Слайд 1доц. Орлов А.В.
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
2. БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ
Слайд 2Личность – прижизненно формирующаяся, индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических характеристик, которыми
определяется своеобразие для данного человека мышления и поведения
Гордон Олпорт
Слайд 3В определениях личности чаще всего подчеркиваются три момента:
1) Каждая
личность несет в себе некую совокупность определенных психических качеств,
2) Каждая
личность является строго индивидуальной в комплексном проявлении этих качеств, что отражается в своеобразии поведения и деятельности,
3) Личность – это существо биосоциальное.
Слайд 4Личность имеет разноуровневую организацию:
1) Наследственно детерминированные свойства психики: анатомо-физиологические особенности,
свойства нервной системы, динамика нервных процессов, адаптивность (приспособляемость), реактивность –
реагирование на внешние обстоятельства.
2) Социально-детерминированные свойства психики: социальные роли, навыки общественного поведения, социальные установки, социальный опыт.
3) Надсоциальные детерминанты свойств психики: общая культура, идеалы, убеждения, высшие ценности, морально-этические нормы, духовность (внутренняя приверженность нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия).
Слайд 5ФЕРАЛЬНЫЕ ЛЮДИ - это те, кто по каким-то причинам не
прошел процесс социализации, т.е. не усваивал и не воспроизводил в
своем развитии социального опыта
Слайд 7ТИПИЧНОСТЬ – сходство конкретного человека с определенными категориями людей по
совокупности определенных признаков
Слайд 8ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных
свойств
Слайд 9В основе индивидуальности лежат:
1) Биологическая изменчивость поведения дает своеобразие биологической
конституции. Мутации, генетические модификации, взаимодействие генов, особенности генетических программ развития,
внутриутробные, экологические и др. факторы среды влияют на развитие индивида.
2) Социальная изменчивость поведения. На развитие человека могут оказывать влияние общественная жизнь, общественные отношения, группы и др.
3) Культурная изменчивость поведения. Каждый человек – продукт культурного развития. Специфика жизни и деятельности человека требует усвоения огромного опыта предыдущих поколений. Своеобразие накопленного комплекса знаний является частью индивидуальности человека.
4) Внутренняя (глубинная) изменчивость поведения. Личность – это самоорганизующаяся и самосовершенствующаяся система. У каждого человека есть внутренний потенциал и направленность, требующие совершенствования внутреннего Я.
Слайд 10Биологическое и социальное в личности
Слайд 11Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека.
В
качестве таковых обычно рассматриваются:
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ — свойство организмов повторять в
ряду поколений сходные признаки,
СРЕДА — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования,
ВНУТРЕННЯЯ АКТИВНОСТЬ — направленность человека на самоизменение в соответствие с определенной целью
Слайд 12Лев Семенович Выготский
(1896 – 1934)
Слайд 13СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ — это совокупность значимых для развития человека
отношений с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот
или иной период жизни
Слайд 14Только оценив социальную ситуацию развития, мы сможем выяснить и понять,
как возникают и развиваются те или иные ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ
Слайд 15Важнейшая проблема психологии – проблема врожденного и приобретенного — это
вопрос о том, что является более существенным в формировании поведения:
наследственные (генетические) факторы, или средовые
Слайд 17Дарвин выделил три основные формы адаптивного поведения:
Поведение, которое строится
по наследственно обусловленной программе и не требует для своего развития
специального обучения или тренировки. Это врожденные, или инстинктивные, действия.
Поведение, которое формируется постепенно, по мере накопления индивидуального опыта. Это различные формы привыкания и обучения.
Поведение в новой для животного ситуации, на основе экстренного принятия им решения, без предварительного обучения и при отсутствии соответствующей наследственной программы. К этой категории относится рассудочное поведение (мышление) животных.
Слайд 19ТАКИСЫ — есть способы двигательного реагирования на внешние воздействия организмов,
не имеющих нервной системы
Слайд 20График, иллюстрирующий поведение бактерии, при добавлении аттрактанта (чем хуже бактерии,
тем длиннее ее пробеги).
Слайд 22БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС — это врожденная видоспецифическая реакция организма, возникающая в
ответ на специфическое воздействие биологически значимого раздражителя
Слайд 23РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА — путь, по которому проходит нервный импульс в
ходе реализации рефлекса
рецептор;
чувствительный нейрон, передающий импульс в ЦНС;
нервный центр;
двигательный
нейрон;
рабочий орган, реагирующий на полученное раздражение.
Она состоит из пяти отделов:
Слайд 24Распространение нервных импульсов по простой рефлекторной дуге.
