Слайд 1Дисциплина «Информационный менеджмент»
Преподаватель:
Быкова Екатерина Юрьевна,
ст. преподаватель
                            							
							
							
						 
											
											
                            Слайд 3Рекомендуемая литература:
Информационный менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по
                                                            
                                    
напр. подготовки «Информационный менеджмент» / Г.Г. Чараев и др.; под
                                    ред. Г.Г. Чараева, Е.Н. Барикаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 359 с.
Информационный менеджмент: учебник / под науч. ред. Н.М. Абдикеева. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 400 с.
Мумладзе Р.Г. Менеджмент в агропромышленном комплексе: учебник / Р.Г.Мумладзе, Е.И. Семенов, М.П. Тушканов и др. ; под ред. Р.Г. Мумладзе. – М.: КНОРУС, 2009. – 384 с.
Управление организацией: учеб. Пособие / М.В. Петрович [и др.]; под науч. ред. М.В.Петровича. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2012. – 432 с.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Интернет-ресурсы:
Васюхин, О.В. Информационный менеджмент: краткий курс / О.В. Васюхин, А.В.
                                                            
                                    
Варзунов. – Санкт-Петербург, 2010. – 119 с. – [Электронный ресурс].
                                    – Режим доступа : http://www.aup.ru.
Матвейкин, В.Г. Информационный менеджмент : курс лекций / В.Г. Матвейкин, Б.С. Дмитриевский, К.А. Садов. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 44 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.aup.ru.
Преображенская, Т.В. Информационный менеджмент / Т.В. Преображенская. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. – 228 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://elibrary.nstu.ru.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 6Лекция 1. Информационный менеджмент: сущность, основные понятия, цели и задачи
Вопросы:
                                                            
                                    
1.1 Основные понятия информационного менеджмента
1.2 Предметная область информационного менеджмента предприятия
1.3
                                    Информационный менеджмент как научно-практическое направление
1.4 Функции информационного менеджмента 
1.5 Мировые информационные ресурсы 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Вопрос 1. Основные понятия информационного менеджмента
Историческая точка возникновения ИМ как
                                                            
                                    
понятия -1957 г.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Концепция информационного менеджмента объединяет следующие подходы:
1. экономический
2. аналитический
3. организационный
4. системный
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Информационный менеджмент - 
- это управление работой предприятия, осуществляемое на
                                                            
                                    
основе комплексного использования всех видов информации, имеющихся на самом предприятии
                                    и за его пределами.
- совокупность известных методов управления информацией, поддерживаемых развитием информационных технологий, а также потребностями конечного пользования.
– это дисциплина об управлении информационными ресурсами для обеспечения целей функционирования организации.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в
                                                            
                                    
нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.
Метаинформация - это информация
                                    об информациях, возникающая в результате сопоставления информации.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Данные – это факты, цифры и другие сведения о реальных
                                                            
                                    
и абстрактных лицах, предметах, объектах, явлениях и событиях, соответствующих определенной
                                    предметной области, представленные в цифровом, символьном, графическом, звуковом и любом другом формате.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Отличие данных от информации
Данные становятся информацией при использовании соответствующего метода
                                                            
                                    
преобразования данных в известные понятия.
Информация не является статичным объектом.
Одни и
                                    те же данные могут в момент потребления представлять разную информацию.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Знания – это результаты решения задач, истинная, проверенная информация (сведения),
                                                            
                                    обобщенная в виде законов, теорий, совокупностей взглядов и представлений.
Знание стало
                                    ключевым экономическим ресурсом и доминирующим, если не единственным, источником сравнительного преимущества (П. Друкер)
Данные
Информация
Знания
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Отличие информации от знаний
Информация доступна широкому кругу людей, знания –
                                                            
                                    
только создателю.
Информация обладает способностью к тиражированию, стоимость копирования информации стремится
                                    к 0.
Создание знаний требует все большего объема данных
Знания обладают свойством бесконечного возрастания.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Информация
хорошая
бесполезная
плохая
не имеющая отношения к делу;
 
