Слайд 1Написать невыдуманный рассказ о себе и о том, что когда-то
произошло.
Рассказ должен состоять из 12-14 и больше предложений.
Домашнее задание:
Слайд 2
Двадцать восьмое апреля
Классная работа
Невыдуманный рассказ (о себе)
Слайд 3На прошлой неделе мы с вами уже пробовали писать рассказ.
Рассказ по картинкам из учебника. Чем же этот рассказ отличается
от рассказа о себе? Да еще и НЕВЫДУМАННОМ рассказе о себе?
Какой тип речи (повествование, описание или рассуждение) вы будете использовать, составляя текст о случае из вашей жизни? Почему?
Слайд 4Давайте напомним себе кое-что об уже известных нам типах речи:
повествование
– последовательно перечисляются действия: что было вначале, потом, затем… и
наконец (к нему ставится вопрос что произошло?)
описание – изображается (описывается) какой-либо предмет: природа, люди и т.д. (к нему ставится вопрос какой?)
рассуждение – что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-либо явления (ставится вопрос почему?)
Слайд 5Какой тип речи встретился нам в этом тексте? Как мы
могли бы изменить текст, чтобы это получился рассказ из жизни
мальчика?
Является ли этот текст рассказом о каком-либо знаменательном происшествии? Если нет, то почему?
Однажды я был с мамой в цирке. Там мы видели больших-пребольших тигров. Они такие сильные и красивые! Такие мощные у них лапищи! А какая у них удивительная шерсть! Шкура полосатая, рыже-черная, а глаза (глазища!) горят ярким зеленым огнем! Такие животные сразу же внушают страх и даже какое-то восхищение!
Слайд 6В окружающем мире, в нашей жизни происходит немало интересного.
Однажды
на уроке пятиклассников попросили рассказать, что интересного происходило с ними
дома или в школе. Первым начал отвечать Вася.
Меня зовут Вася. Мне десять лет. Я учусь в 5 классе. У нас очень дружный класс. У меня есть собака, я ее очень люблю.
Почти то же самое получилось и у других . Учителю ответы не понравились:
-Вы все одинаково рассказываете. Да и не рассказы это вовсе.
С рассказом Васи мы с вами уже работали. Давайте подумаем, почему учитель не оценил рассказ Васи? Чего в нем не хватает?
Слайд 7А этот текст является рассказом? Почему?
В моей жизни было довольно
много веселых и забавных моментов, но больше всего мне запомнился
один, про который я вам сегодня расскажу. Я постоянно опаздываю и даже не могу понять почему, просто получается и всё, просто я не могу уследить за временем, очень уж быстро оно идёт, когда я куда-то спешу. И у меня есть лучший друг, который никогда не опаздывает, всё успевает, имеет большие успехи в учёбе и спорте, моя мама постоянно мне говорит брать пример с него. И вот однажды я решил стать лучше Вани, хотя бы на один день.
Был вечер, я сидел за компьютером, но понял, что если хочу быть лучше него, то должен сделать все уроки очень качественно, сделать дополнительное задание и встать с утра пораньше, чтобы ни на секунду не опоздать в школу. Я сделал домашнее задание очень аккуратно, долго проверял на наличие ошибок и понял, что домашняя работа безукоризненна, я завёл будильник на час раньше обычного, чтобы точно не опоздать в школу и лёг спать.
На следующее утро я проснулся очень рано, сделал зарядку, умылся, самостоятельно приготовил завтрак, почистил зубы и вышел из дома. На улице ребят не было, я подумал, что это из-за того, что я вышел из дома очень рано и сегодня уж точно в классе буду самым первым!Я с улыбкой побежал в класс, но на улице не увидел ни учителей, ни уборщицы. Я подошёл к воротам школы, но они были закрыты. И наш охранник сказал мне «Ты зачем пришёл в школу, сегодня же воскресенье»
После этого случая я стараюсь следить за временем и никуда не опаздывать, но всё равно часто со смехом вспоминаю его.
Жизнь каждого человека наполнена смешными моментами. Кто-то может посмеяться над собой, а кто-то нет, некоторые любят посмеяться над другими, но самое важное помнить, что не стоит ко всему относиться серьёзно, все надо делать с юмором.
