Слайд 1Доцент кафедры педагогики и педагогической психологии ВГУ
Кривотулова
Елена
Владимировна
1
Слайд 2Образование в контексте социально-культурной ситуации на современном этапе развития
Слайд 3Образование — это то, что остается, когда мы уже забыли
все, чему нас учили.
Джордж Сэвил Галифакс
Образование — лицо разума.
Кей-Кавус
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
А. Дистервег
Слайд 4Образование
«Образование — это не модная штучка, не очередное приложение, которое потеряет популярность через
неделю. Это инвестиции в будущее, это десятилетия работы…
Образование — живой организм, он эволюционирует
в зависимости от нужд всего человечества, а не отдельной страны или отдельно взятого человека»
Кевин Сим
Слайд 5Сущность и содержание понятия «образование»
Слайд 6Образование
формирование образов
«… единый процесс физического и духовного становления личности,
процесс социализации, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы,
на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны»
В.А. Сластёнин
Слайд 7образование
единый целенаправленный процесс
воспитания и обучения,
являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства,
а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
Закон Об образовании в РФ
Слайд 8Образование как социокультурный феномен
социальное развитие предполагает
формирование личности
Характеристики:
профессиональная мобильность
высокая степень свободы и ответственности
способность самостоятельно планировать свою жизненную перспективу
умение осознавать свой интерес и согласовывать его с интересами других
способность к компромиссам и согласию, конструктивному взаимодействию с другими.
На уровне личностных психологических процессов особую значимость приобретает
понимание и осмысление, рефлексия, продуктивная коммуникация, критическое мышление.
Слайд 9Образование как социокультурный феномен
В современном обществе прежний способ развития,
связанный
с изменением производственной деятельности, преобразованием социальных институтов посредством традиционных схем
совершенствования, является малоэффективным
Главной образовательной задачей в обществе является не усвоение прежних рецептов, технологий развития, а подготовка личности к овладению новыми методами и содержанием познания и практики.
Особое значение приобретают процессы сознательного самоизменения,
саморазвития личности;
формирование готовности жить и работать в новых условиях, преобразовывать окружающий мир посредством создания новой культуры, технологий…
Слайд 10Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования, науки, культуры
Слайд 11Современные организационные модели высшего образования
Образование как система
Тенденции высшего образования.
Модели образования
Основные
компоненты образовательной системы.
Слайд 12Литература:
Гершунский Б.С. Менталитет и образование. М., 1996
Гессен С.И. Основы
педагогики. М., 1995.
Лиферов А.П. Интеграция мирового образования – реальность третьего
тысячелетия. М., 1997.
Новиков А.М. Развитие отечественного образования / Полемические размышления. – М., 2005.
Андреев А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л. Андреев // Педагогика. - 2002. - № 6.- С. 40-45
Багдасарьян Н.Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе / Н.Г. Багдасарьян // Педагогика. - 2008. - № 5.- С.
Бобров В.В. Актуальные проблемы современного содержания образования / В.В. Бобров // Философия образования. - 2002. - № 5. - С. 182-197.
Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнение европейских экспертов). М., 2003. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / Под ред. К. Пурсиайнена и С.А. Медведева. - М.: РЕЦЭП, 2005. - 199с. 34-39
Жуков А.Д. Образование в России: Проблемы и решения. / А.Д. Жуков, Н.М. Канаев - Москва, ЭКМОС, 2000. - 407 с.
Слайд 13Литература
Барбер М. , Доннелли К., Ризви С. Накануне схода лавины.
Высшее образование и грядущая революция / Вопросы образования. 2013. №
3
«….Фундаментальный вопрос предлагаемого вниманию читателей эссе состоит в следующем:
достаточно ли хорошо университетское образование готовит к трудовой деятельности и реализации гражданских прав и обязанностей в XXI в., а точнее, будет ли оно и впредь считаться высокой ценностью, учитывая резкое повышение его стоимости за последние десятилетия?...»
