практическое направление
Традиционные финансовые показатели лишь
подводят итоги успешной стратегии
(А. Хаммер)
Арма́нд Ха́ммер (1898 -1990 гг.)
— американский предприниматель, председатель нефтяной корпорации «Occidental Petroleum» в 1957-1990 гг.
Слайд 29Смена базовых концепций в управлении (стратегии достижения «успеха»):
менеджмент ресурсов (финансово-ориентированный
менеджмент),
маркетинг-менеджмент;
менеджмент качества (процессно-ориентированный менеджмент),
менеджмент инноваций (менеджмент знаний).
Слайд 30Менеджмент ресурсов (финансово-ориентированный менеджмент)
Рассматривается как стандарт в XIX-XX вв. развития
капитализма, стал актуален для стран СНГ в начальный период перехода
к рыночной экономике.
Финансовые цели достигаются посредством выбора альтернативы: либо постепенное увеличение доходности и завоевание рынка (долгосрочная перспектива), либо генерирование максимально возможного денежного потока в ближайшей перспективе (краткосрочная)
Слайд 31Маркетинг-менеджмент
Стал формироваться, когда сменилась концепция развития экономики: концепция повышения производительности
сменилась концепцией эффективности сбыта продукции. «Рынок производителя» сменился «рынком покупателя».
Рыночные
и клиентские цели. Четко обозначаются целевые сегменты, где ведется борьба за клиента, а также обозначается предложение, за счет которого компания достигает успеха.
Слайд 32Менеджмент качества (процессно-ориентированный менеджмент)
Организация процессов. После установления рыночных целей разрабатываются
цели для внутренних процессов. Упор делается на перспективные процессы развития.
Качество - степень удовлетворения потребительских ожиданий (как от характеристик продукта, и от своевременного выполнения заказа, так и от стиля общения с клиентом).
Возникновение информационного менеджмента произошло на этапе менеджмента качества, когда стала возрастать информационная составляющая деятельности предприятий.
Слайд 33Основные концепции, основанные на возрастающей роли информации в развитии общества
Классическая
постиндустриальная теория
Концепция информационного общества
Концепция постэкономического общества
Концепция «третьей волны»
Концепция посткапиталистического общества
Концепция невесомой экономики
Ноосферный подход
Слайд 34Вопрос 4. Функции информационного менеджмента
Планирование в сфере информатизации.
Организация сферы
информатизации.
Мотивация сферы информатизации.
Контроль использования вычислительных средств.
Разработка инновационных программ.
Слайд 35Главной целью планирования как функции менеджмента
является обоснование и разработка способов
достижения ориентиров деятельности предприятия, и его подразделений, обеспечивающих желаемый уровень
развития, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Слайд 36стратегическое планирование;
оперативное планирование;
3) в общем случае может существовать два вида
тактических планов:
- годовые планы работ в сфере информатизации отдельных подразделений
и предприятия в целом;
- годовые инновационные планы.
В зависимости от периода и целей выделяют:
Слайд 37Стратегическая цель сферы информатизации на предприятии состоит в обеспечении как
можно большего вклада в достижение общих целей организации через использование
современных информационных технологий.
Этапы стратегического планирования:
Анализ внешнего окружения.
2. Анализ внутреннего потенциала.
3. Разработка стратегий.
Слайд 38Организация в сфере информатизации
Организация (как функция менеджмента) есть процесс
разграничения полномочий и ответственности между элементами социально-экономической системы и, на
этой основе, их структурирование
Слайд 39В зависимости от масштабов информатизации на конкретном предприятии могут формироваться
разнообразные организационные структуры:
до 5 человек – малые,
6-20 человек –
средние,
более 20 человек крупные подразделения.
Слайд 43Мотивация в сфере информатизации
Слайд 44 Мотивация в сфере информатизации предприятия представляет
собой совокупность потребностей и мотивов, побуждающих лицо, принимающее решения, к
повышению результативности бизнеса путем более эффективного использования информационных ресурсов, внедрения современных информационных технологий и информационных систем.