Слайд 8
Что такое рассказ?
Какие особенности рассказа вы помните?
Что лежит в
основе любого рассказа?
Есть ли у рассказа нравоучительный смысл?
Что такое сюжет?
Какой сюжет был положен в основе рассказа, который вы писали по картинкам?
Давайте так же вспомним:
Слайд 9План работы над рассказом о себе:
1. Вспомнить интересный случай из
жизни, какую-нибудь историю, которой бы вы хотели поделиться со своими
друзьями или с другими адресатами.
2. Продумать композицию рассказа.
3. Составить черновик рассказа.
4. Проверить все ошибки в написании слов и при постановке знаков препинания.
5. Переписать рассказ на чистовик.
Слайд 101. Интересный случай из жизни
Хорошо подумай и реши, какой интересный
случай ты хотел бы описать?
Для этого нужно ответить на
несколько вопросов:
Где и когда это произошло?
Что случилось?
Кто, помимо тебя, так же принимал участие в этом событии?
Чем все закончилось?
Слайд 11При составлении рассказа надо знать:
не только что (содержание, информацию) скажешь,
но и
для чего (цель) и кому (адресата) ты будешь рассказывать
(от адресата зависит, каким будет рассказ: коротким или подробным, серьёзным или шутливым…)
в какой последовательности (композиция) изложишь события (как построишь рассказ).
В основе рассказа лежит событие, поэтому в построении его различают части, связанные с развитием этого события.
Слайд 122. Композиция рассказа
Подумай, что ты напишешь в этих частях:
1.Вступление. Место,
время, участники случая.
2. Завязка. Момент, с которого начинается событие и
от которого зависит его развитие.
3.Основная часть рассказа. Все события ДО кульминации.
4. Кульминация. Момент наивысшего напряжения в развитии действия (точка наивысшего напряжения, невероятное микрособытие, последствия которой приведут к окончанию рассказа.
5. Развязка – результат развития события, его заключительный момент.
6. Заключение. Чему научило тебя это событие? Какой полезный урок из случившегося ты для себя вынес?
Кратко в тетрадь запиши последовательность своего рассказа.
Слайд 13С этим рассказом мы уже тоже работали. Прочитай его еще
раз и подумай, где находятся все части композиции?
Кликни мышью, чтобы
увидеть ответ и проверить свои знания.
Вступление
Завязка
Основное действие
Кульминация
Развязка
Заключение
Слайд 14Не забывайте, что у вас в руках чудесный конструктор, из
него можно построить всевозможные фантастические постройки.
Изобразим построение рассказа в
виде архитектурного сооружения: это поможет более наглядно представить его структурные части.
Слайд 15Как начать и как закончить?
Сегодня я хотел бы поделиться с
вами одним необычным случаем…
Однажды со мной произошло следующее…
В моей жизни
было много необычных случаев, однако один из них я запомнил надолго…
Когда я был совсем маленьким, …
Недавно со мной произошел такой случай…
Вот такой случай произошел со мной недавно!
Это был очень забавный и поучительный случай, ведь он научил меня …
В конце я бы хотел сказать, что …
Это событие особенно запомнилось мне, потому что …
Этот случай я никогда не забуду, потому что…
В начале можно сказать:
В конце можно сказать:
Слайд 163, 4. Черновик рассказа, ошибки
Составь черновик своего рассказа.
Несколько раз
перечитай его, подправь то, что тебе не нравится.
Проверь орфографические ошибки
(ошибки в написании слов). В этом тебе может помочь бумажный словарик или, например, средства интернет-информации: электронные словари, базы данных (Грамота.ру)
Проверь пунктуационные ошибки (ошибки при постановке знаков препинания). В этом тебе поможет материал нашего учебника за этот год. Будь внимателен, когда ставишь запятые в сложном предложении!
Слайд 175. Чистовик рассказа
Аккуратно перепиши исправленный и дополненный текст в чистовик.
Перечитай все, что написано.
Еще раз проверь чистовик на предмет ошибок.
Сдай
чистовик учителю.