Лоуренс Саммерс, профессор
Университета Чарльза У. Элиота
и почетный президент
Гарвардского университета
Слайд 14Современные организационные модели высшего образования
Слайд 15Система
«целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие
у каждого из них, связанная с внешней средой» (Т.И.Шамова)
множество взаимосвязанных
компонентов, составляющих определенное целое в своем строении и функционировании (С.И. Архангельский)
определенная общность элементов, функционирующих по внутренне присущим ей целям (Ю.К. Бабанский)
Слайд 16Виды систем
Социальные системы
Образовательные; педагогические
Политические
Экономические
Медицинские
Правовые
Слайд 17Образовательная/педагогическая система
Системы, в которых протекают педагогические процессы, определяются как педагогические
системы, обладающие определенными элементами или объектами и их взаимосвязями или
структурами и функциями.
Образовательная система – совокупность связанных между собой образовательных и инновационных процессов, и деятельности по управлению этими процессами, направленными на удовлетворение обучающихся.
Слайд 18Из каких элементов строится система?
Систему образования составляют:
Образовательные организации (школы, колледжи,
вузы).
Социальные группы (школьники, студенты, учителя, преподаватели).
Последовательный образовательный процесс (передача знаний, формирование
навыков)
Организации дополнительного образования.
Слайд 19Система образования
совокупность
образовательных программ и государственных образовательных стандартов;
сети
образовательных учреждений их реализующих;
органов управления образованием.
(Закон об образовании).
В
новых социокультурных условиях остро стоит проблема формирования целостной системы непрерывного образования в России.
Непрерывное образование рассматривается как процесс и результат развития личности в реально функционирующих образовательных организациях.
Слайд 20Система образования включает в себя:
Слайд 22Образование подразделяется
непрерывное образование
Слайд 23уровни профессионального образования
Слайд 25Современные тенденции развития образования
1. Гуманизация образования
2. Индивидуализация
3. Демократизация
4. Вариативность,
или диверсификация (в переводе с лат. – разнообразие, разностороннее развитие)
5.Интегративность
проявляется в структурных изменениях образовательной системы.
Слайд 26Современные тенденции развития образования
6. Психологизация современного образовательного процесса интеграции
7. Переход
от информативных к активным методам обучения
8. Стандартизация содержания образования
9. Индустриализация
обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация
Слайд 27Общемировые тенденции
(Доклад ЮНЕСКО, 1998)
Политический фон, на котором происходят изменения
в образовании
Демографический фон, отражающий демографический кризис в ряде стран мира
Политика
в области образования
Проблемы современного образования связанные, связанные с контингентом обучающихся
Основные показатели динамики среды
Восхождение к качеству образования
Слайд 28Образование – один из социальных институтов в системе общественного разделения
труда
задачи образования
Слайд 31Модели образова
ния
Моде́ль
(фр. modèle, от лат. modulus — «мера, аналог,
образец, система»)
Это упрощённое представление реального устройства и/или протекающих в
нём процессов, явлений
Государственно-ведомственная
Слайд 32Государственно-ведомственная
модель
Строится по ведомственному принципу с жестким определением
целей, содержанием
образования, номенклатурой учебных заведений и учебных дисциплин.
Учебные заведения однозначно подчиняются
и контролируются административными или специальными органами.
Слайд 33Развивающего образования
Широкая кооперация образовательных систем разного типа и уровня;
Удовлетворение потребности
различных слоев населения страны в образовательных услугах;
Быстро решаются образовательные
задачи, расширяется спектр образовательных услуг.
Образование получает реальную возможность быть востребованным другими сферами -- впрямую, без дополнительных согласований с государственной властью.
В этом случае сфера образования выступает в качестве звена социальной практики.
(В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.)
Слайд 34Традиционная модель образования
(Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д.
Равич, Ч. Финн и др.)
модель систематического академического образования
как
способа передачи молодому поколению универсальных элементов культур прошлого, роль которого сводится в основном к воспроизведению культуры прошлого.
Слайд 35Рационалистическая модель образования
(П. Блум, Р. Ганье, Б. Скинер и др.)
В
рамках этой модели обеспечивается
передача -- усвоение только таких культурных
ценностей, которые позволяют безболезненно вписываться в существующие общественные структуры.
В рационалистической модели отсутствует творчество, самостоятельность, индивидуальность. Идеалом становится точное следование предписанному шаблону.