Слайд 45 Внедрение современных ИТ и ИС вынуждает
работника:
• осваивать новые области знания;
• учиться обращаться с новой техникой;
•
привыкать к новым технологиям выполнения привычных операций;
• работать в новых условиях передачи и распространения информации и др.
Слайд 46Особенности влияния развития сферы информатизации на квалификацию персонала предприятия:
• деквалификация;
• рост квалификации;
• поляризация.
Слайд 47Контроль использования вычислительных средств
Слайд 48Вычислительные средства (средства вычислительной техники) реализуют обработку данных и представляют
собой совокупность :
ЭВМ (электронная вычислительная машина, компьютер),
вычислительных комплексов и
вычислительных систем различных классов.
Слайд 49Контроль использования вычислительных средств осуществляется специалистами
и руководством сферы обработки информации,
а также руководством предприятия.
Особую роль в процессе контроля эффективности использования
вычислительных средств на играет системный администратор, должностные обязанности которого подразумевают обеспечение штатной работы парка компьютерной техники, сети и программного обеспечения.
Слайд 50Разработка инновационных программ
Слайд 51Особой функцией сферы
информатизации является
инновационная деятельность, т.к.:
сфера обработки информации
- очень динамичная, быстро изменяющаяся, и соответственно инновационная область;
информатизация как
отрасль человеческой деятельности является сама по себе инновационной, что требует соответствующего управления;
использование современных ИТ в системе управления предприятием представляет собой инновацию в сфере общего менеджмента.
Слайд 52Принципы успешного внедрения
инноваций в сфере информатизации
на предприятии
Принцип 1.
Согласованность стратеги-ческих, оперативных целей развития предприятия и целей внедряемых ИТ
и ИС.
Принцип 2. При внедрении новых ИТ и ИС на предприятии должна обеспечиваться дополнительная мотивация работников к эффективному и быстрому их освоению.
Слайд 53Принцип 3. Пользователи (функцио-нальные работники и персонал сферы информатизации) должны
активно участвовать в процессах создания, внедрения и развития ИТ и
ИС.
Принцип 4. Внедрение новых ИТ и ИС требует совершенствования методов структурирования и поддержки коммуникаций между работниками функциональных служб предприятия и персоналом сферы информатизации.
Слайд 54Вопрос 5. Мировые информационные ресурсы
Слайд 55Информационный ресурс - огромная область художественной и гуманитарной литературы, музыкальные
и телевизионные произведения, кино- и видеофильмы, а также базы данных,
программы для вычислительных машин и необозримое многообразие неизданных произведений, иногда существующих и в нематериальном виде, например, фольклор и другие произведения устного творчества.
Слайд 56Виды мировых информационных ресурсов в зависимости от уровня
Государственные – информационные
ресурсы, полученные и оплаченные из государственного бюджета;
Информационные ресурсы предприятий –
созданные или накопленные на предприятиях и в организациях;
Персональные информационные ресурсы – созданные и управляемые каким-либо человеком и содержащие данные, относящиеся к его личной деятельности.
Слайд 581. Область информационной деятельности :
сектор деловой информации;
сектор социально-политической информации;
сектор научно-профессиональной
информации;
сектор массовой и потребительской информации.
Слайд 592. Область электронных сделок:
системы электронных банковских операций;
электронные биржи и системы
заказа и резервирования продукции и услуг.
Слайд 603. Область вычислительной техники и электронных коммуникаций:
технические средства;
программные и
информационные (информационно-поисковые) системы;
системы управления базами и банками данных;
средства
поддержки сетевых режимов работы и сети передачи данных.
Слайд 61Мировые информационные ресурсы с точки зрения современных каналов доступа и
сфер применения этих ресурсов
электронные сделки, включая торговлю,
глобальную коммуникацию и
Интернет.