1 - чувствительный (афферентный)
нейрон; 2 - вставочный (кондукторный) нейрон; 3 - двигательный (эфферентный)
нейрон; 4 - нервные волокна тонкого и клиновидного пучков; 5 - волокна корково-спинномозгового пути
Слайд 25Движения кошки при падении с высоты
Слайд 26ИНСТИНКТ – наследственно закрепленная, видоспецифическая форма сложного поведения, включающая несколько
двигательных актов.
Слайд 28Инстинктивная деятельность состоит из целого ряда полуавтономных или автономных блоков
поведения
Слайд 31Критерии инстинктивного поведения:
1. Поведение должно быть стереотипным, всегда имеющим
одну и ту же форму
2. Поведение должно быть видоспецифическим
3. Поведение
должно проявляться у животных, которые были изолированы от себе подобных, не имея, таким образом, возможности обучиться ему
4. Поведение должно в полной мере сформироваться у животных, которым ни разу не позволили поупражняться в нем.
Слайд 32Инстинктивное поведение включает несколько фаз:
1) Предварительная,
2) Поисковая,
3) Обнаружение ключевого
стимула,
4) Реализация фиксированного комплекса действий
Слайд 33ФИКСИРОВАННЫЕ КОМПЛЕКСЫ ДЕЙСТВИЙ – наследственно закрепленная программа двигательных актов
Слайд 35Последовательность действий при ухаживании у трехиглой колюшки
Слайд 36Самец трехиглой колюшки ухаживает за грубым макетом самки
Самка трехиглой
колюшки следует за макетом самца, “показывающим вход в гнездо”.
Слайд 39Ротовая полость птенца большой синицы с белыми пятнами как пусковой
стимул инстинкта кормления
Слайд 40Кукушонок, выбрасывающий из гнезда яйцо приемных родителей
Слайд 41Кукушонок в гнезде серой мухоловки
Слайд 42СВЕРХСТИМУЛ, или суперрелизер,— стимул, имеющий все основные признаки сигнального стимула,
только более выраженные
Слайд 46Научение — это появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате
приобретения опыта
Слайд 47Неассоциативное обучение:
привыкание - ослабление реакции при повторных предъявления раздражителя
сенситизация
- усиление поведенческой реакции на особо сильный или вредный раздражитель
Слайд 49При ассоциативном обучении в ЦНС формируется временная связь между двумя
стимулами, один из которых изначально был для животного безразличен, а
другой выполнял роль вознаграждения или наказания.
Слайд 51И. П. Павлов открыл условные рефлексы, которые обусловлены образованием ассоциативной
связи между раздражителем и безусловным рефлексом.
Условный раздражитель имеет сигнальное
значение. В случае специального подкрепления ранее индифферентный раздражитель становится сигналом, направляющим врожденные формы поведения
Слайд 54Схема установки по выработке слюнных условных рефлексов
Слайд 56Принцип образования условного рефлекса:
действие какого-либо нейтрального для животного раздражителя
совместно со стимулом, вызывающим у него определенную реакцию, приводит к
тому, что постепенно этот ранее нейтральный стимул начинает вызывать такую же реакцию
Слайд 57Схема образования временной связи в коре больших полушарий головного мозга
2-3 — временная связь в коре между представительствами слухового рецептора
и центра слюноотделения;
1-4-5 — дуга безусловного рефлекса слюноотделения;
2—3—4—5 — дуга образовавшегося условного рефлекса слюноотделения;
6 — корковый центр слюноотделения;
7 — слуховые рецепторы;
8 — слуховая проекционная зона;
9 — центр слюноотделения;
10 — слюнная железа.
Слайд 58Общие правила образования условного рефлекса:
условный сигнал должен предшествовать безусловному
раздражению, но не наоборот;
действие условного и безусловного раздражителей должно частично
перекрываться во времени;
при выработке условного рефлекса должно применяется подкрепление, соответствующее имеющейся у животного мотивации;
сочетание условного и безусловного раздражителей должно повторяться многократно.
Слайд 59ОПЕРАНТНОЕ НАУЧЕНИЕ – НАУЧЕНИЕ МЕТОДОМ ПРОБ И ОШИБОК
Слайд 62При научении методом проб и ошибок - вознаграждение или наказание
следует непосредственно за той реакцией, которая должна быть усвоена, т.
е. происходит положительное или отрицательное подкрепление поведения.
Слайд 63Формы ассоциативного научения
— классические условные рефлексы,
— оперантные рефлексы,
— имитация,
—
перенос,
— связанное научение,
— латентное обучение,
— инпритинг
Слайд 65По мнению, А. Бандуры люди учатся не столько на непосредственном
опыте последствий своего поведения, сколько наблюдая за поведением других людей
и последствиями их поведения
Слайд 66Имитация – приобретение навыков, основанное на воспроизведении действий другого
Слайд 68В ходе взросления люди усваивают ценности и установки тех профессиональных,
социальных и этнических общностей, к которым принадлежат, а также общечеловеческие
моральные ценности
Слайд 69Рассудочное (эвристическое) поведение
Слайд 70РАССУДОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ животных заключается в их способности улавливать простейшие закономерности,
связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможности оперировать этими
законами при построении программ поведения в новых ситуациях
Слайд 71
Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности,
при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия
и категории, составляющие внутреннюю картину его мира»
Мышление – это отыскание и открытие существенно нового, решение задач в неожиданно возникших ситуациях, для которых нет «готового» решения.