избыточная
дезинформация;
неполная и неверная информация
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Информационные ресурсы -
информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в
                                                            
                                    
информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных
                                    системах).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Информационные технологии - это
совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи,
                                                            
                                    
сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а
                                    также пользования информацией и защиты информации.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Информационные система -
совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов)
                                                            
                                    
программно-технических средств.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Информационная культура -
способность общества эффективно использовать информационные ресурсы и средства
                                                            
                                    
информационных коммуникаций; 
умение целенаправленно работать с информацией и использовать для
                                    её получения, обработки и передачи компьютерные информационные технологии, современные технические средства и методы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Информационное общество - новая историческая фаза развития цивилизации, в которой
                                                            
                                    
главными продуктами производства являются знания и информация. 
Отличительные черты ИО:
1)
                                    увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
2) возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
3) создание глобального пространства.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Информатизация - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для
                                                            
                                    
формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Информационная экономика -
это современная стадия развития экономики, которая характеризуется преобладающей
                                                            
                                    
ролью творческого труда и информационных продуктов
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Инновационная экономика - тип экономики, основанной на потоке инноваций, на
                                                            
                                    
постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с
                                    очень высокой добавленной стоимостью и самих технологий. 
Экономика знаний - высший этап развития постиндустриальной (информационной) экономики и инновационной экономики; является базой, фундаментом общества знаний или информационного общества. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Вопрос 2. Предметная область информационного менеджмента предприятия
Цель информационного менеджмента: повышение
                                                            
                                    
эффективности деятельности предприятия на основе использования информационных систем (ИС) и
                                    технологий (ИТ).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Задачи информационного менеджмента.
1. Обеспечение электронного документооборота.
2. Управление всеми видами корпоративных
                                                            
                                    
информационных систем и корпоративных информационных ресурсов.
3. Информационное обеспечение управления в
                                    целом, и принятия решений в частности.
4. Обеспечение информатизации бизнес-процессов.
5. Обеспечение функционирования телекоммуникационной инфраструктуры организации.
6. Управление ИТ персоналом и ИТ-подразделением (при его наличии).
7. Управление стратегическим и тактическим ИТ-развитием организации.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Предмет информационного менеджмента: процессы создания, эксплуатации и развития ИС предприятия.
Объекты
                                                            
                                    
ИМ:
- информация (основной производственный материал)
- ИТ (последовательность действий по преобразованию
                                    информации)
- ИС (совокупность спец.средств по преобразованию информации, среда предприятия, менеджмент)
Субъект информационного менеджмента — информационный персонал организации.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Основные характеристики информационной деятельности
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Вопрос 3. Информационный менеджмент как научно-практическое направление
Традиционные финансовые показатели лишь
                                                            
                                    
подводят итоги успешной стратегии 
(А. Хаммер)
Арма́нд Ха́ммер (1898 -1990 гг.)
                                    — американский предприниматель, председатель нефтяной корпорации «Occidental Petroleum» в 1957-1990 гг.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29Смена базовых концепций в управлении (стратегии достижения «успеха»):
менеджмент ресурсов (финансово-ориентированный
                                                            
                                    
менеджмент), 
маркетинг-менеджмент; 
менеджмент качества (процессно-ориентированный менеджмент),
менеджмент инноваций (менеджмент знаний).
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30Менеджмент ресурсов (финансово-ориентированный менеджмент)
Рассматривается как стандарт в XIX-XX вв. развития
                                                            
                                    
капитализма, стал актуален для стран СНГ в начальный период перехода
                                    к рыночной экономике.
Финансовые цели достигаются посредством выбора альтернативы: либо постепенное увеличение доходности и завоевание рынка (долгосрочная перспектива), либо генерирование максимально возможного денежного потока в ближайшей перспективе (краткосрочная)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31Маркетинг-менеджмент
Стал формироваться, когда сменилась концепция развития экономики: концепция повышения производительности
                                                            
