Слайд 1Дисциплина
«Техническая эксплуатация автотранспорта»
Лекция
тема № 5 «Послеаварийная экологическая безопасность
транспортных средств»
Слайд 2План лекции
1. Понятие послеаварийной безопасности автомобиля.
2. Устройства и приборы повышающие
послеаварийную безопасность автомобиля, и способы эвакуации людей при ДТП.
3. Экологическая
безопасность автомобиля и влияние автомобилизации на окружающую среду.
4.Шум от автомобилей и методы его уменьшения
Слайд 3Цели занятия:
дать курсантам современные, целостные, систематизированные знания об послеаварийной и
экологической безопасности автомобиля и его основных составляющих;
привить интерес к
изучаемому предмету. Развить самостоятельность и творчество в мышлении.
Слайд 4Литература:
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995.
Постановление
Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720 Об
утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств
Правила № 11–02 ЕЭК ООН «Прочность замков и петель боковых дверей»
Правилами № 34–01 ЕЭК ООН «Требования к пожарной безопасности автомобиля и соответствующим элементам его конструкции»
Слайд 5ГОСТ Р 51709 – 2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к
техническому состоянию и методы проверки).
Коршаков И.К. Послеаварийная безопасность автомобиля :
учеб. пособие / И.К. Коршаков ; МАДИ. - М. 1985. - 108 с.
Петрунин В.В. Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2006 году // Финансы. – 2006. – № 4. – С.25 – 30.
Данные с интернет сайтов: avtomash.ru; autonews.ru; auto-barmashova.ru.
Официальный сайт ГИБДД РФ /www.gibdd.ru
Слайд 6
1. Понятие послеаварийной безопасности автомобиля.
Конструкция автомобиля с учетом его категории
и назначения должна обеспечивать:
минимизацию травмирующих воздействий на находящихся в
транспортном средстве людей;
возможность их эвакуации после дорожно-транспортного происшествия.
Слайд 7Опасные явления, которые могут возникнуть в результате ДТП:
пожар,
заклинивание
дверей,
заполнение водой салона автомобиля, если он затонул.
Слайд 8Послеаварийная безопасность автомобиля -
свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП после
остановки (конечная фаза ДТП), которое характеризуется возможностью быстро ликвидировать последствия
происшествия и предотвращать возникновение новых аварийных ситуаций.
Она обеспечивается средствами противопожарной безопасности, надежной конструкцией дверных замков, эвакуационными люками, аварийной сигнализацией и др.
Слайд 9
2. Устройства и приборы повышающие послеаварийную безопасность автомобиля, и способы
эвакуации людей при ДТП.
Требования к пожарной безопасности автомобиля и соответствующим
элементам его конструкции регламентируются Правилами № 34–01 ЕЭК ООН.
Так утечка топлива из топливного бака, заливной горловины и топливопроводов при фронтальном наезде автомобиля на препятствие со скоростью 13,9 м/с или наезде сзади со скоростью 10 м/с; утечка топлива в момент наезда не должна превышать 28 г/мин, а образование каплеобразной смеси также 28 г/мин.
Слайд 10
Конструкции автомобилей массового производства должны отвечать следующим требованиям в отношении
пожарной безопасности:
1.Предусматривается установка огнестойкой перегородки между топливным баком и пассажирским
салоном:
система питания должны быть защищена от коррозии и предохранена от соприкосновения с препятствиями на грунте;
все топливопроводы должны располагаться в защищенных местах (но не в салоне автомобиля); они не должны подвергаться каким-либо механическим воздействиям;
топливный бак следует изготовливать из огнестойкого материала; он не должен заряжаться статическим электричеством.
Слайд 112.Заливная горловина не должна располагаться в салоне, багажнике или моторном
отсеке и выступать над поверхностью кузова; крышка горловины должна быть
огнестойкой.
3. Электропроводку следует размещать в специальных каналах или крепить к корпусу; она должна быть защищена от коррозии.
4. Для предотвращения быстрого распространения пламени и образования в салоне ядовитых газов (продуктов сгорания) регламентируются свойства материалов для внутренней отделки салона.
Слайд 12
Мероприятия по облегчению эвакуации людей из салона автомобиля (автобуса):
устройством запасных выходных люков в крыше автобуса (автомобиля);
устройством запасных выходных
люков в боковых стенках автобуса;
снабжением дверей и люков дополнительными наружными замками и рукоятками;
оборудованием салона молотками для разбивания стекол, пилами, ножницами и другими инструментами для прорезывания отверстий в стенках автобуса.
Слайд 13
Приемы эвакуации людей при падении автомобиля в глубокую воду с
моста или с берега:
быстрая и правильная реакция водителя и пассажиров;
необходимо
знать, что автомобиль с закрытыми окнами и дверями некоторое время остается на плаву;
пока автомобиль еще находится на поверхности водоема, надо постараться покинуть его через окна;
дверь открывать не стоит, так как в салон сразу же хлынет поток воды, автомобиль потеряет плавучесть, что значительно сократит имеющийся резерв времени.
