Слайд 1Дисциплина «Основы таможенного дела»
Тема 1: «Основы государственного регулирования таможенного дела
и таможенной политики в Российской Федерации»
Автор: А.И. Начкин
Слайд 2Вопросы:
1. Основы таможенного регулирования в Российской Федерации.
2. Таможенное дело и
таможенная политика в Российской Федерации.
3 Функции таможенных органов
Слайд 31. Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации.
Федеральный закон
от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании
в Российской Федерации» закрепляет понятия таможенного регулирования.
В ч. 1 ст. 2 названного нормативно-правового акта определяется, что Таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз) - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Слайд 4Государство посредством норм права регламентирует и закрепляет правила поведения физических
и юридических лиц при пересечении таможенной границы и при перемещении
через нее товаров и транспортных средств. Следует отметить, что осуществление внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности невозможно без применения норм таможенного законодательства.
Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.
Согласно п. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации, таможенное регулирование относится к исключительному ведению Российской Федерации.
Слайд 5Единую таможенную территорию таможенного союза (далее - таможенная территория таможенного союза)
составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики
и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей ЕАЭС(далее - таможенная граница).
Таможенное законодательство ЕАЭСсостоит из:
1) Таможенного кодекса ЕАЭС;
2) международных договоров государств-членов ЕАЭСсоюза, регулирующих таможенные правоотношения в ЕАЭС;
3) решений Комиссии ЕАЭС, регулирующих таможенные правоотношения в ЕАЭС, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств-членов ЕАЭС.
Слайд 6При таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения,
законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения,
действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ЕАЭС и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов ЕАЭС.
Таможенный кодекс ЕАЭС
Слайд 7
Таким образом !!!!!!!!!!
Официально опубликованные международные договоры, составляющие договорно-правовую базу ЕАЭС,
и решения органов ЕАЭС действуют в Российской Федерации непосредственно, если
не содержат требований по изданию внутригосударственных актов для их применения. В случаях, предусмотренных таможенным законодательством ЕАЭС, Правительство Российской Федерации вправе определять порядок применения актов таможенного законодательства ЕАЭС в Российской Федерации
Слайд 8В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения,
затрагивающие внешнюю торговлю товарами (далее - запреты и ограничения), предусмотренные международными
договорами, составляющими договорно-правовую базу ЕАЭС, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов ЕАЭС.
В случаях и порядке, которые предусмотрены международными договорами, составляющими договорно-правовую базу ЕАЭС, актами органов ЕАЭС, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке, а также при применении в Российской Федерации мер таможенно-тарифного регулирования, отличных от мер, применяемых в одном или нескольких государствах - членах ЕАЭС, применяются средства и методы обеспечения их соблюдения, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации и ФЗ-311 №О таможенном регулировании».
Актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации могут быть определены федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору соблюдения установленных мер.
Слайд 9
Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:
Таможенный тариф — свод ставок таможенных пошлин
Таможенное
декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу
Таможенная процедура
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
В
современных условиях глобализации мировой экономики построение всех элементов таможенно-тарифных методов унифицируется на основе международных договоров. Важнейшими из них являются:
Соглашения, действующие между членами Всемирной торговой организации в соответствии с её Уставом и пакетом соглашений, прежде всего Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ)
Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров
Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП
Другие многосторонние и двухсторонние международные договоры (например, соглашения о предоставлении принципа наибольшего благоприятствования в торговле)
Слайд 10
Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:
Таможенный тариф — свод ставок таможенных пошлин
Таможенное
декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу
Таможенная процедура
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
В
современных условиях глобализации мировой экономики построение всех элементов таможенно-тарифных методов унифицируется на основе международных договоров. Важнейшими из них являются:
Соглашения, действующие между членами Всемирной торговой организации в соответствии с её Уставом и пакетом соглашений, прежде всего Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ)
Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров
Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП
Другие многосторонние и двухсторонние международные договоры (например, соглашения о предоставлении принципа наибольшего благоприятствования в торговле)
Слайд 11
Запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров,
перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие
внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств-членов ЕАЭС, решениями Комиссии ЕАЭС и нормативными правовыми актами государств-членов ЕАЭС изданными в соответствии с международными договорами государств-членов ЕАЭС.