                                    
сменилась концепцией эффективности сбыта продукции. «Рынок производителя» сменился «рынком покупателя».
Рыночные
                                    и клиентские цели. Четко обозначаются целевые сегменты, где ведется борьба за клиента, а также обозначается предложение, за счет которого компания достигает успеха. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32Менеджмент качества (процессно-ориентированный менеджмент)
Организация процессов. После установления рыночных целей разрабатываются
                                                            
                                    
цели для внутренних процессов. Упор делается на перспективные процессы развития.
                                    
Качество - степень удовлетворения потребительских ожиданий (как от характеристик продукта, и от своевременного выполнения заказа, так и от стиля общения с клиентом).
Возникновение информационного менеджмента произошло на этапе менеджмента качества, когда стала возрастать информационная составляющая деятельности предприятий. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33Основные концепции, основанные на возрастающей роли информации в развитии общества
Классическая
                                                            
                                    
постиндустриальная теория
Концепция информационного общества
Концепция постэкономического общества
Концепция «третьей волны»
Концепция посткапиталистического общества
                                    
Концепция невесомой экономики 
Ноосферный подход 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34Вопрос 4. Функции информационного менеджмента
Планирование в сфере информатизации. 
Организация сферы
                                                            
                                    
информатизации.
Мотивация сферы информатизации. 
Контроль использования вычислительных средств. 
Разработка инновационных программ.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 35Главной целью планирования как функции менеджмента
является обоснование и разработка способов
                                                            
                                    
достижения ориентиров деятельности предприятия, и его подразделений, обеспечивающих желаемый уровень
                                    развития, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 36стратегическое планирование;
оперативное планирование;
3) в общем случае может существовать два вида
                                                            
                                    тактических планов:
- годовые планы работ в сфере информатизации отдельных подразделений
                                    и предприятия в целом;
- годовые инновационные планы.
В зависимости от периода и целей выделяют:
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 37Стратегическая цель сферы информатизации на предприятии состоит в обеспечении как
                                                            
                                    можно большего вклада в достижение общих целей организации через использование
                                    современных информационных технологий. 
Этапы стратегического планирования: 
Анализ внешнего окружения. 
2. Анализ внутреннего потенциала. 
3. Разработка стратегий. 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 38Организация в сфере информатизации 
Организация (как функция менеджмента) есть процесс
                                                            
                                    
разграничения полномочий и ответственности между элементами социально-экономической системы и, на
                                    этой основе, их структурирование
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 39В зависимости от масштабов информатизации на конкретном предприятии могут формироваться
                                                            
                                    
разнообразные организационные структуры:
до 5 человек – малые, 
6-20 человек –
                                    средние, 
более 20 человек крупные подразделения.
                                
                            							
														
						 
											
											
											
											
                            Слайд 43Мотивация в сфере информатизации 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 44    Мотивация в сфере информатизации предприятия представляет
                                                            
                                    
собой совокупность потребностей и мотивов, побуждающих лицо, принимающее решения, к
                                    повышению результативности бизнеса путем более эффективного использования информационных ресурсов, внедрения современных информационных технологий и информационных систем.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 45    Внедрение современных ИТ и ИС вынуждает
                                                            
                                    
работника:
• осваивать новые области знания;
• учиться обращаться с новой техникой;
•
                                    привыкать к новым технологиям выполнения привычных операций;
• работать в новых условиях передачи и распространения информации и др.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 46Особенности влияния развития сферы информатизации на квалификацию персонала предприятия:
• деквалификация;
                                                            
                                    
• рост квалификации;
• поляризация.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 47Контроль использования вычислительных средств
                            							
														
						 
											
                            Слайд 48Вычислительные средства (средства вычислительной техники) реализуют обработку данных и представляют
                                                            
