Слайд 1«Для того, кто не знает, в какой гавани бросить якорь,
любой ветер попутный»
Сенека
«Кто не знает, куда направляться, очень удивится, что
попал не туда»
М. Твен
Отсутствие конкретных, ясных целей приводит к тому, что люди идут туда – не знаю куда. Они не сразу могут найти необходимое, теряются, тратят много времени на пустое, добывают излишнюю не нужную информацию и пользуются второстепенной.
Слайд 2Модуль 2.
Структура процесса обучения
Тема 1. Цель и содержание образования как
компоненты процесса обучения.
Слайд 3ПЛАН:
Понятие о цели образования. Характеристика цели современного образования.
Понятие о содержании
образования. Теории формирования содержания образования.
Проблемы содержания образования.
Слайд 4Понятие о цели образования
Цель – это предполагаемый (прогнозируемый) результат
Цель образования
исторически конкретна. Она обусловлена историческими процессами, происходящими в обществе
Цель зависит
от:
Уровня развития культуры
От запроса общества на человека
От возможностей самого человека и системы образования в целом
Слайд 5Понятие о цели образования
Для достижения цели необходимо определить задачи обучения
(пути достижения цели).
Задачи связаны с функциями процесса обучения.
Сколько функций
реализуется в процессе обучения? Какие?
Сколько задач должно быть решено в процессе обучения? Какие?
Слайд 6Задачи процесса обучения:
Образовательные (направлены на формирование системы ЗУН и опыта
творческой деятельности)
Слайд 7Задачи процесса обучения:
Воспитательные (направлены на формирование нравственных и эстетических представлений,
системы взглядов на мир, мотивов поведения и деятельности, ценностей)
Факторы воспитания
в обучении:
Содержание образования
а) отраженное в программных документах (например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла)
б) специально отобранное для урока/занятия (факты из жизни людей, рассказы, стихи, слова, произведения художественной культуры)
Взаимодействие
а) Учитель-ученик (речь, культура поведения учителя, обращение к учащимся, внешний вид и т.д.)
б) ученик-ученик (правила работы в группе, обращения друг к другу и т.д.)
Слайд 8Задачи процесса обучения:
Развивающие (направлены на развитие разных сторон личности: мышление,
речь, эмоционально-волевая сфера, потребностно-мотивационная, двигательная)
Средством развития могут выступать специально подобранные
упражнения, задания, ситуации и др.
Слайд 9Цель образования
В Древней Греции возникла идея всестороннего и гармоничного развития
личности.
Аристотель обозначил всесторонность как физическое, нравственное и умственное развитие.
Образование Российской Федерации имеет целью становление свободной, самостоятельной, культурной и нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными рассовыми, национальными, этническими, религиозными, социальными группами.
Слайд 10Теории формирования содержания образования
Цель тесно связана с содержанием, которое является
средством воплощения в жизнь целей образования.
Содержание должно отражать как текущие,
так и перспективные потребности общества и отдельных людей.
Слайд 11Теории формирования содержания образования
Теория дидактического материализма
(теория энциклопедизма) – 17 век
Цель
– передача учащимся как можно большего объема знаний из различных
областей наук
Содержание – информация: факты, события, формулы, понятия и т.д.
Слайд 12Теории формирования содержания образования
Теория дидактического формализма
«Многознание уму не научает» Гераклит)
– 18 век
Цель: развитие способностей, познавательного интереса и мышления
В содержание
включены учебные предметы, содержащие инструментальный материал (языки, математика). Фактологический материал отрицался.
Слайд 13Теории формирования содержания образования
Теория дидактического утилитаризма
(«польза» для человека, «обучение через
делание») – 19 век
Цель: обучать деятельности, необходимой для жизни
Содержание: различные
виды деятельности + исследовательская деятельность
Слайд 14Теории формирования содержания образования
Теория функционального материализма – 60-е годы 20
века
Цель: формирование системы знаний, умений, навыков, развитие познавательного интереса и
создание условий для освоения способов деятельности
Содержание: знания из различных областей, способы деятельности
Слайд 15Теории формирования содержания образования
Современная теория формирования содержания образования – 80-е
годы 20 века
Цель: воспитание человека культуры
Содержание:
Когнитивный опыт личности
Опыт практической
деятельности
Опыт творческой деятельности
Опыт ценностных отношений
Слайд 16Понятие о содержании образования
Содержание образования – это характер и объем
ЗУН, необходимый человеку для выполнения основных социальных функций, определенных системой
ценностей общества.
Содержание образования – средство достижения целей образования.
Содержание образования – объем ЗУН, которым необходимо овладеть учащимся в процессе обучения .
Слайд 17Проблемы содержания образования
Сколько проблем? Можно ли их классифицировать?
Содержание образования,
подлежащее усвоению учащимися, является частью социально-культурного опыта.
Б.М.Бим-Бад, А.В. Петровский
Основой классификации
проблем содержания образования могут стать уровни структуры социального опыта:
информационный, операционный, аксиологический
Слайд 18Информационный уровень
Примеры:
не соответствие содержания времени
не достаточное согласование содержания школьных
программ с общекультурным наследием
перегрузка учащихся излишней информацией
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Слайд 19Информационный уровень
Стандартизация образования (1992 г.)
Образовательный стандарт – обязательный уровень требований
к подготовке выпускников
Структура стандарта:
Федеральный компонент
Национально-региональный компонент
Школьный/вузовский компонент
Слайд 20Операционный уровень
Примеры:
«В школе я учился хорошо, а в вуз
не поступил»
«На контрольной работе мы не смогли справиться с третьим
заданием. Оно не было похоже на то, что мы делали с Ольгой Владимировной»
«Татьяна Алексеевна на уроках всегда много рассказывала, доступно объясняла, мы слушали ее затаив дыхание, но как только наступало время диктанта единицы из нас с первого раза справлялись с ним»
Слайд 21Операционный уровень
Что делать?
Создание условий для формирования опыта деятельности
Обучение творчеству
Создание ситуаций
для проявления творчества
Слайд 22Аксиологический уровень
Вам нравится учиться? Всегда? Почему?
Как избежать этих проблем?
Гуманитаризация
образования – система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов
в содержании образования и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых. Предполагает: а) «очеловечивание» знаний; 2) повышение статуса гуманитарных дисциплин
Гуманизация образования направлена на формирование гуманистического типа мышления, личностно ориентированного миропонимания, оптимистических взглядов на жизнь. Приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья, свободного развития личности. Предполагает общение с:
а) Учителем, б) учащимися, в) предметом
Слайд 23
Только хорошо осознаваемая конкретная цель позволит отобрать нужное содержание, организовать
его усвоение и получить запланированный результат.
«Никто не становится хорошим человеком
случайно» Платон