Слайд 1Дизайн в жизни человека
Выполнила: ученица 9 класса А
МБОУ «Гимназия №11»
Колышкина Татьяна
Учитель: Выборнова Е.В.
Слайд 2Содержание
1.Роль дизайна в современном обществе
2. Функции дизайна
3.Характеристика функций дизайна:
Гуманизирующая функция
Организующая
функция дизайна
Рационализирующая функция
Созидательная функция
Утопическая функция
Экологическая функция
Эстетическая функция
Сигнификативная функция
Социализирующая функция
Идеологическая функция
4.
Заключение
5. Используемая литература
Слайд 3Роль дизайна в современном обществе
Дизайн открывает широкие возможности материализации эстетических
идей, новые горизонты красоты и величия человека. Дизайн, это уникальное
по своей природе явление, востребовал множество естественных дарований человека, ценности эстетики, этики, уважения и заботы о людях. Дизайн в современном обществе – это, прежде всего, одно из условий получения прибыли, поскольку, удовлетворяя самые высокие требования потребителя, он повышает спрос на производимые товары. Задачей дизайна становится предельная конкретизация потребления, индивидуализация результатов проекта, внедрение в практику дизайна методов соучастия. Дизайн ставит перед собой задачи, связанные не только с решением проблем материальной оснащенности бытия, но и вполне конкретные задачи, направленные на активизацию пассивного потребительства. Дизайн помогает человеку ощутить насыщенность собственного существования разнообразием возможностей, помогает ощутить обладание собственным богатым воображением.
Слайд 4Функции дизайна
Обобщённой функцией дизайна является осуществление обратной связи между производством
и потреблением. Масштаб массового производства позволяет избежать кризиса перепроизводства, если
потребитель готов сменять один имеющийся у него продукт на другой из-за «малозначимых» различий. Сама возможность предложения иллюзорной новизны продукции как потребности реализуется в условиях, когда символические различия становятся ценностью. Конкурируют не столько продукты, сколько их действительная или иллюзорная новизна. Поскольку конкурентоспособным товаром становится уже не сам продукт, а приписываемые ему качества, становятся необходимы службы по созданию всё новых символических различий, обладающих ценностью для потребителя и привносящие эти качества в продукт на стадии проектирования. Именно в этом следует видеть смысл возникновения и развития коммерческого дизайна, и этим определяется его характер.Дизайнерская деятельность протекает на стыке материальной и духовной сфер.
Слайд 5Гуманизирующая функция
Продукты дизайна способствуют преодолению отчуждения и разорванности человеческого бытия
в процессе создания гармоничной вещной среды. Каждый человек обладает собственной
системой ценностей, дизайн с одной стороны позволяет поддерживать и развивать ее, с другой – он помогает сгладить противоречия между человеком и обществом в целом. Вещная среда, образуемая дизайном – это гармоничный результат, который вбирает в себя все ценности человечества и связывает их в единую социальную среду. Дизайнерская форма может с высокой эффективностью вовлекать человека и общество как в проявления социального добра, так и в проявления социального зла, в проявления деструктивного аспекта человеческой деятельности.
Слайд 6Организующая функция дизайна
Дизайн упорядочивает пространство. Он помогает управлять чувствами, вниманием,
эмоциями людей. Он акцентирует внимание на определенных предметах, позволяет воспринимать
пространство как целостную систему. Создавая вещи и системы вещей, дизайн организует предметный мир и пространство, а также поведение людей, последовательность эмоций и чувств, испытываемых ими. Особое значение данная функция дизайна имеет в организации пространства выставочных залов, торговых центров, супермаркетов, в офисных помещениях, курортных зонах.
Слайд 7Рационализующая функция дизайна
В своих продуктах дизайн стремится органично сочетать выразительность
и целесообразность. Основоположник теории дизайна Г. Земпер говорил о «целесообразности»
дизайна в смысле знания цели, для которой предназначена вещь, ее сущности. "Порфир и гранит можно резать как масло и полировать как воск, каучук и гуттаперчу можно вулканизировать и использовать для производства обманчивых имитаций дерева, металла или камня, слоновую кость можно размягчать и прессовать в формах. По своим качествам искусственные материалы намного превосходят естественные... Изобилие средств - первая серьезная опасность, с которой приходится бороться искусству. Фактически это парадокс (нет излишка средств, скорее есть недостаток способности совладать с ними), однако он правильно описывает абсурдность создавшейся ситуации". Его идеи постепенно стали составной частью немецкой теории культуры XIX в., в основном благодаря публикации его главного теоретического труда "Стиль в промышленных и конструктивных видах искусства, или практическая эстетика".