Слайд 36Феноменологическая модель образования
(А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и
др.)
предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся,
бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям.
Слайд 37Неинституционная модель образования
(П. Гудман, И. Иллич, Ж. Гудлэд, Ф.
Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар и др.)
ориентирована на организацию
образования вне социальных институтов, в части школ и вузов. Это образование на "природе", с помощью Интернета, в условиях открытых школ, дистанционное обучение и др.
Слайд 38в мире сложились следующие образовательные модели:
Американская модель
Французская модель
Немецкая модель
Английская модель
Азиатская
модель
Российская модель
Слайд 39Американская модель: младшая средняя школа -- средняя школа -- старшая
средняя школа -- колледж двухгодичный -- колледж четырехгодичный в структуре
университета -- магистратура -- аспирантура. Американская модель характеризуется тем, что обеспечивает приобретение опыта, необходимого для успешной практической деятельности, ориентирует обучаемых на индивидуальные запросы, предоставляет свободу широкого выбора учебных предметов и варьирования содержания образования.
Французская модель: единый колледж -- технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей -- университет -- магистратура -- аспирантура.
Немецкая модель: общая школа -- реальное училище, гимназия, основная школа -- институт -- университет -- аспирантура.
Английская модель: объединенная школа -- грамматическая и современная школа-колледж -- университет -- магистратура -- аспирантура.
Для западноевропейских моделей характерен значительный удельный вес учебных заведений, ориентированных на элитарный уровень академического образования
Особенность азиатской модели в том, что в обучении в ней органично сочетаются старые традиции с новейшими потребностями технического прогресса, обеспечивается союз иероглифов с электроникой
Слайд 41Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации
Концепция модернизация российского
образования
Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые
определены
в Законе Российской Федерации "Об образовании», раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и
В Форсайт-проекте "Образование-2030"
Слайд 42Форсайт - это технология работы с образами будущего
Чего мы хотим
достигнуть в будущем?
На что будем работать, к чему прилагать усилия
?
Слайд 43Базовые принципы форсайта
Будущее творимо; оно зависит от прилагаемых усилий
Будущее вариативно
(возможно много вариантов будущего) - оно не проистекает из прошлого
и зависит от решений, которые будут предприняты участниками
Есть зоны, по отношению к которым можно строить прогнозы, но наши действия не предопределены
Будущее нельзя спрогнозировать или предсказать, можно быть к нему готовым
Слайд 44Основные тенденции в сфере высшего образования
Группа форсайта ВУЗов выделила следующие тренды:
Система
высшего образования РФ в ближайшие 5-10 лет начнет переживать изменения
под воздействием экспансии зарубежных образовательных франшиз.
В Россию придут «университеты для миллиарда» (таких зарубежных провайдеров образовательного контента, как Coursera и EdX, предоставляющих русскоязычные курсы и связанные с ними возможности для профессионального развития).
Как следствие — необходимо уделять важное внимание развитию российского высшего образования с учетом растущей международной конкуренции за интеллектуальные ресурсы и российский человеческий капитал.
Слайд 45Тренды высшего образования по форсайту:
В следующее десятилетие в России усилится
роль высших учебных заведений исследовательского и предпринимательского типа, формирующих вокруг
себя распределенные мультикластеры различных образовательных форматов, работодателей, сообществ. Если углубленной интеграции вузов с профессиональными сообществами не произойдет, сохранившийся разрыв в подготовке кадров для новой экономики России усилится, подрывая потенциал страны в глобальной конкуренции за идеи и ресурсы.
Слайд 46Тренды высшего образования по форсайту:
Прозрачность вузовской системы – ключевой вопрос
для долгосрочного развития страны. В ближайшие 5-10 в России будут
появляться новые форматы, направленные на обеспечение прозрачности результатов и процессов в системе высшего образования. Например, могут быть сформированы «пиринговые» (peer-to-peer) системы оценки курсовых и дипломных работ, а также сформированы онлайн-рейтинги преподавателей высшей школы РФ. Если прозрачность вузовской системы не будет обеспечена, российские вузы проиграют глобальным провайдерам образования, приходящим на национальный рынок.