Слайд 62Электронные сделки включают
системы банковских карт, системы резервирования билетов и
мест в гостиницах, заказа товаров и услуг, а также биржевых,
банковских и расчетных операций.
Слайд 63Электронная глобальная коммуникация включает
различные системы на основе современных средств
связи и человеческого общения:
коммерческие и публичные сети передачи данных,
системы электронной
почты,
коммерческие диалоговые системы, телеконференции,
электронные сетевые доски объявлений и бюллетени,
клирингхаузы общественно доступного программного обеспечения и т. п.
Слайд 64Управление информационными ресурсами
Слайд 65Управление информационными ресурсами
государственных организаций государство осуществляет в полном объеме,
управление коммерческих организаций — с помощью нормативных правовых актов.
Слайд 66Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» 10
ноября 2008 г. № 455-З.
основной законодательный акт, регулирующим информационную
деятельность, является
Слайд 67Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации»
его
действие не распространяется на общественные отношения, связанные с деятельностью средств
массовой информации и охраной информации, являющейся объектом интеллектуальной собственности.
Слайд 68Закон предоставляет
гражданам возможность ознакомления с информацией, затрагивающей их права
и законные интересы, а также право граждан на получение, хранение
и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
Слайд 69Классификация информации согласно Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и
защите информации»
Слайд 70В зависимости от категории доступа
общедоступная информация;
информация, распространение и
(или) предоставление которой ограничено.
Слайд 71Не могут быть ограничены доступ к информации
о правах, свободах и
законных интересах физических лиц, правах и законных интересах юридических лиц
и о порядке реализации прав, свобод и законных интересов;
о деятельности государственных органов, общественных объединений;
о правовом статусе государственных органов, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь;
о чрезвычайных ситуациях, экологической, санитарно-эпидемиологической обстановке, гидрометеорологической и иной информации, отражающей состояние общественной безопасности;
о состоянии здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства;
о состоянии преступности, а также о фактах нарушения законности;
о льготах и компенсациях, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам;
о размерах золотого запаса;
об обобщенных показателях по внешней задолженности;
о состоянии здоровья должностных лиц, занимающих должности, включенные в перечень высших государственных должностей Республики Беларусь;
накапливаемой в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах государственных органов, физических и юридических лиц, созданных (предназначенных) для информационного обслуживания физических лиц.
Слайд 72Информация, распространение и (или) предоставление которой ограничено
информация о частной жизни
физического лица и персональные данные ( о частной жизни и
персональных данных, включая сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья)
Слайд 73Информация, распространение и (или) предоставление которой ограничено
сведения, составляющие государственные секреты
( Закон Республики Беларусь от 19.07.2010 г. № 170-З «О
государственных секретах»)
Слайд 74Информация, распространение и (или) предоставление которой ограничено
информация, составляющая коммерческую и
профессиональную тайну. (Положение о коммерческой тайне (утв. Постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 06.11.1992 г. № 670 )
Слайд 75Информация, распространение и (или) предоставление которой ограничено
-информация, содержащаяся в делах
об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования
и суда до завершения производства по делу
Слайд 76Информация, распространение и (или) предоставление которой ограничено
иная информация, доступ к
которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь. В соответствии с Законом
Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» к законодательным актам отнесена Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.
Слайд 77Распространение общедоступной информации (для государственных органов)
официальное наименование;
адрес места нахождения, контактный
телефон (факс);
организационную структуру;
режим работы и время приема физических лиц;
нормативные правовые
акты, регламентирующие деятельность данного государственного органа;
официальное наименование, адрес места нахождения и режим работы вышестоящего государственного органа и время приема физических лиц в этом органе.
Слайд 78Государственные информационные ресурсы и государственные информационные системы
подлежат обязательной регистрации
Министерством связи и информатизации соответственно в Государственном регистре информационных ресурсов
и Государственном регистре информационных систем (Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2009 г. № 673 )