Разделы презентаций


Дополнительный урок №36 усеченный инфинитив систематизация

Содержание

Сегодня мы снова поговорим об отглагольном имени действия или попросту об усеченном инфинитиве. Тема эта настолько обширная, настолько сложная, и многогранная, что ей можно посвятить целый курс лекций. Поэтому в данном

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Дополнительный урок №36 усеченный инфинитив «систематизация»

Дополнительный урок №36  усеченный инфинитив «систематизация»

Слайд 2Сегодня мы снова поговорим об отглагольном имени действия или попросту

об усеченном инфинитиве.
Тема эта настолько обширная, настолько сложная, и

многогранная, что ей можно посвятить целый курс лекций. Поэтому в данном комплексном уроке мы постараемся разобраться во всех основных аспектах усеченного инфинитива, систематизировать уже полученные знания и конечно же получить новые сведения. Русскоязычные студенты часто испытывают трудности в этой теме из-за того, что сама логика применения данной конструкции не всегда им ясна. Ведь в русском языке тоже есть широкий ряд отглагольных существительных, но они совсем не так часто употребляются как в турецком, да и к тому же являются далеко не одним и тем же. Вот эта одновременная схожесть и непохожесть и затрудняет нам жизнь.

Сегодня мы снова поговорим об отглагольном имени действия или попросту об усеченном инфинитиве. Тема эта настолько обширная,

Слайд 3Как вы уже знаете, усеченный инфинитив это не только очень

популярная конструкция турецкого языка, но и важнейшая база для построения

огромного кол-ва самых разнообразных конструкций.
На данный момент мы знакомы (а кто еще не знаком – бегом к нашим предыдущим презентациям и видео-урокам)….
1) ….c употреблением усеченного инфинитива в конструкциях lazım/gerek с притяжательными местоимениями.
Benim yapmam lazım – мне нужно сделать.
Senin okuman gerek – тебе нужно прочитать.
Bizim gitmemiz lazım – нам нужно идти.
и тд.

Как вы уже знаете, усеченный инфинитив это не только очень популярная конструкция турецкого языка, но и важнейшая

Слайд 42) …с употреблением усеченного инфинитива с различными падежами в случаях,

когда нам нужно употребить два глагола подряд.
Ben okumayı seviyorum –

я люблю читать.
Sen anlamaya başladın – ты начал понимать.
она боится забыть.
(в последнем случае «unutmaktan korkuyor» – работает полный инфинитив, так как мы знаем, что при употреблении исходного падежа конечная буква «к» не усекается )
3)…с различными сочетаниями усеченного инфинитива и всевозможных послелогов.
Onun gelmesi halinde…в случае, если он придет…
Senin özür dilemen şartıyla – при условии, что ты извинишися…
Bizim çalışmamız sayesinde...- благодаря, тому, что мы работали….
И тд.


2) …с употреблением усеченного инфинитива с различными падежами в случаях, когда нам нужно употребить два глагола подряд.Ben

Слайд 5Но, как уже говорилось в дополнительной презентации № 1 посвященной

усеченному инфинитиву, сфера употребления этой конструкции гораздо сложнее и шире.


Сочетание усеченного инфинитива с притяжательными местоимениями и падежами.
В первую очередь, мы поговорим сегодня о сочетании первой и второй особенностей усеченного глагола – а именно, о его возможности сочетаться одновременно и с притяжательными местоимениями и с падежами. До сих пор, мы делали это по отдельности, но пришло время соединить обе эти функции и получить новое значение.
Посмотрим на эти предложения:
Ben türkçe konuşmayı seviyorum.
Я люблю говорить по-турецки.
Ben senin türkçe konuşmanı seviyorum.
Мне нравиться (я люблю), как ты говоришь по-турецки.
Но, как уже говорилось в дополнительной презентации № 1 посвященной усеченному инфинитиву, сфера употребления этой конструкции гораздо

Слайд 6Ben çabuk sinirlenmeye başladım.
Я стала быстро (легко) раздражатся.
Ben senin çabuk

sinirlenmene alıştım.
Я привыкла к тому, что ты быстро раздражаешся.
Makarna

pişirmekten bıktım.
Мне надоело готовить макароны.
Ben senin her zaman makarna pişirmenden bıktım.
Мне надоело, что ты постоянно готовишь макароны.
Что же мы видим? В первом случае наше стандартное сочетание двух глаголов подряд. Речь в таких предложениях всегда идет об одном и том же субъекте. Подлежащее – сказуемое – все по классике.