Владимир Синельников и Наталья Чеботарь создали Edutainme.ru — электронный журнал про будущее образования и меняющие его технологии.
http://www.edutainme.ru/post/shkolnoe-obrazovanie-v-2020/
Слайд 47Два вероятных сценария развития проекта
– «Гонка на гребне волны» (продолжение
и ускорение текущих тенденций);
– «Второй ренессанс» («проактивный» сценарий,
предусматривающий качественное усиление
роли науки и образования в повышении конкурентоспособности европейской экономики и усилении социальной сплоченности).
Слайд 48МИР БУДУЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ???
Старой школе и старому университету нет места
в мире будущего. Человек сможет собирать свое персональное образование без
традиционных институтов. Я не исключаю, что в 2030 году постоянное обучение в школе или вузе станет уделом неудачников.
Про таких будут говорить: «Он не смог сам сконструировать свое образование…» — считает Павел Лукша, директор корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково» и один из главных создателей форсайт-прогноза «Образование-2030».
Слайд 53Модели
университета
…Вообще-то мы не уверены, что какая- либо из них существует
в чистом виде. Для каждого университета оптимальным вариантом, возможно, будет
сочетание тех или иных моделей — они вовсе не исключают друг друга.
Смысл выделения этих моделей в том, чтобы побудить заинтересованных читателей к размышлению и действию.
Слайд 54Изменения в системе образования:
традиции и инновации
утопия или реальность?
Слайд 55Интерактивная работа в группах
Работа в малых группах
— это одна из
самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в
том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
Все это часто бывает невозможно в большом коллективе.
При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты.
Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать — учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания.
Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках.
Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение
Слайд 56Шляпы мышления
– нейтральная позиция, факты
–
позиция «против» - что плохого, какие трудности, противоречия, ошибки.
– позиция «за» - что хорошего, достижения, потенциал.
– размышления – где место, в чем сущность этого явления, с чем оно связано.
– эмоции – какие чувства это во мне возбуждает.
– творческий риск, как это можно вернуть, что с этим можно сделать.
Желтая шляпа
Белая шляпа
Черная шляпа
Синяя шляпа
Красная шляпа
Зеленая шляпа
Слайд 57Основные компоненты образовательной системы (образовательной организации)
Цели образования;
Содержание образования;
Средства и способы получения образования;
Формы организации образовательного процесса;
Реальный
образовательный процесс как единство обучения, воспитания и профессионального развития человека;
Субъекты и объекты образовательного процесса;
Информационно-образовательная среда;
Результат образования (уровень образованности)
Слайд 58
Цели
Это конкретное описание программы развития человека средствами образования
(модель выпускника,
профессиограмма специалиста)
Цели обучения конкретной учебной дисциплины
Содержание образования
Это система знаний
Способы деятельности
Опыт
творческой деятельности
Опыт ценностного отношения к миру
Слайд 59Методы обучения
Методы обучения — это способы организации познавательной деятельности обучающегося,
обеспечивающие овладение знаниями, методами познания и практической деятельности
Методы обучения
- это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение поставленных учебно-воспитательных целей.
Слайд 60
Классификации методов обучения:
Методы продуктивного обучения
Слайд 61Когнитивные
(методы учебного познания)
Метод эмпатии (вживания в предмет, образ)
Метод символического видения
Метод
эвристических вопросов (кто, что, зачем, где, чем???)
Метод сравнения
Слайд 62Когнитивные
(методы учебного познания)
Метод исследования
Метод конструирования понятий
Метод конструирования правил
Метод ошибок
……..
Слайд 63Креативные методы
Метод придумывания
Метод «Если бы»
Метод агглютинации (соединить несоединимые качества, свойства…
/горячий снег, объем пустоты/ )
Мозговой штурм
……….
