Слайд 1Дисциплина «Теория дизайна»
Доклад по теме
«Специфика проектного дизайнерского мышления»
Выполнила: студентка
группы УГИ-363425
Раздобреева Валерия
Проверила: доктор философских наук
Быстрова Татьяна Юрьевна
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУВПО «УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА»
УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИ И ДИЗАЙНА
Екатеринбург
2018
Слайд 2Содержание
Обоснование темы/
3
Ключевые понятия доклада/ 4
Содержание/ 5
Выводы/ 9
Список литературы и источников/ 10
Слайд 3Обоснование темы
В отличие от инженерной, научно-исследовательской, художественной мысли, дизайнерское мышление
имеет свои специфические особенности. Понимание специфики дизайн-проектирования поможет определить границы
компетенции профессии, порядок действий при проектировании, ключевые пункты, на которые следует опираться.
Современный дизайн отличает разнообразие - видовое, качественное и стилевое. Сотрудники типографий, рекламных агентств, промышленных предприятий представляются как дизайнеры, вне зависимости от образования и опыта профессиональной деятельности.
Именно осознание отличий дизайнерского мышления от любого другого и применение этих знаний на практике позволяет дизайнеру определять себя как профессионала.
Слайд 4Ключевые понятия доклада
Дизайн — формотворческая деятельность, целью которой является определение
формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты
изделий, но главным образом структурные и функциональные связи, которые превращают изделия в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя [1].
Проектная деятельность — процесс, включающий анализ проектного задания, обобщение материала, выполнение эскиза, макета, расчет технологического процесса, художественное конструирование, изучение социологических и экономических требований [2].
Дизайнерское мышление — это такой тип мышления, при котором имеется определенное количество специальных знаний (конструкторских, художественных и других), а также сформировано нестандартное отношение к действительности и способу существования в ней [3].
Слайд 5Содержание
Исторически дизайну в процессе разработки отводилась незначительная роль: когда вся
инновационная работа закончена, дизайнер приступал к созданию для идеи красивой
«упаковки». Этот принцип способствовал росту рынка, т.к. оболочка играла рекламную роль для привлечения внимания к бренду. Во второй половине ХХ века дизайн понемногу приобретал конкурентоспособность, но для большинства отраслей он все еще оставался чем-то второстепенным. Сейчас компании обращаются к дизайнерам не столько за красивой упаковкой для готовых идей, сколько за самими идеями, которые бы в большей степени отвечали запросам и нуждам людей.
Прежняя роль дизайна была тактической, поэтому сам дизайн не имел самостоятельного значения; новая роль — стратегическая, она позволяет создавать нечто принципиально новое. Сейчас в экономике развитых стран происходит сдвиг от промышленного производства к интеллектуальному труду, поэтому открываются новые просторы для инновационной деятельности. Теперь дизайнерское мышление может сыграть решающую роль в сфере услуг и развлечений.
Слайд 6Две задачи дизайнерского творчества
1. Осмысление дизайнером окружающей действительности, области воплощения
проекта, общественных и личностных потребностей, пожеланий клиента. На основе этого
складывается идея творческого замысла.
2. Выбор выразительных средств, композиционных структур, цветовое, стилевое, пластическое решение, которое отвечало бы замыслу автора и требованиям заказчика.
Слайд 7Для освоения профессии дизайнера, которая синтезирует естественнонаучные, технические, гуманитарные знания,
инженерную и художественную деятельность, важны высоко развитое логическое, абстрактное и
пространственное мышление, оригинальность, мыслительная гибкость, способность произвольно управлять собственными мыслительными процессами и быстрота сообразительности, художественное мышление и художественные способности. Дизайнерское мышление также предполагает, что всякая работа создателя нового ориентирована на человека. То есть, инновации предполагают глубокое знание людей, понимание их предпочтений в конкретных продуктах и их упаковке, в рекламе, продаже и в службе поддержки, понимании, которое приходит только в результате непосредственного наблюдения за реальной жизнью.
Слайд 8Итак, дизайнерское мышление включает в себя следующие параметры:
конструктивность;
целесообразность;
вариативность, гибкость;
чувство стиля и стилевой гармонии [4].
Слайд 9https://static.probusiness.io/n/09/3/s-media-cache-ak0.pinimg.com.jpg
Слайд 10Методы проектирования
В своей книге «Методы проектирования» Джон К. Джонс предлагает
несколько десятков вариантов дизайнерского мышления и его применения на практике.
Представлена достаточно полная картина современного проектного анализа, методы которого имеют универсальный характер и применимы в самых разных областях. Одним из важных пунктов является выбор подходящего метода для конкретного проекта, конкретной проблемы в проектной деятельности.
Для упрощения понимания целей и задач проекта, необходимо отвечать на данные вопросы:
Слайд 12Поиск границ
Цель
Найти пределы, в которых лежат приемлемые решения.
План действий
1.
Составить полное описание основных технических требований, которыми определяется искомый размер.
2.
Как можно точнее определить интервал значений, в котором заключена неопределенность.
3. Изготовить действующую модель, позволяющую регулировать основные параметры технических требований в интервале неопределенности.
4. Провести эксплуатационные испытания, чтобы найти предельные размеры, между которыми заключена область нормальной работы изделия [5].
Слайд 14Выводы
При изучении данного вопроса были получены ценные знания о специфике
дизайнерского мышления, предпосылках его возникновения, о современной ситуации в дизайнерской
проектной деятельности. Было изучено, какие навыки необходимы для грамотного выполнения проектных задач. Также получен практический опыт по нахождению пределов, в которых лежат приемлемые решения для успешного проекта.
Слайд 15Список литературы и источников
1. Томас Мальдонадо, ICSID –International Council of
Societies of Industrial Design
2. Статья «Основы художественного проектирования обуви» http://www.znaytovar.ru/new528.html
3. Малиновская
Л.П. «Вопросы формирования дизайнерского мышления», Москва, 1994
4. Игнатьев Е.И. «Психология изобразительной деятельности», Москва, 1961
5. Дж. К. Джонс «Методы проектирования», Нью Йорк, 1982