Слайд 1Дисциплина: История государства и права зарубежных стран
Тема № 7. «Государства
и право средневекового Востока»
Федеральное государственное казенное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургская
академия Следственного комитета Российской Федерации»
Разработал:
профессор кафедры гуманитарных
и социально-экономических дисциплин,
доктор исторических наук А.В. Кутузов
Слайд 2Учебные вопросы.
1.Феодальное государство и право в странах Востока.
2.Арабский Халифат.
Слайд 31. Феодальное государство и право в странах Востока.
Для Востока
характерна размытость классовых границ: основой общественной структуры была не вассально-ленная
иерархия, а иерархия феодальных титулов и рангов. Во всех восточных феодальных обществах в господствующий класс входили непосредственные потребители ренты-налога, представители военно-бюрократического государственного аппарата. В наибольшей степени господствующий класс совпадал с бюрократией в Китае.
Слайд 4В Китае сложилась своеобразная "восточная деспотия": всесилье военно-бюрократического аппарата во
главе с императором, феодальная централизация, тотальный полицейский контроль, широта экономических
функций государства, веками воспитывалось раболепие и безусловное подчинение "сыну неба". Индия характеризовалась значительной прочностью общинной организации, относительной слабостью контроля центрального военно-бюрократического аппарата. В Японии в период позднего феодализма сложились черты абсолютной монархии: своеобразная автократическая форма относительно централизованного государства.
Слайд 5Типичными чертами восточных феодальных государств являлись консерватизм, стабильность, традиционность права
и морали. Отсюда убежденность людей в извечности, высшей мудрости, завершенности
правил общественного поведения. Проявлением консерватизма была тесная связь норм морали и права с религией: индуизмом, исламом, конфуцианством.
Слайд 62. Арабский Халифат.
Арабский Халифат cложился в результате объединения арабских племен,
центром которых был Аравийский полуостров.
Характерной чертой складывания государства у арабов
была религиозная окраска этого процесса: тесная связь формирования государственности и возникновения новой религии - ислама.
Слайд 7Халиф Омар (634-644) завершил политическое объединение Аравии. В VII-VIII вв.
другие халифы осуществили завоевание Ближнего Востока, Средней Азии, Закавказья, Северной
Африки и Испании. В результате сложилась феодальная империя - Арабский халифат с центром в Дамаске.
В истории халифата выделяют 2 этапа: дамасский (сирийский), когда у власти находилась династия Омейядов (661-750 гг.) и багдадский (месопотамский), когда правили Аббасиды (750-1055 гг.). По ним изучают основные этапы государственности.
Слайд 8Процесс феодализации арабского общества начался после завоеваний первой половины VII
вв. Специфика арабского феодализма состояла в многоукладности экономики: наряду с
феодализмом существовали патриархально-родовые и рабовладельческие отношения. Труд рабов использовался в личных хозяйствах феодалов и в государственном хозяйстве.
Слайд 9Государственная собственность на землю доминировала и считалась собственностью халифа. Она
была основой централизации государства. По мере разложения общинного землевладения происходил
рост частной собственности на землю. В дамасский период был распространен мульк, аналогичный европейскому аллоду. В багдадский период развивается форма условного держания икта - бенефициарные владения, выделяемые феодалам за службу из государственной земли. Икта выделялась пожизненно или на время отправления должности с правом взимания в свою пользу ренты-налога. К X в. икта превращается в наследственное держание типа лена.
Слайд 10Государственный строй.
В результате завоеваний VII в. происходит оформление своеобразной раннефеодальной
монархии. Халифат этого периода - относительно централизованное теократическое государство. Во
главе находился халиф - преемник пророка. В его руках была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть. Первые халифы избирались мусульманской знатью, но вскоре власть халифа стала наследственной, передаваемой по завещательному распоряжению. Юридически власть халифа была неограниченной, но фактически он был вынужден считаться с интересами феодальной верхушки и мусульманского духовенства.
Главный советник и высшее должностное лицо при халифе - визирь.
Слайд 11Местное управление.
Первоначально местный чиновничий аппарат в покоренных странах оставался нетронутым,
сохранялись и старые методы управления. По мере упрочения центральной власти
происходит упорядочение местной администрации по персидскому образцу. Территория халифата была разделена на провинции под управлением военный наместников - эмиров, которые были ответственны только перед халифом и назначались им из числа приближенных. В ведении эмиров были вооруженные силы, местный административный, финансовый и полицейский аппарат. У эмиров были помощники - наибы.
Слайд 12Суд.
Судебные функции в халифате были отделены от административных. Местные власти
не имели права вмешиваться в решения судей.
Верховным судьей был
халиф, но в целом отправление правосудия являлось привилегией духовенства. Высшая судебная власть на практике принадлежала коллегии наиболее авторитетных богословов, которые одновременно были и правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали деятельность судей на местах.
Слайд 13Армия.
В основе формирования армии лежала исламская доктрина о завоевании "неверных"
путем "священной войны". Принимать в ней участие обязаны все совершеннолетние
и свободные мусульмане.
Слайд 14Упадок халифата.
Ослабление центральной власти сочеталось с этнической и экономической разобщенностью
огромных территорий, усилением национально-освободительной борьбы. В IX-XI вв. происходит политический
распад и падение халифата.