Слайд 14
3. Экологическая безопасность автомо-биля и влияние автомобилизации на окружающую среду.
В
техническом регламенте содержится требование к конструкции автомобиля, которая должна обеспечивать:
пожарную
безопасность;
электробезопасность;
минимизацию внешнего и внутреннего шума;
Слайд 15минимизацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ, а также энергетическую эффективность, которая
выражается в минимизации потребления топлива транспортными средствами с двигателями внутреннего
сгорания и потребления электроэнергии электромобилями;
устойчивость к воздействию внешних источников электромагнитного излучения и электромагнитную совместимость.
Слайд 16
Дорожное строительство нарушает экологи-ческое равновесие в природе вследствие:
изменения существующего ландшафта;
усиления водной и ветровой эрозии;
развития геодинамических процессов, например оползней
и обвалов;
загрязнения окружающей местности, поверхностных и грунтовых вод материалами и веществами, применяемыми при эксплуатации автомобилей и дороги;
неблагоприятного воздействия на существующий растительный и животный мир.
Слайд 17Экологическая безопасность
это свойство автомобиля, позволяющее уменьшать вред, наносимый участникам
движения и окружающей среде в процессе его нормальной эксплуатации.
Таким
образом, экологическая безопасность, проявляющаяся во время повседневной работы автомобиля, коренным образом отличается от изученных ранее видов безопасности, которые выявляются лишь при дорожно-транспортном происшествии
Слайд 18
Основными загрязняющими веществами при эксплуатации автотранспорта являются:
– выхлопные газы;
– нефтепродукты
при их испарении;
– пыль;
– продукты истирания шин, тормозных колодок и
дисков сцепления, асфальтовых и бетонных покрытий;
– противогололедные реагенты, соли и песок.
Слайд 19К основным вредным компонентам отрабо-тавших газов автомобилей относятся:
окись углерода СО
(сильное токсичное вещество),
углеводороды СНх,
окислы азота NOх (токсичны, вместе
с углеводородами СН образует фотохимический смог),
альдегиды (вредно действуют на нервную систему и органы дыхания),
твердые частицы (сажа),
окислы серы SOх,
бензапирен, соли свинца (сильно действующие токсичные вещества).
Слайд 21Международный знак
официального
утверждения
«Соглашение о принятии единообразных условии официального утверждения
и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей
механических транспортных средств»
Соглашение КВТ ООН 1958 года
Номер знака «Е» присваивается каждой стране по мере ее присоединения к Соглашению 1958 года и готовности к проведению испытании.
Российской Федерации
присвоен - Е22
Структура знака официального утверждения
Е22 – тип транспортного средства официально утвержден в РФ
34 R - Правила ЕЭК ООН № 34 в отношении предотвращения опасности возникновения пожара
012439 – номер официального утверждения
01 - (первые две цифры в номере утверждения) указывает, что официальное утверждение было предоставлено в соответствии с требований поправок серии
Слайд 22На транспортные средства прошедшие сертификацию в соответствие с Правилами №
49 (токсичность газов) и № 51 (шум)
ЕЭК ООН выдается
сертификат и знак.
знак в виде круга с зеленым фоном, на котором наносятся заглавные буквы латинского алфавита белого цвета
знак размещается на кабине или бампере грузовика
применяются буквы - L, G, U (Е), S
L – «Larmarm Kraftfahrzeuge» (тягач с низким уровнем шума), Австрия
G – «Gerauscharm Kraftfahrzeuge» (тягач с низким уровнем шума), Германия
U – «Umwelt» (природа) или Е - Environment – «Green Lorry» (зеленый грузовик)
S – «Supergreen» (очень зеленый) или «Greener and Safe Lorry» (более «зеленый» и безопасный грузовик)
Слайд 23
4. Шум от автомобилей и методы его уменьшения
Классификация шумов:
1.По спектру
шумы подразделяются:
на стационарные;
не стационарные.
2. По характеру спектра шумы подразделяют
на:
широкополосный шум с непрерывным спектром шириной более 1 октавы;
тональный шум, в спектре которого имеются выраженные тона.
Слайд 243. По частотной характеристике (Гц):
- низкочастотный
- среднечастотные
- высокочастотный
4. По временным
характеристикам:
- постоянный;
- непостоянный, который в свою очередь делится на
колеблющийся, прерывистый и импульсный.
5. По природе возникновения:
- механический
- аэродинамический
- гидравлический
- электромагнитный.
Слайд 25
Методы снижения уровня шума автомобилей
конструировать менее шумные механические узлы;
уменьшать
число процессов, сопровождающихся ударами;
снижать величину неуравновешенных сил, скорости обтекания
деталей газовыми струями, допуски сопрягаемых деталей;
улучшать смазку;
применять подшипники скольжения и бесшумные материалы.
Слайд 26Разработал преподаватель кафедры АД ОВД подполковник полиции А.А.Аникин
Обсуждено и одобрено
на заседании кафедры
Протокол № 4 от « 26 » ноября
2013г.