Слайд 1ДИСЦИПЛИНА
«ТЕХНИКА ТРАНСПОРТА,
ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ »
Кандидат технических наук, доцент
САВИНОВСКИХ
Андрей Геннадьевич
Слайд 2Тема2. Система технического обслуживания и ремонта АТ
Лекция 1.
Система
технического обслуживания и
ремонта автомобильной техники.
Слайд 3
Вопрос 1. Стратегии и системы технического обслуживания
и ремонта.
Вопрос 2.
Сущность планово-предупредительной системы
технического обслуживания и ремонта.
Вопрос 3. Характеристика
подсистем контроля технического
состояния и технического обслуживания АТ .
Слайд 4
ЛИТЕРАТУРА
1. Кубарев М.И. “Надежность в машиностроении”.
- М.: Издательство стандартов, 1989 г. с.211-223;
2.Кузнецов Е.С. “Управление технической эксплуатацией”. - М.: Транспорт, 1990 г. с 168-177;
3.ГОСТ 18322-78. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения .
Слайд 5Потеря машиной работоспособности в процессе ее эксплуатации -неотвратимый процесс, протекающий
в зависимости от конструкции машины и условий ее использования с
большей или меньшей интенсивностью. К моменту достижения предельного состояния изделие нуждается в восстановлении утраченной работоспособности.
Ни одно изделие, тем более сложная современная машина не может обойтись без технического обслуживания и ремонта, которые являются неотъемлемыми этапами стадии эксплуатации машины и должны обеспечивать в течение всего периода эксплуатации требуемый уровень надежности при наименьших затратах времени и средств.
Слайд 6Необходимость поддержания высокого уровня работоспособности требует, чтобы большая часть неисправностей
была предупреждена, т.е. работоспособность изделия была восстановлена до наступления отказа.
Поэтому задача ТО состоит главным образом в предупреждении возникновения отказов и неисправностей, а ремонта - в их устранении. Предупреждение отказов и неисправностей требует регламентации ТО, т.е. регулярного (по плану) выполнения определенных операций ТО с установленными периодичностью и трудоемкостью.
Слайд 7
1.СТРАТЕГИИ И СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА .
под стратегией технического
обслуживания и ремонта понимается целенаправленное правило (функция), устанавливающее виды, объем
и периодичность управляющих воздействий, основным назначением и содержанием которых является контроль и поддержание эксплуатируемого изделия в работоспособном состоянии в межремонтные периоды и восстановление значений показателей надежности до регламентированных значений.
Слайд 8В теории по надежности рассматривается четыре вида стратегий технического обслуживания
и ремонта:
I - проводятся только плановые ТО и Р; моменты
проведения операций ТО и Р определяются значениями наработки или интервала времени от начала эксплуатации или от предыдущего ТО или Р. При возникновении отказа или возникновении необходимости ТО их проведение откладывают до очередного ТО и Р;
Слайд 9II - проводятся только неплановые ТО и Р; моменты проведения
ТО и Р определяются моментом наступления отказа или поступления диагностического
сигнала о необходимости проведения ТО;
Слайд 10III - смешанная стратегия, сочетающая плановые и неплановые виды стратегий;
ТО и Р проводятся в плановые сроки, а также при
наступлении отказа; момент проведения очередного планового ТО и Р может быть изменен (смещен) или проводится в ранее установленные сроки после внеплановых ТО и Р;
Слайд 11
IV - по фактическому состоянию; при этом виде ТО и
Р планируют проведение проверок технического состояния объекта с заданной периодичностью;
решение о необходимости ТО и Р принимается по результатам проверки. Планы проверок должны содержать структуру контрольно-диагностического цикла (периодичность объема и содержание проверок).
Слайд 12
Вопрос 3. Характеристика подсистем контроля технического
состояния и технического обслуживания
АТ.