Слайд 64Методы организации учения
Методы ученического целеполагания
Методы ученического планирования
Методы нормотворчества («как решать
задачу», «как изучать слово»)
Методы самоорганизации обучения (работа с учебником, изготовление
моделей, решение задач, выполнение упражнений)
Метод рецензий
Метод взаимообучения
………
Слайд 65Формы организации образовательного процесса:
Урок/ занятие (35 или 45 минут)
Лекция (90 или 120 минут, с перерывом или без)
Семинар - практическое занятие всей учебной группы;
Лабораторный практикум
Учебная экскурсия
Групповые или индивидуальные консультации
иные формы организации (тьюториалы, менторство)
Слайд 66Образованный человек –
это не только знающий и умеющий человек
в основных сферах жизнедеятельности, с высоким уровнем развитых способностей, но
и человек, у которого сформировано мировоззрение и нравственные принципы, а понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.
Слайд 67Что понимается под образованием?
Передача социального опыта
Процесс изменений личности
Организованное взаимодействие студента
с окружающим миром и самим собой
Слайд 68Компетентностный подход
Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей
образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных
результатов.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании
// Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.3-1
Принципы:
• Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучающихся.
• Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
• Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых обучающимся на определённом этапе обучения.
Слайд 69
Компетентностный подход
это попытка построить образовательный процесс, обеспечивающий становление у обучающихся
собственной системы работы, компетентности и других характеристик образованности, которые нельзя
сложить из набора умений и знаний.
Слайд 70Реализация
компетентностного подхода в образовании
Изменения
в содержании образования
в осуществлении учебного
процесса
в практике работы преподавателя.
Слайд 71Реализация компетентностного подхода
Во-первых,
целью обучения становится не процесс, а достижение
обучающимися определенного результата. Содержание материала внутри предмета подбирается преподавателем под
сформулированный результат. Меняются так же и подходы к оценке — в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью учащихся.
Слайд 72Реализация компетентностного подхода
Во-вторых,
меняются формы и методы организации занятий —
обучение приобретает деятельностный характер,
акцент делается на обучение через практику,
продуктивную работу обучающихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений.
Слайд 73Методологическая модель образовательного процесса
Методологический образ образовательного процесса сосредоточен в модели
образования
В зависимости от концептуального смысла образования проектируется и выстраивается соответствующий
образовательный процесс
Слайд 78Современная модель образования
ориентирована
на решение задач инновационного развития экономики
Слайд 79Профессиональное образование предусматривает:
расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса;
вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные исследования
Слайд 80
Образ студента
целевой фактор выстраивания
системы образования
Образ студента
это набор личностных качеств
(когнитивных, креативных, методологических), соответствующих образу.
Слайд 81Практическое задание:
1.Изобразите графически в виде знака, образа или рисунка символ
образования. Прокомментируйте полученный символ.
2. Используя лист бумаги, нитки, скотч, изготовьте
материальную модель образования. Предложите объяснение данной модели.
3. Составьте образ студента по плану:
Тип образовательного учреждения
Виды деятельности студента (познание, создание личного образовательного продукта, самоорганизация разных видов деятельности)
Качества личности (когнитивные, креативные, методологические)
Слайд 82Образ студента
Тип образовательного учреждения
Виды деятельности студента:
познание – освоение объектов
окружающего мира и знаний о нем
создание личного образовательного продукта- собственное
образовательное приращение
самоорганизация разных видов деятельности (предыдущих познание и созидания)
Качества личности:
Когнитивные –
Креативные
методологические
Слайд 83
Качества личности:
Когнитивные – познавательные качества (умения чувствовать, задавать вопросы,отыскивать причины
явлений, обозначать своё понимание/ непонимание вопроса)
Креативные – творческие (вдохновленность, фантазия,
гибкость ума, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей и чувств, прогностичность, наличие своего мнения)
методологические – оргдеятельностные качества (способность к осознанию целей учебной деятельности, умение поставить цель и организовать её достижение, способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, коммуникативные качества)
Слайд 85….….лавина перемен сметет систему
Введение
Мы согласны с Дэвидом Паттнемом, который сказал
в июне 2012 г., выступая в Массачусетском технологическом институте: «Я
бы назвал сложившееся положение драматическим, поскольку весь мой опыт говорит мне: если мы не изменим подход к образованию, причем кардинально, то та самая когорта, которую мы сейчас “защищаем”, может в результате обнаружить, что из-за нашей нерешительности она лишилась всякого будущего»
Барбер М. , Доннелли К., Ризви С. Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция