Слайд 1Дисциплина «Рекламная деятельность»
Лектор: Шевченко Юлия Александровна
Кафедра маркетинга и коммерции
ИМБЭ
Слайд 2Тема 4. Теории коммуникации и их роль в рекламе
Лектор: Шевченко
Юлия Александровна
Кафедра маркетинга и коммерции ИМБЭ
Слайд 3Содержание лекции
Сущность теории коммуникации.
Модели массовой коммуникации (К.Шеннона, С.Бира, Н.Винера, Т.
Ньюкомба).
Роль теории массовой коммуникации в рекламе.
Некоторые особенности построения коммуникации через
СМИ.
Слайд 4Теория коммуникации
Теория коммуникации - научная дисциплина, изучающая методы и системы
коммуникации.
Коммуникация социальная - интердисциплина, изучающая процессы распространения и циркуляции информации
в обществе.
Реклама – одна из форм социальных коммуникаций.
Слайд 5Коммуникация
Социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного
и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных
средств.
Рекламе как коммуникации свойственно выполнение основных функций коммуникации
Слайд 6Основные функции социальной коммуникации
Информационная – передача информации;
Экспрессивная – способность
выражать не только смысловую, но и оценочную информацию;
Прагматическая – способность
передавать коммуникативную установку, предписывающую определенное воздействие на получателя.
Слайд 7Схема коммуникации по Клоду Шеннону
Источник
инфор-
мации
Передат-
чик
Канал
Получа-
тель
Адресат,
место
назна-
чения
Сигнал
Полу-
ченный
сигнал
Источник
шума
Слайд 8Схема коммуникации по Клоду Шеннону
Выделял три уровня коммуникации: технический, семантический
и уровень эффективности.
Технические проблемы коммуникации связаны с точностью передачи
информации от отправителя к получателю.
Семантические проблемы - с интерпретацией сообщения получателем в сопоставлении с изначальным значением.
Проблема эффективности говорит о результатах изменения поведения в связи с переданным сообщением.
Слайд 9Модель коммуникации (Н. Винер и С.Бир)
Самым важным компонентом является положение
об обратной связи.
Приводится пример термостата, поддерживающего температуру на постоянном
уровне. Любая система работает эффективно, когда она получает информацию о состоянии этой системы.
С. Бир дает следующее определение обратной связи: «Возврат части выходной информации на ее вход, которая затем изменится».
Положительная обратная связь вызывает увеличение уровня сигнала на выходе и, следовательно на входе; отрицательная обратная связь при увеличении сигнала на выходе вызывает уменьшение сигнала на входе, и таким образом, в принципе является стабилизирующей.
Система функционирует эффективно, если ее обратная связь дает достоверную информацию.
Слайд 10Модель Теодора Ньюкомба (социально-психологическая)
Предложил учитывать отношения, которые устанавливаются между агентами
общения и объектом речи
Объект
речи (Х)
Агент
общения (А)
Агент
общения (В)
Слайд 11Модель Теодора Ньюкомба (социально-психологическая)
Общей тенденцией коммуникации является стремление к симметрии.
Если люди сориентированы друг к другу положительно, то они будут
стремиться к совпадению своего отношения к объекту коммуникации (Х).
При несовпадении отношения друг к другу будет не совпадать и отношение к объекту. Совпадение отношения к X при несовпадении отношения друг к другу будет восприниматься как ненормальное ("Враги моих врагов - мои друзья").
Данная модель задает динамику изменений, к которым будет стремиться коммуникация — к созданию симметричных отношений, одинаковой оценке объектов при одинаковой оценке друг друга.
Слайд 12Связь рекламы с теорией коммуникации
Научный подход к изучению рекламы требует
рассматривать ее как одну из форм человеческой коммуникации. Формирование взаимосвязей,
попытка наладить каналы общения рекламодателя с его аудиторией является его сущностью и носит системный характер.
Иначе реклама воспринимается с формальной стороны, как нагромождение информации, ее носителей и каналов передачи – при таком подходе реклама неэффективно будет реализована на практике.
Слайд 13Процесс коммуникации (Котлер)
Кодирование
Отправитель
Средство
информации,
сообщение
Декодирова-
ние
Получатель
Помехи
(шум)
Ответная
реакция
Обратная
связь
Слайд 14Составляющие процесса коммуникации
передатчик (отдельное лицо или организация) - источник сообщения;
кодирование
- процесс преобразования идей в символы, изображения, рисунки. формы, звуки,
язык и т.п.;
сообщение - совокупность символов, передаваемых передатчиком;
каналы передачи - средства, посредством которых сигнал передается от передатчика к приемнику;
декодирование - процесс, посредством которого приемник приписывает смысл символам, поступившим от передатчика;
приемник - целевая аудитория;
отклик- совокупность реакции приемника после ознакомления с сообщением;
обратная связь - часть отклика приемника, поступающая к передатчику.
помехи – искажения, возникающие в процессе коммуникации.
Слайд 15Сравнение личной и безличной коммуникации.
Слайд 16Приемы влияния, используемые в СМИ
Слайд 17Приемы влияния, используемые в СМИ
Слайд 18Список рекомендуемой литературы
Основная литература:
Ламбен Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок
– СПб.: Питер, 2008г.
Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. – СПб.: Питер,
2007г
Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. – СПб. Питер, 2008
Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: экспресс-курс. / Ф. Котлер, Ф. Келлер К. Л. ; [пер. с англ.] - СПб. : Питер, 2008
Слайд 19Вопросы для самоконтроля
1. Что такое коммуникация и каковы ее основные
функции?
2. Как рассматривается реклама в контексте теории коммуникации?
3. Какие уровни
коммуникационного воздействия выделял К. Шенон?
4. Какое значение имеет теория Т.Ньюкомба для создателей рекламы? Приведите практический пример.
5. Приведите пример личной и безличной коммуникации? В каком из них большую роль играет наличие ошибок декодирования информации? Почему?
6. Что такое эффект ореола и эффект Барнума? Приведите примеры использования данных феноменов в рекламе.