Слайд 8Созидательная функция дизайна
Дизайн постоянно стремится найти новые ниши в казалось
бы переполненном пространстве. Зачастую эти ниши являются прообразами давно забытых
вещей и замыслов. Дизайнер проектирует, планирует то, что еще отсутствует. Он реализует замысел, создавая нечто новое, расширяя пространство культуры. Одновременно происходит самосозидание, помогающее определить человеку себя и свое место в мире. Специфика творчества в дизайне заключается в том, что принципиально новые формы в культуре чрезвычайно редки, прообразы большинства форм уже существуют. Новое часто оказывается хорошо забытым либо известным старым. Но и с его помощью происходит преодоление сложившихся стереотипов в отношении человека к самому себе, навыках, движениях, манере держаться, поведении в целом. Вещи, созданные дизайнером, создают не только новую вещественность, но и новую человечность. Данную функцию легко представить на примере дизайна одежды. Модельеры систематически обращаются к элементам истории и культуры и находят в них новые решения, которые позволяют им создавать уникальные коллекции.
Слайд 9Утопическая функция дизайна
В современном мире человек стремится уйти от реальности
в новые миры, переместиться на другие планеты, вернуться в прошлое
или заглянуть в будущее.
Прогнозируя вероятные тенденции развития человека и его предметного мира, дизайнер способен воплотить прогноз в вещь. Любая гипотеза требует своего предметного воплощения для того, чтобы быть всесторонне воспринятой и оцененной. Бутафория фильмов, элементы рекламы, футуристические интерьеры создают образ мира, который возможен и достижим, если будет соответствовать мечтам и чаяниям современников и потомков.
Утопическая функция дизайна материализуется в реальном мире в коллекциях одежды, в оформлении выставок и офисных помещениях, экспозициях для съемок кинофильмов и т.д.
Слайд 10Экологическая функция
В последние годы широкое развитие частного строительства, стремление к
облагораживанию - озеленению и благоустройству - частных, вновь освоенных территорий,
территорий офисов и фирм, реализация комплексных программ города, направленных на улучшение экологической ситуации, создало реальные предпосылки к появлению на рынке услуг множества фирм, стремящихся заполнить образовавшуюся нишу спроса на посадочный растительный материал и услуги, связанные с озеленением. Незаметно для себя люди делают полезнейшее для общества дело - восстанавливают экологическое равновесие и спасают природу от полного исчезновения. Восстановление почвенного баланса, формирование биотопов* в создаваемых биогеоценозах*, оптимальное сочетание окультуренных и естественных ландшафтов при создании декоративно- парковых структур ландшафтов усадеб позволит восполнить систему биологического разнообразия экологически значимых видов растений и животных и создаст условия для удовлетворения нравственно - эстетических запросов человека.
Слайд 11Эстетическая функция дизайна
Установка на создание эстетической привлекательности до возникновения дизайна
была прерогативой исключительно искусства, но при этом утилитарное приходит к
диалектическому единству с эстетическим. Это происходит благодаря формированию собственной концепции, программы, мировоззренческой позиции. Эстетическая функция дизайна непременная в любом предмете дизайна, именно с ее помощью удается достичь гармоничного сочетания пользы и привлекательности. Модная линия, форма, способ отделки приобретают значение, определяющее выбор из группы однородных по утилитарным характеристикам и комфортности продуктов. Потребительская идеология выражается не в накоплении аналогичных по полезности вещей, а в их замене. Товаром становится потребительская ценность, а не утилитарная полезность. Дополнительную ценность приобретают символические качества организации предвыборных кампаний, фирменный стиль корпорации, визуальные качества оборудования.
