Слайд 1Домашнее задание:
$ 19- 22, 26
Выучить термины и даты
Выучить
лекцию (тест)
$ 22, 26- сравнить политику большевиков 20 и 30
годы:
Образование
Наука и культура
Советское кино
Слайд 2Для 9 В
$ 22, 26- сравнить политику большевиков 20
и 30 годы:
Образование
Наука и культура
Советское кино
$
23- 24, пересказ
Даты и термины выучить
Слайд 3Для 9 Б
$ 22, 26- сравнить политику большевиков 20 и
30 годы:
Образование
Наука и культура
Советское кино
$ 19-
21 (повторить) подготовка к тесту
Слайд 4Для 9 А
$ 22, 26- сравнить политику большевиков 20 и
30 годы:
Образование
Наука и культура
Советское кино
$ 23-
24 пересказ, даты, термины выучить
Слайд 6СССР в 20-е гг.
Внутренняя политика
Внешняя политика
Слайд 7СССР в 20-е гг.
Внутренняя политика
Направления:
Рапалльский договор
«полоса признания»
Деятельность
Коминтерна
Слайд 8СССР в 20-е гг.
Внутренняя политика
Направления: Запад, Восток
Рапалльский договор:
весна 1922
«полоса признания»- 1924- 1925 гг.
Деятельность Коминтерна-
1919-
1929 гг.
Слайд 9СССР в 20-е гг.
Внутренняя политика
НЭП- март 1921 г.
СССР- 30.12.1922 г.
Конституция
– 31 января 1924 г.
Сращивание государственного и партийного аппарата -
лето 1923 г.
Противоречие НЭПА- элементы рынка, ужесточение политического режима.
21 января 1924 г. – смерть Ленина
Сталин, Бухарин= Каменев, Зиновьев, Троцкий (1927- 1929 гг.)
Сталин= Бухарин, Рыков (1929 г.)
Слайд 13Накануне революции :
73% населения страны не умело читать и писать.
Неграмотность
крестьян достигла 85%.
Неграмотность подавляющую большинства нерусских народов – 98-99% .
48
народностей вообще не имели письменности
1921 г. Одно перо приходилось на 10 учеников , один карандаш и одна тетрадь – на 20.
Слайд 14ЦЕЛЬ:
1.Подъем общего культурного уровня народа.
2.Превращение каждого человека в сознательного
творца истории.
3.Воспитание «нового человека», строителя социалистического общества.
4.Формирование у трудящихся научного
мировоззрения, вытеснение религиозного сознания.
Слайд 15Кто будет создавать новую культуру?
Люди , выросшие в условиях старой
культуры?
Можно ли создать новое при помощи старого?
Слайд 16Духовная жизнь в 20- е гг.
1.Борьба с неграмотностью.
2. Власть и
интеллигенция.
3.Партийный контроль .
4. «Сменовеховство».
5.Большевики и церковь.
Слайд 17ЦЕЛЬ:
1.Подъем общего культурного уровня народа.
2.Превращение каждого человека в сознательного
творца истории.
3.Воспитание «нового человека», строителя социалистического общества.
4.Формирование у трудящихся научного
мировоззрения, вытеснение религиозного сознания.
Слайд 18Главные задачи культурной революции:
ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял
декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все
население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке.
В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина.
Слайд 20Народное образование.
30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой
трудовой школе РСФСР».
В основу положен принцип бесплатного обучения.
Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне
Следующая важная веха - принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении".
К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена
Слайд 21Духовная жизнь в 20- е гг.
1.Борьба с неграмотностью.
2. Власть и
интеллигенция.
3.Партийный контроль .
4. «Сменовеховство».
5.Большевики и церковь.
Слайд 22Власть и интеллигенция:
вопрос об отношении к революции.
С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой,
М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие.
500 крупных ученых,
возглавивших кафедры и целые научные направления: П.А.Сорокин, К.Н.Давыдов, В.К.Агафонов, С.Н.Виноградский и др
За границей оказались:
Понижение духовно-интеллектуального уровня
Слайд 23Остались на Родине
В.И.Вернадский
К.Э.Циолковский
Н.Е.Жуковский
И.П.Павлов
Н.И.Вавилов
В.М.Бехтерев
К.А.Тимирязев
Н.Д.Зелинский
Слайд 24Остались на Родине
М. Волошин
А. Ахматова
Н. Гумилев
В. Маяковский
М. Булгаков
В. Мейерхольд
и др.
Слайд 25Духовная жизнь в 20- е гг.
1.Борьба с неграмотностью.
2. Власть и
интеллигенция.
3.Партийный контроль .
4. «Сменовеховство».
5.Большевики и церковь.
Слайд 26«Сменовеховство»
идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в
среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от
сборника "Смена вех", вышедшего в Праге в июле 1921 году.
Сменовеховцы ставили перед собой задачу - пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России.
Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества.
Слайд 27«Сменовеховство» (результаты)
А.Н.Толстой
С.С.Прокофьев
М.Горький
М.Цветаева
А.И.Куприн
Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию
и добиться признания новой власти.
Возвратились на Родину:
Отношение большевиков:
Слайд 28Классовой подход к культуре
Партия и государство установили полный контроль над
духовной жизнью общества.
1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией
(известные ученые и деятели культуры).
1922г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов.
1922г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура).
Слайд 29Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б)
"О политике партии в области художественной
литературы"
18 июня 1925 г.
Таким образом, как не прекращается у нас
классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства.
Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе
Слайд 30Большевики и церковь.
11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о
передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения.
18 (31) декабря аннулируется
в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский.
21 января 1918 г. - опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ”.
Слайд 31На Церковь обрушивались все новые и новые запреты
Повсеместное закрытие храмов;
Конфискация
имущества церкви для революционных нужд;
Аресты священнослужителей;
Лишение их избирательных прав;
Дети из
семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.
Слайд 32Домашнее задание:
$ 19- 22
Выучить термины и даты
Подготовка к
тесту