Слайд 13Система ТО и Р автомобильной техники - совокупность взаимосвязанных сил
и средств, документации ТО и Р, мероприятий необходимых для поддержания
и восстановления качества машин, входящих в эту систему. Стержнем системы является ее структура и нормативы.
Слайд 14СУЩНОСТЬ ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДСИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ
ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВАТ.
Планово- предупредительная система с периодическим
контролем технического состояния состоит из:
- подсистемы контроля технического состояния;
- подсистемы технического обслуживания;
- подсистемы ремонта .
Слайд 15
Подсистема контроля технического состояния - предназначена для своевременного
определения степени готовности автомобильной техники к применению по назначению, а
также объемов и сроков проведения ТО и Р по техническому состоянию.
Слайд 16
Подсистема ТО - предназначена для обеспечения надежности и эффективности
работы машин.
Слайд 17Подсистема ремонта - предназначена для восстановления исправности, работоспособности или ресурса
путем замены (ремонта) агрегатов, узлов и деталей автомобильной техники.
Слайд 18
Таким образом, принципиально новым звеном планово-предупредительной системы ТО и
Р с периодическим контролем является подсистема контроля технического состояния. В
рамках этой подсистемы предусматриваются следующие виды контроля:
контрольный осмотр
контрольно-технический осмотр
техническое диагностирование
инструментальная дефектация агрегатов, узлов и деталей.
Слайд 19Контрольный осмотр проводится перед выходом из парка, на привалах -
водителем, с целью определения степени ее готовности к применению.
Контрольно-технический осмотр
проводится должностными лицами и специалистами предприятия через каждые 500 км пробега для колесных машин, ( но не реже 1 раза в месяц) с целью определения технического состояния машины и объемов ТО и Р по техническому состоянию. По результатам этого вида контроля производится номерное ТО или Р по техническому состоянию. Для машин хранения КТО проводится при КХ- один раз в период, ДХ - один раз в год.
Слайд 20
Техническое диагностирование проводится специалистами ремонтного подразделения в пункте технического
обслуживания и ремонта с использованием диагностического оборудования через каждые 5
000 км пробега для колесных машин, (1 раз в полгода) с целью определения вида и момента начала проведения ТО и Р. Для машин хранения ТД проводится: при КХ- один раз в год, ДХ- при ТО-2х ПКП и РТО.
Инструментальная дефектация агрегатов, узлов и деталей проводится с целью определения остаточного ресурса и принятия решения об использовании или ремонте. Проводится в ходе ремонта.
Слайд 21Таким образом, поддержание работоспособного состояния автомобильной техники при ее использовании
осуществляется в плановом порядке с обязательным выполнением операций контрольно-технического состояния
и выполнением необходимого вида ТО по результатам контроля.
Слайд 22Подсистема технического обслуживания АТ включает следующие виды ТО:
Ежедневное техническое обслуживание
(ЕТО) – проводится водителями при подготовке АТ к использованию и
с целью устранения выявленных недостатков после возвращения машины в парк .
Техническое обслуживание с периодическим контролем – проводится специалистами ремонтного подразделения при КТО и технической диагностики для поддержания АТ в исправном состоянии.
Слайд 23
Техническое обслуживание №1 (ТО-1) и №2 (ТО-2), ТО-1х, ТО-2х (при
хранении) – проводятся специалистами технического обслуживания, ремонта и регламентно-настроечных работ
автотранспортного предприятия. Проводятся для поддержания АТ в исправном состоянии при подготовке к использованию и до очередного номерного ТО в сроки , установленные генеральным заказчиком или по результатам контрольно-технического осмотра и технического диагностирования;
Слайд 24Сезонное техническое обслуживание (СО)
– проводится специалистами автотранспортного предприятия при
подготовке АТ к зимнему или летнему периоду эксплуатации;
Слайд 25 Регламентированное техническое обслуживание (РТО) – проводится через 10 лет
хранения, для обеспечения работоспособности АТ с ограниченной наработкой, частичного восстановления
ресурса образца с заменой ненадежных деталей.