Ben çabuk sinirlenmeye başladım.Я стала быстро (легко) раздражатся.Ben senin çabuk sinirlenmene alıştım.Я привыкла к тому, что ты

Слайд 7Но в предложениях второго типа мы видим, что ситуация поменялась

и в предложении уже два субъекта, а не один и

каждый из них выполняет определенное действие.
В нашем первом примере:
Ben senin türkçe konuşmanı seviyorum.
«Ты говоришь по-турецки», а «мне это нравиться». Налицо два субъекта и два действия, которое каждый выполняет.
Во втором примере:
Ben senin çabuk sinirlenmene alıştım.
Человек раздражается, а другой уже привык к этому его действию.
Но в предложениях второго типа мы видим, что ситуация поменялась и в предложении уже два субъекта, а

Слайд 8В третьем примере:
Ben senin her zaman makarna pişirmenden bıktım.

Один варит макароны, а другого это порядком раздражает.
Хочу обратить ваше

внимание, но то, что мы увидели всё те же варианты с винительным, дательным и исходным падежами, которые были употреблены в предложениях первого типа. А что же изменилось? Что понадобилось нам для того, чтобы из простого предложения с одним субъектом сделать сложное с двумя? Правильно! Единственное принципиальное изменение здесь это участие притяжательного местоимения, которое и указывает на второго производителя действия.

В третьем примере: Ben senin her zaman makarna pişirmenden bıktım. Один варит макароны, а другого это порядком

Слайд 9Примеры
Senin bana yardım etmeni bekledim.
Я ждала, что ты мне

поможешь.
Biz artık onların her zaman yalan söylemelerinden bıktık.
Мы устали от

того, что они постоянно нам врут.
Ailem benim yeni bir araba almama yardım etti.
Моя семья помогла мне купить новую машину.
Ben ona bizim ofisimizde çalışmasını teklif ettim.
Я предложила ему работать в нашем офисе.
O senin eve geç gelmene çok kızdı.
Она очень разозлилась тому, что ты поздно пришел домой.
Onun bana her gün telefon etmesinden sıkıldım.
Я устала от его постоянных звонков. (от того, что она каждый день мне звонит)
Примеры Senin bana yardım etmeni bekledim.Я ждала, что ты мне поможешь.Biz artık onların her zaman yalan söylemelerinden

Слайд 10Усеченный инфинитив со словами-приказами.
Мы знаем, что многие сложносочиненные предложения,

с союзом «чтобы» с русского на турецкий переводятся при помощи

различных грамматических конструкций. Однако, есть группа глаголов, которая заставляет такие предложения строить через усеченный инфинитив. Такие глаголы выражают просьбу/требование/совет/предложение и всегда стоят в роли сказуемого. Еще один момент - в предложении должно быть минимум два субъекта.
Усеченный инфинитив со словами-приказами. Мы знаем, что многие сложносочиненные предложения, с союзом «чтобы» с русского на турецкий

Слайд 11(Sizin) gelmenizi istiyorum. «Я хочу, чтобы вы пришли» Дословно: «Я

желаю вашего прихода».
Как видно , в предложении 2

субъекта и у каждого свое действие – «я – хочу» чтобы «ты пришел». Главный конечно же субъект первого лица – и сказуемое выражает как раз желание, требование, просьбу. Значит, такое предложение по-турецки мы выражаем через усеченный инфинитив.