                                    
собой совокупность :
ЭВМ (электронная вычислительная машина, компьютер), 
вычислительных комплексов и
                                    вычислительных систем различных классов.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 49Контроль использования вычислительных средств осуществляется специалистами
и руководством сферы обработки информации,
                                                            
                                    
а также руководством предприятия.
Особую роль в процессе контроля эффективности использования
                                    вычислительных средств на играет системный администратор, должностные обязанности которого подразумевают обеспечение штатной работы парка компьютерной техники, сети и программного обеспечения. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 50Разработка инновационных программ
                            							
														
						 
											
                            Слайд 51Особой функцией сферы 
информатизации является 
инновационная деятельность, т.к.:
сфера обработки информации
                                                            
                                    
- очень динамичная, быстро изменяющаяся, и соответственно инновационная область;
информатизация как
                                    отрасль человеческой деятельности является сама по себе инновационной, что требует соответствующего управления;
использование современных ИТ в системе управления предприятием представляет собой инновацию в сфере общего менеджмента.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 52Принципы успешного внедрения 
инноваций в сфере информатизации 
на предприятии
Принцип 1.
                                                            
                                    
Согласованность стратеги-ческих, оперативных целей развития предприятия и целей внедряемых ИТ
                                    и ИС.
Принцип 2. При внедрении новых ИТ и ИС на предприятии должна обеспечиваться дополнительная мотивация работников к эффективному и быстрому их освоению. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 53Принцип 3. Пользователи (функцио-нальные работники и персонал сферы информатизации) должны
                                                            
                                    
активно участвовать в процессах создания, внедрения и развития ИТ и
                                    ИС. 
Принцип 4. Внедрение новых ИТ и ИС требует совершенствования методов структурирования и поддержки коммуникаций между работниками функциональных служб предприятия и персоналом сферы информатизации.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 54Вопрос 5. Мировые информационные ресурсы 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 55Информационный ресурс - огромная область художественной и гуманитарной литературы, музыкальные
                                                            
                                    
и телевизионные произведения, кино- и видеофильмы, а также базы данных,
                                    программы для вычислительных машин и необозримое многообразие неизданных произведений, иногда существующих и в нематериальном виде, например, фольклор и другие произведения устного творчества.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 56Виды мировых информационных ресурсов в зависимости от уровня
Государственные – информационные
                                                            
                                    
ресурсы, полученные и оплаченные из государственного бюджета;
Информационные ресурсы предприятий –
                                    созданные или накопленные на предприятиях и в организациях;
Персональные информационные ресурсы – созданные и управляемые каким-либо человеком и содержащие данные, относящиеся к его личной деятельности.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 581. Область информационной деятельности :
сектор деловой информации;
сектор социально-политической информации;
сектор научно-профессиональной
                                                            
                                    
информации;
сектор массовой и потребительской информации.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 592. Область электронных сделок:
системы электронных банковских операций;
электронные биржи и системы
                                                            
                                    
заказа и резервирования продукции и услуг.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 603. Область вычислительной техники и электронных коммуникаций:
технические средства; 
программные и
                                                            
                                    
информационные (информационно-поисковые) системы; 
системы управления базами и банками данных; 
средства
                                    поддержки сетевых режимов работы и сети передачи данных.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 61Мировые информационные ресурсы с точки зрения современных каналов доступа и
                                                            
                                    
сфер применения этих ресурсов
электронные сделки, включая торговлю, 
глобальную коммуникацию и
                                    Интернет.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 62Электронные сделки включают 
системы банковских карт, системы резервирования билетов и
                                                            
                                    
мест в гостиницах, заказа товаров и услуг, а также биржевых,
                                    банковских и расчетных операций.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 63Электронная глобальная коммуникация включает 
различные системы на основе современных средств
                                                            
                                    
связи и человеческого общения:
коммерческие и публичные сети передачи данных,
системы электронной
                                    почты, 
коммерческие диалоговые системы, телеконференции, 
электронные сетевые доски объявлений и бюллетени, 
клирингхаузы общественно доступного программного обеспечения и т. п.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 64Управление информационными ресурсами
                            							
														
						 
											
                            Слайд 65Управление информационными ресурсами 
государственных организаций государство осуществляет в полном объеме,
                                                            
                                    
 управление коммерческих организаций — с помощью нормативных правовых актов.
                                    
