Слайд 1ДИСЦИПЛИНА
«ТЕХНИКА ТРАНСПОРТА,
ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ »
Кандидат технических наук, доцент
САВИНОВСКИХ
Андрей Геннадьевич
Слайд 2Тема1. Предельное состояние АТ
Лекция 1. Износ деталей, предельные и
допустимые износы, виды изнашивания.
Слайд 3
В период своего жизненного цикла автомобили утрачивают работоспособность вследствие деградационных
отказов, причинами которых являются:
- старение;
- коррозия;
- усталость;
-
изнашивание.
Слайд 4
Изнашиванием называется процесс отделения материала с поверхности твердого тела и
(или) увеличения его остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном
изменении размеров и (или) формы тела. Износ деталей является результатом изнашивания и определяется в установленных единицах (толщины, слоя, объема, массы).
Слайд 5Процесс изнашивания происходит в три стадии.
На первой
стадии идет приработка сопряженных поверхностей деталей. В этот небольшой по
времени период происходит интенсивный износ рабочих поверхностей до оптимальной (S нач.) величины спроектированного конструктором зазора.
Слайд 7Стадия II является наиболее продолжительной по времени и характеризуется стабильностью
процесса. Это режим эксплуатационного износа. На протяжении всего этого участка
износ деталей сохраняется в пределах допустимого.
Слайд 8
Стадия III - это ускоренный износ поверхности детали, характеризующийся резко
возрастающей скоростью износа вследствие изменяющихся условий трения и формы трущихся
поверхностей.
Слайд 9Различают три группы видов изнашивания, зависящих от характеристики воздействующих факторов:
механическое;
коррозионно-механическое;
электрическое
(электроэрозионное).
Слайд 10К механическому изнашиванию относятся:
-абразивное;
-гидроабразивное ;
-газоабразивное ;
- эрозионное
;
-гидроэрозионное ;
-газоэрозионное ;
- кавитационное ;
-усталостное ;
-изнашивание
при фреттинге ; изнашивание при заедании.
Слайд 11К коррозионно-механическому изнашиванию относятся:
- окислительное;
- изнашивание при фреттинг-коррозии.
Слайд 12
Процесс изнашивания детали характеризуется четырьмя параметрами:
- скоростью;
-
интенсивностью;
- относительной износостойкостью материала;
- величиной линейного износа.
Слайд 13 Износы бывают предельные и
допустимые.
Предельный износ детали предопределяет
и ее предельное техническое состояние, когда она утрачивает работоспособность и подлежит ремонту.
Предельное состояние – это состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
Слайд 14В последние годы в народном хозяйстве страны большое внимание уделяется
ремонту машин по техническому состоянию. В этой системе работ самое
главное - своевременно провести контроль технического состояния, определить степень износа деталей, предупредить предельное состояние и выполнить оптимальный объем ремонтных работ.
Слайд 15
Для специалистов - ремонтников особое значение имеет определение
предельного состояния (ПС) машин, а, следовательно, и предельных износов деталей.
Принятие обоснованного решения на восстановление готовности машины к использованию (что с автомобилем следует делать?) непосредственно связано с умением оценить ПС автомобиля и его составных частей..
Слайд 16
Переход объекта в предельное состояние всегда влечет за собой
временное или окончательное прекращение эксплуатации объекта. В этом случае объект
должен быть снят с эксплуатации и направлен в ремонт или списан.
Слайд 17Для неремонтируемых объектов имеет место предельное состояние (износ) двух видов:
-первый
вид совпадает с неработоспособным состоянием;
-второй вид обусловлен тем, что, начиная
с некоторого момента времени, с определенной величины износа деталей дальнейшая эксплуатация еще работоспособного объекта оказывается недопустимой в связи с опасностью или вредностью эксплуатации.
Переход неремонтируемого объекта в предельное состояние второго вида происходит до потери им работоспособности.
Слайд 18
Для ремонтируемых объектов выделяют два или более видов предельных
состояний. Например, для двух видов предельного состояния автомобиля требуется отправка
их в средний или капитальный ремонт, т.е. временное прекращение использования машины по назначению.
Третий вид предельного состояния предполагает окончательное прекращение применение машины по назначению и списание в утиль.
Слайд 19
Критерии каждого предельного состояния машин устанавливаются в нормативно-технической и
(или) конструкторской (проектной), и (или) эксплуатационной документации. Они будут изучены
в последующем учебном материале.