,
Слайд 122. Таможенное дело и таможенная политика в Российской Федерации.
Федеральный закон
от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "О таможенном регулировании
в Российской Федерации"
Статья 12. Функции (обязанности) таможенных органов
Таможенные органы выполняют следующие основные функции (обязанности):
1) проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;
2) содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота;
3) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
Слайд 133. Таможенное дело и таможенная политика в Российской Федерации.
Таможенное дело
в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения
соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Закона о таможенном регулировании).
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 6 Таможенного кодекса ЕАЭС обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, является лишь одной из основных задач таможенных органов.
Слайд 14Таможенная политика - это комплекс политико-правовых, экономических, организационных и иных
мер государственного регулирования внешней торговли, а также мер по защите
национальной экономики и решению ее фискальных задач.
Таможенная политика государства способствует расширению экономических связей, увеличению объема внешнеторговых операций, развитию международного туризма и иных форм международного взаимодействия, т.е. всего того, что так или иначе опосредуется в деятельности таможенных органов государства.
Таможенная политика реализуется посредством разумного сочетания политики протекционизма, направленной на защиту отечественного производителя от иностранной конкуренции, и политики фритредерства (свободной торговли), направленной на расширение внешнеторгового оборота страны и повышение уровня международного разделения труда.
Слайд 15
Протекционизм предусматривает увеличение уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок
иностранных товаров, результатом чего является сокращение импорта в страну и,
следовательно, ограничение иностранной конкуренции.
Политика свободной торговли (фритредерство) достигается путем установления минимального уровня таможенных пошлин либо их полной отмены. Фритредерство - политика временная, зачастую просто вынужденная, необходимая в тех случаях, когда, например, важно удовлетворить внутренний спрос за счет импортных товаров. Так, в нашей стране либерализация ВЭД начала 1990-х гг. не могла бы реально состояться без устранения тарифных и нетарифных барьеров на открытых границах. В условиях тотального дефицита крайне необходимо было наполнить внутренний рынок страны дешевым импортным товаром. Такие цели были достигнуты в течение полутора - двух лет именно благодаря политике свободной торговли. После того как предпринимательские структуры наладили внешнеэкономические связи с иностранными партнерами, Россия перешла к протекционистской таможенной политике.
.
Слайд 16В современной ситуации таможенная политика призвана обеспечить "тонкую" настройку всего
механизма регулирования импорта и экспорта на всех уровнях управления, нацелить
сто на интересы отечественного производства, не нарушая правил, признанных мировым торговым сообществом.
Таможенная политика России в первую очередь должна обеспечивать наиболее эффективное использование инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны, а также участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка и стимулированию развития национальной экономики.
Слайд 174. Функции таможенных органов.
Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред.
от 23.06.2016) "О таможенном регулировании в Российской Федерации"
Статья 12. Функции
(обязанности) таможенных органов
Таможенные органы выполняют следующие основные функции (обязанности):
1) проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;
2) содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота;
3) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
Слайд 184. Функции таможенных органов.
4) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные
и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность
уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
5) обеспечивают на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;
6) обеспечивают, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;
7) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;
Слайд 193. Функции таможенных органов.
8) выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные
правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а
также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации;
9) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;
Слайд 204. Функции таможенных органов.
10) осуществляют в пределах своей компетенции контроль
за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу
Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;
11) содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;
12) обеспечивают в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств - членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;
Слайд 214. Функции таможенных органов.
13) разъясняют заинтересованным лицам их права и
обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих
полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;
14) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
15) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по вопросам таможенного дела;
16) проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела.
2. Федеральными законами на таможенные органы могут быть возложены иные функции (обязанности).