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 66Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» 10
                                                            
                                    
ноября 2008 г. № 455-З. 
основной законодательный акт, регулирующим информационную
                                    деятельность, является
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 67Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» 
его
                                                            
                                    
действие не распространяется на общественные отношения, связанные с деятельностью средств
                                    массовой информации и охраной информации, являющейся объектом интеллектуальной собственности.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 68Закон предоставляет 
гражданам возможность ознакомления с информацией, затрагивающей их права
                                                            
                                    
и законные интересы, а также право граждан на получение, хранение
                                    и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 69Классификация информации согласно Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и
                                                            
                                    
защите информации» 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 70В зависимости от категории доступа 
общедоступная информация; 
информация, распространение и
                                                            
                                    
(или) предоставление которой ограничено.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 71Не могут быть ограничены доступ к информации
о правах, свободах и
                                                            
                                    
законных интересах физических лиц, правах и законных интересах юридических лиц
                                    и о порядке реализации прав, свобод и законных интересов;
о деятельности государственных органов, общественных объединений;
о правовом статусе государственных органов, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь;
о чрезвычайных ситуациях, экологической, санитарно-эпидемиологической обстановке, гидрометеорологической и иной информации, отражающей состояние общественной безопасности;
о состоянии здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства;
о состоянии преступности, а также о фактах нарушения законности;
о льготах и компенсациях, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам;
о размерах золотого запаса;
об обобщенных показателях по внешней задолженности;
о состоянии здоровья должностных лиц, занимающих должности, включенные в перечень высших государственных должностей Республики Беларусь;
накапливаемой в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах государственных органов, физических и юридических лиц, созданных (предназначенных) для информационного обслуживания физических лиц.
                                
                            							
								 
							 
														
						 
											
                            Слайд 72Информация, распространение и (или) предоставление которой ограничено
информация о частной жизни
                                                            
                                    
физического лица и персональные данные ( о частной жизни и
                                    персональных данных, включая сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 73Информация, распространение и (или) предоставление которой ограничено
сведения, составляющие государственные секреты
                                                            
                                    
( Закон Республики Беларусь от 19.07.2010 г. № 170-З «О
                                    государственных секретах») 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 74Информация, распространение и (или) предоставление которой ограничено
информация, составляющая коммерческую и
                                                            
                                    
профессиональную тайну. (Положение о коммерческой тайне (утв. Постановлением Совета Министров
                                    Республики Беларусь от 06.11.1992 г. № 670 ) 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 75Информация, распространение и (или) предоставление которой ограничено
-информация, содержащаяся в делах
                                                            
                                    
об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования
                                    и суда до завершения производства по делу
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 76Информация, распространение и (или) предоставление которой ограничено
иная информация, доступ к
                                                            
                                    
которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь. В соответствии с Законом
                                    Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» к законодательным актам отнесена Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 77Распространение общедоступной информации (для государственных органов)
официальное наименование;
адрес места нахождения, контактный
                                                            
                                    
телефон (факс);
организационную структуру;
режим работы и время приема физических лиц;
нормативные правовые
                                    акты, регламентирующие деятельность данного государственного органа;
официальное наименование, адрес места нахождения и режим работы вышестоящего государственного органа и время приема физических лиц в этом органе.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 78Государственные информационные ресурсы и государственные информационные системы 
подлежат обязательной регистрации
                                                            
                                    
Министерством связи и информатизации соответственно в Государственном регистре информационных ресурсов
                                    и Государственном регистре информационных систем (Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2009 г. № 673 )