(Sizin) gelmenizi istiyorum. «Я хочу, чтобы вы пришли» Дословно: «Я желаю вашего прихода».  Как видно ,

Слайд 12O, bize su almamızı rica etti. «Она попросила нас купить

воды». Или: «Oна хочет, чтобы мы купили воды».
«Она попросила»

чтобы «мы купили воды» - снова та же история – 2 субъекта, главный выражает сказуемым просьбу. Ayşe bize balkonda sigara içmemizi talep etti.
Айше потребовала, чтобы мы курили на балконе.
Doktor ona bu ilaçları içmesini söylemiş.
Доктор сказал ей, чтобы она пила эти лекарства.



O, bize su almamızı rica etti. «Она попросила нас купить воды». Или: «Oна хочет, чтобы мы купили

Слайд 13К глаголам-просьбам-требованиям-советам относятся:
rica etmek просить, istemek хотеть, talep etmek

требовать, gerekmek требоваться, emretmek велеть, приказывать, söylemek сказать, чтобы..yasaklamak запрещать,

önllemek – препятствовать, не допускать, beklemek – ждать/ожидать, что кто-то…tembih etmek – наставлять, предупреждать, tavsiye etmek – cоветовать, salık vermek – рекомендовать, teklif etmek – предлагать.
К глаголам-просьбам-требованиям-советам относятся: rica etmek просить, istemek хотеть, talep etmek требовать, gerekmek требоваться, emretmek велеть, приказывать, söylemek

Слайд 14Обратите внимание, что побочный субъект, в предложениях с усеченным инфинитивом

необходимо поставить в форму родительного падежа, если его представляет не

притяжательное местоимение, а имя существительное.
Ben oğlumun çabuk iş bulmasını ve artık kendi parasını kazanmasını dedim.
Можно так же сказать «Ben oğluma (onun) çabuk iş bulmasını ve ...... dedim»
Я сказала своему сыну, чтобы он быстро нашел работу и начал уже сам зарабатывать.
В данном примере субъекта, как вы видите, два. Но, может их быть и трое.
Komşum bana çocuklarımın biraz sessiz olmalarının gerektiğini söyledi.
Сосед сказал мне, чтобы мои дети вели себя потише.
Здесь нас встречает предложение в котором один субъект воздействует на второй при помощи третьего.
Сосед обращается к матери, чтобы та утихомирила детей, а наш усеченный инфинитив встал в форму родительного падежа.
Обратите внимание, что побочный субъект, в предложениях с усеченным инфинитивом необходимо поставить в форму родительного падежа, если

Слайд 15примеры
Она попросила, чтобы дочь приезжала на выходные.
О kızının hafta sonu

gelmesini rica etti.
Мы потребуем чтобы ты вернулся.
Senin geri dönmeni talep

ediyoruz.
Ты сказал, чтобы я не опаздывала.
Sen benim geç kalmamamı söyledin.
Мама запретила мне звонить тебе.
Annem seni aramamı yasakladı.
Он предложил нам переехать.
O bizim taşınmamızı teklif etti.
Она ожидает от меня помощи.
О benim yardım etmemi bekliyor.


примерыОна попросила, чтобы дочь приезжала на выходные.О kızının hafta sonu gelmesini rica etti.Мы потребуем чтобы ты вернулся.Senin

Слайд 16Усеченный или простой инфинитив в сочетании со специальными словами.
Есть некоторые

слова, в сочетании с которыми употребляется как полный инфинитив, так

и усеченный. Это довольно распространенное правило турецкого языка, которое при этом не очень характерно для русской речи.
Это слова:
Rahatsız etmek – мешать, раздражать/ Mutlu etmek - радовать
Zararlı – вредно, приносить вред / Yararlı/Faydalı –полезно/приносить пользу.
Korkutmak – пугать/ Dinlendirmek – успокаивать, расслаблять.
Yasak- запрещено / Izin - разрешено
Hoş – хорошо, приятно /hoş değil – не хорошо, не приятно
Kötü- плохо/iyi - хорошо
Önemli - важно/değerli – ценно
Усеченный или простой инфинитив в сочетании со специальными словами.Есть некоторые слова, в сочетании с которыми употребляется как