Слайд 72Акт мышления возникает только тогда, когда у субъекта существует соответствующий
мотив, делающий задачу актуальной, а решение ее необходимым, и когда
субъект оказывается в ситуации, относительно выхода из которой у него нет готового решения - привычного (т.е. приобретенного в процессе обучения) или врожденного»
(Лурия, 1973).
А.Р. Лурия
(1902-1977)
Слайд 74Инсайт, как способ решения проблемной ситуации
Слайд 76ИНСАЙТ — (от англ. «insight» -«проникновение» или «озарение») — решение
задачи на основе улавливания логических связей между стимулами или событиями
через восприятие ситуации в целом, со всеми ее внутренними связями
Слайд 81Элементарная рассудочная деятельность - способность животных улавливать простейшие эмпирические законы,
связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможность оперировать этими
законами при построении программ поведения в новых ситуациях. (Крушинский, 1986, С. 27)
Слайд 82Задача на экстраполяцию направления движения раздражителя, исчезающего из поля
зрения животного
(по
Крушинскому, 1986)
Экстраполяция - способность выносить функцию за пределы отрезка, на
котором она известна.
Для решения задачи на экстраполяцию необходимо оперировать «законом неисчезаемости» (предмет, воспринятый рецепторами животного, продолжает существовать и после того, как какая-либо причина помешала его восприятию) и «законом движения» (движение предмета всегда имеет определенное направление и траекторию).
Слайд 84+
Задача на экстраполяцию направления движения пищевого раздражителя, исчезающего из поля
зрения
Для решения этой задачи необходимо мысленно представить траекторию движения корма
на скрытом участке и обойти преграду с соответствующей стороны.
Основной характеристикой способности животных к экстраполяции служат результаты первого предъявления задачи.
Способность вида к экстраполяции оценивается по доле животных (%), правильно решивших задачу при первом предъявлении.
Слайд 85Схемы опытов по экстраполяции с ширмой разной степени усложнения (по
Л. В. Крушинскому, 1977)
Слайд 86Птицы:
Млекопи-
тающие:
Рыбы:
Амфибии:
Рептилии:
n=79
Слайд 87ТАКИМ ОБРАЗОМ, ВЫЯСНИЛОСЬ, ЧТО МНОГИЕ ВЫСШИЕ ЖИВОТНЫЕ СПОСОБНЫ К ЭЛЕМЕНТАРНОЙ
РАССУДОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Они могут осуществлять многоходовое целеполагание своих действий.
Слайд 88Для интеллектуального поведения характерно:
1) способность выделять отдельные свойства предметов
и манипулирование ими;
2) формирование в данной конкретной ситуации принципиально новых,
ранее отсутствовавших действий (связано с появлением ИНСАЙТА – мгновенного целостного восприятия информации с принципиально новых позиций);
3) способность решать одну и ту же задачу разными методами;
4) перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия;
5) создание и использование в деятельности простейших орудий;
6) способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей
Слайд 89Отношение к проблеме биологического и средового основных направлений психологии
Слайд 92ПСИХОГЕНЕТИКА — это наука, изучающая роль наследственности и среды в
формировании психических и психофизиологических свойств человека
Слайд 93Проблема врождённого и приобретенного заключается в вопросе:
в какой степени генотип
определяет фенотип
Слайд 94Генотип – совокупность генов организма, наследуемая генетическая организация.
Фенотип – совокупность
признаков организма (морфологических, физиологических, психологических, поведенческих особенностей)
Слайд 95Считается, что генотип определяет 30-50% изменчивости психологических признаков
Слайд 96Организм наследует не признак, как, таковой, а способность формировать определенный
фенотип в конкретных условиях среды
Слайд 97Наследственные задатки
(как положительные, так и отрицательные) проявятся только тогда,
когда к этому есть предпосылки в среде
(Например, генетически обусловленные
музыкальные способности проявятся только в музыкальной среде, или склонность к асоциальному поведению проявится лишь в условиях жестокости, унижения, злобы)
Слайд 98Фенотип формируется в течение жизни, является продуктом сложного взаимодействия генотипа
и среды
Генотип детерминирует любой фенотипический признак, но степень выраженности
признака зависит и от средовых факторов
Слайд 99Три типа генотип-средовых корреляций