Слайд 12Сигнификативная функция
Функция вещи, которая связана с означиванием, называнием реальности, активизирующим
процесс обживания-освоения человеком своего предметного окружения. Давая название проекту, дизайнер
как бы маркирует вещь. Красочность названия не столь важна, как точность и емкость, которые могут быть адекватно восприняты адресатом. Имя может выступать концентрированной формой представления концепции вещи. С другой стороны, форма вещи, различные ее качества непосредственно или опосредованно обозначают пользователя, соотносят с различными разрядами потребителей, создают своеобразные культурные ниши мужских и женских, мирных и военных и т.п. вещей. Для работ по неймингу вещи большее значение имеют не социально-демографические www.p-marketing.ru, а психологические особенности потребителя, та структура "психологического пространства", в которую должен быть включен новый продукт. Известно, что люди предпочитают общаться с похожими на себя людьми ("с людьми своего круга"), а новый бренд должен быть включен в "свой круг". Для того, чтобы бренд был включен в "свой круг", его имя (а также оформление) должно порождать у потенциальных потребителей те ожидания, которые предъявляются данной социально-демографической группой к соответствующим товарам (услугам, местам обслуживания и т.д).
Слайд 13Социализирующая функция
Механизм социализирующего воздействия вещи на человека с наибольшей полнотой,
на наш взгляд, раскрывает теория опредмечивания, разработанная К. Марксом. Создавая
что-либо, человек материализует свои сущностные силы. Когда другой человек пользуется вещью, то воспроизводит возможные движения, формы поведения и т.д. Пользуясь вещами, каждое следующее поколение усваивает весь предметный опыт, накопленный культурой до него. Дизайн делает процесс менее обезличенным и более выразительным за счет осознанного «закладывания» индивидуализированных навыков, потребностей и качеств, следовательно, интенсифицирует его. При этом дизайнер ответственен за то, как поведет себя человек в сформированной им вещной среде. Таким образом, с одной стороны сам закладывает модели поведения людей, основываясь на истории, традициях и культуре общества, с другой стороны дизайн осуществляет контроль за поведением людей относительно окружающего его пространства.
Слайд 14Идеологическая функция
Идеологическая функция вырастает из возможности вещи воплощать различные идейно-теоретические
установки. Когда для заказчика на первое место выходят социально-политические, идеологические,
рыночные мотивы, дизайнер оказывается проводником их в жизнь, что ставит перед ним ряд этических вопросов. Государство и его идеология, мифология, способ производства воздействуют на людские массы, формуя их, стратифицируя, выстраивая. Государство строит своих граждан по собственному произволению. Движение это не только не всегда, а зачастую неосознанное. То, что красного цвета трамвай на какое-то время стал зеленым, а потом опять сделался красным, демонстрирует такого рода движение. А в законодательных актах местного значения и вовсе может действовать (в подавляющем большинстве случаев действует) иррациональность. Так было с цветовыми сигналами на трамваях (1). Но столь бросающиеся в глаза характеристики регламентируются и вводятся именно обезличенными творцами «социального дизайна».
Слайд 15Заключение
В данной работы были рассмотрены основные функции, которые выполняет дизайн
в жизни человека, общества, бытии.
Дизайн – достаточно специфичная и важная
сфера деятельности людей, которая по природе своей так же гуманистична, как, скажем, образование, наука, здравоохранение. Его функции – не только создание соответствующих продуктов, но и консультативные, методические и координационные. Другими словами, дизайн – это особая отрасль жизнедеятельности людей. Она, как и другие отрасли, должна осуществлять методическое руководство и координацию проектных работ в отраслевых хозяйствах страны, входить в систему образования и воспитания, также как и в систему управления социальными процессами.
Слайд 16Список литературы
Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна.
Екатеринбург,2001
Глазычев В.Л. О дизайне. М.,1970
Моросова Н.Н. Философия дизайна: социально-антропологические проблемы.
Екатеринбург, 2001
[Доньшин А.Ф.] Гуманистическая сущность дизайна. - http://atheismru.narod.ru/humanism/journal/38/donshin.htm
[Глазычев В.Л.] Дизайн как он есть. - http://www.soob.ru/n/2006/3/2/0
Гогуева В. П. Дизайн как социокультурный феномен. // Вестник СевКавГТУ, 2004, №2.