Слайд 17Подобные слова, как вы увидели, выражают некое отношение или оценочное

суждение говорящего к чему-либо. Как уже было сказано, они употребляются

с усеченным и с полноценным инфинитивом. Разница будет лишь в том, имеется ли конкретика в предложении или же нет. Если мы говорим о чем-то в отвлеченных, общих чертах или если о действии говориться вообще, в таком случае - употребляем полный инфинитив, если речь идет о конкретном лице, и о конкретном действии необходимо употребить усеченный.


Подобные слова, как вы увидели, выражают некое отношение или оценочное суждение говорящего к чему-либо. Как уже было

Слайд 18Açık havada gezmek beni mutlu ediyor.
Прогулки (дословно «гуляние») на открытом

воздухе доставляют мне удовольствие.
Bugün açık havada gezmemiz beni mutlu etti.
Наша

прогулка на открытом воздухе доставила мне удовольствие.
Gece vakti gürültü yapmak beni rahatsız eder.
Шум в ночное время (дословно «производство шума») раздражает/беспокоит меня.
Gece vakti komşumun gürültü yapması beni rahatsız eder.
Меня раздражает то, что мой сосед шумит по ночам. (дословно «производство моим соседом шума…»)
Açık havada gezmek beni mutlu ediyor.Прогулки (дословно «гуляние») на открытом воздухе доставляют мне удовольствие.Bugün açık havada gezmemiz

Слайд 19Sigara içmek zararlı.
Курить вредно.
Ama senin sigara içmen kat kat daha

zararlı çünkü astman var.
Но тебе курить вреднее в разы, так

как у тебя астма.
Spor yapmak çok faydalı.
Заниматься спортом полезно.
Onun spor yapması faydalı, doktoru tavsiye etti.
То, что он занимается спортом полезно. Это посоветовал его врач. (Дословно: «его занятия спортом полезны»)

Sigara içmek zararlı.Курить вредно.Ama senin sigara içmen kat kat daha zararlı çünkü astman var.Но тебе курить вреднее

Слайд 20Klasik müzik dinlemek herkesi dinlendirir.
Всех успокаивает прослушивание классической музыки.
Klasik müzik

dinlemem beni çok dinlendirir.
Когда я слушаю классическую музыку я успокаиваюсь/отдыхаю.


Denize girmek tehlikeli ve yasak.
Заходить в море опасно и запрещено.
Onun dalgalı denize girmesi yasak – yüzmesini bilmiyor.
Ему нельзя заходить в море, так как он не умеет плавать.
Böyle yaşlı insan ile konuşmak hiç hoş değil.
Так разговаривать с пожилым человеком некрасиво.



Klasik müzik dinlemek herkesi dinlendirir.Всех успокаивает прослушивание классической музыки.Klasik müzik dinlemem beni çok dinlendirir.Когда я слушаю классическую

Слайд 21Bu şekilde konuşman hiç hoş değil.
Так , разговаривать как

ты, не красиво.
Erken kalkmak iyidir.
Вставать рано хорошо.
Senin bugün

erken kalkman iyiydi.
Хорошо, что ты сегодня рано встал.
İnsanları dikkatli dinlemek önemli.
Очень важно слушать людей внимательно.
Senin onu dikkatli dinlenmen önemliydi.
Было важно, что ты его внимательно выслушал.


