Слайд 2ПРИТЧА
труд — принудиловка, рабство;
труд как средство существования;
труд — радость служения
великой цели.
Слайд 3 Труд всегда был и останется основанием человеческой жизни
и культуры.
А. С. Макаренко
Слайд 4«Только в труде велик человек»
(А. М. Горький).
выносливость
самостоятельность
свобода
инициативность
мастерство
творчество
справедливость
честь
достоинство
Слайд 5Труд служит средством самовыражения и самоутверждения личности: результаты, продукты труда
приносят человеку ощущение удовлетворенности, самоуважение и уважение окружающих. Труд укрепляет
позиции человека в обществе, определяет независимость, конкурентоспособность на рынке труда.
Слайд 6Содержание труда
Физический труд связан с затратами мускульной энергии и считается
тяжелым. Но его доля в общественном производстве уменьшается. Его выполняют
машины — умные помощники и заменители человека, придуманные и созданные людьми умственного труда (к умственному труду относят и учебную деятельность). Благодаря художественному труду человека создаются богатства эстетической культуры.
Слайд 7труд на всю жизнь
Создавать, совершенствовать самого себя — это тоже
труд, труд на всю жизнь: надо познать себя, научиться думать,
управлять собой, проявлять свои возможности.
Слайд 8Культура труда
Трудовая нравственность
Слайд 9Качества культуры труда
трудовых (профессиональных) знаниях, умениях и навыках, профориентированности, мастерстве,
способности к творчеству;
трудолюбии, выражающемся в потребности трудиться, активности, прилежании, усердии,
доброй воле;
трудовой нравственности: отношении к труду, к его результатам, взаимоотношениях в процессе труда;
конкурентоспособности, способности победить в соревновании трудовых качеств на рынке труда: деловитости, предприимчивости, инициативы, лидерских качеств.
Слайд 11Право на труд
Право на выбор профессии
Право на выбор места работы
Слайд 12Льготы по оплате труда несовершеннолетних
Заработная плата работникам моложе 18 лет
при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере,
как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.
Слайд 13Оплата труда учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных
заведений, работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному
времени или в зависимости от выработки (ст. 180 КЗОТ РФ).
Слайд 14Для работающих подростков, не достигших возраста 18 лет, устанавливается сокращенная
продолжительность рабочего времени:
в возрасте от 16 до 18 лет —
не более 36 часов в неделю;
в возрасте от 15 до 16 лет, а также для учащихся в возрасте от 14 до 15 лет, работающих в период каникул, — не более 24 часов в неделю.
Продолжительность рабочего времени при этом для учащихся, работающих постоянно в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины этих норм.
Слайд 15«Народная мудрость о труде»
Терпенье и труд все перетрут.
Дело мастера боится.
На
все руки мастер.
Каков уход — таков и плод.
Больше дела —
меньше слов.
Глаза боятся, а руки делают.
Где ученье, там и уменье.
Будет просто, коль поработаешь раз со сто.
Почин всего дороже.
При работе коллективной каждый грош вернется гривной.
Невидное ремесло, а славу принесло.
Лень — матушка, труд — батюшка.
Знания
Общение
Посылают родители, надо быть как все
Слайд 17
Анонимная анкета для размышления «Труд для вас»
Ответьте, какой труд вы
для себя изберете, если вам представится выбор:
умственный;
физический;
любой,
лишь бы деньги платили;
интересный;
полезный людям;
любой, не вредный для здоровья;
творческий;
любой, но законный;
тяжелый, но хорошо оплачиваемый;
легкий и попроще;
никакой, работать не хочу.
Слайд 18О лени
Лень — это нежелание что-либо делать: работать, учиться, думать,
чувствовать, — это пассивность, равнодушие. Лень — это морок, вредная
привычка, болезнь эмоций.
Люди не рождаются ленивыми, а становятся ленивыми, подчиняя «надо» всесильному для них «хочу». Этому способствует недостаток умственной пищи, неумение трудиться или учиться, отсутствие успеха и признания.
Слайд 19
Народная мудрость о лени
Лень добра не делает, без соли обедает.
У
растяпы Дарий каждый день аварии.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
В
работе «ох», а ест за трех. - Велик телом, да мал делом.
Лень делает и легкое трудным.
Спящему коту мышь в рот не прибежит.
День гуляет, два больной, а на третий выходной.
Если бы хлеб да одежа, так ел бы лежа.
Лень пристанет — ото всего человек отстанет.
Послал Бог работу, да отнял черт охоту.
Проглотить-то хочется, да прожевать лень.
Прыток, как черепаха.
Он и рад бы косить, да некому косу носить.
От скуки бери дело в руки.
Пальцы торчат, работать мешают.
Слайд 20Логика лентяя:
стоять лучше, чем идти;
сидеть лучше, чем стоять;
лежать
лучше, чем сидеть, а лежать и спать — совсем хорошо.
Слайд 21Советы по борьбе с ленью
Неукоснительно выполняйте режим дня, приучите
себя к постоянной деятельности.
Никогда не оставайтесь праздным.
Планируйте деятельность, ставьте себе
задачи на день, неделю, месяц.
Контролируйте себя в выполнении планов.
Делайте отдых активным.
Придумайте себе лозунг, девиз, заповедь («Ни дня без строчки»).
Заключайте сами с собой договора, сделки.
Одержав победу над ленью, хвалите себя, награждайте себя чем-то приятным.
Слайд 22«Спасибо маме»
Ваша мама целый день хлопотала у плиты, готовясь к
вечеринке по поводу вашего дня рождения.
Задание. Попробуйте самокритично сформулировать, чем
вы могли бы ей помочь и почему не помогли. Выразите ей словами свою благодарность, уважение, любовь.
Социально-приемлемые позиции: • способность быть благодарным; • справедливость; • осуждение эгоизма; • помощь родителям.
Слайд 23Ситуация-проба «Если уволят»
Количество рабочих мест на заводе резко сократили за
счет внедрения компьютеров, и вы остались без работы. Какие выходы
из этой ситуации могут быть? Что выберете вы?
Социально-приемлемые позиции: • мобилизация силы воли и своих способностей; • переучивание, повышение квалификации; • работа над собой; • психологическая готовность к подобным ситуациям.