Bu şekilde konuşman hiç hoş değil. Так , разговаривать как ты, не красиво. Erken kalkmak iyidir.Вставать рано

Слайд 22Употребление усеченного инфинитива в местном падеже
Обратим внимание на ряд глаголов

и специальных слов, которые всегда управляют местным падежом. Как и

в случае со специальными словами они употребляются с усеченным и с полноценным инфинитивом. Разница будет лишь в том, имеется у глагола абстрактное значение или конкретное.
İyi/kötü olmak – выходить хорошо/плохо
Israr etmek - настаивать
Acele etmek - торопиться
Direnmek - сопротивляться
Fayda/zarar vаr – есть польза/вред в чем-то
Haklı – быть правым в чем-то
Kararlı – быть решительным в чём-то/решить что-то
Zorlanmak/zorluk çekmek – испытывать трудности
Güçlük/sıkıntı çekmek - испытывать проблемы
Употребление усеченного инфинитива в местном падежеОбратим внимание на ряд глаголов и специальных слов, которые всегда управляют местным

Слайд 23Buraya gelmenizde ısrar ediyorum.
Я настаиваю на том, чтобы вы

сюда пришли.
Sen her zaman çalışmanda acele ediyorsun.
Ты всегда торопишься в

работе (в своих делах).
Bizim bu işi yapmamızda fayda var.
В том, что мы делаем есть польза.
Onun oraya gitmesinde zarar yok.
В том, что она туда пошла нет никакого вреда.
Bunu söylememde haklıyım.
Я права в том, что (я) говорю.
Buraya gelmenizde ısrar ediyorum. Я настаиваю на том, чтобы вы сюда пришли.Sen her zaman çalışmanda acele ediyorsun.Ты

Слайд 24Buraya taşınmakta kararlıyım.
Я приняла решение переехать сюда (о переезде).
İngilizce öğrenmekte

zorluk çekiyorum.
Я испытываю трудности в изучении английского.
Yeni işi bulmakta

sıkıntı çekiyorum.
У меня проблемы с поиском новой работы.
Türkçe konuşmakta zorlanıyorum.
Мне трудно говорить на турецком языке.
Babası onun mühendis olmasında ısrar etmiş.
Отец настоял, чтобы он стал инженером.
Yağmur olabilir. Şemsiye almanda fayda var.
Может пойти дождь. Тебе будет полезно взять с собой зонт.
Buraya taşınmakta kararlıyım.Я приняла решение переехать сюда (о переезде).İngilizce öğrenmekte zorluk çekiyorum.Я испытываю трудности в изучении английского.

Слайд 25Так же есть 3 вопроса, при ответе на которые так

же будет необходим именно местный падеж:
Neyde iyisin? – в чем

ты хорош?
Neyde başarılısın? – в чем ты успешен?
Neyde yeteneklisin? – в чем у тебя есть талант?
Одним словом: «что у тебя хорошо получается»?
Можно вместо «neyde» поставить – «hangi konuda iyisin?», «nelerde iyisin?»
Ben futbol oynamakta gayet iyiyim.
Я хорош в игре в футбол (я хорошо играю в футбол)
Siz yabanci dil öğrenmekte başarılısınız.
Вы успешны в изучении иностранных языков.
Mehmet gitar çalmakta yeteneklidir.
Мехмет талантлив в игре на гитаре.
Так же есть 3 вопроса, при ответе на которые так же будет необходим именно местный падеж:Neyde iyisin?

Слайд 26Ну вот собственно на этом можно бы поставить точку. Напомню,

что первую часть информации по усеченному инфинитиву вы получили в

дополнительном уроке № 1. Если у вас остались вопросы, загляните туда непременно.
Так же хочется еще раз упомянуть о том, что усеченный инфинитив может быть любой частью речи.
Onun gelmesi beni sevindirdi.
Его приход меня обрадовал.
Konuşma geceye kadar devam etti.
Беседа длилась до самой ночи.
Тут наш инфинитив подлежащее и играть роль существительного.
Seni okuma salonunda bekliyorum.
Я жду тебя в читальном зале.
А здесь наш инфинитив уже в роли определения и как бы играет роль прилагательного, через относительный изафет.
Одним словом, «усеченный инфинитив» космической сложности и важности грамматическая конструкция, которую вы непременно должны освоить.


Ну вот собственно на этом можно бы поставить точку. Напомню, что первую часть информации по усеченному инфинитиву

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика